Николаева Ирина Анатольевна

Сайт методиста детского сада

Профессия: Старший воспитатель, педагог - психолог

Профессиональные интересы: профессиональный рост

Увлечения: детская психология

Регион: Самарская область

Населенный пункт: Самара

Место работы: МАДОУ "ЦРР-детский сад № 375" г.о.Самара МБУ ДО "Центр "Психологическое здоровье и образование" г.о.Самара

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/irina-nikmailru

 

"Каждая семья настолько дурна или хороша, насколько дурно или хорошо создавали ее общество. Созданная самим обществом, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание" 

                                                                Н.Ф. Шелгунов

О себе

В системе образования стаж работы 29 лет. 20 лет в должности старший воспитатель. Являюсь педагогом-психологом психологического центра района.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"После трёх уже поздно" Масару Ибука

Моё портфолио

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

  1. Проблемы взаимодействия семьи и детского сада.
  2. Приоритетные направления педагогического сотрудничества с семьями воспитанников:

§    Формирование у ребенка потребности вести здоровый образ жизни.

§    Значение искусства в эстетическом  развитии человека.

§    Воспитание  творческой личности.

§    Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи дошкольников. Речевая азбука для родителей.

§    Подготовка ребенка к посещению детского сада.

§    Взаимодействие ДОУ и семьи на этапе подготовки детей к обучению в школе.

  1. Семья в информационном поле.
  2. Взаимодействие родителя и воспитателя: эффективные формы работы.
  3. Практические занятия с воспитателями «Организация сотрудничества детского сада и семьи».

 

Приложения:

 

Приложение 1.  Схема «Изучение потребностей на образовательные услуги».

                             Схема «Педагогическое просвещение родителей».

Приложение 2.   «План изучения семьи».

Приложение 3.  Анкета «Изучение потребностей родителей, дети которых                    

                                 скоро станут или уже являются воспитанниками ДОУ».

Приложение 4.  Практический материал «Формы работы с родителями».

Приложение 5.  «Структурно - функциональная модель взаимодействия ДОУ и

                                   семьи на этапе подготовки детей к обучению в школе».

Приложение 6.  Анкета для родителей «Причины, стимулирующие или сдержи вающие  Ваше желание приходить в детский сад»

Приложение 7.  Анкета для воспитателей «Причины нежелания родителей общаться с педагогами»

Приложение 8.  Анкета для родителей по адаптации ребенка к ДОУ «Давайте познакомимся».

Приложение 9.  Самодиагностика для родителей (материал для  «Родительского уголка»).

Приложение 10. Анкеты для родителей: «Понимаем ли мы своих детей», «Физическое развитие и оздоровление ребенка в семье».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Дошкольные образовательные учреждения  предполагают тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов. родителей. В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому воздействию детского сада и семьи.

  В статье № 18 Закона РФ «Об образовании  говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».

В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что семья дает ребенку главное - то, что не может дать никакой другой социальный институт - интимно - личностную связь и  изначальное единство с родными.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных воспитательных отношений семьи и образовательных учреждений, которые определяются сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития и воспитания ребенка.

Детский сад должен осуществлять интеграцию общественного и семейного воспитания дошкольников с разными категориями родителей: семьями своих воспитанников; семьями социума, имеющими детей дошкольного возраста не посещающих дошкольные учреждения; с будущими родителями.

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышению раздражительности и утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье. В современных семьях наблюдается уменьшение «Воспитательных ресурсов родителей, приходящихся на каждого ребенка. В частности, идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жестче, индивидуализация воспитания минимальна.  Факторы среды в совокупности  с генетически унаследованными образованиями и условиями воспитания имеют принципиальное значение для воспитания ребенка и развития его взаимоотношений с окружающими.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная, система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

         Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться определенной тактикой. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений  лежит пассивность родителей как воспитателей.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

3 стиля семейного воспитания:

*При демократическом стиле,  прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».

*При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».

*При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе.

Особая роль в положительном взаимодействии с семьей принадлежит педагогу, влияние которого порой выше влияния родителей. Недаром многие родители, пытаясь чего - то добиться  от ребенка, просят именно педагога оказать им помощь. Педагог способствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Стиль поведения педагога, как правило, бессознательно присваивается детьми,  становится своеобразной культурой самих детей. 

Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, сексологических, педагогических, психологических, юридических, экономических… . Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение  в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образов того, как справлялись с проблемой. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Деятельность педагогического коллектива детского сада  не может  оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. И воспитатель,  и родитель - взрослые люди которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Исследования показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка  необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

-  Принимать активное участие в жизни семьи;

-  Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

-  Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

-  Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

-  Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

-  Уважать право ребенка на собственное мнение;

-  Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

Мотивы и потребности в обучении у родителей и воспитателей разные. И каждая группа требует подхода, в котором отражалось бы понимание возрастных и жизненных задач, а также владение принципами работы со взрослыми. Такими принципами являются:

·       отказ от критики участников процесса обучения;

·       обеспечение свободы мнения;

·       уважение плюрализма жизненных позиций;

·       удовлетворение познавательного интереса.

В науке эти принципы составляют базу андрогогической модели обучения (андрогогика - наука об образовании взрослых), в которой (в отличие от педагогической модели) ведущая роль принадлежит самому обучающемуся.

 

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и Уставом детского сада одной из основных задач дошкольного учреждения является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Данное взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:

1.     изучение потребностей родителей на образовательные услуги для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации;

2.     формирование у родителей установки на активное сотрудничество с педагогами;

3.     просвещение родителей с целью повышения правовой педагогической культуры.

Определение цели, задач воспитательно - образовательного процесса и дальнейшее планирование работы в дошкольном учреждении осуществляет в соответствии со следующими приоритетными  направлениями, реализуемыми в ДОУ:   

 * физкультурно-оздоровительная работа;

 * развитие умственных и творческих способностей;

 * художественно – эстетическое развитие детей;

 * повышение социальной компетентности дошкольников.

 

Формирование у ребенка потребности  вести здоровый образ жизни.

Здоровье детей зависит не толь от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития  здравоохранения, образования, социально – экономической и экологической ситуации в стране. Родители, пренебрежительно относящиеся к свому здоровью, не могут сформировать правильного отношения к здоровью у своего ребенка

С этой позиции в центре работы по полноценному развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка.

Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.

1.   Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно – оздоровительной работы ДОУ, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2.   Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего пребывания ребенка в детском саду.

3.   Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье, на основе учета их интересов и особенностей.

4.   Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.

В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включает:

-     ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья детей и их психомоторного развития;

-     участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;

-     целенаправленное просвещение (гигиенические условия, рациональный режим, сбалансированное питание, закаливание, оптимальный воздушный и температурный режим и т.д.);

-     обучение конкретным приемам и методам оздоровления;

-     ознакомление с лечебно – профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления (фитотерапия, аромотерамия, точечный массаж).

Для реализации этих задач широко используются такие формы работы как:

·                 информация в родительских уголках, в папках – передвижках;

·                 консультации;

·                 родительские собрания, общие собрания ДОУ;

·                 устные журналы и дискуссии, с участием медиков, психолога, специалиста по физическому воспитанию, а так же родителей с опытом семейного воспитания;

·                 семинары – практикумы;

·                 деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций, видеосъемкой;

·                 «открытые дни» для родителей;

·                 совместные физкультурные праздники и развлечения.

 

Прежде чем начать совместную работу необходимо знать о семье:

*социологическая характеристика семьи;

*жилищные условия;

*психолого – педагогическая компетентность по данному вопросу;

*изучить удовлетворенность родителей работой ДОУ по оздоровлению;

*выявить образовательные потребности родителей по физ. воспитанию;

*определить уровень включенности родителей в совместную работу;

*выявить особенности физ. воспитания в семье;

Самой эффективной формой работы с семьей по данному вопросу являются занятия в семейных клубах, позволяющие осуществлять полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому здоровью ребенка через родителей, которые досконально знакомы с проблемами здоровья своего ребенка. Занятия могут быть как теоретическими, так и практическими. Важно чередовать виды деятельности на таких занятиях, чтобы поддерживать постоянный интерес  и заинтересованность родителей в положительном результате физкультурно – оздоровительной работы.

 

Работа воспитателя с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей может осуществляться в три этапа: 1)анкетирование и тестовые рисунки; 2)практические мероприятия (конкурсы, проекты на спортивную тематику, праздники и развлечения, семейные журналы и т.д.); 3) тестовый рисунок.

1) На первом этапе проводится анкетирование родителей по выявлению потребности в оздоровительных услугах для детей. Как правило, большинство родителей считают, что детям необходимы оздоровительные услуги. Важность семейных традиций в физическом воспитании подтверждают одна треть родителей, другие считают, что это дело специалистов, профессионалов. Так же детям и родителям предлагается нарисовать (тестовый) рисунок на тему: «Мой выходной день». Чаще всего на таких рисунках дети изображают совместные занятия с родителями: чтение книг, прогулки, рисование, просмотр телевизора и т.д. Изображение совместных занятий спортом встречается крайне редко.

2) На втором этапе, с целью приобщения детей к социальному опыту своей семьи в области поддержания здоровья проводится ряд мероприятий, например:

-                           конкурс «Спортивный фотоальбом моей семьи». Чаще всего на фотографиях встречаются застолья в праздничные даты или отдых на природе. Это хороший повод поговорить с родителями о формировании  в семьях традиций здорового отдыха.

-                           конкурс «Спортивное генеалогическое древо моей семьи». Для развития мотивации ребенка в выборе того или иного вида спорта, важно, чтобы ребенок принимал активное участие в творческой работе над «семейным деревом».

-                           конкурс «спортивная эмблема моей семьи», для поднятия спортивного духа своей семьи.

-                           конкурс «Хроника одного дня», который особенно пришелся по душе и ребенку, и родителям.

-                           спортивный праздник «Всей семьей на старт».

-                           проекты: дневник  «Будь здоров малыш!», В олимпийцы всей семьей!», «Я и мое тело», «Я расту».

-                           семейные журналы « Я и мой папа (мама) – чемпионы!».

Игровая комната «Будь здоров, малыш!», для совместных занятий спортом, родителей и детей.

3) На заключительном, третьем этапе, вновь предлагается нарисовать «Мой выходной день!». Чаще всего, у тех  семей, которые активно участвовали в мероприятиях организованных детским садом, по приобщению детей к здоровому образу жизни, на рисунках появляются: члены семей в спортивных костюмах, спортивный инвентарь (мячи, скакалки, ракетки …), совместные игры, здоровый отдых на природе, походы на спортивные состязания.

Родители начинают обращать активное внимание на здоровье собственных детей, на формирование правильных привычек с детства и интереса к физической культуре. 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы