Ковылина Татьяна Владимировна

Сайт учителя-логопеда

Профессия: Учитель-логопед

Профессиональные интересы: Работа с детьми дошкольного возраста

Увлечения: Шейпинг, нетрадиционные методы обучения дошкольников

Регион: Кемеровская область

Населенный пункт: Белово

Место работы: Детский сад №171 ОАО РЖД

Звание, ученая степень: Почетный работник общего образования

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kovylina-tatyana-vladimirovna
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли
Н.А. Седых

Социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс расширения зоны ближайшего развития, в которой реализуются потенциальные возможности ребенка.

Л.С. Выготский

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Проводится для подготовки мышц языка к постановке звуков. При проведении гимнастики укрепляются мышцы языка, вырабатываются точные движения ,отрабатывается направление воздушной струи, необходимое при постановке шипящих ,свистящих звуков, вибрантов (зв.»р»)

Требования: а) заниматься ежедневно; б) обязательно перед зеркалом , чтобы ребенок сам контролировал точность движений своего языка. в) проводить без напряжения, почти шепотом, спокойно на положительных эмоциях (похвалите ребенка), в игровой форме.

  1. «Открой и закрой домик». Жил веселый язычок, вот такой ( показываем язычок) в домике. Домик медленно открывался и закрывался. Медленно под счет (до 5, можно кистью руки показывать как медленно) открывать и закрывать рот.
  2. «Сделать заборчик». А вокруг домика был заборчик. Улыбнулись (губы растянуты в улыбку), видны нижние и верхние зубы.
  3. «Сделай трубочку, окошко». А губки пошалили и спрятали заборчик, вытянулись в трубочку, окошко.
  4. «Заборчик, трубочка, окошко». Улыбнулись – заборчик, спрятали заборчик – трубочка. Заборчик – трубочка, окошко (упражнение делать медленно). Упражнение необходимо для укрепления мышц губ.
  5. «То же с песенкой «ИУ». Надоело язычку тихо лежать в домике и он запел «И» - улыбнулись – заборчик, «У» - губы спрятали заборчик, вытянулись трубочкой. Петь «ИУ» шепотом, тихо, слитно без отдыха 1 раз, затем 2 раза. Отрабатывать длительность речевого выдоха.
  6. «Язык лежит на крылечке». Надоело язычку в домике лежать, он вышел и лег на крылечко, всю нижнюю губу лопатой закрыл от угла до угла. Спокойно лежит язык на нижней губе, касаясь углов рта. Для получения широкого языка можно тихо говорить пя-пя-пя,похлопывая по языку губками.
  7. «Любопытный язык». Лежал язык на крылечке, вдруг увидел что-то впереди, поднялся любопытный и вытянулся вперед как иголочка. Узкий язык как жало, иголочка тянется вперед, не касаясь губ, рот широко открыт. Следить, чтобы не поднимался кончик языка.
  8. Язык отдыхает на крылечке – любопытный». Ничего интересного, лег на крылечко (мышцы языка расслаблены, язык спокойно неподвижно лежит), вдруг увидел что-то интересное и поднялся любопытный с крылечка, вытянулся в иголочку (мышцы языка напряжены). Упражнения повторять несколько раз, чтобы отработать умение расслаблять и напрягать мышцы языка. Делать упражнение 6 и 7 раз поочередно.
  9. «Любопытный язык забегал из уголка в уголок» - «часики». Вышел любопытный язычок и забегал в один уголок, в другой, тик-так, вправо-влево, только к уголкам рта. Рот открыт, узкий язык посередине рта, не касаясь губ, ходит от угла рта до угла. Следит, чтобы язык не касался губ, чтобы подбородок не двигался, придерживать «клещами». Если плохо получается упражнение №7, можно начать с упражнения №9. Язычок забегал от уголка рта к уголку (рот открыт), вот какой он узкий, как иголочка, остановили такую иголочку посередине рта. Любопытный язык вытянулся вперед.
  10. «Вкусное варенье». Угостили язычок вареньем, измазали верхнюю губу. а) медленно кончиком языка облизать верхнюю губу сверху-вниз . Рот широко открыт. б) испачкали нижнюю губу- Облизать нижнюю губу кончиком языка снизу- вверх.«Почистить зубы». Рот открыт, круговые движения языка в одну и другую стороны по зубам.
  11. «Улыбнулись, покажи заборчик и отдохни. Язык прижат к заборчику». Следить, чтобы язык был за нижними зубами, касаясь их, чтобы язык не отходил назад или в сторону.
  12. «Улыбнулись, покажи заборчик, тихо спой «И» и подуй через заборчик холодным ветерком на палец». Следить, чтобы язык был за нижними зубами, не отходил назад или в сторону. Ветерок дует посередине.
  13. «Пожуй боковые края языка». Улыбнись, покажи заборчик. Язычок, кончик языка прижался к заборчику и спел «И», а зубы пожевали боковые края языка коренными зубами. Следить, чтобы кончик языка не отходил от нижних зубов и не откланялся в сторону.
  14. «Подуй в бутылочку, в пузырек». Чтобы он тебе ответил, свистел, губы на улыбке, кончик языка за нижними зубами, пузырек прижат к подбородку, края его у нижней губы, подуть – отдохнуть. Следить, чтобы не перенапрягался, дуть тихо, без напряжения. Отрабатывать струю воздуха при межзубном и боковом произношении звуков. Работать индивидуально Отрабатывать свистящие звуки. а) дуть с высунутым языком, кончик языка касается края пузырька (только в том случае, если совсем не получается из положения языка за нижними зубами.
  15. «Мыть кончиком языка за нижними зубами». Открыли домик, улыбнулись и кончиком языка стали мыть за нижними зубами. Следить, чтобы не двигался подбородок.
  16. «Лягушка». Язычок мылся и пошалил. Прижал кончик языка к нижним зубам, а спинку языка то поднимает, то опускает, как лягушка скачет. Язык за нижними зубами, поднимает спинку языка к верхним зубам и опускать. Следить, чтобы кончик языка не отходил от нижних зубов.
  17. «Язык катается на санках». А потом «лягушка» на санках выехала, зацепилась кончиком языка за нижние зубки, а спинка вся вывалилась в домике, язык убирается в рот. Упражнение повторяется несколько раз, можно «выезжать» с песенкой «И». Следить, чтобы кончик языка был за нижними зубами.
  18. «Просим конфетку». Угостили язычок конфеткой, стал сосать, кончик языка за нижними зубами, а спинка языка поднята к буграм, то, прикасаясь к ним, то отходит. Кто-то захотел полакомиться  конфеткой. «ТССС» подули (язык за нижними зубами) и толкнули холодный ветерок «у-у-у».
  19. "Тонкий холодный ветерок». Я умею толкать холодный ветерок. Губы на улыбке, язык за нижними зубами, тихо говорит «АААТ» и на звук «Т» толкнуть струю холодного воздуха на палец (язык за нижними зубами-ац).
  20. «Спрятали верхнюю губу». Язык был ловкий. Открыли рот, широкий язык спрятал все верхнюю губу, а нижние зубы видны. Следить, чтобы не натягивал губу на нижние зубы, можно придерживать указательным пальцем – «клещами».
  21. «Поцелуй верхнюю губу». Ловкий язычок поцеловал верхнюю губу, которую спрятал (упражнение №22) + кончик языка прижимался к верхней губе и отходит. Следить, чтобы язык закрывал всю губу и не сползал вниз в рот.
  22. «Фокус». Язык сделал фокус – спрятал верхнюю губу и подул на носик, а нижние зубы видны. Упражнение делать без напряжения 2-3 раза, отдых. Плечи не поднимать (можно положить на плечи руки), щеки не надувать, можно придерживать пальцами.
  23. «Киса пьет молоко». Язык захотел угостить кису молочком. Широкий язык опустил в «блюдце» - тыльная сторона ладони – и чашечкой (чтобы не пролить молоко) поднимается вверх.а) подержать чашечку снаружи (держите чашечку снаружи, чтобы не пролить молоко.б) убрать чашечку в рот (аккуратно чтобы не пролить молочко и угостить киску) и тихо подуть (язык чашечкой поднять вверх), струя воздуха теплая (киса довольна, напилась молочка), язык не касается неба, губы круглые, видны верхние и нижние зубы(ш-ш-ш).
  24. «Качели». Язык вышел на прогулку и стал качаться на качелях. Вверх (широкий язык закрыл всю верхнюю губу, нижние зубы видны), вниз (язык закрыл всю нижнюю губу). Широкий язык закрывает то верхнюю, то нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы , чтобы подбородок не двигался.
  25. «Поезд пошел». Поехали на поезде. Широкий язык подняли вверх и стучат о бугорки (альвеолы толкает теплый воздух: «ттт-ччч» толчок теплого воздуха проверять пальцем).
  26. «Любопытный язычок делает гимнастику». Рот открыт, узкий язык поднимается и упирается в верхние зубы внутри рта и опускается за нижние зубы. а) то же самое с песенкой «А» (когда хорошо отработано предыдущее упражнение). Следить, чтобы пел тихо на протяжении всего упражнения, начинать петь когда поднимается и заканчивать петь, когда опустился за нижние зубы.
  27. «Лев в клетке рычит». В зоопарке увил льва, который прижался к летке и рычит. Рот открыт губы на улыбке, язык упирается в верхние зубы внутри рта (в клетке, чтобы нас не съел) и тихо говорит «НА-ЫА-НЫ», а львенок в другой клетке отвечает «АЫ-АЫ». Звуки звучат слитно, четко слышим звук «Ы», который укрепляет мышцы, необходимые для звука «Л».
  28. «Лодочка  стучит в верхние зубы». У берега стучит лодочка с песенкой «ААА»  и широкий язычок стал стучать в верхние зубки (внутри рта) с песенкой «ААА», как лодочка(Л_Л_Л).
  29. «Веселый шофер заводит мотор». Поехали на машине, смазали мотор (мягкие движения кистей рук перед собой – смазывают), открыли рот, улыбнулись (машина хорошо работает), широкий кончик языка тихо (машина смазана) стучит в бугорки: «ди-ди-ди», медленно, быстро, а потом стучит: тди-тди-тди, медленно, а потом быстро. Следить, чтобы язык был за верхними зубами (чтобы не упасть в канаву).
  30. «Поехали на лошадке». Цоканье, кончик языка стучит в потолок (небо), остановились – тпрр (быстрая вибрация губ).
  31. «Маляры». Бабушка попросила помочь побелить ее потолок, пожалуйста! Открыли рот, широким языком белим потолок от горлышка к зубам, до верхних зубов (не падать с лесенки) и обратно). Следить чтобы язык не выталкивался из рта, движения четкие. а) «Посушили потолок». Тихо подули на потолок теплым воздухом. Не касаться потолочка (чтобы не было пятен на потолке). Широкий язык чашечкой поднят вверх, не касаясь неба, тихо подуть на  потолок теплым воздухом, струю воздуха проверять пальцем(Ш-Ш-Ш).
  32. «Гармошка». Язычок мог натягиваться как резинка. Присосали весь язычок к потолку (небу) постепенно открывать рот, натягивал уздечку. Упражнение полезно при короткой уздечке ,для укрепления мышц спинки языка.
  33. «Грибок» Присосали к потолочку весь язык, широко открыли рот (уздечка натянулась).
  34. «Веселый барабанщик». Наступил праздник и пришли веселые барабанщики. Открыли рот, улыбнулись (барабанщики веселые), крепкий язычок, как палочки застучали в бугорки (альвеолы): д-д-д. «Д» - твердый звук, губы на улыбке, широкий язык стучит в бугорки. Упражнение можно отрабатывать в любом порядке, чаще отрабатывать те упражнения, которые плохо получаются у большинства детей.

 


 

О себе

В 1977 году закончила Областной медицинский колледж, 1983 году закончила ВСГАО(ИГПИ) факультет дефектологии.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Макаренко "Педагогическая поэма"

Моё портфолио

МИР "ОСОБОГО" РЕБЁНКА

ИНТЕРЕСЕН И ПУГЛИВ

МИР "ОСОБОГО" РЕБЁНКА

БЕЗОБРАЗЕН И КРАСИВ.

НЕУКЛЮЖ, ПОРОЮ СТРАНЕН,

ДОБРОДУШЕН И ОТКРЫТ

МИР "ОСОБОГО РЕБЁНКА"-

ИНОГДА ОН НАС СТРАШИТ.

ПОЧЕМУ ОН АГРЕСИВЕН?

ПОЧЕМУ ОН ТАК ЗАКРЫТ?

ПОЧЕМУ ОН ТАК ИСПУГАН?

ПОЧЕМУ НЕ ГОВОРИТ?

МИР "ОСОБОГО РЕБЁНКА" -

ОН ЗАКРЫТ ОТ ГЛАЗ ЧУЖИХ

МИР ОСОБОГО РЕБЁНКА

ДОПУСКАЕТ ЛИШЬ СВОИХ! 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы