Методика исследовательского обучения

Кузьмик Светлана Владимировна

Уважаемые коллеги! Знакомы ли вы с работами Александра Ильича Савенкова по исследовательской деятельности младших школьников? Поделитель, пожалуйста, опытом работы по его УМК "Я - исследователь".

 

Комментарии

Зорина Елена Сергеевна

С этим УМК знакома, так как по нему у нас в школе составлена программа кружка "Я-исследователь". Впечатление от всей этой деятельности - игры взрослых в детскую науку. Утверждаю не голословно, так как в школу вернулась работать после преподавания педагогики в университете... Но поскольку, как известно, со своим уставом в чужой монастырь не ходят, то молча принимаю правила игры, принятые в школе...Вообщем-то все в книжке Савенкова написано толково и интересно, вопрос в том, а зачем исследовать то, что давным давно исследовано, доказано и описано. Чтобы научить детей компилировать??? То-то диссертации, написанные по такому принципу отзывать начали. Что может нового открыть ребенок младшего школьного возраста?

Кузьмик Светлана Владимировна

Большое спасибо за мнение. Далеко не все, известное нам, взрослым, им, детям, нужно преподносить как готовую истину. Гораздо ценнее, когда эту информацию они "добывают" сами,занимаясь исследованиями. Нужно видеть глаза ребёнка, когда он совершает "открытие"! Конечно, необходимо весьма внимательно подходить к тому, что и в каком возрасте предлагать для исследования. Могу утверждать, что все исследования, которые возможны на уроках окружающего мира при работе по учебнику Вахрухева А.А.(Образовательная система "Школа 2100"), автором продуманы и, уж точно, не бессмысленны.Всё, что ребёнок узнаёт новое, самостоятельно добывая знание - это и есть "открытие".

Зорина Елена Сергеевна

По поводу самостоятельно сделанного ребенком открытия я абсолютно с вами согласна, но называть это научным исследованием, выдвигать гипотезы, определять объект, предмет и т.п., а потом позиционировать как самостоятельное открытие с якобы научными выводами....После занятий настоящей взрослой наукой коробит...

Ефимова Вера Яковлевна

Совершенно с Вами согласна со всеми Вашими выводами и комментариями. Согласна с Вами , что Вам трудно воспринимать все это после занятий настоящей взрослой наукой. Но к сожалению в младшем школьном возрасте все преподносится в виде игры. И понять взрослую жизнь, научиться исследовать ребенок сможет все через игру. Делая самостоятельные открытия, он чувствует себя ученым, он учится делать эти открытия, усваивает принцип и последовательность, а во взрослой жизни будет делать настоящие открытия. Чтобы научить этому ребенка, нужно спуститься на его уровень и играть вместе с ним.

Никитина Елена Васильевна

А я бы сказала не "к сожалению", а к счастью, что ребёнок младшего школьного возраста учиться понимать взрослую жизнь через самостоятельное исследование уже давно открытых взрослыми истин. Три года занимаюсь с детьми младшего школьного возраста исследовательской деятельностью и вижу, как это повышает у ребят интерес к учёбе, самооценку, развивает навыки публичных выступлений.

Мещерякова Ирина Геннадьевна

Беспорно, повышение интереса детей к учебе, горящие глаза, желание добывать и наблюдать - вот награда за наш кропотливый труд по организации проектно - исследовательской работы !

Демьяненко Оксана Владимировна

Я работаю в МОУ Лицей г. Истры и по данной теме мы работаем не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Ежегодно у нас в апреле проходит неделя Декады Науки и Творчества.

Демьяненко Оксана Владимировна

Я работаю в МОУ Лицей г. Истры и по данной теме мы работаем не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Ежегодно у нас в апреле проходит неделя Декады Науки и Творчества.

  Коровиченко Марина Евгеньевна

В своей педагогической практике по теме"Исследовательская работа на уроках окружающего мира" я обращалась за помощью к учителям - предметникам (химии, физики, биологии).Некоторые опыты нам с ребятами показывали учителя в своих кабинетах, используя необходимое оборудование.

Кузьмик Светлана Владимировна

Замечательный опыт. К сожалению, сделать это не всегда возможно из-за загруженности специально оборудованных кабинетов (химии, физики, биологии).