Кац Яна Станиславовна

Сайт учителя биологии

Профессия: учитель биологии

Профессиональные интересы: совершенствование методики преподавания; формирование познавательной самостоятельности учащихся; НИТ в образовании

Увлечения: биология

Регион: Санкт-Петербург

Населенный пункт: Санкт-Петербург

Место работы: ГБОУ "Академическая гимназия № 56"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kats-yana-stanislavovna

В практикующейся на сегодняшний день системе оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе приоритетной является 5-балльная система. При этом остаются нерешенными такие проблемы, как субъективизм отметки и медленный процесс обработки результатов.

Субъективизм школьной оценки объясняется отсутствием четких и ясных критериев в ее выборе, слишком грубом ранжировании результатов как текущего, так и итогового контроля средствами 5-балльной шкалы. Субъективизм оценки приводит к тому, что отметка, особенно низкая, зачастую вызывает недоверие и конфликтные ситуации, что повышает тревожность детей, родителей и учителей [1].

Для решения данных проблем необходимо найти такие средства осуществления оценочной деятельности, которые отличались бы от существующих снижением субъективной составляющей и ускорением процесса обработки результатов. Другими словами, показатель успеха ученика не должен зависеть от его личностных взаимоотношений с учителем.

На сегодняшний день существуют различные средства оценочной деятельности на уроке, всю большую актуальность при этом приобретают новые информационные технологии.

Привычные сервисы развлекательной направленности активно расширяют свои настройки, превращаясь в образовательные инструменты. Цифровизация образования стала трендом, который наблюдается в переходе от стандартных тестов к тестированию на платформах с мобильными приложениями (Classmarker, Google Drive, Kahoot!, Plickers, Quizlet и др.). Данные электронные средства помогают существенно сократить время обработки результатов учащихся и избавиться от субъективизма оценки, так как проверяет и оценивает школьника не учитель, а информационная система, включающая большое число показателей достижения учебных результатов.

Рассмотрим приложение «Plickers», позволяющее мгновенно оценить ответы всего класса и упростить сбор статистики [2].

Мобильное приложение Plickers можно использовать для проведения тестирования. Контролирование учебных достижений учащихся по биологии осуществляется в условиях активного взаимодействия всех участников учебного процесса. Основная идея приложения заключается в сканировании и считывании QR-кодов с целью дальнейшей их обработки и вывода статистики по тестированию. Преимуществом сервиса является то, что все операции совершаются мгновенно, в реальном времени.

Для интерактивного тестирования понадобится компьютер, на котором составляются вопросы теста, мобильный телефон с выходом в интернет– для сканирования QR-кодов (ответов учащихся), а также комплект многоразовых QR-карточек для опрашиваемых – для каждого ученика своя индивидуальная карточка с вопросами теста.

Сама карточка квадратная. Каждой из четырех сторон соответствует свой вариант ответа (A, B, C, D), указанный на карточке.

Пример тестового задания по биологии с одним верным ответом из четырех: Энергия запасается в 36 молекулах АТФ в процессе…

А. Биосинтеза белка на рибосомах

Б. Окисления молекул пировиноградной кислоты

В. Подготовительного этапа энергетического обмена

Г. Синтеза жиров на гладкой эндоплазматической сети

(Верный ответ: Б)

Преподаватель задаёт вопрос, учащийся выбирает правильный вариант ответа и поднимает карточку соответствующей стороной вверх. Учитель с помощью приложения Plickers на телефоне открывает камеру для сканирования ответов обучающихся. Статистически обработанные результаты (можно с диаграммами) появляются практически мгновенно, их учитель выводит на экран или интерактивную доску. База данных результатов сохраняется и на сайте, и в мобильном приложении для последующего анализа. Данные по каждому ученику и классу в целом можно экспортировать в таблицу Excel.

Тестирование с помощью мобильного устройства сильнее привлекает внимание учащихся, чем традиционный тест, их привлекает игровой, как бы неформальный характер контроля. Ожидается, что данные технологические новшества должны повысить интерес к предмету и качество контроля знаний по нему. При этом сервис Plickers позволяет учителю гибко управлять учебным процессом, реализуя непрерывный мониторинг образовательных результатов учащихся.

Использовать сервис можно на различных этапах урока.

Приведем пример использования сервиса на этапе контроля учебных достижений: О возникновении папоротников в истории природы Земли свидетельствует…

А. Существование травянистых и древесных форм;

Б. Наличие их отпечатков и окаменелостей;

В. Их способ размножения;

Г. Их современное многообразие.

(Верный ответ: Б).

Пример применения сервиса на этапе изучения нового материла: Как вы думаете, что собой представляет натуральная шерсть по химическому составу?

А. Углевод;

Б. Витамин;

В. Белок;

Г. Целлюлоза.

(Верный ответ: В).

Пример применения сервиса на этапе закрепления знаний: Верны ли следующие утверждения?

А. Кости в скелете птиц имеют воздушные полости.

Б. Голосовые связки птиц расположены в воздушных мешках.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Неверны оба суждения

(Верный ответ: А).

Пример творческого применения сервиса: Какие органические вещества входят в состав семян пшеницы? (Для ответа на данный вопрос учащиеся должны выполнить лабораторную работу «Определение состава семян пшеницы». Результат лабораторной работы будет ответом на поставленный вопрос.)

А. В основном содержатся растительный белок - клейковина и растительный углевод – крахмал;

Б. В основном содержится целлюлоза;

В. В основном содержится жир;

Г. В основном содержатся химические элементы: К, Mg и Fe.

(Верный ответ: А).

Использование технологии Plickers на уроках биологии позволяет не только экономить время во время опроса, но и представляет собой разновидность игровой формы обучения, которая помогает улучшить обратную связь между учениками и учителем, вызывая неподдельный интерес у обучающихся.

 

О себе

Высшее образование. Закончила РГПУ им. А.И.Герцена

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы