Колесникова Наталья Алексеевна

Сайт старшего воспитателя

Профессия: старший воспитатель

Профессиональные интересы: игровые методы

Увлечения: прогулки по лесу

Регион: Саратовская область

Населенный пункт: Саратов

Место работы: МДОУ "Детский сад комбинированного вида" № 72

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kolesnikova-natalya-alekseevna-0

 

              Дошкольные учреждения в нашей стране, осуществляя широкую программу воспитательно-образовательной работы, обеспечивают необходимую подготовку к обучению в школе. Приобретенные детьми в дошкольном возрасте формы поведения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, моральные представления и чувства являются тем фундаментом, на котором в начальных классах осуществляется нравственное воспитание, происходит развитие у учащихся новых форм нравственного поведения, сознания, чувств и отношений. Задача детского сада состоит в том, чтобы всей системой воспитательно-образовательной работы обеспечить формирование у детей готовности к школе, наиболее полно соответствующей требованиям современного школьного обучения. Подготовка детей к школе предполагает, с одной стороны, такую организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивает высокий уровень общего, всестороннего развития дошкольников, с другой стороны, специальную подготовку детей к усвоению тех учебных предметов, которые они будут осваивать в начальных классах школы.

О себе

Работаю в детском саду более 20 лет. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Шекспир. Сонеты. Комедии.Вильям Шекспир - одна из крупнейших и загадочнейших фигур в истории театра. Его пьесы идут, практически, во всех театрах мира. И в то же время историки театра до сих пор спорят, кто написал эти пьесы.

Не меньше загадок и в сонетах Шекспира: историки приводят несколько претендентов на роль адресатов сонетов.

Моё портфолио

 

 «Интеллектуальная готовность детей к школе»

План.

 

Введение.

1.  Актуальность проблемы.                                                Стр.4

2.  Современные трактовки проблемы.                           Стр.5

3.  Показатели готовности к школе.                                   Стр.8

4.  Интеллектуальная готовность ребенка к школе.      Стр.10

5.  Практическая часть:                                                          Стр.13

     - диагностические задания,

     - конспекты занятий  по познавательной деятельности.

6.  Выводы.                                                                                 Стр.21

7.  Список используемой литературы.                                Стр.22

8.  Приложения.                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Дошкольные учреждения в нашей стране, осуществляя широкую программу воспитательно-образовательной работы, обеспечивают необходимую подготовку к обучению в школе. Приобретенные детьми в дошкольном возрасте формы поведения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, моральные представления и чувства являются тем фундаментом, на котором в начальных классах осуществляется нравственное воспитание, происходит развитие у учащихся новых форм нравственного поведения, сознания, чувств и отношений. Задача детского сада состоит в том, чтобы всей системой воспитательно-образовательной работы обеспечить формирование у детей готовности к школе, наиболее полно соответствующей требованиям современного школьного обучения. Подготовка детей к школе предполагает, с одной стороны, такую организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивает высокий уровень общего, всестороннего развития дошкольников, с другой стороны, специальную подготовку детей к усвоению тех учебных предметов, которые они будут осваивать в начальных классах школы.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в  условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность к школьному обучению – это один из важнейших итогов развития в период дошкольного детства.

           В качестве условий, определяющих успешное обучение, рассматривается наличие личностной, интеллектуальной и социально-психологической готовности.

1.Актуальность проблемы.

 

Значение интеллектуальной готовности детей к школе обусловлено ведущим видом деятельности школьника – учением, требующим от учащихся активизации умственных способностей и  познавательной деятельности.

Проблема готовности дошкольников к систематическому обучению в школе приобретает особое значение. От её решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Нужно определять психологическую готовность к школьному обучению, чтобы выделить следующие цели:

Ø Понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.

Ø Выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.

Ø Распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.

Ø Отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).

По итогам диагностического обследования могут создаваться специальные группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.

2. Современные трактовки проблемы.

Согласно современным представлениям объективную психологическую готовность к школе можно рассматривать как достижение такого уровня общего развития ребенка и сформированности психических процессов, который обеспечил бы успешное вхождение в школьную жизнь.

Хотя в теоретическом плане проблемой готовности детей к обучению детей в школе за последние 15 – 20 лет занимались многие психологи,  педагоги, гигиенисты, педиатры как в России, так и в других странных, единого и четкого определения понятия «готовности к школе», или «школьной зрелости», нет. До конца не установлены и надежные и наиболее информативные критерии готовности ребенка к систематическому обучению в школе.

А.Анастази трактует понятие «школьная зрелость» как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками.

Й. Шванцара более емко определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным принять участие в школьном обучении».  В качестве компонентов готовности к  обучению в школе он выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

Я.Йирасек, А.Керн, С.Штребел и др. авторы полагают, что поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника. В умственной области авторы считают необходимым наличие способности к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и т.д. Под эмоциональной зрелостью понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка. Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детской группы, а также со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

Г.Витцлак считает, что для полноценного обучения в первом классе школы необходимы: определенный уровень умственного развития, способности к концентрации, выносливость, определенные уровни стремления к достижениям, развития интересов, развития способности к обучению (обучаемости), а также социального поведения.

В работах российских исследователей подчеркивается, что готовность к обучению в школе – многокомпонентное образование. Можно выделять разные стороны готовности к школе: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную, социально-психологическую.

Достаточно широко известный ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека включает, кроме рисования по памяти мужской фигуры, два задания - срисовывания письменных букв и срисовывания группы точек, т.е. работу по образцу. Аналогична этим заданиям методика Н.И.Гуткиной «Домик»: дети срисовывают картинку, изображающую домик, составленный из элементов прописных букв. Также существуют более простые методические приемы.

Задания А.Л.Венгера «Дорисуй мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки для зонтиков». И мышиные хвосты и ручки также представляют собой элементы букв.

Нельзя не упомянуть еще две методики Д.Б.Эльконина - А.Л.Венгера: графический диктант и «образец и правило».

Выполняя первое задание, ребенок на листке в клеточку от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям психолога. Психолог диктует группе детей, в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить линии, а затем предлагает дорисовывать получившийся под диктовку «узор» до конца страницы. Графический диктант позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания зрительного воспринимаемому образцу.

Более сложная методика «Образец и правило» предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Показатели готовности к школе.

Показатели готовности к школе на сегодняшний день еще точно не разработаны в виде каких-то качественных и количественных нормативов, но существует некоторая система важнейших требований, которым должны удовлетворять  выпускники детского сада, переходящие в школу.

К моменту поступления в школу дети должны овладеть первоначальными навыками и умениями учебной деятельности:

Ø Умение внимательно слушать и выполнять указания взрослого;

Ø Контролировать свои действия в соответствии с заданным образцом, условиями;

Ø Иметь определенный запас знаний об окружающем мире;

Ø Сформированность элементарных понятий.

Ребенок должен владеть мыслительными операциями. Л.С.Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По его мнению, быть готовым к школе – значит прежде всего уметь обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, умение полно отвечать на поставленные вопросы; развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация.

Выделяются три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе. Во-первых, общее развитие. Речь идет о развитии памяти, внимания, интеллекта, умение производить некоторые действия в уме. Во-вторых, это воспитания умения произвольно управлять собой. В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению.

Л.С.Выготский указывал, что готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения.

Ю.А.Иванов («Дифференцированное обучение») определяет неготовность ребенка к школе:

Ø Невозможность планирования и контроля;

Ø Низкая мотивация учения (ориентир только на данные органов чувств);

Ø Невозможность слушать другого человека и выполнять логические операции в форме слова (понятия).

Он же определяет готовность к школе:

Ø Ребенок умеет планировать и контролировать свои действия (или стремиться к этому);

Ø Ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира;

Ø Стремиться использовать их в своих  действиях;

Ø Умеет слушать другого человека и умеет (или стремиться) выполнять логические операции в форме словесных понятий.

 

 

4.Интеллектуальная готовность к школьному обучению.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Изучение особенностей интеллектуальной сферы можно начать с исследования памяти - психического процесса, неразрывно связанного с мыслительным. Для определения уровня механического запоминания дается бессмысленный набор слов, например: год, слон, меч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын. Ребенок прослушав весь этот ряд, повторяет те слова которые он запомнил. Может использоваться (в сложных случаях) повторное воспроизведение - после дополнительного зачитывания тех же слов - и отсроченное воспроизведение, например, через час после прослушивания. Л.А.Венгер приводит такие показатели механической памяти, характерной для 6-7-ми летнего возраста : с первого раза ребенок воспринимает не менее 5 слов из 10 ; после 3-4 прочтения воспроизводит 9-10 слов ; через один час забывает не более 2 слов, воспроизводившихся раньше ; в процессе последовательного запоминания материала не появляются «провалы», когда после одного из прочтений ребенок вспоминает меньше слов, чем раньше и позже (что обычно бывает признаком переутомления).

Методика А.Р.Лурии позволяет выявить общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умением планировать свои действия. Ребенку дается задание запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам делает лаконичный рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести. Т.Е. рисунок становится средством, помогающим запомнить слова. Для запоминания дается 10-12 слов и словосочетаний, таких как, например, грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка. Через 1-1,5 часа после прослушивания ряда слов и создания соответствующих изображений ребенок получает свои рисунки и вспоминает, для какого слова он делал каждый из них.

Уровень развития пространственного мышления выявляется разными способами. Эффективна и удобна методика А.Л.Венгера «Лабиринт». Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания - мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отображающей последовательность пути, т.е. решения задачи.

Наиболее распространенными методиками диагностирующими уровень развития словесно-логического мышления являются следующие:

а) «Объяснение сложных картин»: ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот прием дает представление о том, насколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, насколько развита его речь.

б) «Последовательность событий» - более сложная методика. Это серия сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-то знакомого ребенку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. Серии картинок могут быть по содержанию разной степени трудности. «Последовательность событий» дает психологу те же данные, что и предыдущая методика, но, кроме того, здесь выявляется понимание ребенком причинно-следственных связей.

Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления изучаются с помощью методики предметной классификации. Ребенок составляет группы из карточек с изображенными на них неодушевленными предметами и живыми существами. Классифицируя различные объекты, он может выделять группы по функциональному признаку и давать им обобщенные названия (например, мебель, одежда), может - по внешнему признаку («все большие» или «они красные»), по ситуативным признакам (шкаф и платье объединяются в одну группу, потому что «платье висит в шкафу»).

При отборе детей в школы, учебные программы которых значительно усложнены и к интеллекту поступающий предъявляются повышенные требования (гимназии, лицеи), использую более трудные методики. Сложные мыслительные процессы анализа и синтеза изучаются при определении детьми понятий, интерпретации пословиц. Известная методика интерпретации пословиц имеет интересный вариант, предложенный Б.В.Зейгарник. Кроме пословицы («Не все то золото, что блестит», «Не рой яму другому, сам в нее попадешь» и др.), ребенку задаются фразы, одна из которых по смыслу соответствует пословице, а вторая не соответствует по смыслу, внешне ее напоминает. Например, к пословице «Не в свои сани не садись» даются фразы: «Не нужно браться за дело, которого ты не знаешь» и «Зимой ездят на санях, а летом на телеге». Ребенок, выбирая одну из двух фраз, объясняет, почему она подходит к пословице, но уже сам выбор ярко показывает, на содержательные или внешние признаки ориентируется ребенок, анализируя суждения.

5.Практическая часть.

       Среди наиболее известных зарубежных тестов определения школьной зрелости, применяющихся в нашей стране, можно выделить "Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йирасека. (Приложение 1).

Ориентационный тест школьной зрелости состоит из трех заданий:

Первое задание – рисование мужской фигуры по памяти, второе  - имитация написанного текста, третье - срисовывание группы точек. Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий. Все три задания направлены на определение развития тонкой моторике руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для овладения письменности. Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Эти также позволяют определить, может ли ребенок работать некоторое время, сосредоточенно, не отвлекаясь.

Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 - высший бал; 5 - низший бал), а затем вычисляется суммированный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 балов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15 – ниже среднего. Дети, которые получили от 12 – 15 балов необходимо дополнительно обследовать.

Вторая методика, которая используется для определения готовности к школьному обучению, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Это методика "Домик" (Н.И.Гуткиной) (Приложение 2).

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки,  которая изображает домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв.  Методика рассчитана на детей 5,5 – 10 лет.

Инструкция испытуемому: "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с "Домиком") Не торопись, будь внимательным, постарайся, так чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что–то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе".

Обработка экспериментального материала производится путем подсчета балов, начисляемых за ошибки.

Ошибками считаются:

а) отсутствие, каких либо деталей рисунка;

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка;

в) неправильное изображение элементов рисунка;

г) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления;

д) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

е) залезание линий одна на другую.

Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 балов. Чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

 

 

 Результаты исследований

1. Испытуемый Ученик (1).

Методика "Домик" выполнена без ошибок. Можно охарактеризовать как хорошее выполнение задания – 0 балов. Все детали рисунка присутствуют. Нет отдельно увеличенных деталей более чем в 2 раза. Все элементы рисунка изображены правильно и произвольное их распределение в пространстве. Нет отклонений более чем на 30 градусов от заданного пространства. Линии без разрывов. Отсутствуют линий одна на другую.

Ориентировочный тест школьной зрелости испытуемого выполнен несколько хуже, чем предыдущий. Первое задание выполнено очень примитивно и заслуживает оценки в 5 баллов. За второе задание можно поставить 2 балла т.к. образец скопирован разборчиво, но с небольшими погрешностями. И третье задание почти совершенное подражание образцу. Единственной погрешностью это некоторое уменьшение пространства между точками, но это допустимо. Итого испытуемым набрано 8 баллов, что соответствует среднему результату.

Вывод: ребенок хорошо ориентируется в образце, у него сформулировано умение копировать его. Можно говорить о развитие произвольного внимания, сенсомоторной координации.

По результатам проведенных методик можно сделать вывод, что ребенок готов к школьному обучению.

 

 

2. Испытуемый Ученик (2).

На рисунке все детали присутствуют. Размер рисунка сохранен. Правильное изображение в пространстве. Нет отклонений прямых линий более чем 30 градусов, от заданного направления. Нет разрывов между линиями. Отсутствует залезание линий одна на другую. Единственным минусом является не правильно изображенный элемент рисунка. Поэтому рисунок можно оценить в 1 балл.

За выполнение теста школьной зрелости в сумме можно поставить 6 баллов. Результат выше среднего.

 Первое задание. Рисунок мужской фигуры можно оценить 3 балами. На рисунке изображены голова, туловище, шея, конечности, волосы, но отсутствуют ступни ног и на руках по 3 пальца.

Второе задание. Подражание письменными буквами – 2 бала т.к. буквы достигают двойной величины.

 Третье задание. Срисовывание группы точек – 1 балл т.к. почти совершенное подражание образцу.

Вывод: по результатам проведенных методик можно говорить о психологической готовности ребенка к школьному обучению. Испытуемая хорошо может воспроизводить образец, развита тонкая моторика руки и координация зрения. Все это характеризует произвольность психологической деятельности.

 

Тест «Звуковые прятки».

Ребенку предлагают поиграть в «прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать. После этого экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове.

Например:

звук «О» в словах: почта, стул, кошка, карандаш, сок;

звук «А» в словах: палка, сук, лампа, ведро, соль, сталь;

звук «Ш» в словах: шалаш, тетрадь, стол, камень, шелест;

звук «С» в словах: свисток, пенал, светофор, луна, сеть.

Все слова необходимо произносить четко, выделяя каждый звук, а гласные даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить испытуемому, чтобы он сам произносил слово вслед за экспериментатором и прослушал его.

В протоколе фиксируются ошибочные и правильные ответы, а затем анализируется способ выполнения задания. Так, например, бывают дети, которые подряд на все слова отвечают, что искомый звук в них есть. В таком случае правильные ответы надо рассматривать как случайные.

 

 

Тест: "Лишний предмет"

 

Оценка образно-логического мышления — умственных операций анализа и обобщения.

На рисунках изображены различные пред­меты: по 4 на каждой карточке (кошка, собака, корова и волк; кастрюля, тарелка, ложка и платье; тетрадь, карандаш, ручка и кубик и т.д.) Всего 6 карточек,

Покажите ребенку первую (тренировочную) карточ­ку и объясните ему, что из предметов, нарисованных на карточке, один — лишний. Попросите его определить этот лишний предмет и сказать, почему он липший. Пос­ле этого предложите ребенку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.

Если ребенок 6-7 лет правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум на 4 карточках — это хороший уровень развития образно-логического мышления.

 

 

 

 

 

 

 

Необходимо формировать желание учиться в школе, учебную мотивацию, предупреждать боязнь школы. Для этого надо знакомить детей со школой, объяснять, что учение не только усвоение знаний, но и подготовка к будущему, его собственная трудовая обязанность.

 

Конспект занятия в старшей группе по познавательной деятельности

«Экскурсия в школу».

(Во время зимних школьных каникул.)

 

Программное содержание: Познакомить детей с помещением школы, с некоторыми понятиями – «урок», «перемена», с трудом учителя. Вызвать желание пойти в школу. Воспитывать уважение к труду людей, занимающихся воспитанием и образованием детей.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям картину с изображением учителя.

¾              Как вы думаете, ребята, кто изображен на этой картине? (Ответы детей).

¾              Многие из вас правильно сказали, что это учитель. А как вы догадались, что это учитель?  (Учитель в классе, за партами ученики, доска.)

¾              Кто-нибудь из вас был в школе? (Ответы детей.)

¾             Совсем скоро, через несколько месяцев, вы пойдете в школу. А какого числа начинается учебный год, и все ученики после летних каникул идут в школу? ( Ответы детей.) 1 сентября и вы пойдете в школу. Сегодня мы с вами пойдем в школу и познакомимся с учителем, посмотрим классы, где учатся дети и многое другое. В школе сейчас нет учеников: у них зимние каникулы. Но много взрослых – учителя, библиотекари, нянечки. Поэтому не забудьте поздороваться, разговаривайте тихо, чтобы не мешать, взрослым людям работать.

В школе.

Детей встречает учительница. Воспитатель знакомит детей с ней, называет её имя и отчество. Дети раздеваются и проходят в класс. Учитель предлагает детям сесть за парты.

Рассказ учителя.

¾             Вы сейчас находитесь в классе, где учатся ученики 1-го класса. Расскажите, чем класс отличается от вашей группы в детском саду? (Много парт, большая доска, на стенах учебные плакаты, нет игрушек и др.)

В детском саду вы тоже занимаетесь, воспитатели с вами проводят занятия, а в школе учитель проводит урок. А как вы узнаете в детском саду, что занятие закончено? (Об этом говорит воспитатель.) А кто знает, как ученики узнают, что закончился урок? (Ответы детей.) После каждого урока звенит звонок. Вы сегодня его услышите.

Что вы делаете в детском саду, кроме занятий? (Играем, гуляем, завтракаем, обедаем, спим и т.д.)

В школу дети приходят учиться – сначала их учат читать, считать, писать. Потом у них появляются интересные уроки – уроки истории, где они узнают историю нашей страны и других стран, уроки литературы и многие другие. Но в школе дети тоже могут позавтракать и пообедать. А вот поиграть они могут немного в перерывах между уроками. А как называется перерыв между уроками? (Предположения детей.) Многие из вас правильно сказали – перемена. Сейчас, пока не прозвенел звонок, мы с вами проведем небольшой урок. (Учитель, опираясь на знания детей, занимается с ними либо чтением, либо математикой. В конце урока хвалит детей и говорит о том, что они хорошо подготовлены и хорошо будут учиться в школе.)

¾             А сейчас вы  все слышите, как звенит звонок. Это значит началась перемена. Мы с вами выйдем в коридор и немного отдохнем. (Учитель вместе с воспитателем проводит малоподвижную игру.)

¾             Приглашаю вас пройтись по школе. Вы узнаете, какие еще в школе есть помещения. (Детям показывают физкультурный зал, кабинет труда, химии, физики. Обращают внимание на различное оборудование, рассказывают, что в старших классах они будут здесь учиться и узнают много интересного. Закончить экскурсию можно в библиотеке.)

В конце экскурсии воспитатель и дети благодарят учителя, и воспитатель подводит краткий итог.

¾         Сегодня, ребята, вы познакомились со школой, в которую пойдут многие из вас осенью. Вы узнали, что в школе учатся в классах. Между уроками есть перемена, когда можно отдохнуть. В школе много разных кабинетов, потому что изучают много разных предметов. Когда вы будете учиться в школе, узнаете много интересного, и может быть кто-нибудь из вас станет учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Выводы.

 

  Ребенок в школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.     Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных представлений. Важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения.

            Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.

         Развивающую работу с  детьми, которые в ней нуждаются, целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития ставится на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.


Список используемой литературы.

 

 

«Диагностика готовности к школе» Л.Е.Тарасова.

«Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации». З.В.Дощицина.

«Подготовка детей к школе в детском саду». Под редакцией Ф.А.Сохина и Т.В.Тарунтаевой.

«Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». (Старшая группа.)  Н.В.Алешина.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы