Колосков Максим Сергеевич

Сайт учителя русского языка и литературы Колоскова Максима Сергеевича

Дорогу осилит идущий

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: В настоящее время работаю над диссертацией "Языковая композиция ранних рассказов Бунина"

Увлечения: исследование идиостиля Бунина, Цветаевой, Ахматовой

Страна: Россия

Регион: Московская область

Место работы: МОУ "СОШ №17"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/koloskov-maksim-sergeevich
Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,- И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово.
А.А.Ахматова

Вы находитесь на персональном сайте учителя русского языка и литературы. Надеюсь, материалы, размещённые здесь, будут для вас полезны и увлекательны. С уважением, Колосков Максим Сергеевич

О себе

Несколько слов о себе: учитель высшей квалификационной категории, имею высшее педагогическое образование по специальности "учитель русского языка и лит-ры", аспирант кафедры русского языка и стилистики ФГБОУ ВО "Литературный институт имени А.М.Горького", имею опубликованные статьи в ведущих научных журналах, являюсь руководителем ШМО. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

1.Л.Н. Толстой "Война и мир".

2. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание".

3. А.С.Пушкин"Евгений Онегин".

Мои достижения

1. В октябре 2017 сдал кандидатский минимум. 

2. Неоднократно публиковался в научных журналах, среди  последних работ: «Вестник тверского государственного университета, серия: «Филология», №2,2018 (Выбор средств выражения в рассказе И.А.Бунина «Святые»); «Вестник литературного института имени А.М.Горького, №3, 2016 (Сопоставительно-стилистический анализ рассказов «Золотое дно» и «Сны» И.А.Бунина)

3. В 2016 году окончил курс повышения квалификации «Актуальные проблемы развития профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы (в условиях реализации ФГОС ООО)» в объёме 72 часов в ГБОУ ВО МО "Академия социального управления"

4. В 2017 году окончил курс повышения квалификации "Основы государственной политики РФ в области образования. Актуальные вопросы педагогики и психологии" (межкафедральная (надпредметная) программа) в объёме 108 часов в ГСГУ, г. Коломна.

5. В 2018 году окончил курс "Организация проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ООО", г.Воскресенск.

6. Окончил дистанционный курс повышения квалификации «Оценка качества образования в общеобразовательной организации» в феврале 2019 г..

7. На сегодняшний день являюсь  слушателем курса профессиональной переподготовки по направлению «Содержание и методика начального образования» (ГСГУ, г.Коломна).

Моё портфолио

Технологическая карта интегрированного урока по теме ««Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация» в форме исторической реконструкции Бородинского сражения

  1. Тема урока: Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация».
  2. Класс               6
  3. Учитель: Колосков Максим Сергеевич
  4. УМК                Т.А.Ладыженская,  М.Т.Баранов, Л .А.Тростенцова  и другие
  5. Тип урока        Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.
  6. Технологии     Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, развития критического мышления, ИКТ,  игровая, информационно-коммуникативная, технология дифференцированного обучения, технология проблемного обучения, технология мастерских, модульная

     7. Цели урока: Цель технологии мастерских – предоставить ученикам психологическое средство, позволяющее им лично саморазвиваться, осознавать самих себя, своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности развития мира.

Всякое подлинное знание – это результат собственного опыта познания.

Мастерская строится так, чтобы ученик в сжатое время сам сделал какое-либо открытие, сам пережил какое-либо событие, удивился, казалось бы, известному факту, сам разрушил старое представление об окружающем мире и сам выстроил новое знание (т. е. «изобрёл собственный велосипед»), потому что в диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ.

        содержательная: повторить и обобщить основные синтаксические понятия, изученные в 5 классе: особенности простого и сложного предложения, предложения с прямой речью, диалог; совершенствовать у пятиклассников навыки синтаксического разбора предложений расширить понятийную базу;

       деятельностная: способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания; формировать у учащихся УУД: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока. 

Предметные:

  • повторить понятия:  синтаксис, пунктуация, словосочетание, предложение, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое;
  • закрепить алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого, выраженных разными способами; разбора предложений;
  • знать опознавательные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения», «односоставные предложения», «однородные и обособленные члены предложения», «обращения и вводные слова», «основные союзные слова» (без термина);
  • уметь различать сложное и простое предложения, правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи.

Метапредметные:

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Личностные:

  • формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы;
  • формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

УУД

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы.

Основные понятия: синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое предложение, сложное предложение, главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, обращения.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока.

Оборудование: Экран, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Методы и формы обучения: Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, в парах, групповая, фронтальная.

 

 

 

Технологическая карта урока

 

Этап

Действия учителя

Действия учащихся

Формируемые УУД

I. Этап мотивации (самоопределения) учащихся к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность, создание положительного эмоционального настроя.

 (3  минуты)

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Слайд 1

8 сентября – День воинской славы России, посвящённый Бородинскому сражению. Подвиг русской армии до сих пор живёт в памяти русского народа, стихотворение «Поле Славы» Владимира Степанова яркое тому подтверждение:

Слайд 2

Бородино… Здесь русские солдаты
Прославили Отчизну на века.
Здесь показал Кутузов Бонапарту
Всю мощь и силу русского штыка.

Здесь свято всё. Здесь нет героям счёта,
Что были клятве до конца верны, –
Защитники России, патриоты,
Отечества любимые сыны.
 

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

  • эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
  • Контроль
  • Коммуникативные УУД:
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Личностные УУД:
  • мобилизация внимания, уважение к окружающим.
  • Познавательные УУД:
  • Выдвижение гипотез и их обоснование

II. Этап актуализации опорных знаний, целеполагание, Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого

 

 (5  минут)

 

 

  1. Организует работу  по повторению.

Сегодня на уроке мы с Вами постараемся реконструировать это историческое событие. Каждый из вас сможет испытать свои силы в борьбе с неприятелем, но победить его сможете только объединившись, повторив таким образом подвиг наших предков. Готовы?

Друзья, Наполеон оставил вам послание. Правда, прочесть его возможно будет, если вы правильно выполните все задания, за каждое из которых будете получать обрывки из его письма. В итоге к концу урока останется только сложить их и прочесть. Желаю Вам удачи!

Слайд 3

Прежде чем приступить, давайте разгадаем кроссворд, в котором скрыта тема нашего урока. Справитесь-получите карту расположения вражеских войск, с которыми впоследствии вам предстоит сразиться. Обратите внимание: на столах у вас распечатано задание-кроссворд.

Слайд 4, Приложение 1

Какую тему из раздела русского языка нам с вами предстоит сегодня повторить?

Слайд 5

Вы справились с заданием и получаете награду: карту с расположением войск неприятеля.

Слайд 6,7

Ребята,прочтите, что сообщает нам разведка.

Слайд 8

Итак, первый бой предстоит за село Бородино! Объединяем наши усилия и  выполняем первое задание.

2.Создаёт проблемную ситуацию.

Что означает моя запись на доске?

МыНаполеонанепобедиммыегообманем

Слайд 9

Почему у вас возникли затруднения?

Значит, мы должны вспомнить изученное в 5 классе, чтобы решить эту проблему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разгадывают кроссворд

Называют тему урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомятся с картой Бородинской битвы

 

 

 

Пытаются разрешить проблемную ситуацию

  • Коммуникативные УУД:
  • умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.
  • достижение договоренностей и согласование общего решения.
  • Регулятивные УУД:
  • постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала;
  • умение планировать и оценивать свои действия;
  • умение выявлять, что уже усвоено, а что подлежит усвоению.
  • Познавательные УУД :
  • умение   анализировать языковой материал;
  • поиск и выделение необходимой информации.

III. Этап открытия новых знаний и выявления места и причины затруднения.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения: почему возникли затруднения?

( 7 мин.)

 

 

Использует приемы создания проблемной ситуации.

Слайд 10

Займёмся исследованием. Сделай открытие для себя. Записываем упражнение №1

Исследование 1.

Прочитайте запись, расставьте знаки препинания.

Мы Наполеона не победим, но мы его обманем!

Исследование 2.

Докажите, что перед вами сложное предложение!

Исследование 3.

Выполните синтаксический разбор предложения

Исследование 4.

Составьте схему предложения.

Вы получаете слово из послания Наполеона.

Приложение 2

Дело за малым: собрать остальные и прочесть, что хотел в своём высказывании  Бонапарт передать русским после Бородинского сражения.

 

 

 

 

 

Выполняют упражнение

Наблюдают за предложением, делают выводы. Один ученик выделяет  члены предложения и определяет части речи, а другой пишет характеристику и составляет схему.

Получают первый обрывок из высказывания Наполеона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Познавательные УУД :
  • извлечение необходимой информации  и ее использование, постановка и формулирование проблемы.
  • Коммуникативные УУД:
  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Регулятивные:

  • Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению).

 

 

 

 

IV.Этап построения проекта выхода из затруднения.

Цель:

постановка целей  учебной  деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

(5 минут)

Составление кластера (устно)

Предлагает выбрать пути решения возникшей проблемы.(составление кластера на доске)

Слайд 6, 11

Как видим, главный удар противника пришёлся на подразделения под командованием гениального полководца Петра Ивановича Багратиона. Ну что сразимся?

На войне боеприпасы хранились в специальном зарядном ящике.

Слайд 12

У нас с вами 2 зарядных ящика «Синтаксис», в котором 3 отдела и «Пунктуация», в котором 10 отделов, каждый из них вы должны основными единицами этих разделов языка.

Слайд 13

Слайд 14

Вы выиграли ещё одно слово из послания Наполеона. Поздравляю Вас!

Приложение 3

Выбирают пути  решения проблемы, обсуждают и корректируют свой план выхода из затруднения

 

 

Выполняют упражнение №2 Работают в тетрадях

  • Коммуникативные УУД:
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
  • Регулятивные УУД:
  • коррекция (внесение необходимых корректив в план и способ действия).
  • Познавательные:
  • анализ с целью выделения общих признаков,
  • подведение под понятие,
  • построение логического рассуждения.

V. Этап реализации построенного проекта.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

(3  минуты)

Игра «Сапёр»

Следующий огневой рубеж на карте – это бой за Утицкий лес, который завязался в 8 часов утра и продолжался 6 часов. Внимание на экран.

Слайды 6,15

Следующее задание устное и называется «Сапёр». Противник заминировал местность, поэтому Вам надо быть предельно острожными. Суть задания следующая: Я читаю утверждения, если правильное – поднимите зелёные кружочки, неверное – красные, частично неверные – жёлтые. Красные и жёлтые нужно прокомментировать. Кто допустил ошибку, выходит из игры.

Приступим!

  1. Грамматическая основа может состоять из одного главного члена предложения. – зелёный.
  2. ПРИШЛИ ГОСТИ – это  словосочетание. – красный.
  3. Между однородными членами предложения запятая не ставится? (и да, и нет)- жёлтый
  4. обращение - это слово, называющее того, к кому обращаются с речью? – зелёный.
  5. Простое предложение может быть осложнено однородными членами и обращением (зелёный)

 

Слайд 15.

 

 

 

 

 

 

Участвуют в игре

 

 

 

  • Регулятивные УУД:
  • контроль;
  • оценка;
  • коррекция.

 

  • Познавательные УУД :
  • поиск и выделение необходимой информации.
  • Коммуникативные:
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

VI. Этап закрепления.

Цель:

усвоение учащимися нового способа действия.

(5  минут)

Устанавливает осознанность восприятия, делает обобщение.

Пока мы с Вами бились за Утицкий курган, Кутузов пошёл на хитрость. Давайте посмотрим на какую именно.

Слайд 16, 6

Нам остаётся по примеру наших доблестных предков, которыми, уверен, вправе гордиться каждый из нас, выполнить следующее задание.

Упражнение 2.

В предыдущей игре «Сапёр» мы вспомнили, что простое предложение может быть осложнено обращением и однородными членами. Суть следующего задания: переписать предложение, расставить знаки препинания и выделить то, чем осложнено это предложение: Братцы, вам придётся защищать родную землю верой и правдой до последней капли крови

Слайд 17

Ещё одно слово из послания Наполеона отправляется к вам в копилку.

Приложение 4

Выполняют упражнение, один из учеников выходит к доске, другие работают в тетради, затем обсуждают, исправляют возможные ошибки.

  • Коммуникативные УУД:
  • умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.
  • Регулятивные УУД:
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • оценка деятельности;  саморегуляция.
  • Познавательные УУД :
  • поиск и выделение необходимой информации.

Физкультминутка

(1 минута)

Маршируем, маршируем!

Раз, два, три!

Вправо, влево, вправо, влево

Посмотри!

А теперь ружьё ты заряди,

И на месте стоя,

Раз, два, три!

Слайд 18

Выполняют физкультминутку.

 

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: 

каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

 (7  минут)

В 14 часов французы начали решающий штурм Курганной высоты. Её обстреливали 400 французских орудий. К этому времени Наполеон рассчитывал не просто взять высоту, но и прорвать здесь русский боевой порядок. К 15 часам французы окончательно заняли Курганную высоту, но продвинуться дальше не смогли. Мне вспомнились строки из стихотворения Лермонтова «Бородино», которые как нельзя лучше иллюстрируют этот трагический момент в Отечественной истории:

Слайд 19

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Организует деятельность по применению полученных знаний.

У нас вами тоже осталось одно очень ответственное задание: выполните синтаксический разбор следующего предложения. За это вы получите последнее слово из послания Наполеона. Желаю удачи!

Один ученик будет работать у доски.

Слайд 20

1.Реки и озёра покрылись тонким льдом.

Давайте проверим, что у вас получилось.

 

 Выполняют самостоятельное задание. Один из учеников работает у доски

 

  • Познавательные:
  • Выполнение действий по алгоритму;
  • Самостоятельное решение задачи.
  • Регулятивные УУД:
  • умение осуществлять  проверку знаний, сверяясь с эталоном.

 

VIII.Этап включения нового знания в систему знаний и повторение.

Цель:

включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

(4  минуты)

Вам удалось собрать все слова из послания Наполеона, с чем я вас и поздравляю! Запишите его в свои тетради и расставьте знаки препинания.

Проверяем

Слайд 21.

Складывают слова в высказывание. Затем учитель показывает слайд с правильным ответом.

 

 

 

 

 

  • Регулятивные УУД:
  • умение осуществлять  проверку знаний, сверяясь с эталоном;
  • коррекция;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов.
  • Личностные УУД:
  • самоопределение

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: осознание учащимися  своей учебнй деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

(4 минуты)

Слайд 22

Бой подошёл к концу.

В 17 часов Наполеон прибыл на Курганную высоту и  осмотрел центр русской позиции. Наполеон был мрачнее тучи: о бегстве разгромленной русской армии не могло быть и речи. Правда, у Наполеона осталась нетронутой его гвардия (19000 солдат). Маршалы Ней и Мюрат умоляли императора «довершить разгром русских». Но Наполеон не стал этого делать. Он сказал: «За 800 лье от Франции нельзя рисковать последним резервом». В результате, решающей атаки так и не последовало. Постепенно бой затихал. Наполеон отвел свои войска, чтобы дать им отдохнуть.  Кутузов выглядел вполне довольным. Он видел, что русским удалось выстоять.

 Слайд 23 «Солдаты на привале»

Вы все отлично сегодня поработали и заслуженно получаете вот эти шоколадные медали. Осталось только обсудить состоявшийся бой (в нашем случае урок):

-Какое из заданий на уроке вам показалось самым лёгким?

-Что вызвало у вас затруднения?

-Что вас впечатлило?

 

 

 

 

 

 

Беседуют с учителем

 

  • Регулятивные УУД:
    • саморегуляция осознание качества и уровня усвоения знаний;
  • Личностные УУД:
    • оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности
  • Коммуникативные УУД:
    • умение выражать свои мысли. 
    • инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации.

 

 

Х. Этап домашнего задания                      (1 мин.)

Слайд 24

С.29 упражнение 50

Спасибо за урок!

Слайд 25

Записывают задания в дневники.

 

 

Мои публикации:
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио:
Мои альбомы