Исследование урока

Вальт Алина Валерьевна

Исследование урока как инновационная технология развития профессиональных компетенций учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_-_valt_ssh_no_106_volgograd.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование урока как инновационная технология развития профессиональных компетенций учителя

Вальт А.В.,

учитель английского языка,

МОУ СШ № 106,

г. Волгоград

Учитель XXI века, какой он? В последние годы роль педагога в образовательном процессе претерпела значительные изменения. Вместо передачи знаний учителю нужно показать способы их осмысления и помочь сформировать ценностное к ним отношение, а так же создать ситуации для практического их применения. Для этого школе будущего требуются специалисты не только компетентные в предметной области, но и творчески мыслящие, готовые к поиску и внедрению инновационных методик и вариативных технологий обучения.

Все это говорит о том, что необходимым условием реализации профессионального роста учителей становится их готовность к непрерывному самообразованию и работе в проектных и профессиональных командах. В МОУ СШ № 106 подобная практика нашла свое воплощение в рамках реализации системы наставничества.

Мы исходили из того, что первые годы карьеры во многом определяют дальнейшее профессиональное развитие. И здесь важно понимать, что профессиональное становление молодого учителя, поиск собственного стиля преподавания, азы которого закладываются в первые годы работы, достигается только в процессе опыта, в том числе методом проб и ошибок, а так же в процессе обмена опытом с коллегами и анализа опыта этой работы. А это, в свою очередь, означает необходимость активного включения молодых учителей в реальные учебные практики и смещении фокуса наставничества на совместную деятельность с наставляемым.

Очевидно, что понимание наставника исключительно как «единое консультационное окно» обедняет спектр возможностей профессионального развития педагогов. Это создает систему работы, ориентированную на адаптацию, а не на совершенствование. Вместе с тем, сводить несколько лет профессиональной жизни исключительно к приспособлению неоправданно, поскольку в эти годы формируются важнейшие черты индивидуального стиля работы.

В данном контексте больше пользы молодым педагогам принесут не готовые сведения, позволяющие и далее «плыть по течению», а специально организованная практика реальных профессиональных ситуаций, с последующей их рефлексией. Придя к данному выводу, мы задумались над организацией такого внутришкольного сопровождения молодых педагогов, которое создало бы условия для практического освоения ими новых видов профессиональной деятельности, с возможностью ориентации на примеры старших коллег.

В данной связи невозможно не вспомнить свой первый открытый урок: разбор полетов, наше волнение.  Мы ждали оценки: оценки своего урока и оценки себе как учителю. А возможно ли, чтобы было по-другому?

Давайте представим, что учителя собрались вместе: и наставник, и наставляемый, и тот, кто будет вести урок, и те, кто придет на него. Они собрались вместе, чтобы использовать технологию Исследования урока.

Исследование урока – это педагогическая технология, которая направлена на совершенствование учительской практики через совместную работу учителей. Данный подход был разработан в Японии в конце 19 века и получил широкое распространение в двадцатом. Его используют в Америке, Великобритании, Сингапуре, Корее и Китае. Если коротко: команда педагогов ставит перед собой определенную цель и совместно движется к ее достижению, планируя и анализируя уроки, но акцентируя при этом внимание не на работе коллег, а на действиях и успехах учеников.

Опишем этапы реализации технологии на практике. Начинается работа с формирования команды, с группы исследования урока. Сколько может быть учителей в этой команде? Возможно 3, а возможно и 5. Если собирать большую команду, больше 6 человек, некоторые педагоги будут просто присутствовать, а не участвовать. Если проектом займется 3-4 учителя, то каждый из них окажется задействован как преподаватель.

Учителя подбираются не по предметам, а по интересам. Команду должна объединять какая-то общая идея, общая проблема, это должно быть интересным для учителей. Заранее изучаются основы вопроса, причины данной проблемы.

Команда готова к работе. Что дальше? Второй шаг - это планирование. Ключевую идею исследования  рекомендуют записывать в виде вопроса, например, «Как мы можем научить учащихся 8Б класса более эффективно использовать возможности работы в группе для формирования коммуникативных умений?»

Конечно, разработка предметного содержания приходится на предметника, если остальные члены группы — учителя других предметов. Но разработка этапов урока, применения техник, приемов — совместная деятельность команды.

В классе, где будет проходить занятие, выбирают трех типичных учеников из разных групп (с высоким, средним и низким уровнем успеваемости). Важно кратко сформулировать критерии успеха, ожидаемые изменения по трем данным ученикам, то есть цели обучения ставятся не абстрактно для всего класса, а прописываются для каждого представителя одной из трех групп.

Следующий шаг - это проведение самого урока. Один из учителей проводит урок, другие по возможности разделяются на три фокус-группы и наблюдают за выбранными учениками, фиксируют их реакции, успехи, затруднения. Наблюдатели должны иметь план проводимого урока для записи суждений.

После урока можно провести краткое «интервьюирование» учащихся: Что тебе больше всего понравилось на уроке? Чему ты научился? Если этот же урок будет проводиться в другом классе, что бы ты в нем изменил?

Но в чем же основное отличие урока? В том, что урок-исследование проводит наблюдение не за деятельностью учителя, а за обучением школьников. Молодой педагог не испытывает давления со стороны коллег, находящихся на уроке. Как следствие, ему значительно проще критически взглянуть на сам процесс в целом. Педагог становится более уверенным в правильности своих действий.

Следующим шагом в данном процессе становится анализ полученных результатов наблюдения. Учителя вновь собираются вместе, чтобы обсудить, что удалось, а что не очень, подумать над успехами и неудачами наблюдаемых учеников, чтобы сделать вывод, достигли ли все запланированные стратегии цели обучения, и, соответственно, нужно ли улучшать урок или можно остановиться.

Как педагогическая технология, «Исследование урока» имеет определенный цикл. При этом важно указать, что данный цикл рекомендуется повторить несколько раз, иначе, в чем смысл собираться вместе, обсуждать один урок, проводить, анализировать его и потом ничего не изменять? Проводя цикл два-три раза, мы позволяем каждому в группе улучшить преподавание и обучение.

После того как цикл проведён еще раз, следует задуматься над вопросом, стоит ли результаты наших исследованных уроков делать открытыми? Мы думаем, что стоит, ведь наши коллеги уже давно интересовались такой нетрадиционной формой уроков. Как это сделать? Презентации с фото- и видеоматериалами, отснятыми на уроках и во время их планирования, очень подходят для такой работы. А, может быть, учителя выступят перед своими коллегами на методобъединении и поделятся сделанными материалами. А можно создать в учительской стену «совместного обучения». На ней группа будет размещать свои фото, записи по итогам наблюдений и дискуссий, интервью учеников.

А дальше – больше, продуктивным было бы взаимодействие с другими школами, которые реализуют похожие идеи, присоединение к сообществу изучения практики, ведь сильная сеть делает и нас сильнее, представление достижений на внешних мероприятиях, публикации методических наработок групп.

Творческая лаборатория по исследованию урока работает в нашей школе всего лишь второй год, но мы убеждены, что технология «Исследование урока» являет собой серьезную практику наставничества, ведь она способствует, с одной стороны, совершенствованию знаний в области учительской практики, а с другой – ценному диалогу среди молодых и опытных учителей.

В наставническом плане, это своеобразная педагогика сотрудничества. Преподаватели оказываются в ситуации командной работы, совместной проектной деятельности. Таким образом, мы сами осваиваем и применяем на практике навыки XXI века, которые должны транслировать своим ученикам.

В свою очередь, опытные педагоги тоже ценят опыт работы в связке с молодыми коллегами. Последние имеют другой взгляд на жизнь, работают в ином темпе, лучше владеют информационными технологиями. Рефлексия блокирует стереотипы, которые нередко мешают нам принять педагогические инновации, а опыт может быть «отрицающим» и мешать нам в освоении новых подходов.

Технология «Исследование урока» является хорошей рефлексивной практикой, помогающей совершенствоваться как начинающим, так и опытным учителям. Систематическое проведение рефлексии способствует выработке умения наблюдать, находить причины проблем в обучении, делать выводы и видеть перспективы развития своей практики – все это составляющие успешной работы учителя.

Таким образом, можно заключить, что технология «Исследование урока» помогает включить педагогов в эффективную инновационную деятельность, без которой невозможна модернизация системы образования.