Кабанова Марина Николаевна

Сайт психолога, учителя психологии.

Узнаю тебя, Жизнь, принимаю... (А. Блок)

Профессия: Практический психолог, учитель психологии.

Профессиональные интересы: Образовательные технологии, направленные на решение задач жизненного самоопределения. Аналитическая психология К.Г.Юнга

Увлечения: Путешествия

Регион: Санкт-Петербург

Место работы: ГБОУ гимназия №42 Приморского района, Санкт-Петербурга.

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kabanova-marina-nikolaevna
Неумение адаптироваться к внутреннему миру — столь же тяжкое по последствиям упущение, как и невежество и неловкость во внешнем мире.
Карл Густав Юнг

Свою миссию, как психолога и педагога, я вижу в том, чтобы помогать взрослеющим подросткам «складывать» свое собственное мировоззрение, как «устойчивую, непротиворечивую картину мира» удовлетворяющую требованиям разума и потребностям души» (В. Виндельбандт). Именно мировоззрение дает ту «устойчивость» в жизни, когда осознаются жизненные цели и пути их достижения, возникающие проблемы, пути и ресурсы для их решения, жизненные неудачи воспринимаются как жизненные уроки.

Какими я хочу видеть своих учеников? Какой я хочу быть сама? «Осознание – ответственность – активность» - это краеугольный камень моей жизненной философии. Открытость, как принцип взаимоотношения с миром, дает возможность увидеть и осознать наличие проблем любого уровня. Готовность взять на себя определенную долю ответственности за решение проблемы рождает активность и желание действовать. «Навыки ХХI века» - это то, что позволяет чувствовать себя компетентным и не только адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, но и развиваться самому и участвовать в создании этого удивительного мира.

О себе

Меня спросили, какие из экзистенциальных переживаний для меня наиболее актуальны? Пустота и бессмысленность мне, кажется, не досаждают. Смерть и судьба? Пожалуй, да. С некоторых пор я чувствую смерть рядом. Вина и отчаяние? Конечно же, нет, - ответила я убежденно. А в тот же день вдруг совершенно по-новому увидела сюжет из жизни птиц. Снежный буревестник чистит перья на снегу. Он удивительно грациозен и красив на ярком солнце. Белоснежный на ослепительно белом. Горы, синее небо. Буревестник совершил длительный перелет к местам размножения, нашел подругу, свил гнездо. Он сделал все самое важное в жизни и радуется, и чистит перья. Красота и гармония. Над былым буревестником кружит черный поморник. Буревестник обречен... Я горько плакала, переживая экзистенциальное отчаяние.

И где тогда радость жизни? Она мне знакома. Но не как некое "экстатическое переживание неземного счастья". Моя радость скорее тихая и спокойная. Радость от "делания". Отвечать на "вызовы жизни": вопросы, задачи. Постоянно выбираю и предъявляю свою позицию в разных жизненных ситуациях, в мелочах и по-крупному. Я не ухожу от жизни, я с ней во взаимодействии, в контакте. Я говорю жизни "да!". Моей жизни. Некоторые люди говорят "нет!". Есть два способа сказать "нет". Один - уйти от жизни в мир иллюзий. Другой - не принять жизнь, бороться с ней, разрушать. Я из тех, кто легко может "соскользнуть" в иллюзии, начать не жить, а имитировать жизнь. Ведь все на свете можно имитировать: внимание и заинтересованность, душевное спокойствие, даже влюбленность. Можно обманывать себя и тех, кто рядом. Как отличить подлинность от имитации? Легко. То самое "шестое чувство", внутреннее знание того, что есть "правда".

Доверять себе, своему внутреннему голосу, слушать его, не заглушать. Жизнь вопреки чему? Вопреки страху смерти, вопреки отчаянию, вопреки одиночеству. Все, что со мной случается - это те "вызовы" Жизни, на которые я отвечаю. Так происходит, значит, в этом есть Смысл, это "кому-нибудь нужно". Каждый выбирает для себя. И я выбираю, как умею, "ни к кому претензий не имею".

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Виктор Франкл "Человек в поисках смысла", Альфрид Лэнгле "Жизнь,  наполненная смыслом.  Прикладная логотерапия" , Ирвин Ялом "Психотерапевтические истории", Франсуаза Дальто "На стороне ребенка", "На стороне подростка", Карл Густав Юнг "Тавистокские лекции", "Душа и миф", "Психоанализ и искусство", "Человек и его символы", Эрих Нойманн "Происхождение сознания", Мария фон Франц "Подчиненная функция", "Психология сказки", "Кошка. Сказка об освобождении феминности", Дэниэл Киз "Цветы для Элджерона", "Множественные умы Билли Милигана" и многие другие.

Мой взгляд на мир

Я иду по полю. На нем нет растительности, земля серая и сухая. Это даже не земля, а твердый панцирь, кое-где с трещинами. Я иду к дому, который на краю поля. В этом доме я когда-то жила. У меня в руках большая садовая лейка, совсем недавно я поливала цветы где-то в другом месте, и у меня еще осталась вода. Я хочу ее вылить на какой-нибудь цветок, но вокруг ничего нет - только безжизненная засохшая земля. Я подхожу к дому и обхожу его со всех сторон. Он бревенчатый и очень старый. Крыльцо, дверь не заперта. Но я не спешу заходить - я ищу хоть какое-нибудь растение. Замечаю цветок под окном - чахлые голубенькие головки на тонких стеблях. Я радуюсь - наконец-то избавлюсь от воды - мне было жаль выливать ее просто так. Разглядывая цветок, замечаю, что его стебли уходят глубоко вниз - метра 2-3 ниже фундамента. А там внизу - большой цветочный горшок, из которого он и растет. Выливаю остатки воды из лейки, понимая, что для цветка этого недостаточно. Но особенно не переживаю - я сделала для него, что смогла. Во мне присутствует уверенность, что очень скоро пойдет дождь, и чахлый цветок будет напоен. Как мне истолковать этот сон? Возможно, "чахлый цветок" - это мои "клиенты" - все дети, с которыми я занимаюсь. Совсем маленькие, и 6-ти летки, и подростки похожи друг на друга своей "неукорененностью" в этом мире, который оказался для них "слишком беден и враждебен". Недостаток любви - недостаток жизненной силы. Я, как могу, орошаю бедную почву. Для меня очень важно, что вскоре "пойдет настоящий дождь" - даже в очень засушливых районах наступает сезон дождей, у каждого есть шанс попасть под его живительные струи и напитаться жизненной силой. Самое главное, что мы может дать друг другу - это любовь, то есть понимание, принятие и не насилие, что означает не только не осуждать, но и не оценивать, и не требовать. Но в "наших лейках" не так много воды, правда, время от времени ее можно наполнить из "неиссякаемого источника", но только любовь Всевышнего безгранична, и у каждого есть шанс с ней встретиться. Нужно искать и просить этой любви. Мне думается, мой сон есть метафорический ответ на вопросы «Кто я?», «Зачем?» и, главное, «Ради чего?» я делаю то, что я делаю в своей профессии и в своей жизни.

Мои достижения

  • Почетная грамота Министерства образования, 2014 г.,
  • Благодарность Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга, 2015 г.
  • В 2011 году в составе творческой группы педагогов ГБОУ ДОД «Молодежный творческий Форум Китеж плюс» стала Победителем Всероссийского конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшее педагогическое исследование года».
  • Автор  учебно-методического пособия «Уроки жизненного самоопределения для подростков и их наставников», которое в 2013 году представляла на Конкурс инновационных продуктов Комитета по образованию Санкт-Петербурга и стала финалистом.

Моё портфолио

Портфолио - это "папка моих достижений", а их за 25 лет педагогического труда у меня не мало.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы