Петрухина Ирина Геннадьевна

Сайт учителя русского языка, литературы, МХК

Будем как БОГИ!

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Новые педагогические технологии

Увлечения: Книги, стихи, путешествия

Регион: Новосибирская область

Населенный пункт: город Новосибирск

Место работы: MБОУ "ЛИЦЕЙ № 113"

Звание, ученая степень: Учитель высшей квалификационной категории

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/irina-gennadevna-0
"Зорко лишь сердце, самого главного глазами не увидишь».
Антуан де Сент Экзюпери

И снова я стою на сцене,

Решив, что отступать нельзя

И помню: всё имеет цену

На сердце не держу корысти, зла…

А так открыто, просто, безыскусно

 

Пришла сказать вам: «Здравствуйте, друзья!»

Если листок растет на ветке,

То ветка дереву принадлежит.

Россия – воля, Россия – ветер:

У нас в России всё может быть.

Хитрить не стану. И плакать тоже.

Искать пути! Творить! Идти!

Нужней, пожалуй, не искорёжить,

А дать хорошему - расцвести.

 

Звезда сияет,  звезда надежды:

Дорога в жизни, как свет звезды:

Едва видна. Едва мерцает –

Сердечным ритмом – я и ты…

Ь

О себе

 

Дон Кихот разочаровался  потом в идеальности мира. Ему открылось, что всё, что он делал, все, во что верил, – пустое. Как я его понимаю! Ещё два года назад я тоже думал, что мир прекрасен, а сейчас…

Из сочинения девятиклассника

В русской литературе ХVIIIвека галерея «учителей» открывается образами Кутейкина, Вральмана, Цыфиркина из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». «Мы все учились  понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…», - писал Александр Пушкин – выпускник первого лицея в России -  в XIXвеке. Уже тогда образование в России - серьёзная забота государства и проблема общества. Прошли столетия. Изменилось многое. Но в учителях – новых, современных - и сейчас есть потребность…

         Я учитель. Как это случилось? Почему не инженер, не врач?

         Мне три года. Возраст смешной, забавный. Самое яркое впечатление трехлетней девочки – отец зачем-то привёз списанную старую школьную  доску, поставил на деревянную лавку во дворе… Доска манила. Её зеленый цвет на фоне глиняной стены был окном в другой мир. Усаживаю на табуреты кукол и плюшевых зверей, начинаю урок. Чему учу? Тому, что знала сама, слышала от взрослых, что видела по телевизору и помнила из прочитанных мамой книжек. А еще было радио. Живое слово, льющееся из радиоприёмника, удивляло, рисовало картины, образы, заставляло волноваться, смеяться, грустить… Радио в доме почти не выключали, так как его любила слушать бабушка. Несмотря на четырёхклассное образование, бабушка знала очень много, была мудрой. Все соседи и родственники уважали её, приходили за советом. Как стать таким человеком? -  думала я. И тогда, ребенком, сделала вывод: наверное, много надо знать…

         Игра «в школу» превратилась в мечту.

         Научилась читать в пять лет. В шесть - бегло и вверх ногами (чтобы всем ребятам было видно картинки) - читала книжки вместо воспитателей в детском саду.

         Первый класс стал удивительным открытием того, что я много знаю, но очень многое еще неизвестно. Увлекательный мир распахнул передо мной двери. В школе за десять лет я научилась видеть богатство жизни. Дружба  и верность – не просто слова, а жизненный опыт. Для меня, октябренка, пионерки, а потом комсомолки, было все серьезно.      Достоинство и честь, ответственность  и решительность – ценности, навеянные уроками истории, литературы, родного языка. Александр Суворов, Андрей Болконский, Татьяна Ларина, профессор Преображенский  - любимые герои; они  звали на подвиги, учили понимать себя. Точность, логичность  нашла я в математике. Призовое место в областной олимпиаде по математике – неплохой результат для ребенка гуманитарного склада. Многообразие явлений и законов бытия научили видеть  физика, химия и биология.  На уроках музыки и рисования училась творчеству и уважению к богатству художественного мира, эстетике прекрасного. И сейчас благоговею перед людьми искусства, перед их великими творениями.

Но всё это было бы недоступно, если бы не учителя. Разные, непохожие: открытые и недостижимые, добрые, теплые и подчёркнуто строгие, требовательные.

         Учитель –  казалось мне – носитель особых знаний. Учителю доступны  тайны этого мира. Он, как жрец, как пророк, как солнце, священен. Много раз пересматривала фильм «Доживем до понедельника». Тогда, школьницей, я твердо знала, что счастлива, потому что меня понимают мои учителя. И через годы, уже став учителем сама, я твердо уверена в том, что учитель не простой человек, а человек      п о н и м а ю щ и й .

Чему же сегодня учить? Стране нужны квалифицированные специалисты в разных областях человеческой деятельности, а школа  сегодня – основная база. Однако «нашпиговать» знаниями детей не значит дать им образование, а - изуродовать. Именно поэтому без идеи  воспитания личности в школе делать нечего.

По моему глубокому убеждению, учить сегодня детей  нужно миру: миру с собой и окружающими, многообразному миру наук и искусств, миру новых технологий и миру простых человеческих добродетелей. Лад, гармония и мир - три кита, на которых держатся весы свободной личности, не скованной горьким разочарованием, агрессией и злом.

В сочинении ученицы девятого класса поразила мысль: «Почему сегодня психологи, учителя, родители твердят: жить надо в любом случае, жизнь - самое дорогое, что есть! А в трагедии Шекспира XVIвека воспевается жертвенная любовь Ромео и Джульетты?»                   

- Нет! – восклицаю на уроке. - Не жертвенная любовь! Шекспир не призывает всех совершать подобное! Он и сам говорит: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть  о Ромео и Джульетте!» Увы, трагедии совершаются. Но они показатели разлада, вражды, ненависти, нетерпения и непонимания – не мира…

Как учить миру? Средствами искусства, потому что только способность творить, изобретать отличает человека от других биологических  существ на земле. Созидание, чувство прекрасного, впечатлительность, вживание и переживание – неполный набор способов изучения себя и мира через искусство.

         Театр открылся мне в студенчестве – вдруг - как распахивается окно порывом ветра. Спектакли, встречи с актёрами и сценаристами, обучение актёрскому мастерству у настоящего режиссёра! Так литература прочно слилась с театром в моём сознании.

Верю, что литература призвана рассказать о многообразии миров: соединить прошлое и будущее. Театр не заменил книгу, не заменило кино книгу, не заменит книгу и компьютер.  Что ж, бесспорно, эпоха влияет на человека, но эпоху-то делают сами люди.

Неслучайно в эпоху Просвещения особое, важное место занимал театр. Театральное искусство просвещало темный, необразованный народ. В простых и доступных формах комического или трагического люди узнавали самих себя и окружающих, смеялись над недостатками и пережитками, восхищались героическими поступками и хотели быть похожими на любимых героев.

Я думаю, театральное искусство может и сегодня стать важным способом познания себя – через героев – через автора – через литературу. На моих уроках лицедейство, драматизация – не развлекательные игры, а приёмы понятного, доступного и увлекательного путешествия к себе – интересному, гармоничному, иногда смешному – но неизменно многообразному миру.

Убеждена, что литература и театральное искусство близки, у них есть общие законы эстетического выражения, они отражают жизнь, учат жизни, учат миру. Сегодня детям, конечно, нужен компьютер, как оперативный хранитель и источник знаний, но литература и театр научат большему: знанию жизни и возможности видеть мир не только в  мониторе или телевизоре, но и в самом себе!

В руках учителя - трепетное, чистое сердце маленького человека – личности. Оно бьётся, ищет, ошибается, разочаровывается и снова вдохновляется, обучаясь, познавая свои возможности. Образование – это расширение возможностей, достижение свободы выбора. Оно дарит человеку самого человека. Но, как говорил мой учитель истории, образованный человек не всегда культурный человек.

Нет, конечно, не должен учитель убеждать ученика в идеальности мира. Ребенок способен сам открыть свой мир, обогатить его, сделать реальным и познать грани своей личности, несущей в этот мир не разрушение, а созидание. Задача учителя – пройти вместе с учеником ту часть пути, на которой нет указателей правильной дороги, где перекрестки на каждом шагу, когда выбор - случайный или обдуманный,   самостоятельный  или совместный – не приведет к тупику в лабиринте.

Свой  выбор я сделала.

          «Вторую половинку» встретила тоже в педагогическом.  Будто рука судьбы вела меня по жизни. Или, может быть, мои учителя…

       Не сразу распускается цветок, и не вдруг появляются плоды. На всё нужны  время, энергия и жизненные силы. Источником вдохновения в работе стала для меня семья.  Сын и дочь – люди будущего. Учу своих детей и учеников тому, что знаю и умею сама, а главное – искать и находить себя, своё решение, свою «планету»,  как у Маленького Принца, и розу, и Лиса.         

Ведь «зорко одно лишь сердце,  самого главного глазами не увидишь».

                Учитель русского языка и литературы Петрухина И.Г.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Вся классика. Русская, зарубежная... Стихи, романы, публицистика...

Мой взгляд на мир

МИР! Ты прекрасен! Надо учиться видеть тебя, чтобы рассмотреть себя!

Мои достижения


Моё портфолио


Добавить грамоту в портфолио