Тесты

Вальт Алина Валерьевна

Психолого-педагогические тесты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskie_testy.docx45.28 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тест. Методика "Педагогические ситуации"

Эта методика позволяет судить о психолого-педагогических способностях человека на основе того, какой выход он находит из ряда описанных в ней педагогических ситуаций. Перед началом исследования испытуемый получает инструкцию следующего содержания:

«Перед вами — ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив. Это, чаще всего, будет 7-й и последующие варианты ответов на ситуацию».

Ситуация 1

Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.

  1. «Кто мешает мне вести урок?»
  2. «А что тебе смешно?»
  3. «Ну, и ради бога!»
  4. «Выйди из класса и успокойся»
  5. «Люблю веселых людей».
  6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение». 7.

Ситуация 2

В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как учитель, сможете нас чему-то научить».

Ваша реакция:

  1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя».
  2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».
  3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»
  4. «Тебе просто не хочется учиться».
  5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».
  6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль»,

7.

Ситуация 3

Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой должна быть реакция учителя?

  1. «Не хочешь — заставим!»
  2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»
  3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем».
  4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»
  5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»
  6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав». 7.

Ситуация 4

Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» — Что должен на это ему ответить учитель?

  1. «Если честно сказать — сомневаюсь».
  2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».
  1. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».
  2. «Почему ты сомневаешься в себе?»
  3. «Давай поговорим и выясним проблемы».

6.        «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».
7.

Ситуация 5

Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». — Как нужно ответить ему?

  1. «Попробуй только!»
  2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями».
  1. «Это — твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».
  2. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».
  3. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»
  4. «А что ты собираешься делать дальше?»

7.        «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с
друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в шко
ле».

8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».

9.

Ситуация 6 Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему:

«Вы выглядите очень усталым и утомленным». — Как на это должен отреагировать учитель?

  1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».
  2. «Да, я плохо себя чувствую».
  3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».
  4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы».
  5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».

6.        «Ты — очень внимательный, спасибо за заботу!»
7.

Ситуация 7

«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», — говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». — Как на это должен отреагировать учитель?

  1. «Перестань так разговаривать!»
  2. «Ничего себе, додумался!»
  3. «Может быть, тебе найти другого учителя?»
  4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?»
  5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»

6.        «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»
7.

Ситуация 8

Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый Вами предмет». — Какой должна быть на это реплика учителя?

  1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».
  2. «С твоими-то способностями? — Сомневаюсь!»
  3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»
  4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится»,
  5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».

6.        «Излишняя самоуверенность вредит делу».
7.

Ситуация 9

В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным человеком». — Что должен ответить ему на это учитель?

  1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».
  2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом».
  3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».
  4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе».
  5. «Это тем более, должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».
  6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».

Ситуация 10

Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю?

  1. «Ну вот, опять!»
  2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»
  3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».
  4. «Я хотел (а) бы знать, почему?»
  5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»
  6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?» 7.

Ситуация 11

Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». — Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?

  1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»
  2. «Я вовсе не собираюсь выбирать любимчиков!»
  3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».
  4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных учеников?»
  5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»

6.        «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»
7.

Ситуация 12

Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о

том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» — Что должен на это ответить учитель?

  1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».
  2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».
  3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».
  4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить»,
  5. «Я не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать».

6.        «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».
7.

Ситуация 13

Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях». — Каким должен быть ответ учителя?

  1. «Это — плохо».
  2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься».
  3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится».
  4. «Почему?»
  5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»
  6. «На вкус и цвет товарища нет».

7.        «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»
8.

Ситуация 14

Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать учитель?

  1. «Ну и что?»
  2. «Никуда не денешься, все равно придется».
  1. «Это безнравственно с твоей стороны».
  2. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».
  3. «Почему?»
  4. «Я думаю, что ты не прав».

Оценка результатов и выводы

Каждый ответ испытуемого — выбор им того или иного из предложенных вариантов — оценивается в баллах, равных порядковому номеру. Свободные ответы оцениваются отдельно, и соответствующие оценки добавляются к общей сумме баллов.

Способность правильно решать педагогические проблемы определяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14.

Если испытуемый получил среднюю оценку выше 4,5 балла (стратегический уровень), то учитель строит продуктивное и конструктивное творческое общение на основе партнерских отношений, гуманистическое педагогическое взаимодействие на основе диалога, творчества личности, индивидуальности;

Если средняя оценка находится в интервале от 3,9 до 4,4 балла (тактический уровень), то учитель устанавливает активное педагогическое сотрудничество, строит гуманные отношения, соблюдает педагогический такт во взаимоотношениях со школьниками;

Если средняя оценка от 3,4 до 3,9 балла (операционный уровень), то учитель устанавливает специфические отношения с учениками, обладает не-сформированными коммуникативными умениями, заниженный уровень общения;

И, наконец, если средняя оценка оказалась меньше, чем 3,4 балла (стихийный уровень), то учитель обладает первоначальными коммуникативными умениями в общении, не может установить контакт, не сложившиеся отношения (негативно-эмоциональные) с учениками.

Ваш творческий потенциал

Выберите один из вариантов ответов.

1.        Считаете ли вы, что общеобразовательное учреждение, в котором Вы
работаете, может быть улучшено:

а)        да;

б)        нет, оно и так достаточно хорошо;

в)        да, но только кое в чем,

г)        невозможно ничего изменить.

2.        Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях ОУ:

а)        да, в большинстве случаев;

б)        нет;

в)        да, в некоторых случаях,

г)        не знаю.

3.        Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

а)        да;

б)        да, при благоприятных обстоятельствах;

в)        лишь в некоторой степени,

г)        нет.

4.        Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль,
что сможете что-то принципиально изменить:

а)        да, наверняка;

б)        это маловероятно;

в)        возможно;

г)        нет.

5.        Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что
осуществите свое начинание:

214

а)        да;

б)        часто думаєте, что не сумеете;

в)        да, часто;

г)        иногда.

6.        Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не
знаете:

а)        да, неизвестное вас привлекает;

б)        неизвестное вас не интересует;

в)        все зависит от характера этого дела;

г)        все зависит от настроения.

7.        Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы
желание добиться в нем совершенства:

а)        да;

б)        удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в)        да, но только если вам это нравится;

г)        все зависит от обстоятельств.

8.        Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о
нем все:

а)        да;

б)        вы хотите только удовлетворить свое любопытство;

в)        нет, вы хотите научиться только самому основному;

г)        в зависимости от настроения.

9.        Когда вы терпите неудачу, то:

а)        решаете изменить подход к ситуации;

б)        продолжаете вопреки здравому смыслу;

в)        продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что
препятствия непреодолимы;

г)        махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна.

10.        По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а)        дальнейших перспектив для себя;

б)        преимуществ, которые она обеспечит;

в)        стабильности, значимости, необходимости профессии, потребности в ней;

г)        своих возможностей.

11.        Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по
которому уже прошли?

а)        да;

б)        нет, боитесь сбиться с пути;

в)        да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась;

г)        не знаю.

12.        Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что
говорилось:

а)        да, без труда;

б)        всего вспомнить не можете;

в)        запоминаете только то, что вас интересует;

г)        не всегда.

13.        Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете по
вторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а)        да, без затруднений;

б)        да, если это слово легко запомнить;

в)        повторите, но не совсем правильно;

г)        нет.

14.        В свободное время вы предпочитаете:

а)        остаться наедине, поразмыслить;

б)        находиться в компании;

в)        вам безразлично, будете ли вы одни или в компании;

г)        все зависит от настроения.

15.        Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие
только когда:

а)        дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б)        вам еще не все удалось сделать;

в)        вы более-менее довольны;

г)        непредвиденные обстоятельства.

16.        Когда вы одни:

а)        любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;

б)        любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в)        иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей ра
ботой;

г)        находите занятие по интересам.

17.        Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а)        независимо от того, где и с кем вы находитесь;

б)        вы можете делать это только наедине;

в)        только там, где будет не слишком шумно;

г)        не знаю.

18.        Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а)        можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы
оппонентов;

б)        останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в)        измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком силь
ным;

г)        пока не знаю.

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом: за ответ «а» - 3 очка; за ответ «б» - 1; за ответ «в» - 2; за ответ «г» - 0. Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности; вопросы 2, 3, 4, 5 — веру в себя; вопросы 9 и 15 — постоянство; вопрос 10 — амбициозность; вопросы 12 и 13 — «слуховую» память; вопрос 14 — ваше стремление быть независимым; вопросы 16, 17 — способность абстрагироваться; вопрос 18 — степень сосредоточенности. Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более очков, (стратегический уровень). Учителя, имеющие высокий творческий потенциал, потребность в творческой деятельности. Неординарная личность, способная на кардинальные изменения всего за что берется. Они обладают следующими чертами характера: настойчивость в достижении своих целей, склонность увлекаться работой, желание применять инновационные методы и средства обучения для совершенствования педагогических умений, готовность принять помощь и помогать коллегам, быть активными, постоянно находиться в поиске новых идей, знакомиться с новейшими технологиями (используя психолого-педагогическую литературу), обмениваться своим опытом, вырабатывать свой педагогический стиль и почерк педагогической работы. Творческая деятельность преподавателя служит стимулом к формированию неординарного мышления у школьников, творческого начала, стремления к активной жизненной позиции, готовых в нынешних условиях созидать, творить, увлекать работой.

От 30 до 48 очков, (тактический уровень). Это учителя, имеющие достаточно высокий потенциал, который представляет им богатый выбор возможностей. Они стремятся добиться уважения, как со стороны администрации, так и со стороны учеников, получают удовлетворение от подготовки к занятиям, от высоких результатов успеваемости своих учеников, от общения с ними, от выполняемой работы, готовы к самосовершенствованию.

От 16 до 29. (операционный уровень). Это учителя, потенциал которых не до конца раскрыт. Они обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но у них есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Принимают помощь со стороны администрации, не проявляют инициативы в решении психолого-педагогических задач, в педагогическом процессе, выполняют работу по шаблону. Во всяком случае, потенциал позволит им творчески проявить себя, если они, конечно, этого пожелают.

15 и менее очков, (стихийный уровень). Учителя, творческий потенциал которых невелик. Проявляют пассивность в своей педагогической работе, пессимизм по отношению к ученикам, исключают творчество во всем.

Педагогический тест    Общепедагогические приемы

  1. Умение учитывать возможности возрастного психологического развития учащихся.
  2. Умение определять индивидуальный уровень интеллектуального развития учащегося.
  1. Владение методом педагогического наблюдения.
  2. Владение методом анализа продуктов деятельности.
  3. Умение определять психолого-педагогические особенности.

6.        Умение учитывать индивидуально-психологические особенности
учащихся на уроке,

  1. Умение развивать коммуникативные качества учащихся на уроке.
  2. Умение формировать положительную самооценку у учащихся на уроке.
  3. Умения определять особенности саморегуляции учащихся методом пед. наблюдения.
  1. Умение обучать учащихся рефлексивной деятельности.
  2. Умение дать психолого-педагогический анализ возможностей учебных средств в развитии различных сторон личности учащихся.
  3. Умение дать психолого-педагогический анализ собственного педагогического стиля.

Ключ к тесту: уровень педагогических умений учителя определяется по сумме баллов, набранных испытуемым по всем 12 вопросам. Оценка производиться по 4-х бальной шкале.

Если испытуемый получил среднюю оценку выше 40 балла (стратегический уровень), то учитель имеет широкий общекультурный кругозор во всей сфере своей профессии, в перспективе ее развития и во всей системе пе-

дагогической деятельности образовательного учреждения; свободно ориентируется, самостоятельно, творчески прогнозирует и проектирует свой педагогический процесс; обладает глубоким знанием индивидуально-психологических особенностей школьников.

Если средняя оценка находится в интервале от 36 до 40 балла (тактический уровень), то учитель имеет достаточный общекультурный кругозор в сфере своей профессии и ограниченные представления в системе педагогической деятельности образовательного учреждения; владеет хорошей профессиональной подготовкой, активно воспринимает и осваивает технологию педагогического процесса; обладает достаточным знанием психологии личности обучаемого.

Если средняя оценка от 24 до 36 балла (операционный уровень), то учитель имеет определенный общекультурный кругозор в сфере своей профессии и определенные представления о системе педагогической деятельности образовательного учреждения; владеет не в полной мере основами научно-профессиональных знаний, применяет традиционную систему педагогического процесса, владеет некоторыми приемами творческой деятельности в педагогическом процессе; обладает поверхностными знаниями юношеской психологии личности, руководствуется обыденным здравым смыслом.

И, наконец, если средняя оценка оказалась меньше, чем 24 балла (стихийный уровень), то учитель имеет отдельные элементы общей культуры в сфере своей профессии, в системе педагогической деятельности образовательного учреждения; владеет отдельными элементами научно-профессиональных умений, осуществляет педагогический процесс на эмпирическом уровне с опорой на ранее приобретенный опыт. Отсутствует полное взаимопонимание, контакта, учета индивидуально-возрастных особенностей обучающихся.