Кимличенко Наталья Евгеньевна

Сайт педагога-психолога

Большинство задач решается удивительно просто: надо взять и сделать.

Профессия: педагог-психолог

Профессиональные интересы: мозартика, песочная терапия, арттерапия

Увлечения: лыжи, плавание, велосипед, коньки

Регион: Московская область

Населенный пункт: Чехов

Место работы: МБОУ гимназия №2 г. Чехова

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kimlichenko-natalya-evgenevna
"Единственный способ взобраться на вершину лестницы – преодолевать ступеньку за ступенькой, по одной за раз. И в процессе этого подъема Вы внезапно обнаружите у себя все необходимые качества, навыки и умения, нужные для достижения успеха, которыми Вы, вроде бы, никогда не обладали."
Маргарет Тэтчер

Я очень рада видеть Вас на моем мини-сайте!

О себе

Хочу немного познакомить Вас с собой. Я замужем, у меня есть две прекрасные дочки. Люблю активный образ жизни, спорт: плавание,лыжи,велосипед,коньки. Образование высшее, 25 лет работаю в гимназии. Очень люблю свою работу, постоянно учусь, приобретая новый опыт.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Лууле Виилма "Душевный свет", Александр Торик "Флавиант". В книге "Душевный свет" училась и продолжаю учиться прощать и просить прощения.

Мой взгляд на мир

МИР ПРЕКРАСЕН, поэтому стараюсь видеть во всем только хорошее

Мои достижения

Две дочери, два красных диплома, хорошая работа

Моё портфолио

Представляю свой опыт психологической работы в гимназии.

Материал к родительскому собранию

 

 

 

Адаптация первоклассников в школе

   Первые месяцы обучения в школе – это сильнейший стресс, крутой поворот в жизни ребенка: здесь он вдруг перестает быть ребенком и становится человеком, который всерьез должен отвечать за свою работу – пусть пока учебную – перед посторонними людьми.  60 % детей в первые месяцы обучения теряют в весе, у них отмечаются шумы в сердце, нарушения нервно – психического здоровья и другие недомогания.

     Для большинства родителей это стресс не меньший. А на самом деле школа – это прекрасная возможность для родителей упрочить свою связь с ребенком, стать ему ближе и роднее и постараться задать ему правильное отношение к работе.

     Для первоклассника в первые месяцы в школе все вокруг пугающе непривычно – огромное здание, совсем нет игрушек, но зато много строгих взрослых, надо долго и неподвижно сидеть за партой, вдруг начинает греметь  резкий звонок…В этой новой реальности ребенку жизненно необходимо на что – то опереться. И эта опора – его близкие, которые должны показать, что они любят его больше, чем когда бы то ни было, и помогут всегда и во всем!

     Школа для первоклассника начинается, как только вы с ним захлопываете за собой дверь квартиры. Держите его за руку крепко и нежно – телесный контакт между вами придаст ему дополнительную энергию и уверенность в себе. По пути в школу разговаривайте с ребенком спокойно, без напряжения. Если у вас неприятности на работе, возьмите себя в руки, малышу передастся ваша тревога, он не должен страдать от неустойчивости вашей нервной системы.  Расскажите ему что – нибудь смешное, ободрите, подскажите, как вести себя с одноклассниками.  Ваша задача – сделать для него дорогу в школу интересной и желанной. И полезной: ведь между делом можно повторить по пути выученное вчера стихотворение.

     Самое же главное – не требуйте от него только успехов, только побед. Ребенок должен уходить в класс с чувством, что родители любят его всякого, пусть даже не отличника. Первокласснику будет спокойней, если на прощание вы ему запугивающе  не  скажете  «смотри, веди себя хорошо, не вздумай баловаться!», а что – нибудь вроде: «пусть все сегодня будет хорошо».

      Переступив со своим чадом порог школы, вы сами увидите, как он внутренне преобразиться. Да, ему трудно, но как не крути – и приятно чувствовать себя взрослым, учеником, а не просто мальчиком или девочкой.

    Если вы хотите, чтобы первоклассник побыстрее успокоился в школе, перестал ее бояться, вам следует усвоить: здесь для ребенка главным авторитетом должен быть учитель.  В присутствии ребенка не только нельзя обсуждать личность и действия педагога, будь он хоть вдвое моложе вас, но и не стоит поддерживать ребенка, если он своим учителем недоволен.

     Необходимо также предупредить учителя о психологических проблемах ребенка, о проблемах со здоровьем, об особенностях его характера и поведения. 

     Атмосфера класса пока еще не очень отличается от детсадовской: много детей рядом, все одного возраста, многие ходили в один детский сад.  Класс в смысле общения поначалу довольно однороден – «группировки» закладываются попозже, к концу года, когда дети уже присмотрятся друг к другу, выделятся лидеры и их «группы поддержки».

     Родителям стоит повнимательнее обсудить с маленьким учеником, с кем он общается в классе, кто ему интересен и почему. Все это вы должны знать и если что – подсказать ребенку, как себя вести в разных ситуациях.

    Встретив малыша на выходе из школы, будьте осторожны с вопросом «Ну, какие успехи?» Про хорошее он и так вам выпалит сам, едва вас увидев. А не выпалил – ничего: обнимите его, поцелуйте, возьмите снова за руки. И по дороге домой невзначай спросите: «Что у вас сегодня было интересного? Что тебе понравилось, а что огорчило?» Ребенок оценит  вашу сдержанность, и вы подружитесь еще больше.

Под крышей дома своего

         Дом для первоклассника должен быть крепостью. Придя в него после школы он, наконец, может расслабиться и прийти в себя. В этот момент его лучше не трогать. Пусть поиграет в любимые игрушки или даже поспит.  У первоклассника на видном месте должно быть расписание режима дня, в котором приготовлению уроков должно быть отведено вполне определенное время.  Всячески подчеркивайте, что он у вас теперь тоже работающий член семьи, место его работы – школа.

    Первое время уроки, конечно, надо делать вместе. Ни в коем случае не ругайте малыша за совершенные ошибки! За рабочим столом должна все время царить доброжелательная  атмосфера – как бы ни было сложно, эмоциональное состояние ребенка важнее всего. Главное, чтобы он старался  и работал, а каков будет результат – согласитесь, не имеет никакого значения в ваших чувствах по отношению к ребенку.

   И ни в коем случае не сравнивайте результаты его учебы с достижениями других, возможно, более успешных учеников. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем – 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен вами искренне и безо всякой иронии.

    После выполнения уроков обязательно выйдете с ребенком на прогулку. Здесь он окончательно успокоится от школьных дел, по-настоящему отдохнет и будет готов к работе следующего дня. Всем известно, что хорошо работает тот, кто хорошо отдыхает!

Внимание:

  • Период адаптации к школе у первоклассников составляет приблизительно 1,5 месяца, у пятиклассников – 1 месяц. Старшие привыкают к школе 2-3 недели.
  • Первоклассник должен спать не меньше 11,5 часа в сутки, включая 1,5 часа дневного сна.
  • Вес ранца первоклассника не должен превышать 1,5 кг.
  • Чтобы обеспечить биологическую потребность организма в движении, первоклассник должен активно двигаться не менее 2 часов в сутки.
  • Начинать делать уроки лучше всего в 3-4 часа дня. Это пик дневной активности головного мозга
  • Каждые 40 минут приготовления домашних заданий должны прерываться 20-минутными перерывами с физическими упражнениями.
  • Первоклассник без ущерба для здоровья может непрерывно проводить за компьютером не более 10 минут в день и у телевизора – не более 30 минут 2-3 раза в неделю.
  • Младшим школьникам ежедневно положено проводить на воздухе 3,5 часа, ученикам средней школы – 2 часа, а старшеклассникам - 1,5 часа.     

Педагог-  психолог  Кимличенко Н.Е.           

 

Литература

  1. Газета «Чеховский вестник» от 22.09.2009.
  2. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: психопрофилактика эмоционального напряжения. - СПб: КАРО, 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гиперактивный ребенок.  Шпаргалка для родителей

 

    Для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью характерно слабое внимание, импульсивность и высокая подвижность. Такой ребенок быстро утомляется, имеет проблемы во взаимоотношениях с людьми, низкую самооценку; при этом интеллектуальное развитие не страдает и может превышать возрастную норму.

    Добиться, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.

Правила взаимодействия с гиперактивным ребенком

1.      Во время выполнения домашнего задания каждые 20 минут отдых, переключение внимания, физминутки.

2.      Необходимо хвалить, поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее (гиперактивный ребенок больше других нуждается в похвале!) Оценивать не только результат, но и затраченное усилие.

3.      Как можно чаще использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

4.      Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

5.      Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

6.      Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

7.      Четкий режим дня! Когда необходимые дела делаются в одно и тоже время, гиперактивность снижается (очень эффективны списки, планы занятий в виде пиктограмм, развешенные на стенах напоминания).

8.      Подвижные игры, бег, лыжи и другие виды спорта, особенно плавание способствуют высвобождению избытка энергии, успокаивают.

9.      Разумная автономизация от ребенка: мама не должна быть привязана к ребенку, у нее есть право на отдых, личные занятия.

10. Выработать «помехоустойчивость». Не стоит делать 1000 замечаний, а проигнорировать нежелательное поведение ребенка (уйти, оставив ребенка самим с собой).

11. Обязательно – спокойный тон обращения с ребенком, спокойная домашняя обстановка. Не допускать вседозволенности – ребенок четко должен знать, что можно, а что нельзя.

12.  Стараться всегда оставаться спокойным, иметь терпение!

      С возрастом ребенок приобретает опыт, навыки сдержанного поведения, нужно лишь быть уверенным, что у вашего ребенка все будет хорошо!

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗВИВАЮЩАЯСЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ПОДРОСТКА

(Материал к родительскому собранию)

 

Одной из актуальных на сегодняшний день является проблема взаимодействия человека и компьютера. В данной проблеме отмечаются и положительные моменты увлечения развлекательными компьютерными играми. Они полезны, когда используются в качестве смены деятельности, для того, чтобы снять напряжение, отвлечься от чтения, писания, физической нагрузки и т.д. При чрезмерном пристрастии подростков к виртуальным играм, они становятся «камнем преткновения» на пути духовного и физического развития.

Проблеме «компьютер и дети» уделяется всё ещё не достаточно внимания, особенно на фоне возрастающих возможностей компьютера в процессе обучения. Подростки стремятся использовать возможности компьютерной техники максимально, так как их стремление к разнообразию контактов и расширению информационного пространства соответствует особенностям возраста. Наряду с положительными моментами при взаимодействии подростка с компьютером возникают проблемы, связанные, прежде всего, с психологическими нагрузками.

Постоянно растёт число людей увлекающихся компьютерными играми. Прежде всего, об этом можно судить по нескольким объективно наблюдаемым явлениям: активное развитие игрового бизнеса, расширение рынка игрового программного обеспечения, увеличение игровых компьютерных журналов и газет, рост количества игровых серверов в сети Интернет.

Логично предположить, что с увеличением количества людей, увлекающихся играми, растёт число потенциальных игровых компьютерных аддиктов. Зависимость развивается постепенно. Начинается от неосознанного «нечего делать», или отчётливого стремления отвлечься от проблем, испытать новые ощущения.

Влиянию компьютерных технологий в большей степени подвергаются подростки. По некоторым данным, 10-14% (живущих в городах) увлекаются ими серьёзно, уделяя этому занятию много времени, часто в ущерб учёбе и личностному развитию. Это подтверждается результатами выборочных опросов: 80% учащихся 6-8 классов городских общеобразовательных школ увлекаются компьютерными играми, а дети в возрасте 12-14 лет имеют «игровой опыт» от 6 до 8 лет.

В увлечении компьютерными играми имеет существенный дисбаланс между эмоциональной и физической нагрузкой, при явном перевесе первой вследствие напряжения, порождаемого азартом. Частые переживания, напряжение, не снимаемые физической разрядкой, приводят к существенным нарушениям психического здоровья. Работа на клавиатуре стимулирует только микродвижения, которых недостаточно для полноценного снятия общего физического напряжения. Как известно, только общая физическая нагрузка на скелетную мускулатуру приводит к релаксации, поддержанию устойчивого эмоционального состояния.

Ролевые игры  в детском возрасте являются частью познавательной деятельности человека. Игра типична для этого возраста и через неё подростки бессознательно удовлетворяют потребность в познании окружающего мира. Обнаружены и экспериментально подтверждены негативные изменения поведения у подростков увлекающихся компьютерными играми, несмотря на то, страдают они компьютерной зависимостью или нет.

Под игровой компьютерной зависимостью имеется в виду болезненное увлечение ролевыми компьютерными играми, в которых играющий принимает на себя роль виртуального персонажа и живёт его жизнью, ощущая себя в реальности дискомфортно.

Ролевые игры, следует отделять от не ролевых, т.к. они существенно различаются по мотивации игровой деятельности и уровню влияния на психику человека. Нельзя отрицать риск формирования психологической зависимости и от не ролевых компьютерных игр. Но в первую очередь принято считать, что только ролевые игры способны провоцировать устойчивую психологическую зависимость, т.к. именно в процессе ролевой игры наблюдается некий «эгораспад» на «Я реальное» и «Я виртуальное». Отмечается нарастание противоречия между ними, усиление дезадаптации и, как следствие, нарушения в сфере психических состояний.

В исследованиях отмечается также, что некоторые устойчивые отклонения показателей психического состояния от нормы у игровых аддиктов проявляются в эмоциональной сфере личности и выражаются в изменении психического состояния подростков, например:

·         ухудшение настроения;

·         снижение активности;

·         ухудшение самочувствия;

·         проявление дисфории (упадочного настроения) вплоть до депрессии.

Изучение отклонений в сфере эмоциональных состояний и реакций аддиктов, а так же снижение их адаптивных возможностей необходимо для понимания как самого феномена игровой зависимости, так и специфики её влияния на человека, особенно это касается подростков, длительно и регулярно находящихся в виртуальном мире компьютерной игры.

В результате продолжительного пребывания за компьютером в ущерб общению с близкими, сверстниками деформируется психика подростка, а так же ухудшается его физическое состояние.

К. Янг, в частности, рекомендует ни в коем случае не производить резкого отдаления от привычной игровой деятельности – отвыкание должно происходить с постепенным сокращением времени пребывания в виртуальной реальности. В большинстве случаев требуется одновременный курс психотерапии.

Вместе с тем, как показывают исследования, если у подростка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, снижено зрение, то в этом случае необходимо решать вопрос о выходе из компьютерной зависимости достаточно быстро, поскольку компьютер усиливает все эти отклонения приводя к нарушениям психического состояния и состояний здоровья в целом.

Нарушения психических состояний у игровых аддиктов заметно невооруженным глазом. Это отмечают родственники и, зачастую, они сами. Симптомы такой зависимости не обязательно присутствуют все вместе, но, как правило, один может сочетаться с несколькими другими. Если представляется возможным обнаружить у подростка 3-4 таких симптома, то взрослым следует задуматься об обращении к специалисту.

Вод ряд симптомов компьютерной зависимости:

·         равнодушие к семейным контактам, своему здоровью, успешности в учёбе, школьным и внешкольным мероприятиям;

·         неоправданно частая проверка электронной почты;

·         чрезмерно длительное пребывание за компьютером;

·         быстрый, неряшливый приём пищи, часто прямо перед монитором;

·         «выпадение» из режима реального времени;

·         визуально наблюдаемое бесцельное «перескакивание» с одной компьютерной программы на другую;

·          неоправданно быстро появляющаяся усталость, раздражительность, перепады настроения;

·         постоянные или значительно более частое общение в режиме on-line, чем непосредственные;

·         погружение в Internet как средство ухода от проблем, от плохого настроения, чувства потерянности, тревоги, подавленности;

·         приоритет пребывания в Internet над всеми остальными видами деятельности и общения;

·         нарушение обещаний в отсутствие взрослых не входить в Internet;

·         отрицание, часто аффективное, компьютерной зависимости.

Для определения наличия или отсутствия компьютерной зависимости можно использовать специальные методики.

 

Рекомендации взрослым по профилактике компьютерной зависимости подростков.

 

1.                              Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться.

2.                              Постоянно проявлять внимание к развитию интересов и склонностей подростка. Содействовать и поощрять его творческие начинания от увлечения живописью до прыжков с шестом.

3.                              Следует помнить, что компьютерная зависимость реже проявляется у подростков, занимающихся спортом, поэтому постоянно следите, чтобы подросток должное время уделял физическим нагрузкам.

4.                              Личный пример в использовании возможностей компьютера:

·         родители делают акцент на применении компьютера в своей работе, используют в качестве помощника в совместном с ребёнком досуговом творчестве (компьютерный дизайн, моделирование и пр.), попутно прививая навыки культуры общения с современной техникой;

·         учителя в школе должны широко применять возможности информационного образовательного пространства.

5.                              Культивирование чувства семейной, коллективной общности. Одиночество (в силу разных причин) – повод и основание ухода в виртуальный мир.

6.                              Корректно используйте своё право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок».

7.                              Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и однобокость переживаний в режиме on-line.

 

 

 

Под игровой компьютерной зависимостью имеется в виду болезненное увлечение ролевыми компьютерными играми, в которых играющий принимает на себя роль виртуального персонажа и живёт его жизнью, ощущая себя в реальности дискомфортно.

В исследованиях отмечается также, что некоторые устойчивые отклонения показателей психического состояния от нормы у игровых аддиктов проявляются в эмоциональной сфере личности и выражаются в изменении психического состояния подростков, например:

·         ухудшение настроения;

·         снижение активности;

·         ухудшение самочувствия;

·         проявление дисфории (упадочного настроения) вплоть до депрессии.

 

Нарушения психических состояний у игровых аддиктов заметно невооруженным глазом. Это отмечают родственники и, зачастую, они сами. Симптомы такой зависимости не обязательно присутствуют все вместе, но, как правило, один может сочетаться с несколькими другими. Если представляется возможным обнаружить у подростка 3-4 таких симптома, то взрослым следует задуматься об обращении к специалисту.

Вод ряд симптомов компьютерной зависимости:

·               равнодушие к семейным контактам, своему здоровью, успешности в учёбе, школьным и внешкольным мероприятиям;

·               неоправданно частая проверка электронной почты;

·               чрезмерно длительное пребывание за компьютером;

·               быстрый, неряшливый приём пищи, часто прямо перед монитором;

·               «выпадение» из режима реального времени;

·               визуально наблюдаемое бесцельное «перескакивание» с одной компьютерной программы на другую;

·                неоправданно быстро появляющаяся усталость, раздражительность, перепады настроения;

·               постоянные или значительно более частое общение в режиме on-line, чем непосредственные;

·               погружение в Internet как средство ухода от проблем, от плохого настроения, чувства потерянности, тревоги, подавленности;

·               приоритет пребывания в Internet над всеми остальными видами деятельности и общения;

·               нарушение обещаний в отсутствие взрослых не входить в Internet;

·               отрицание, часто аффективное, компьютерной зависимости.

Для определения наличия или отсутствия компьютерной зависимости можно использовать специальные методики.

 

Рекомендации взрослым по профилактике компьютерной зависимости подростков.

 

1.      Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться.

2.    Постоянно проявлять внимание к развитию интересов и склонностей подростка. Содействовать и поощрять его творческие начинания от увлечения живописью до прыжков с шестом.

3.    Следует помнить, что компьютерная зависимость реже проявляется у подростков, занимающихся спортом, поэтому постоянно следите, чтобы подросток должное время уделял физическим нагрузкам.

4.    Личный пример в использовании возможностей компьютера:

a.     родители делают акцент на применении компьютера в своей работе, используют в качестве помощника в совместном с ребёнком досуговом творчестве (компьютерный дизайн, моделирование и пр.), попутно прививая навыки культуры общения с современной техникой;

b.    учителя в школе должны широко применять возможности информационного образовательного пространства.

5.    Культивирование чувства семейной, коллективной общности. Одиночество (в силу разных причин) – повод и основание ухода в виртуальный мир.

6.    Корректно используйте своё право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок».

7.    Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и однобокость переживаний в режиме on-line.

 

 

 

 

 

Добавить грамоту в портфолио