Работа в группах

Ирина Константиновна Котова

Как вы относитесь к применению групповой  формы работы на уроке?  Легко ли вам  добиться дисциплины при  работе в группах?

 

Комментарии

Бобринева Лариса Алексеевна

Применять групповую работу я начинаю со 2 класса, парную уже в 1 классе. Первый этап сплочение группы. Для начала изучила индивидуальные особенности обучающихся: темперамент и самооценку (приложение 1). В результате выявила, что в классе есть сангвиники, флегматики, меланхолики и 1 холерик. По уровню самооценки получила следующее:
7 - человек имеют высокую самооценку;
10 – среднюю;
5 – низкую.
Анализ этих анкет позволило мне сформировать группы по их особенностям, чтобы в одной группе не оказались дети с одним и тем же темпераментом или с высокой (низкой) самооценкой. Использовала игры и элементы психологического тренинга.
Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…».
Цель: узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.
Участники выстраиваются в два круга (внешний и внутренний) лицом друг к другу. Количество детей в кругах одинаковое. Участник, который стоит во внешнем круге говорит своему партнеру из внутреннего круга фразу, которая начинается со слов: Мы с тобой похожи тем, что…» (например, что мы живем на одной улице). Участник внутреннего круга отвечает: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» (например, что у нас разный рост). Затем по команде учителя участники внешнего круга передвигаются по часовой стрелке, меняясь партнерами. Так продолжается пока все участники внешнего круга не повстречаются с участниками внутреннего круга. После завершения упражнения каждый участник рассказал, что он нового узнал о своих партнерах.
Можно применять и другие игры: «Чувство по рукам», «Путанка».
На первом этапе образования групп проводилась «Коллективная сказка». Учащиеся получили задание придумать сказку. Каждый участник должен добавить слово или новое предложение. Оценивается коллективный замысел. Эта игра дала мне возможность получить хорошую информацию о детских конфликтах и ожиданиях.
Для получения обратной связи я использовала игру «Модифицированное зеркало». Водящий изображал кого-то из членов группы, а группа угадывала, кого изображает водящий.
Все эти мероприятия помогли мне сплотить коллектив и лучше узнать каждого ребенка. Дети стали чувствовать себя комфортней, раскрепощенней. Поняли, что каждый из них индивидуален, но вместе они сильнее. А в группе каждому найдется свое интересное дело по темпераменту, по способностям, по увлечениям.
На втором этапе проводилась работа в парах. Вначале это были простые задания – научиться тренироваться в парах (выполнение заданий с взаимопроверкой, проверяли друг у друга таблицу сложения, умножения и т.д.). Затем осуществлялось обсуждение в парах. Важно, чтобы ученик говорил по теме, умел ставить и отвечать на вопросы.
Третий этап – это групповая работа. Прежде чем перейти к ней , мы с ребятами установили правила работы в группе:
Смотреть на собеседника при разговоре.
Говорить тихо, чтобы не мешать одноклассникам.
Говорить только по делу.
Внимательно слушать ответ.
Обращаться друг к другу по имени.
Так как обучающиеся не работали в группах, вместе с 5 – ю детьми я показала весь ход работы, обращая большое внимание на взаимодействия. Главное разбирать не ошибку задания, а ход взаимодействия. Типичные ошибки:
- «Неверное» общение - это типичный детский спор: «Я прав!», «Нет, я!».
- Отношения ученика, который ничего сам не делает и рад, когда за него выполняют другие.
В ходе разбора данных задач, дети сами пришли к выходу из таких ситуаций.
Чтобы им легче было научиться работать в группе, первые две недели детей не пересаживала. Затем стала использовать различные способы распределения обучающихся по группам

Ирина Константиновна Котова

Большое спасибо за ваш комментарий. Очень интересная работа.

Ирина Константиновна Котова

При обучении ребят в группе, я столкнулась с такими проблемами, как нежелание некоторых ребят участвовать в работе команды, они старались выполнить задания самостоятельно.

А ещё я использую групповую работу "В школе совы". Где один из учеников выполняет роль учителя, а остальные -ученики. "Учителем" может быть как сильный ученик, так и слабый. Даю ребятам задание и они под руководством "учителя" его выполняют.

Панарина Татьяна Викторовна

Уважаемая Ирина Константиновна!
В 1 и 2 классах только первые шаги работы в группах. Трудно! Сейчас нет проблем.Деление участников провожу каждый раз по-новому. Мы учимся работать с РАЗНЫМИ одноклассниками. Есть "лидеры" и "молчуны". Но в группе "молчуны" часто раскрываются.Это прекрасно! ВСЕГДА разбираем работу каждой группы!!! Называем "плюсы" и "минусы". Буквально сегодня я проводила Математическую игру по станциям с финскими гостями. Сильная команда серьёзно отстала от остальных команд. В чём причина? Дети сказали: "... хотел всё делать сам. Был недовольным. Тянули задания каждый на себя, а НЕ ВМЕСТЕ решали". Но мы учимся выходить из таких ситуаций. Я совершенно спокойно провожу открытые уроки на район в групповой форме. Лёгкий деловой шум обязателен. Иначе будет пустой урок.