Проблема чтения произведений на уроках литературы

Квардакова Ольга Павловна

Закончились новогодние каникулы. Школа, уроки, интерпретация произведений. И хотя   было задание прочитать, уверенна, что многие этого не сделали. Проработала в школе 35 лет, не могу привыкнуть к тому, что при  разборе произведения у ребят нет на партах текстов. Коллеги, помогите. Как вы справляетесь с этой проблемой? Как вернуть ребят к первоисточнику, т.е к текстам произведений.

 

Комментарии

Татьяна Михайловна Захарченко

Мне будет интересно почитать, что ответят вам коллеги, Ольга Павловна. В начальной школе дети ещё читают. Мои третьеклассники точно прочитают всё, что рекомендовала на каникулы)

Парфёнцева Елена Анатольевна

Может быть, мой метод и не слишком академичный, но пока работает. У моих студентов нет привычки к чтению, поэтому их отпугивает требование читать. Жесткость даст результат, но не пользу. Я делаю все, чтобы они отказались от сервисов с кратким содержанием произведений и настаиваю на чтении самих произведений, пусть и "через абзац и по диагонали". Мир изменился, до некоторых тонкостей надо дорасти. Чужой пересказ называю пережеванной и переваренной пищей, которую они добровольно глотают, не разбираясь в качестве. Достаточно в каждой группе показать ошибку или спорный момент пересказа, сторонников становится меньше. Вкус авторского текста появляется, когда ты этот текст читаешь. Классика не может не увлечь, но надо отбросить предубеждение и прочувствовать. Так что мы читаем, "втыкаясь" в произведение в разных местах и сценах. Читаем фрагменты вслух (уже накопилась целая подборка лучших моментов, которые вызывают интерес, заставляют спорить, идут на пользу, помогают "протолкнуть идеи в массы"). А на пары прошу приносить текст в любом виде. Поначалу это были только телефоны и электронные книги. Сейчас все больше бумажных текстов со смешными закладочками разного цвета. Конечно, мне проще в некотором роде: для моих учеников литература не профильный предмет, я могу себе позволить отступление от программы и официальных рекомендаций.

Квардакова Ольга Павловна

Спасибо

Поротикова Наталья Геннадьевна

Согласна с коллегой. Во время, когда гаджеты заменяют ребенку не только книгу, но и кино, театр, прогулки да и просто живое общение, не нужно строго требовать наличия бумажных текстов. Мой сын, студент первого курса, у нас дома богатая семейная библиотека, но если какого-то произведения нет дома, то он не пойдет за книгой в публичную библиотеку, а воспользуется компьютером. Иногда он спрашивает моего совета, стоит ли читать какое-либо произведение.Всегда советую прочитать, а потом сравнить наши впечатления. Могу рассказать коротко, о чем та или иная книга, но так, чтобы заинтересовать, подтолкнуть к тому, чтобы захотел прочитать сам. Хотя многое из школьной программы сама прочитала уже будучи далеко не школьницей. В моей семье книги не выпускали из рук абсолютно все - в очереди, за столом, в любую свободную минуту нос был уткнут в книгу. Моим детям я читала с самого раннего детства, но, к сожалению, ни сын ни дочь так и не пристрастились к чтению, предпочитая гаджеты. Поэтому я рада, когда они знакомятся с каким-то литературным произведением абсолютно любым способом.

Квардакова Ольга Павловна

Спасибо, коллеги. У моих сыновей тоже не было проблемы чтения книг: советом помогала я. Это позволяет сделать вывод: любовь к книге рождается в семье!