Карловская Галина Алексеевна

сайт психолога

Профессия: педагог-психолог

Профессиональные интересы: Гештальт терапия

Увлечения: Спорт

Регион: Санкт-Петербург

Место работы: ГБОУ ЦПМСС московского района

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/karlovskaya-galina

О себе

Занимаюсь психологией более 10 лет, люблю свою работу.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы" , "Бесы"

И.Ялом "Вглядываясь в солнце жизнь без страха смерти" , "Лжец на кушетке"

В.Астафьев "Живые и мертвые"

Моё портфолио

Возрастные особенности младших школьников.

 

Педагог-психолог Карловская Г.А.

В древности начало систематического обучения считалось периодом качественного изменения состояния, своеобразной точкой перехода к новому этапу. Помимо  начала ученичества, такими точками являлись рождение, взросление, женитьба (замужество), смерть. Простое сопоставление событий, которые  находятся  в одном ряду с началом учения, подчеркивают то значение,   которое предавалось последнему в культуре.

Наиболее существенные изменения происходят в сфере самосознания младших школьников. Согласно концепции Мухиной самосознание – это некое единство,  психологическая структура, состоящая из   различных звеньев: имя человека, его физическая сущность, потребность в  социальном признании, психологическое время личности, социальное пространство личности (ее права  и обязанности), половая идентификация. В младшем школьном возрасте, как правило, наиболее интенсивно развиваются три звена: потребность в признании, осознание прав и обязанностей, осознание времени. Каковы же условия и динамика их развития? Ребенок в школе попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности. Он должен соответствовать установленным в обществе для детей данного возраста нормам   чтения, письма, счета. Он впервые получает возможность объективного сравнивания своей деятельности с другими через систему оценок, принятую в школе.  Вследствие  этого неизбежно некоторые дети  впервые осознают свое «невсемогущество» и возрастает зависимость от оценок взрослых, и в  первую очередь от  учителя. У ребенка формируется высокая самооценка, когда его школьная успешность соответствует официальным   критериям, он получает похвалы учителя и  родителей. Через призму «у меня  получается» ребенок выстраивает свое отношение к отдельным урокам и к школе в целом. Ребенку очень важно, что хотя бы   в чем-то он был лучшим, знать, что он что-то может делать хорошо. Тогда, он ощущает себя состоятельным, у него возникает чувство уверенности в своих силах и возможностях.   Не все дети в школе попадают в ситуацию успеха, так как круг критериев, по которым оценивают ограничен. А длительный неуспех приводит к значительному снижению  самооценки детей. Ребенок воспринимает свои школьные неудачи, как неумение «быть хорошим». Он может говорить: я плохо читаю, и это, значит, я –  плохой. В ситуации стойкого длительного неуспеха ребенок может не только осознать свою неспособность «быть хорошим», но и уже потерять к этому стремление: я плохой, и мне это безразлично. В результате может произойти не только снижение самооценки, но и появление защитных реакций. При активном    типе поведения,    защита оборачивается агрессией, при пассивном – ленью, апатией, уходом в болезни или фантазии.

У детей младшего школьного возраста появляется множество обязанностей: не опаздывать, сидеть спокойно, не разговаривать, не бегать на уроках,  не кричать, выполнять домашние задания. Чтобы ребенка считали хорошим, он должен выполнят эти обязанности. К сожалению, большинство  обязанностей появляется в школе и часто может привести к формированию стойкого негативного отношения к школе. Поэтому важно не забывать, чтобы и дома у ребенка были обязанности. Время младшего школьника становится более структурированным и неизбежно меняется осознание времени. Ребенок, как и в  дошкольном   возрасте, устремлен в будущее, но оно для него довольно абстрактно и не побуждает к конкретным действиям.

Второклассник начинает учиться в   совершенно  ином настроении, нежели год назад. Он уде привык к новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался образ ученика. Во втором классе происходит активное освоение учебной деятельности. В   это время активно развивается воля ребенка.  Он учится сдерживать непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Начинает развиваться способность к сотрудничеству в играх и учебе. Основное внимание второклассников начинает смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями, ровесниками.

К началу 3-го класса   у ребенка  уже сформирован отчетливый образ    хорошего   ученика. В это же время утрачивается детская непосредственность, поэтому  в этом возрасте важно актуализировать тему  «я – фантазер». Другая важная особенность – качественное изменение во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми и родителями. К этому   времени учитель утрачивает свой идеальный образ, дети начинают смотреть на него более реалистично. Дети научаются воспринимать и учителя, и родителей, как   живых людей, со всеми недостатками и достоинствами. Формула «кого любит учитель, того люблю   и я» утрачивает свою актуальность. Самооценка строится на отношениях с друзьями: Я – хороший,   если у меня есть друзья.

Главная особенность   4- классников - появление  глубокого интереса к своему внутреннему миру. Теперь для них важны признание окружающими их внутренней ценности и уникальности.  Самое важное свойство этого возраста – особая открытость души, это последний возрастной период,  когда ребенок открыт. Появляется понятие ответственности за то, что с ним происходит.  Ребенок приближается к подростковому  возрасту  со всеми его трудностями и особенностями.

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы