Ирина Васильевна Овчинникова

сайт учителя русского языка и литературы

"Время проходит, но сказанное слово остается". Лев Николаевич Толстой

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: работа с текстом на уроке русского языка и литературы, театральные постановки

Увлечения: Люблю готовить, собирать грибы. Занимаюсь цветоводством.

Регион: Кировская область

Населенный пункт: пгт Арбаж Кировской области

Место работы: МКОУ СОШ пгт Арбаж Кировской области

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/irina-vasilevna-ovchinnikova
В просторах голубого, большого океана Я сама за рулевого, и сама за капитана. Находчивость и храбрость, отвага и удача — В беде не растеряться — вот главная задача. Вы можете не верить, вы можете смеяться, А можете ни зверя, ни черта не бояться. В котле у людоеда и по уши в болоте Боритесь до победы всегда, пока живете.
Песня Мюнхаузена

Работая в небольшой сельской школе, стала замечать, что дети все меньше читают, их невзможно увлечь книгой. что делать? Жаль, если все богатство русской и зарубежной литературной классики пройдет мимо их сознания. 

О себе

Овчинникова Ирина Васильевна. Работаю с 2004 года. Преподаю русский язык и литературу в среднем звене и старших классах. За период работы было 2 выпуска. В обоих успешная сдача ЕГЭ. Активно участвую в жизни школы и села. В 2012 году входила в состав танцевального кружка «Веночек» при Корминском ДК. Ежегодно дети занимают призовые места на районном и областном уровне. В свободное время предпочтение отдаю книгам, создаю аппликации. Люблю готовить, собирать грибы. Занимаюсь цветоводством.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание", сказки А.С. Пушкина, произвеления М.Ю. Лермонтова

Мой взгляд на мир

Главным условием возникновения опыта является проблема интереса – одна из важнейших при обучении детей в школе. Это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от решения данной проблемы зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Работая в небольшой сельской школе не первый год, стала замечать, что учащиеся порой скучают на уроках, им не интересен преподаваемый мною предмет, и с каждым годом они всё реже зачитываются художественными произведениями. Поняла, что традиционная система преподавания предмета, которую я использую в качестве исходной модели обучения, не всегда вызывает интерес учащихся, поэтому стала вводить в свою практику нетрадиционные формы организации учебного процесса. К таковым отношу: ИКТ, дифференцированный и индивидуальный подходы, проблемное обучение, методы критического мышления. Но большее внимание уделяю основам театральной педагогики: театральные инсценировки, ролевые игры, уроки-концерты, презентации. Считаю, что учителю–словеснику просто необходимо владеть актерским искусством, чтобы увлечь, заинтересовать своих учеников. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на ученика. На сегодняшний день театральной педагогикой разработана богатейшая система упражнений и тренингов, развивающих внимание, воображение, ассоциативное мышление, память, способность к действию и другие элементы творчества. Применению театральных технологий в процессе образования посвящена работа В.А. Ильева «Технология театральной педагогики в формировании реализации замысла школьного урока». Автор призывает обратиться к игровой природе актерского искусства и к основам режиссуры для проявления самостоятельного творческого мышления учеников в условиях школьного урока. Ильев разработал методику организации открытого режиссерского действия, суть которой в превращении школьного урока в своеобразный импровизированный спектакль со сквозным действием процесса коллективного творчества, и методику организации взаимодействия учителя с учащимися в опоре на основы театральной педагогики. «Явная зависимость театральных знаний и интересов учащихся от школы обязывает нас с большим вниманием отнестись к этой области культуры, и особая ответственность здесь ложиться на учителя-словесника» . Опытный учитель знает, что обогащать театральный опыт подростка – это значит открывать ему глубину и разнообразие человеческих чувств и страстей, развивать его собственную духовную жизнь, будить его творческие способности. Юный зритель тянется на сцену, охотно становится сам «актером». От учителя требуется мобилизация всех его душевных сил, творческих способностей, чтобы заинтересовать учащихся, чтобы они с желанием шли на урок. Мой опыт подтверждает положительное влияние работы в драматическом коллективе на развитие детского интеллекта, его читательских пристрастий, на сферу чувств, на умение красиво и свободно держаться, на выработку правильной, ясной и богато интонированной речи, на формирование чувства ответственности. Также воспитывает эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость в учащемся при восприятии художественного произведения, формирует эстетический вкус. В основе моей работы такие приемы, которые облегчают освоение драматического произведения: а) самостоятельное инсценирование небольших эпизодов (представление о «технологии» драматического творчества, способствующее проникновению в художественную форму драмы); б) обучающий анализ драматического эпизода (понятие конфликта драматического действия, средства его выражения, характеристика драматического персонажа, значение речи действующих лиц драмы); в) обязательное чтение вслух драматического произведения на уроках литературы (реализация той художественной энергии звучащей речи, на которую драма рассчитана); г) анализ драмы, учитывающий ее специфические художественные свойства (драма как особый род литературы). Обучение можно и нужно осуществлять через театрализацию учебного процесса, где в совместном творчестве происходит постижение явлений окружающего мира способом погружения и проживания в образах, которые дают совокупность цельных знаний о человеке, его предназначении и роли в жизни общества, его отношении к окружающему миру, его деятельности, о его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах.Методические и организационные формы содружества между преподаванием литературы и театром складывались на протяжении многих лет и нередко видоизменялись в зависимости от реальных условий (изменение программы, характера репертуара, особенностей интересов того или иного коллектива), но основной принцип – принцип связи литературы с формированием читательского опыта – всегда оказывался чрезвычайно плодотворным и вполне оправдывал те усилия, которые тратил учитель на его осуществление: расширялся круг литературных интересов учащихся, возникал стойкий интерес к фактам современной культуры, и прежде всего – к театру, действеннее обогащался мир эмоций, нравственных чувств и знаний школьников, активно формировались нравственно-эстетические оценки, заметно повышалась самостоятельность и обоснованность суждений. Уроки выгодно отличаются, если учитель владеет театральными приемами организации педагогической деятельности. Одним из приёмов является инсценировка эпизодов произведения. Инсценирование на уроке позволяет создать благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания всего литературного произведения. Такие занятия позволяют активизировать деятельность учащихся, сформировать исследовательское отношение как к тексту оригинала, так и к создаваемому на его основе сценическому варианту, раскрыть индивидуальные способности, экспериментировать, демонстрировать свои умения. В процессе инсценировки осуществляется сочетание творческого воображения и литературного «соображения» учащихся. Основная задача таких уроков – развитие таких качеств как: память, образное мышление, речь. Театрализованные уроки еще и привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений. Большой популярностью у ребят пользуются уроки литературы с использованием компьютерных презентаций: сопоставление текста произведения с театральным изображением отдельных сцен усиливает эмоциональную сторону анализа художественного произведения, расширяет знания и умения учащихся; анализ сценической речи героев и создание декораций создают благоприятные условия для формирования эстетических ценностей (чувство красоты). Учащимся, как правило, предлагаю темы, сформулированные в виде проблем, что побуждает их к размышлению, поиску информации, к самостоятельным выводам, обобщениям, к созданию своей особенной презентации. Ученики максимум времени работают самостоятельно, что дает им возможность осознать себя в процессе выполнения задания. Также в процессе обучения активно использую ролевые игры, которые учат детей способам общения с аудиторией, умению концентрироваться на конкретном образе, перевоплощаться, импровизировать. Одни игры похожи на фронтальную беседу, другие требуют групповой работы, нередко проходят в форме дискуссии. Ролевая игра позволяет изменить подходы к изучению творчества писателя, позволяет учащемуся сделать для себя маленькое открытие. Это не просто развлечение, а особый эффективный способ постижения сложных языковых явлений. Игры формируют волю, активность, самостоятельность, обогащают чувства, дают возможность испытать радость от познания собственных сил, помогают социальной адаптации, повышению самооценки и преодолению возрастных кризисов. Именно в театрализации возможна апробация школьниками накопленных литературоведческих знаний, а также выражение эмоционального восприятия. Будучи однажды сыгранной, игра останется в памяти как некое творчество, как ценность. В процессе подготовки театральной постановки учащиеся испытывают потребность в дополнительной информации и сами начинают поиск нужного материала – это создает условия для формирования навыков (опыта) самообразования. Необходимо сказать, что и сам процесс подготовки к уроку тоже может быть одним из элементов пробуждения интереса к предмету. Урок должен быть расписан по событиям, как в спектакле. Этот этап подготовки занятия называется педагогическим инсценированием. В нём задействованы все учащиеся в разных позициях: смена лидерства, смена ролевых функций «учитель–ученик». И стараюсь организовать его так, чтобы дети взаимообучали друг друга, обменивались информацией. Непосредственно на самом уроке учитель лишается авторитарной роли обучающего, ибо он выполняет лишь функции организатора представления. Оно начинается, как правило, со вступительного слова ведущего, обязанности которого не обязательно возлагать на учителя. Само представление после информативной части может быть продолжено постановкой проблемных заданий, которые непосредственно подключают в активную работу на уроке остальных учащихся. Так урок литературы – всегда маленький спектакль, в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но их мимика и выражение глаз выдадут внимание и интерес к происходящему.Театрализованные уроки я применяю чаще всего при закреплении и обобщении программного материала. Здесь, как и на самом театрализованном уроке, складывается демократичный тип отношений, когда учитель передает учащимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность. Применение театральных приёмов помогает мне более эффективно использовать учебное время на уроке, снижает нагрузки учащихся, повышает их интерес к предмету, способствует достижению воспитательных целей на уроке: работа в группах учит ребят общению, взаимопомощи, ответственности, развивает навыки самостоятельной работы, творческие способности. Моё профессиональное развитие как учителя-словесника происходит в контексте актуализации использования театральных технологий в образовательном процессе, через развитие творческого потенциала на основе овладения элементами творческого самочувствия и технологии эффективного взаимодействия и формирования навыков создания содержательной творческой образовательной среды урока. Могут меняться подходы к обучению, по другому расставляться акценты в методике, но главной фигурой в учебном процессе остается ребенок. Чтобы помочь ребенку найти себя в этом бурном мире, научить его самостоятельно мыслить, принимать решения, быть уверенным в себе перед учителем стоит более сложная задача, чем просто «вложить» в ученика определенную сумму знаний. Для успешного решения этой задачи, использую приёмы театральной педагогики в процессе обучения. Считаю, что любой урок литературы может быть построен как сценическое действие. Начало урока – самое главное. Это двигатель всего будущего разговора. Исходными событиями может послужить вопрос-интрига, жизненная ситуация самого учителя (она бывает крайне интересна ученикам), история, прочитанная в книге, статья из газеты, письмо кого-либо и т. д. – одним словом, факты-раздражители, используемые учителем с целью завоевать внимание класса, заинтриговать, сосредоточить мысли учеников на предмете будущего спора Вторая часть урока – основное его событие. Литературное произведение анализируется следующим образом: рассматриваются детали, сны, реплики героев, их внутренние монологи – для этого необходимо вдумчивое «вычитывание» художественного текста, так как это важно в постижении характеров героев, их концепций и идей. Третья часть урока – центральное событие. Я формирую творческие группы, включаю учащихся в ролевую игру, прошу составить вопросы, которые хотели, но не смогли задать герои рассказа. Главное, чтобы деятельностью были охвачены все ребята. Самым важным, решающим этапом урока является четвертый, главный. Ученики-актеры, делают с помощью своих логических умозаключений и вопросов-раздражителей учителя, направляющего течение разговора в нужное русло, открытие, которое может сопровождаться эмоциональным взрывом, когда на некоторое время ребята забудут о том, где и кто они, полностью поверив в реальность игры. Но, впрочем, эмоционального всплеска может и не произойти. Может установиться глубокая тишина, она тоже будет свидетельством живого участия каждого из них в проблемах, затронутых на уроке. Это самая ценная и трогательная минута для автора урока – учителя, так как задача решена, цель достигнута: никто с урока не уйдет равнодушным. Также активно использую на своих уроках ролевые игры, не как средство развлечения, а как особый эффективный способ постижения сложных языковых явлений. Игры учат ребят выбирать из различных вариантов наилучший, формируют активность, самостоятельность, дают возможность испытать радость от познания собственных сил, помогают повысить самооценку и способствуют преодолению возрастных кризисов. Для того чтобы провести ролевую игру на уроке, надо выбрать тему, определить действующих лиц, обрисовать психологический портрет персонажа. Подготовка начинается с домашних заготовок. Во время игры развитие событий зависит от инициативы, фантазии и жизненного опыта участников. Ведущий (учитель) может помогать им, задавать наводящие вопросы, таким образом, влияя на ход игры. Когда игра уже началась, в вопросах должно звучать обращение к персонажу по его игровому имени. В результате проведения игровых занятий учащиеся осмысливают общечеловеческие ценности, приобретают навыки участия в дискуссии и принятия коллективных решений в различных ситуациях. В основе ролевой игры обычно стоят реальные или возможные конфликтные ситуации, в которых задействуется столько лиц, сколько участников в группе. Это может быть собрание любителей книги, заседание в суде, заседание художественного совета, создание фильма, книги, урок-концерт, инсценирование, викторины и т. д. Одни игры похожи на фронтальную беседу, другие требуют групповой работы, нередко проходят в форме дискуссии. При изучении творчества А. С. Пушкина или Ф. М. Достоевского интересно проходят уроки-заседания: в 8 классе – «Суд над Гриневым и Швабриным», в 10 классе – «Суд над Раскольниковым». Игровой стиль – это стиль всего обучения, всего урока, а не одного его какого-то элемента. Это не отдельные «вставные номера», это не разминка, отдых или полезный досуг, это – стиль работы учителя и детей, смысл которого – не столько облегчить детям свою работу, сколько позволить им, заинтересовавшись, добровольно и глубоко втянуться в нее. В настоящее время активно внедряю элементы театрализации и на уроках русского языка, что существенно облегчает восприятие учебного материала, позволяет поддерживать познавательный интерес учеников, формировать потребности и способности личности к саморазвитию, создавать максимальные условия к перерастанию потенциальной одарённости в развивающуюся. Уроки с элементами театрализации, ролевыми играми и другими методами театральной педагогики положительно воспринимаются учениками и их родителями. Нельзя не заметить рост интереса у школьников к всемирной истории, культуре, искусству. Ребенку гораздо интереснее комбинировать полученные знания, переводить их в образы, сочетать с художественным вымыслом. Так у подростка формируется новая психология – творца, созидателя. Это ли не главная задача учителя литературы?

Мои достижения

Грамота МУ управления образования Арбажского района за труд и достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения (приказ № 71 от 24.08.2012г.) Грамота МУ управления образования Арбажского района победителя районного профессионального конкурса «Мои инновации в образовании» (приказ № 41 от 14.05.2012г.) Грамота Муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Кормино Арбажского района Кировской области за успехи в обучении и воспитании учащихся, высокий профессионализм и целеустремлённость (приказ № 9 от 18 мая 2012 г.) Грамота Муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Кормино Арбажского района Кировской области за профессиональное мастерство, педагогический талант, целеустремленность, творческое отношение к работе, воспитание учащихся, подготовку победителей и призёров районных и областных конкурсов (приказ № 18 от 17 мая 2013 г.) 2012 год - участие в районном профессиональном конкурсе «Мои инновации в образовании». I место. В основе - обобщение опыта по методической теме «Повышение интереса учащихся на уроках литературы приёмами театральной педагогики» за три предыдущих года работы. 2011г: выступление на ОМО учителей русского языка и литературы: «Подготовка учащихся 9 классов к сдаче экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА)». Муниципальный уровень 2011 год: выступление на РМО учителей русского языка и литературы: «Система подготовки учащихся 9 классов к сдаче экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА)». 2012 год: обобщен педагогический опыт по теме «Повышение интереса учащихся на уроках литературы приёмами театральной педагогики» и занесен в районный «Банк передового педагогического опыта».

Моё портфолио

Цель педагогической деятельности: через работу с текстом научить школьников целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приема и передачи информации, способствовать развитию коммуникативной, языковой, лингвистической и культурологической компетенций учащихся. В своей работе считаю необходимым: • дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету; • содействовать творческому развитию каждого учащегося как на уроке, так и вне урока; • повысить речевую культуру школьника; • улучшить правописные умения и навыки учащихся; • научить анализировать информацию, содержащуюся в тексте; • научить создавать собственное речевое высказывание; • воспитывать у детей бережное отношение к родному языку. В соответствии с этим, большое место на уроках русского языка отвожу работе с текстом, прежде всего имеющим воспитательно-познавательный характер, воздействующим на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствующим его знание об окружающем мире, человеческих отношениях.

Добавить грамоту в портфолио