Иваненко Людмила Викторовна

Сердце отдаю детям

Доброта спасет мир

Профессия: Учитель начальных классов

Профессиональные интересы: Психология, ИКТ,окружающий мир

Увлечения: Худжественная литература, кулинария, дизайн

Регион: Краснодарский край

Населенный пункт: г. Усть-Лабинск

Место работы: МБОУ СОШ №6 им. И.Т. Сидоренко

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/ivanenko-lyudmila-viktorovna
Если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней.

В своей работе я всегда опираюсь на три понятия "НАДО", "ТРУДНО", "ИНТЕРЕСНО".

      Источником моего вдохновения являются дети, мое общение с ними. Эммануил Ильенков сказал: «Каждый ребёнок есть однажды случающееся чудо!», и я считаю, что каждый ребёнок талантлив по-своему, только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо любить каждого ребёнка.

 

     В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих способностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование их в младшем возрасте. «Формирование человека, - пишет Л.В.Занков, - проходит множество ступеней. Начальные ступени формирования очень далеки от той перспективной цели, к которой стремится воспитатель. Но если эти ступени достигнуты путем самостоятельной мысли и живого чувства, в этом – верный залог достижения цели. Следовательно, чем раньше будем формировать этот опыт, тем успешнее будет развиваться личность ребенка».

     Каждый выпускник начальной школы может поделиться своим уникальным багажом, который накопил, собрал, создал, «родил в муках». Это его творческое портфолио, в котором представлены все виды письменных работ в разных литературных жанрах. Каждая работа ценна своей неповторимостью, уникальностью, самобытностью.

     Если каждый день спешит учитель в школу, чтобы просто сказать «Здравствуйте!», улыбнуться озорным ученикам, вселить в них уверенность и каждой клеточкой ощущать свою необходимость быть здесь и сейчас, значит, школьный день прожит не зря.

О себе

 

 

   Работаю в школе 30 лет. Главным в своей работе считаю гуманизацию образования, связанную с развитием творческих возможностей человека. Выбираю по отношению к классу и отдельным учащимся наиболее подходящий способ поведения и обращения, обеспечиваю атмосферу благополучия в классе. 

 

Свой передовой опыт обобщила и распространила на муниципальном, региональном и всероссийском уровне.

  • Автор программы «Мы – граждане своей страны»
  • С 2008года по настоящее время – тьютер-методист учителей начальных классов в рамках проекта «Компьютер для школьника»
  • 2008год – победитель муниципального этапа краевого конкурса «Служба спасения-01»
  • 2008год – районный мастер-класс по теме «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык», номинация «Развивающий характер видов деятельности»
  • 2009год – представление передового опыта на муниципальном уровне
  • 2009год – лауреат муниципального этапа краевого конкурса «Портфолио учителя начальных классов ХХI века» в номинации «Современный урок»
  • 2009год – призёр муниципального этапа краевого конкурса на лучшую методическую разработку урока по п.д.д. «Дорога без опасности»
  • 2009год районный мастер-класс по теме «Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе»
  • 2009год – победитель краевого конкурса «Лучший классный руководитель»
  • 2009год – победитель муниципального этапа краевого конкурса на лучшую методическую разработку урока по ОБЖ «Огонь ошибок не прощает»
  • 2010год – активное участие в региональных V Занковских чтениях «Становление базовых интеллектуальных качеств личности школьников»
  • 2010год – диплом издательского дома «Первое сентября» за предоставление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок»
  • 2010год – сертификат, удостоверяющий факт публикации открытого урока по обучению грамоте в материалах Фестиваля педагогических идей: на сайте Фестиваля, на компакт- диске, в сборнике тезисов
  • 2010год – победитель районного конкурса на лучшую разработку уроков качества и тематических внеклассных мероприятий среди педагогов «Кубанские товары и услуги – только высшего качества» в рамках краевой целевой программы «Качество»
  • 2011год – диплом издательского дома «Первое сентября» за предоставление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок»
  • 2011год – сертификат, удостоверяющий факт публикации статьи «Самостоятельная  познавательная деятельность учащихся и развитие их творческих способностей» в материалах Фестиваля педагогических идей: на сайте Фестиваля, на компакт- диске, в сборнике тезисов
  • 2011год – организатор международного математического конкурса «Кенгуру»
  • 2011год – представление передового опыта на муниципальном уровне
  • 2011год – наставник молодого специалиста

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Суворов А.В. Воспитание искусством любви.

 

Выготский Л.С. Педагогическая психология.

Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования

Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?

Мой взгляд на мир

 

Школьный день…. Из чего он состоит? Конечно, из встреч с учениками и новыми открытиями в них и в себе.

     Перед глазами вечная галерея родных лиц - твоих учеников. Сколько их – и все они разные! Каждый школьный день незаметно отмеряет мгновения: оглянешься, а твои первоклассники уже выросли: ориентируются в школьном пространстве, умеют задавать вопросы, понимают других, пишут сочинения о дружбе, надежде, мечтах. Школьный день так прост: уроки, перемены. Замкнутый круг, да и только! Оказывается, ввести в этот круг понимания каждого ученика не так просто, иначе ребенок будет неуютно ощущать себя, скорее, замкнется в себе.

Мои достижения

 

  • С 2008года по настоящее время – тьютер-методист учителей начальных классов в рамках проекта «Компьютер для школьника»
  • 2008год – победитель муниципального этапа краевого конкурса «Служба спасения-01»
  • 2008год – районный мастер-класс по теме «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык», номинация «Развивающий характер видов деятельности»
  • 2009год – представление передового опыта на муниципальном уровне
  • 2009год – лауреат муниципального этапа краевого конкурса «Портфолио учителя начальных классов ХХI века» в номинации «Современный урок»
  • 2009год – призёр муниципального этапа краевого конкурса на лучшую методическую разработку урока по п.д.д. «Дорога без опасности»
  • 2009год районный мастер-класс по теме «Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе»
  • 2009год – победитель краевого конкурса «Лучший классный руководитель»
  • 2009год – победитель муниципального этапа краевого конкурса на лучшую методическую разработку урока по ОБЖ «Огонь ошибок не прощает»
  • 2010год – активное участие в региональных V Занковских чтениях «Становление базовых интеллектуальных качеств личности школьников»
  • 2010год – диплом издательского дома «Первое сентября» за предоставление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок»
  • 2010год – сертификат, удостоверяющий факт публикации открытого урока по обучению грамоте в материалах Фестиваля педагогических идей: на сайте Фестиваля, на компакт- диске, в сборнике тезисов
  • 2010год – победитель районного конкурса на лучшую разработку уроков качества и тематических внеклассных мероприятий среди педагогов «Кубанские товары и услуги – только высшего качества» в рамках краевой целевой программы «Качество»
  • 2011год – диплом издательского дома «Первое сентября» за предоставление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок»
  • 2011год – сертификат, удостоверяющий факт публикации статьи «Самостоятельная  познавательная деятельность учащихся и развитие их творческих способностей» в материалах Фестиваля педагогических идей: на сайте Фестиваля, на компакт- диске, в сборнике тезисов
  • 2011год – организатор международного математического конкурса «Кенгуру»

Моё портфолио

 

 

«Компьютер для школьника. Использование компьютера для школьника в различных видах деятельности»

 

 

            В своей работе я всегда опираюсь на три понятия "НАДО", "ТРУДНО", "ИНТЕРЕСНО".

           Источником моего вдохновения являются дети, мое общение с ними. Эммануил Ильенков сказал: «Каждый ребёнок есть однажды случающееся чудо!», и я считаю, что каждый ребёнок талантлив по-своему, только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо любить каждого ребёнка.

 Вы загляните в детские глаза.

 Вам истина откроется простая:

 Нельзя учить, души не отдавая,

 И в этом смысла жизни красота!

              В «Концепции модернизации российского образования» к современной общеобразовательной школе предъявлены требования, среди которых – использование инновационных технологий, определяющее современное качество образования. На мой взгляд, персональный компьютер и является организатором учебной деятельности, дающим толчок к саморазвитию, самообразованию ученика (поиск нужной информации, совершенствование грамотности, подготовка компьютерной презентации по заданной теме и т.д.). Я глубоко убеждена в том, что информационно-компьютерные технологии, применяемые на уроках, повышают интерес к изучаемым предметам, активизируют познавательную деятельность учеников, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников, обеспечивают надёжность и объективность оценки знаний учащихся, повышают эффективность обучения, качество образования (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации, разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке), включают школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствуют самореализации и саморазвитию личности ученика.

            Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. Педагогическое творчество чаще всего состоит в том, что учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, с учетом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. Все наработанное наукой он тщательно "просеивает", отбирая то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения.

            Мы все живем в информационном обществе. Наши дети – это уже члены информационного общества. Информационные навыки прочно входят в их менталитет. Объем информации, которая обрушивается на них, во много раз превышает объем, который приходился на их ровесников еще несколько десятков лет назад. Наша главная задача – научить детей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться этой информации, научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться. Важно научить ученика находить нужный маршрут в безбрежном информационном океане, сформировать культурологический аспект использования средств информатизации как элемента общей культуры. Учитель в этой среде является не только источником информации – он помогает учащимся понять сам процесс обучения. Он помогает ученикам найти необходимую им информацию; выяснить, соответствует ли она заданным требованиям; а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем. Это невозможно сделать без современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования.

ИКТ позволяют включить каждого ученика в процесс самостоятельной деятельности с учетом его индивидуальных способностей;

ИКТ позволяют осуществлять переход от простых знаний к более сложным;

ИКТ позволяют оптимизировать взаимодействие учеников и учителя на всех этапах урока;

ИКТ позволяют расширить сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся.Основой успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности. С первых дней в школе формирование и развитие положительной мотивации является задачей любого учителя.

Значительно облегчил реализацию этой задачи тот факт, что в 2008 году в нашей школе появился компьютер. Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип – принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ, более информативные, красочные. С помощью компьютера стало возможным демонстрировать многие процессы. Интерес – это один из элементов мотивации. Познавательный интерес – сильный внутренний мотив.

            Организуя урок с использованием ИКТ, я планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, сочетаю задания на компьютере с обсуждением и общением с детьми, стараюсь оперативно реагировать на изменение педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.

            При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит, нужно составлять план урока исходя из его целей. При отборе учебного материала он должен соблюдать основные принципы систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

       Конечно, все уроки перепоручить компьютеру нецелесообразно, учитель сам может выстроить урок и использовать различные методические приёмы. И всё-таки ведущая цель применения мультимедийного оборудования на уроке является достижение более глубинного запоминания изучаемого материала через образное восприятие, усиление эмоционального воздействия. Информационные технологии должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь быть более результативными, информационные технологии должны быть эффективным помощником педагога, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля.

Кроме познавательного интереса, используемая на уроке и во внеурочное время работа с использованием ИКТ позволяет формировать и мотивы самообразования. Многие электронные учебные программы дают возможность ученику расширить круг своих знаний по теме. Таким образом, становятся возможны альтернативные домашние задания. Успешное выполнение этих заданий и обязательное представление результатов перед классом позволяет поднять самооценку ученика, стимулировать его к дальнейшей работе в том же направлении. Я заметила, что задания, предлагаемые на компьютере, выполняются более качественно и с большим интересом, чем аналогичные задания в учебнике. Работа на компьютере для детей более привлекательна, чем традиционные формы работы на уроке. Это объясняется социальными интересами школьника. Сегодня компьютеризация многих сфер жизни не воспринимается как нечто выдающееся, а всё больше приобретает повседневный характер. Ребёнок растёт в этой атмосфере и воспринимает компьютер как нечто естественное, отвечающее потребностям современного общества. Таким образом, применение на уроке персонального компьютера для ученика привлекательно само по себе, в первую очередь, за счёт своей современности.          Существенно влияет на мотивацию школьника и иная организация проверки знаний. Использование портативного персонального компьютера позволяет сделать этот процесс более индивидуализированным. Ребёнок, выполняя задание на компьютере, может видеть результат своей работы тут же. Ученику при этом не так страшно ошибиться. Во-первых, есть возможность исправиться, во-вторых, о допущенной ошибке знают только учитель и он сам, что делает выполнение заданий психологически более комфортным. Обучение уже не вызывает того стресса, как если бы ученик, стоя перед всем классом, отвечая, допустил бы ошибку. Комфортность в обучении также имеет немаловажное значение в формировании правильной, положительной мотивации.

   Персональный компьютер в процессе обучения я использую как в индивидуальном, так и в групповом режиме работы. Это также позволяет учащимся, особенно слабым, максимально избегать ситуации неудачи. При работе с такими учениками часто применяется работа в паре, где есть консультант, который при необходимости направит или поможет выполнить задание. Даже работая не самостоятельно, ученик видит результат своей работы и получает удовлетворение от выполненного задания.

 

Формирование информационной культуры учащихся происходит через:

  • факультативы;
  • интегрированные уроки;
    • интерактивные уроки с использованием:
  • готовых электронных учебников (компакт-дисков);
  • самостоятельно созданных ресурсов на основе программного обеспечения компьютера (Excel, Word, PowerPointи т. д.);
    • тестовых оболочек для контроля и оценки результатов обучения.

Информационные ресурсы используются на различных этапах урока:

  • организационном;

Цель: организовать ребят на успешную работу. Основной вид деятельности со средствами ИКТ: показ слайдов

  • при проверке домашнего задания;

Цель: закрепить знания, полученные ранее, актуализация знаний, выявление пробелов. Основной вид деятельности с ИКТ: демонстрация, контролирующая ,защита презентаций.

  • при подготовке учащихся к осознанному усвоению новых знаний;

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний. Основной вид деятельности с ИКТ: презентация, беседа, составление схемы.

  • при изложении нового материала;
  • при закреплении новых знаний.

Цель: закрепить полученные знания, начать вырабатывать умения применять их. Основной вид деятельности с ИКТ: тестирование.

  • при проверке знаний.

Цель: проверка усвоения полученных знаний. Основной вид деятельности с ИКТ: демонстрация презентаций, ответы на вопросы.

      Я стараюсь использовать все ресурсы и возможности для реализации поставленной цели. Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка. Однако не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть, например, математикой «легко». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны изучаемого предмета.

             Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, облегчает работу учителя на уроке и способствует формированию ключевых компетенций учащихся.

          Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий. Своей педагогической находкой считаю творческое использование игровых технологий для формирования ключевых компетентностей. Для создания на уроке игровой ситуации учебный материал может быть представлен в виде:

- мультимедийных презентаций;

- интерактивных программ;

- графических демонстрационных и раздаточных материалов;

- видео, аудио или мультипликационных фрагментов.

          Возникающие перед маленьким человеком на большом экране сказочные герои, фантастические города, таблицы, карты помогают ребенку активно включиться в процесс обучения и формирования информационной компетентности:

 - умения выделять из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи;

- переводить простую информацию из графического представления в текстовое;

- задавать вопросы, указывая на недостаточность информации, предложенной в презентации.

В своей деятельности я использую следующие модели ИКТ:

- Выступление с опорой на мультимедиапрезентацию;

- Компьютерное тестирование;

- Использование электронных сборников-тренажёров;

- Работа с электронными энциклопедиями.

     Мультимедиавыступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт:

- активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;

- во время выступления учитель не поворачивается к доске, а значит, не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;

- большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;

- учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.

          На сегодняшний день существует огромное разнообразие компьютерных мультимедийных программ, компьютерных дидактических игр и инструментов для их создания. Такие игры стимулируют лучшее запоминание и понимание изучаемого материала, способствуют формированию положительной учебной мотивации. Использование в учебном процессе мультимедийных дидактических программ формирует информационную компетентность учащегося, позволяя ему комплексно задействовать органы чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и неоднократно воспроизводить ее в новых ситуациях.

          Следует отметить высокий уровень познавательной активности при использовании портативных персональных компьютеров  на уроках литературного чтения. На уроках русского языка и литературы использую следующие варианты применения ИКТ: создание слайдов с текстовым изображением, компьютерные тесты, электронные учебники и электронные конспекты уроков, снабжённые анимацией, речью диктора, мультимедийными эффектами.

        На уроках русского языка в 1 классе  с первых дней я использую интерактивны «Каллиграфия», «Прописные и строчные буквы», «Кассу букв» из удивительной программы «Кирилла и Мефодия». Ребята с интересом следят за написанием букв, из разрезной азбуки составляют слоги, слова, предложения. Используя ИКТ на своих уроках, я решаю не только задачи развивающего обучения и подготовки ученика, умеющего применять новые технологии в своей деятельности, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе. Всё это способствует формированию разносторонне развитой личности.

Компьютерное тестирование.

Специфика естественнонаучных предметов характеризующихся высоким уровнем интеграции материала в содержании и недостаточностью времени для его изучения (1-2 раза в неделю), требует ускорения процесса проверки знаний учащихся. Это возможно за счет использования тестирования, получив­шего в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования.

Компьютерный тестовый контроль это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов.

В структуре проверки знаний на уроках «Окружающий мир», «Русский язык», «Математика» я пользуюсь тестами тематическими и итоговыми по различным темам учебной программы.

Для создания тестов мною используется специализированная программа e – LearningClassv6.Учитель самостоятельно создаёт тесты, пользуясь соответствующей оболочкой-системой для создания тестов.

Выполняя диагностическую, обучающую и организационную функции, компьютерные тесты способствует повышению качества знаний.

Компьютерное тестирование даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками.

Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами, в электронном виде, у ребят формируется основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем. Уровень обученности слабых учеников при этом поднимается, не оказываются запущенными и сильные ученики.

В этой же программе я использую команду «передача файлов».

          Опыт работы показывает эффективность применения электронных сборников-тренажёровиз УМК начальная школа ипедагогического программного обеспечения «Страна фантазия» по информатике издательства «БХВ – Петербург» С.Тур и Т.Бокучава.

          Работа с электронными энциклопедиями.

Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами.

Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе.

Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы. При правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.

Компьютерные  презентации.

         Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет улучшить усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски проецирование слайд-фильмов с экрана компьютера на большой настенный экран или персональный компьютер для каждого учащегося. Такой вид работы делает учебный материал ярким, убедительным и способствует улучшению процесса его усвоения. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на важных моментах излагаемой информации и создавать наглядные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную. Достоинством компьютерных презентаций является так же увеличение темпа урока, они практически заменяют традиционные мел и доску. Все важные этапы урока зафиксированы учителем на слайдах заранее, поэтому ему не приходится отнимать от урока время для записей на доске. Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а так же возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока.

На сегодняшний момент существует много различных программных сред, помогающих реализовать идею создания презентаций. В первую очередь, конечно, широко известный пакет презентаций MicrosoftPowerPoint.

Презентация, разработанная по теме какого-либо урока, помогает воплотить в жизнь один из дидактических принципов — наглядность. Кроме того, создание презентации учащимся предполагает работу по отбору содержания, вычленение самого главного из изучаемого вопроса, составление плана и пошагового рассмотрения отдельных составляющих, овладение приемами графического оформления.

        В моём классе практикуется подготовка презентаций учащимися в качестве домашнего задания по различным предметам. В основном дети пользуются известным пакетом презентаций MicrosoftPowerPoint. Защита своих проектов предполагает публичное выступление, а значит и глубокое знание обсуждаемого вопроса.

Для ученика начальной школы важна постоянная смена деятельности на уроке, красочная наглядность. А если добавить к этому эффект необычности, неожиданности — можно получить один из шагов к мотивации в обучении младших школьников. А если ко всему прибавить анимационные рисунки, различные эффекты анимации, звук, музыку — и учитель на уроке становится в глазах детей просто волшебником.

Я нахожу очень полезным разработку презентаций и использование проекционного оборудования при проведении классных часов и общешкольных мероприятий. Разработка таких презентаций стимулирует более серьезный подход к воспитательной роли классного руководителя, а также совместную деятельность учителя и учащихся.

Широко используется создание презентаций при проведении методических семинаров, школьных мероприятий, родительских собраний. Из всего сказанного можно сделать вывод, что овладение искусством презентаций необходимо как ученику современной школы, так и учителю, классному руководителю.

Наиболее актуальным методом использования компьютера как инструмента является метод проектов, способствующий реализации личностно-ориентированного подхода к обучению. Проекты выполняются в рамках урочной, внеурочной или внеклассной деятельности. В целях исследования проблемы проекта используются все доступные учащимся источники информации. Работа над проектом дает неограниченные возможности для саморазвития учащегося, предполагает творческий поиск. Роль учителя - организация работы, консультация в подборе материала, помощь при затруднениях в работе. Работа над проектом - это коллективная работа учителя и ученика. На таких уроках изменяются отношения между учителем и учеником. Ученики чувствуют себя комфортно, создается состояние уверенности в успехе задуманного проекта, в том, что работа будет оценена по достоинству. Мои ученики принимают участие в районном конкурсе – «Я – исследователь». Результаты:

  • Муниципальный конкурс «Я – исследователь» 2009 год – 2 место
  • Муниципальный конкурс «Я – исследователь» 2011 год – 1 место
  • Муниципальный конкурс «Я – исследователь» 2012 год – призёр

Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства

Разработка и применение компьютерных программ на уроках эстетического цикла позволяет глубже усвоить предлагаемые учителем темы, обеспечить наибольшую наглядность, что очень важно, показать ученикам этапы выполнения предлагаемого задания, а также проиллюстрировать урок не только произведениями художников, но и собственными работами учащихся, что повышает интерес детей к предмету.

Использование ИКТ на уроках имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:

  1. Возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации.
  2. Обеспечивает последовательность рассмотрения темы.
  3. Иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения.
  4. Слайды программы можно использовать для разработки различных типов уроков, варьируя их по усмотрению учителя в соответствии с темой урока.
  5. Обозначенные на экране этапы практической работы в течение всего времени позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание.
  6. Применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.
  7. Программа может быть использована не только на уроках по данной теме, но и как дополнительное учебное пособие при изучении других тем.

Программное обеспечение ПК позволило моим учащимся овладеть следующими способами оформления проектов:

  • компьютерная презентация,
  • кроссворд,
  • викторина,
  • рисунок-загадка,
  • рисунок-иллюстрация,
  • рисунок-задача.

Работая в программе PowerPoint, учащиеся создают презентации:слайд-шоу «Исторические места Кубани», сборники задач, толковый словарь кубанского диалекта, проекты-кроссворды и проекты-викторины по краеведению, электронные подарки.

Графический редактор TuxPaint используется  для проектов, в которых необходимо что-либо нарисовать. Это могут быть рисунки-загадки, рисунки-иллюстрации, рисунки-задачи, геральдические символы.

         Форма проекта «рисунок-загадка» используется в таких видах работы как буклет или листовка. Рисунок-загадку можно придумать, если рассматривать предметы с необычной точки зрения. Получаются задачи типа «Что бы это значило?». С помощью графического редактора TuxPaint легко сделать задания «Найдите отличия на этих картинках». Для этого надо сделать одну картинку, а затем внести в нее небольшие изменения: какую-то деталь добавить или убрать, что-то перекрасить.

Большой популярностью в классе пользуются ребусы, которые тоже можно отнести к рисункам-загадкам. Ребусы состоят из набора рисунков и знаков. Есть целый набор правил составления и разгадывания ребусов.

Форма проекта «рисунок-иллюстрация» используется в работе с произведениями кубанских поэтов и писателей. Иллюстрирование произведений позволяет лучше понять текст и основные идеи произведения, помогает создать у читателя желаемое настроение.

Форма проекта «рисунок-задача» может быть использована на любом уроке: русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение и т.д. При подготовке к уроку учащиеся используют различные данные краеведческого характера и составляют задачи, которые затем предъявляют одноклассникам.

Создавая проекты, учащиеся увлекаются поставленной проблемой, общаются, обмениваются опытом в области рационализации труда на компьютере, «тормошат» родителей, привлекая их к совместному творчеству. Учебные проекты выходят за рамки школы, в семью. Дети по собственной инициативе начинают поиск познавательной информации уже не только в компьютере, но и в книге. Попутно учащиеся развивают умения набирать и редактировать текст, пользоваться различными шрифтами, учатся оформлять работы графикой. Все это приобретает для них личностный смысл.

Для обучения первоклассников неоценимую помощь в работе оказывает УМК «Начальная школа». А вот для своих прошлых четвероклассников я  регулярно использовала программу e-LearningClass.

Виды заданий в e-LearningClass.

  1. В файле Word отправляет таблицу, в одном столбце которой помещен ребус со словарным словом, во втором столбце задание типа: отгадай и запиши слово или составь и запиши словосочетание/предложение с зашифрованным словом.
  2. В файле Word отправляет текст с пропущенными буквами. Задание вставить букву и записать проверочное слово.        
  3. Особого внимания заслуживает создание тестов в e-LearningClass.

Первоначально я отправляла тесты учащимся в конце каждой изученной темы по русскому языку, математике, чтению, окружающему миру. Затем предложила разбиться ученикам класса на 6 групп по желанию и 1 раз в неделю готовить тесты самостоятельно по единой заданной учителем теме. От разак разу тесты кардинально менялись. Использовалось и создание тестов с одним ответом, и с несколькими правильными ответами, и альтернативные. Затем для создания единого теста я отбирала и компоновала предложенные задания. Таким образом: учащиеся «штудировали» тему для создания теста, у каждого был одинаковый процент вероятности ответить на несколько собственных вопросов (это придавало уверенности в выборе ответа), естественно возрастал интерес к предмету, а самое замечательное то, что на протяжении всей четверти вырос уровень знаний учеников.

  1. Памятки для дифференциации обучения.

Отправляю памятки на русском языке (например, «схема морфологического разбора прилагательного») или на уроках математике файл со схемой к задаче и файлы с правильными вариантами ответов. Учащиеся могут принять самостоятельное решение, в какой момент урока обратиться к тому или иному файлу, или не обращаться совсем.

Физкультминутки - гимнастика для глаз.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения.

У ребенка, поступившего в 1 класс, меняется распорядок дня, нагрузка, что сказывается на здоровье ребенка, поэтому на уроках использую динамические паузы и провожу уроки здоровья.

 Хочется особенно отметить нагрузку на глаза ребенка. В связи с этим мною разработаны мультимедийные физкультминутки, которые снимают напряжение с глаз, а музыкальное оформление дает ребенку возможность расслабиться, подвигаться, потанцевать, снять учебное напряжение.

Использование ПК в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании компьютера: наглядность, доступность и относительно низкие затраты на оборудование.

  Информационно-коммуникационные технологии успешно используются для проведения викторин, КВН, устных журналов, классных часов и т.д. Сопровождается показом презентации любое воспитательное мероприятие.

 Использование ПК в урочной и внеурочной деятельности повышает мотивацию обучения учащихся, помогает добиваться высоких показателей качества обученности учащихся, развивает стремление к саморазвитию и творческому росту. Выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в информационном обществе должен иметь достаточный уровень компьютерной грамотности, уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, уметь думать и обладать критическим и творческим мышлением. Соответственно главная моя задача - подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования.

Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании ИКТ на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.

Я глубоко убеждена, что современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.

Необходимо уметь так организовать учебный процесс, чтобы ученик, работая с информацией, приобрел систему и умел превращать полученную информацию в знания.

      Ян Каменский сказал: « Хороший учитель даст ученику готовую истину, а отличный – поможет открыть её самому», а к этому должен стремиться каждый из нас.

 

Добавить грамоту в портфолио