занятия в специальной медицинской группе

Михайлова Людмила Викторовна

Физическая активность и творчество – залог крепкого здоровья.

Проведение учебных занятий в школе в СМГ. Фитбол-гимнастика.

Уроки театра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_v_smg.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Физическая активность и творчество – залог крепкого здоровья.

Проведение учебных занятий в школе в СМГ. Фитбол-гимнастика.

Уроки театра.

Движение – это жизнь!

Жизнь – это движение!

    В настоящее время среди учащихся много детей ослабленных и имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, здоровья физического и психического. При этом процент больных детей все возрастает, и школа сталкивается с проблемой преподавания физкультуры учащимся с ослабленным здоровьем, которые требуют особых норм физической нагрузки и индивидуального подхода в организации занятий.

    Особенно много детей имеют заболевания опорно-двигательного аппарата: сколиоз, нарушения осанки, травмы ШОП, остеохондроз (чаще шейного отдела) и другие заболевания. Без двигательной активности таких детей оставлять никак нельзя, поэтому им всем показаны те или иные упражнения, и выходом из этой ситуации становятся занятия в СМГ.

    Специальная медицинская группа – это физкультурная группа, куда отнесены учащиеся разного возраста с отклонениями в состоянии здоровья, которые на основании медицинского заключения не могут заниматься физкультурой по общепринятой программе. Чтобы улучшить здоровье, важно правильно подобрать корригирующие упражнения с учетом диагноза заболевания, с включением различных упражнений на все группы мышц в щадящем режиме.

    Основными задачами физического воспитания учащихся из группы СМГ являются:

- Укрепление здоровья;

- Содействие правильному физическому развитию, закаливанию. Повышение сопротивляемости организма;

 -Улучшение показателей физического развития, освоение жизненно важных двигательных умений и навыков;

-Постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок;

 -Овладение комплексами специальных упражнений, благотворно воздействующих на организм, с учетом имеющегося заболевания;

- Обучение способам самоконтроля и дозировки нагрузки;

 -Воспитание интереса к самостоятельным занятиям физкультурой.  

    Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, т.е. страдают гиподинамией. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, являясь условием его нормального формирования и развития. И поэтому меня привлекла фитбол-гимнастика.

    Учитывая огромный оздоровительный эффект от упражнений на фитболах, их большое количество и разнообразие была разработана программа «Фитбол - аэробика» предназначенная для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Она является составной частью общей учебной программы по физической культуре специальной медицинской группы.

    Проблема еще осложнена тем, что в СМГ собраны дети из разных классов, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой.

    Проведение занятий с ослабленными детьми отдельно от здоровых школьников позволяет избежать многих методических и педагогических ошибок, щадить психику ребенка, позволяет использовать дифференцированные нагрузки, контролировать состояние учащихся и их адаптацию к нагрузке.

Особо я хотела бы сказать о фитбол-гимнастике.

    Фитбол-  традиционное направление в фитнес - тренировке, прошедшее многолетнюю апробацию в лечебной физкультуре. Программы по фитбол-гимнастике и фитбол-аэробике уникальны по своему воздействию на организм занимающихся и вызывают большой интерес у детей и взрослых.  

Упражнения с фитболом тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, активизируют моторно-висцеральные рефлексы, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов.        

Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:

  • Для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата.
  • Для формирования осанки.
  • Для увеличения гибкости и подвижности в суставах.
  • Для развития ловкости и координации движений.
  • Для расслабления и релаксации как средство профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).
  • Для укрепления мышц рук и плечевого пояса.
  • Для укрепления мышц брюшного пресса.
  • Для укрепления мышц спины и таза.
  • Для укрепления мышц ног и свода стопы.
  • Для развития танцевальности и музыкальности.

    Фитбол – аэробика, как и другие оздоровительные направления аэробики, имеет в своем арсенале такие важные средства воздействия на организм и психику, как музыка и танец. Сочетание грамотного музыкального сопровождения, танцевальных движений и эффект механической вибрации - вот тот оздоровительный конгломерат, который вместе дают занятия фитбол -  аэробикой. Под влиянием упражнений формируются компенсации, ускоряются процессы регенерации в тканях, улучшается сократимость мышечных волокон и эластичность мышц и связок.

     При оптимальной, нарастающей и систематической нагрузке создается сильный мышечный корсет вокруг позвоночника, улучшается крово и лимфо обращение, обмен веществ в межпозвонковых дисках. Нормализация состояния позвоночника, в свою очередь, приводит к улучшению функции внутренних органов, поскольку каждый позвонок взаимосвязан с определенным органом.

     Мяч по своим свойствам многофункционален. Большое разнообразие упражнений фитбол-гимнастики дает возможность классифицировать их по назначению (использованию) мяча

  • как предмет - можно выполнять различные общеразвивающие упражнения с мячом в руках в различных исходных положениях, а также броски, ловлю, удары об пол (ведение) и т. д.;
  • как опора - применяется в положении сидя верхом на мяче, в различных исходных положениях лежа (мяч под спину, под живот, под бок, а также лежа на спине мяч под ногами и т. д.);
  • как ориентир - при выполнении различных игр, эстафет;
  • как амортизатор и тренажер мяч предназначен для развития силовых способностей мышц, рук, ног (зажимы мяча), а также для развития функции равновесия;
  • как отягощение (в руках, ногах) применяется в различных исходных положениях: стоя, лежа и т. д.;
  • как препятствие для перешагивания, перепрыгивания, прокатывания;
  • как массажер при выполнении упражнений в парах;

Практическая работа по применению фитбол-гимнастики в нашей гимназии позволяет сделать следующие выводы:

Высокая эффективность занятий может быть достигнута при условии четко организованной системы работы, которая включает в себя взаимодействие всех направлений: работа с детьми, родителями, классными руководителями, сотрудничество с другими специалистами, а также при наличии программно-методической и материальной базы.

    В 2013 году за статью по фитболгимнастике я получила грамоту  за II место центра «Ладога»

    Упражнения фитбол – гимнастики просты по структуре движений. При выполнении упражнений дети приучаются регулировать свои движения, сначала по указанию педагога, затем самостоятельно. Кроме того, они получают представление о силе, скорости, ритме, амплитуде движения.

   Безусловно, фитбол-гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм, способствует развитию творчества детской фантазии и эмоционально раскрепощают детей.      

Кроме того, в процессе двигательной деятельности формируется самооценка школьников: ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

   О театре! Больше 20 лет я наблюдаю, как учащиеся нашей гимназии занимаются творчеством. Связано ли творчество и здоровье между собой? Отвечу утвердительно – связано!

    Абсолютно здоровых выпускников всего 4 процента. Между тем, хорошо известны следующие факты. Люди с высоким и выше среднего уровнями интеллекта живут дольше своих менее развитых сверстников. Средняя продолжительность жизни мыслителей и педагогов всех времен и народов выше, чем у рядового обывателя. Много долгожителей среди музыкантов и дирижеров. Во время войны люди практически не болеют. Творческих людей в общей массе людей не более 4-5 процентов. Все эти факты объединяют одно: творчество оздоравливает и продлевает жизнь. Можно утверждать, что те 4 процента абсолютно здоровых выпускников средних школ являются творческими личностями.

   Под творчеством мы понимаем активную жизненную позицию, позволяющую преобразовывать мир, ситуацию, обстоятельства, преодолевать препятствия, создавать "новое" во всех сферах жизни. Другими словами, творчество - это создание второй природы или культуры.

   Занятие музыкой, театром, вокалом, танцами, живописью позволяет не только реализовать себя, но "снять" те внутренние проблемы, которые создают семья, микросоциум, школа. Для некоторых детей драматический театр, по сути, является средством психотерапевтической коррекции. Декламация и пение тренируют органы дыхания. Танец и музицирование стимулируют кору головного мозга, тем самым развивая интеллектуальную сферу.

   Художественно-эстетическое образование, в самом широком смысле слова, гармонизирует мозг путем активизации правого полушария. За счет этого формируется целостная картина мира в сознании ребенка, а не аналитический, разбросанный набор фактов по всем отраслям знаний. Такая гармонизация не может не отразиться положительно не только на психологическом, духовном, но и на физическом здоровье.

Таким образом, поиск и творчество, несмотря на их высокую энергетическую и экономическую составляющие, следует рассматривать с точки зрения биологии как адаптационный, сохраняющий здоровье фактор.

    Следует рекомендовать органам образования всех уровней внедрять художественно - эстетическое образование не только как составляющую педагогического процесса, но и как средство профилактики (а может, и лечения) психофизических расстройств.

В своей работе, широко использую различные игровые методы. Применение некоторых техник театральной игры, в ходе занятий, способствуют тому, что ребёнок более тесно соприкасается с магией сценического искусства. В процессе театрально-импровизационной деятельности ребёнка происходит накопление эмоционально-чувственного опыта. Такой опыт помогает тоньше чувствовать и глубже познавать мир персонажей и героев различных литературных произведений. В игре, ребёнок становится эмоционально отзывчивее, он более раскрепощён и с лёгкостью идёт на контакт, что позволяет создавать более красочные и реалистичные образы.
Развивая творческий, креативный потенциал детей мы даем им возможность проявить свои индивидуальность и умения, а также ощутить себя свободными, уверенными, смелыми, и, безусловно, талантливыми.

В настоящее время талантливый творческий креативный человек – это залог успеха, это востребованная личность в любой сфере жизнедеятельности человека.