Из чего складывается профессиональное мастерство учителя физической культуры

Буркова Оксана Николаевна

Профессиональное мастерство учителя физической культуры во многом определяется его способностями к педагогической деятельности, которые делятся на следующие группы:

  1. Дидактические способности – это способности передавать учебный материал, делая его доступным. Учитель должен преподносить учебный материал ясно и понятно для конкретной группы учащихся, вызывая у них интерес к учебному предмету, возбуждая их активность и самостоятельность в учебной деятельности.
  2. Академические способности – это способности к соответствующей области наук (учебный предмет). Способный учитель физической культуры знает свой предмет не только в объёме учебного курса, но и значительно шире и глубже. Он стремится к познанию последних открытий в области научных знаний по своему предмету, сам ведёт исследовательскую работу.
  3. Перцептивные способности – это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его психического состояния.
  4. Речевые способности – это способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. При этом учителю важно проявлять силу, убежденность и заинтересованность в том, что он говорит.
  5. Организаторские способности – это умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач. Кроме того, это способность организовать собственную деятельность.
  6. Авторитарные способности – это способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета.
  7. Коммуникативные способности – это способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности.
  8. Педагогическое воображение – это способность предвидеть последствия педагогической деятельности: прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая, что может «получиться» из учеников.
  9. Аттенционные способности – это способность распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушения дисциплины, следить и за собственным поведением. И это далеко не полный перечень объектов, на которые должен распределять свое внимание учитель.

Эти способности заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное – простым, неясное – понятным;

Умения учителя физической культуры

Умение – это практическое владение способами выполнения отдельных действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности.

Умения учителя физической культуры делятся на конструктивные, организаторские, коммуникативные (включая дидактические и ораторские), гностические (включая перцептивные) и двигательные (включая прикладные).

Конструктивные умения помогают учителю планировать свою деятельность.

К ним относятся умения: отбирать и строить учебный материал (например, составить комплекс упражнений для развития у учащихся быстроты реагирования или внимательности), осуществлять перспективное и текущее планирование, планировать приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря. Особенно ценным является умение корректировать планы.

Организаторские умения связаны с реализацией намеченных планов. Например, учитель может составить хороший конспект урока, а сам урок провести плохо, так как не сумеет организовать работу в классе. Наоборот, студент, имея несовершенные знания по методике проведения урока, может за счёт организаторских способностей и умений хорошо провести урок.

Учитель должен уметь организовать свою деятельность и деятельность учеников. У разных учителей это получается не одинаково. Учителя с инертностью нервных процессов, медленно переключающиеся с одной ситуации на другую, отличаются высоким уровнем личной организованности. Они умеют хорошо организовать своё рабочее время, правильно выбирают своё местонахождение в спортивном зале во время урока, умело используют в качестве помощников хорошо подготовленных учеников. У учителей с подвижностью нервных процессов диапазон организаторских умений более широкий, они проявляют большую активность в организации деятельности учащихся, хорошо организуют работу спортивных секций в школе, спортивные соревнования и праздники, эстафеты и подвижные игры на уроке.

Умение учителя общаться с учащимися, коллегами по работе, родителями, находить рациональные пути взаимодействия с окружающими – это все коммуникативные умения. Такие умения условно делятся на три группы: коммуникативные, дидактические и ораторские. Собственно коммуникативные выражаются в умениях вступать в контакт с людьми, строить с ними отношения. 

Дидактические связаны с умениями учителя ясно и доходчиво доносить до сознания учеников учебный материал. К дидактическим относят умения пробудить интерес к занятиям физическими упражнениями, передать свою увлечённость ученикам, управлять вниманием учебной группы и прогнозировать последствия своих педагогических воздействий. Ораторские умения обеспечивает, прежде всего, культура речи, к овладению которой должен стремиться каждый педагог.

Гностические умения связаны с познанием учителем как отдельных учеников, так и коллектива класса в целом; с анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Гностические умения базируются на перцептивных способностях: умении наблюдать, подмечать. Они включают в себя и умение пользоваться учебно-методической и научной литературой, и умение проводить элементарные исследования, анализируя их результаты.

Двигательные умения отражают, прежде всего, технику выполнения учителем физических упражнений. Правильный показ того или иного физического упражнения, входящего в программу обучения, определяет эффективность учебной деятельности школьников. К двигательным умениям учителя физической культуры относятся также умения и навыки выполнения страховки, ряд прикладных умений, необходимых при ремонте спортивного оборудования и инвентаря, в туристических походах и т. д.

Знания учителя физической культуры

Знания являются одним из факторов, определяющих возможности учителя в его педагогической деятельности. А. С. Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Особенно это касается старшеклассников, которые оценивают учителя не только и не столько по его коммуникативным качествам (умению общаться. входить в контакт с людьми), сколько по профессиональным качествам.

Эрудиция учителя физической культуры складывается из общих и специальных знаний.

Общие знания (общественно-политические, а также по литературе, искусству, истории и т. д.) характеризуют мировоззрение и общую культуру учителя. Специальные знания, необходимые для осуществления учителем физической культуры своей физкультурно-педагогической деятельности, можно разделить на психолого-педагогические, медико-биологические и физкультурные.

Все знания одинаково важны, и пренебрежение основами анатомии, физиологии, психологии, педагогики может привести к серьёзным педагогическим ошибкам. Опрос опытных учителей физической культуры показал, что наиболее значимыми для их профессиональной деятельности, наряду с теорией и методикой физического воспитания, являются психология и физиология. Слабая же эрудированность в обществоведческих, искусствоведческих и других вопросах может привести к потере учителем авторитета в глазах учащихся.

Специальные знания, которыми обладает учитель физической культуры, можно разделить на теоретические, практические и методические.

Теоретические знания касаются истории физической культуры, закономерностей работы организма человека, биомеханических закономерностей двигательных действий, принципов воспитания и обучения и т. д. Это знания, которые нужны для объяснения и связаны с вопросом «почему?».

Практические знания учителя физической культуры касаются, прежде всего, знаний о том, как нужно сделать то или иное упражнение. У студентов факультета физической культуры это основные знания, которые приобретаются ими на практических занятиях и во время занятий по спортивной специализации.

Методические знания также дают возможность ответить на вопрос, как нужно сделать, но касаются они уже не собственного исполнения упражнения, а исполнения его учащимися. Это знание того, как научить другого.

Часто у студентов факультета физической культуры наблюдается отождествление практических и методических знаний: они полагают, что раз они знают, как нужно делать упражнение, и умеют его делать, то они сумеют и объяснить учащимся, как это упражнение нужно делать. В действительности же обучение других – это специальный раздел педагогики физического воспитания, методика физического воспитания, которой нужно овладевать тщательно и терпеливо, поскольку опыт собственной спортивной деятельности не у всех и не сразу трансформируется в опыт обучения других.

Организаторская деятельность учителя физического воспитания на уроке – одна из ведущих, она состоит из реализации на практике проектов (планов) учителя. Это «деятельность одного человека, осуществляющего мобилизацию, координацию, взаимодействие и взаимосвязь совместно с действующей группой людей».

Организаторская деятельность проявляется различным образом:

во-первых, в речи учителя (при объяснении задач урока и упражнений, подаче команд и распоряжений, подведении итогов урока и т. д.);

во-вторых, в поведении учителя:

  • в выборе места для ведения урока;
  • в целесообразных передвижениях по залу с целью руководства классом, контроля за выполнением упражнений, оказания помощи и страховки;
  • в своеобразии дисциплинарных воздействий на учащихся;
  • в подготовке мест для занятий и необходимого инвентаря;
  • в организации расстановки и уборки снарядов, раздаче инвентаря;
  • в регулировании оптимальной моторной плотности урока в зависимости от его типа;
  • в регулировании физической нагрузки для каждого ученика;

в-третьих, в управлении деятельностью учащихся:

  • в построении и перестроении на месте и в движении;
  • в выборе способов выполнения упражнений;
  • в активизации познавательной деятельности учащихся;
  • в организации усвоения и запоминания учебного материала;
  • в проверке и оценке знаний, умений учащихся.

Организаторская деятельность разными людьми может осуществляться по-разному, отличаясь как особенностями воздействия организатора на организуемых, так и динамикой самой организаторской деятельности. Например, Л. И. Уманский, изучавший способности у 342 организаторов, выделил 18 типичных организаторских качеств личности.

Коммуникативная деятельность учителя физического воспитания на уроке выражается в общении его с учащимися, организации взаимоотношений между ними, установлении и поддержании контактов, обмене информацией, организации взаимоотношений между членами одного отделения команды.

Коммуникативная деятельность учителя физкультуры проявляется:

  • в формах обращения учителя к учащимся;
  • в тоне обращения;
  • в интенсивности общения (количестве контактов в единицу времени);
  • в мотивах общения.

На уроке учитель использует как вербальные (словесные), так и невербальные средства общения: выразительные движения (жест, мимику, пантомиму) в качестве стимулирующей информации. Соотношение их зависит от объективных условий, конкретных ситуаций деятельности, в которых протекает процесс общения. Коммуникативная деятельность как организаторская – деятельность практическая. Контакты между учителем и учащимися в ходе учебного процесса предполагают, что на основе передаваемой учителем информации у школьников формируются знания, умения и навыки.

Педагогическая направленность – это устойчивое стремление человека заниматься педагогической деятельностью.

Педагогическая направленность учителя физической культуры формируется на базе двух мотивационных образований: так называемой «любви к детям» и интереса к физической культуре (к сожалению, о наличии третьего – престижа профессии учителя – сейчас говорить не приходится).

Большое значение ей придавал В. А. Сухомлинский, подчёркивавший, что научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Конечно, выражение «любовь к детям» не следует понимать буквально. Когда о ней говорят, скорее всего, имеют в виду чуткое и внимательное отношение к каждому ребёнку, в том числе и к тем, кто своим поведением и успеваемостью доставляет учителю огорчения. Это наличие чувства удовлетворения, радости от общения с детьми, от проникновения в своеобразный детский мир, психологию ребёнка. Любовь к детям – это не сентиментальность, не мягкосердечие, не всепрощенчество. Любовь к детям преобразуется в интерес к работе с детьми, в желание сделать их образованными, развитыми физически и духовно.

Интерес к физической культуре является вторым основным мотивом, формирующим педагогическую направленность учителя физической культуры. Спортивная направленность юношей и девушек, занимающихся спортом, должна пробудить интерес к физкультурно-педагогической деятельности, желание сделать сильными, бодрыми, здоровыми других людей, в частности детей.

Направленность учителя физической культуры на свою работу выражается в увлечённости ею. Она становится смыслом его жизни. Это приводит к двум следствиям. С одной стороны, любовь к своему делу заставляет учителя постоянно совершенствовать своё мастерство, интересоваться работой своих коллег, оказывать им помощь, самому выбирать полезное для своей работы, то есть быть активным творческим работником. С другой стороны, ученики, если чувствуют, что занятия с ними являются для учителя не тяжёлой обязанностью, а удовольствием, отвечают ему взаимностью. А. С. Макаренко говорил, что воспитывать легко, если этому отдаёшь всю жизнь.

Поэтому у учителей – мастеров своего дела отмечается большая удовлетворённость своей профессией.