Использование информационных технологий для продвижения книги и чтения // Сборник научных трудов участников XIII Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки «Информационные технологии в образовании 2013».-С.239.

Шкондина Елена Николаевна
   В статье рассказывается о системе каталогов и картотек, созданных с помощью автоматизированной информационно-библиотечной системы «Марк SQL», а также обосновывается эффективность использования компьютерных технологий в массовой работе школьных библиотек.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_sbornik_po_ikt.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий для продвижения книги и чтения 

Андрияшина Елена Николаевна (lena.helen73@mail.ru)

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение  средняя общеобразовательная  школа №24 (МБОУ СОШ №24) г. Гуково

Аннотация

В статье рассказывается о системе каталогов и картотек, созданных с помощью автоматизированной информационно-библиотечной системы «Марк SQL», а также обосновывается эффективность использования компьютерных технологий в массовой работе школьных библиотек.

Библиотека – структурное подразделение образовательного учреждения, призванное накапливать, обрабатывать, хранить и распространять информацию для обеспечения образовательного процесса информацией и ресурсами.
В условиях информатизации школы и общества первоочередной задачей для школьных библиотек является внедрение в деятельность информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые помогут сделать библиотеку более доступной, привлекательной и эффективной. 
Исходя из этого, можно выделить главные направления интеграции ИКТ в деятельность школьных библиотек: 
- расширение спектра библиотечных услуг и предоставление доступа к электронным    ресурсам; 
- внедрение автоматизированных информационно-библиотечных систем; 
- накопление и организация электронных ресурсов; 
- создание собственных цифровых ресурсов; 
- использование технологий для пропаганды чтения.

 На протяжении нескольких лет в нашей школьной библиотеке с помощью автоматизированной информационно-библиотечной системы «Марк SQL – школьная библиотека» создаются: электронные каталоги, электронные картотеки, библиографические указатели литературы, списки новых поступлений.
В электронном и печатном варианте функционируют систематические каталоги книг и учебников. А также  созданы и востребованы базы данных  (БД):

  • «Сценарии», где отражена информация о сценариях по различным темам;
  • «Статьи», которая содержит информацию о статьях различной тематики, опубликованных в периодических изданиях, хранящихся в читальном зале  библиотеки;
  • «Медиатека», включающая в себя библиографические данные об электронных носителях, используемых в библиотеке.

Благодаря, библиотечной программе MARC-SQL стало возможным оперативно, разносторонне раскрывать  фонд библиотеки  и вести на высоком уровне информационно - библиографическую поддержку педагогов.

Для педагогов, завучей, медицинского работника подготовлено более 10 информационных бюллетеней и рекомендательных списков литературы по материалам журналов и газет. Например, в рекомендательный список «Кадры школы: должностные инструкции, нормативы» содержит более 10 библиографических записей о должностных инструкциях  психолога, библиотекаря, лаборанта и др. работников общеобразовательного учреждения. В информационном бюллетене  «Летний лагерь. Гигиенические требования» отражена информация по организации обеспечения безопасности детей и о правовых аспектах отдыха в летнем лагере.

Особой популярностью среди педагогов пользуются аннотированные библиографические указатели, где перечислены сценарии массовых мероприятий по определённой теме или к праздничной дате.

Внедрение ИКТ в деятельность школьных библиотек позволяет мне создавать собственные информационные продукты, которые раскрывают юному читателю богатство книжного фонда библиотеки.

Используя и приложение Microsoft MS Publisher, для учащихся создаются  рекомендательные списки литературы, списки внеклассного чтения,  памятки, буклеты. Например, «Край отчий, край древний», «Старинных ремёсел череда», «Как стать Неболейкой», «Война: великая беда – великая Победа» и т.д.

Одна из серьезных проблем, которую видят перед собой библиотекари – это то, что современные дети и подростки не хотят читать книги. Отчасти это объясняется тем, что информационные технологии составляют конкуренцию традиционным источникам информации. Однако в действительности,  современные технологии обладают значительным потенциалом для продвижения книги и литературы.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только углубить и расширить это направление работы, но и применить новые формы.

Традиционно в своей работе в плане приобщения детей к чтению, я разрабатываю и провожу множество разнообразных массовых мероприятий, к которым создаю мультимедийные презентации с помощью приложения Microsoft MS PowerPoint.

За счет одновременного воздействия графической, звуковой, фото и видео информации мультимедийные средства обладают большим учебным и воспитательным потенциалом. Использование мультимедиа материалов при проведении различного рода массовых мероприятий – литературно-музыкальных утренников, обзоров, устных журналов делает их ярче, помогает донести основные идеи, усиливает восприятие материала школьниками. Так, например, для учеников 2-х классов совершивших «путешествие в мир прекрасного и доброго», благодаря мультимедийной презентации, стали открытием рисунки  (эстампы)  Евгения Чарушина. Дети узнали, что писатель сам рисовал иллюстрации к своим книгам. Рассматривая, эстампы животных, дети точно подметили, что они как будто живые, так и хочется их потрогать.  Именно об этом мечтал  Е. Чарушин, рисуя животных. «Меня интересует его мех. Когда читатель – ребенок хочет пощупать моего зверька – я рад», так писал  о своих рисунках автор.

Новые компьютерные технологии позволяют использовать видеоматериал на уроке, что позволяет внести в урок элемент праздничности, необычности, неформальности, а это в свою очередь даёт возможность детям воспринимать материал более эмоционально, расширить кругозор и активизировать познавательные интересы.

Неизгладимое впечатление на детей произвёл урок осердечивания  «Семья - самое главное  слово на свете»/ по книге Л. Воронковой «Девочка из города», который был проведён для учащихся младших классов, в рамках месячника по героико-патриотическому воспитанию.

 Мной была подготовлена мультимедийная презентация по произведению Л. Воронковой, в ней представлены не только биографические факты из жизни автора книги и вопросы по произведению, но и видеофрагменты из одноимённого фильма снятого в 1984 г. режиссёром О. Николаевским. Ребята увидели самые трогательные сцены фильма – как дети готовили подарки маме на день рождения, как впервые Валентинка назвала тётю Дашу мамой. Видеофрагменты помогли маленьким читателям книги открыть тайну великой материнской любви.

В создании литературно-музыкальной композиции ««Если душа родилась крылатой...», посвящённой 120-летию Марины Цветаевой, использовались знаменитые романсы на стихи М. Цветаевой, один из них «Мне, нравится, что Вы больны не мной…», хорошо известный детям по фильму.

ИКТ, в какой - то степени заменяют выставку к мероприятию, и позволяет провести встречу с читателями более содержательно. Например, к всемирному Дню Матери была создана презентация «Материнство в живописи», где были собраны репродукции икон, картин с изображением матери и дитя. Это иконы - «Взыграние младенца», «Владимирской богоматери», картины – «Свидание» В. Маковского, «Осиротели»  Н. Касаткина, «Мать партизана» С. Герасимова и др.  Презентацию украсили высказывания известных мыслителей, поэтов, писателей о женщине, о матери. Сопровождалась презентация рассказом  библиотекаря о картинах.  

В дни Пасхальной Недели учащиеся 7-9 классов посетили урок мудрости «Россыпи библейских крылатых слов».

Разъясняя смысл крылатых выражений, например, "вавилонское столпотворение", "запретный плод",  "Каинова печать", "манна небесная", "блудный сын", "нести свой крест",  и многих других, использовались картины, гравюры художников. Среди них картины П. Брейгеля «Вавилонская башня»,  Рембрандта «Блудный сын», В. Васнецова «Искушение Евы. Древо познания добра и зла», И. Айвазовского «Всемирный потоп», В. Поленова «Голгофа» и «Христос и грешница» (Кто без греха?), И. Пожалостина «Несение креста»,  Герарда вана Хонтхорста «Фома неверующий».

Используя интерактивную доску, мной была подготовлена и проведена познавательная игра «Право имею!». Урок был подготовлен в формате программы SMART. Ученики,  используя возможности интерактивной доски – это таймер, передвижение объектов, букв, узнали о своих правах, в игровой форме познакомились с основными статьями Конвенции о правах ребёнка. Рассматривая иллюстрации сказок, обсуждали, права каких сказочных героев были нарушены.

Прокладывать дорогу к детским душам, мы школьные библиотекари, ориентируемся на книгу, на проблемы, решаемые в ней, на судьбы писателей, их героев в контексте современных проблем. Используя ИКТ,  в продвижении книги и чтения, мы имеем возможность построить работу в этом направлении на принципе: «Трёх китов» (Слово, Звук, Изображение), а технические возможности применения ИКТ здесь безграничны.

Литература:

1. Антипова В.Б. Информационные технологии в школьной библиотеке [Электронный ресурс] https://sites.google.com (Дата обращения 10.10.2013)

2. Бозрикова Т.В. Использование ИКТ для проведения массовой работы в школьной библиотеке [Электронный ресурс] http://www.openclass.ru  (Дата обращения 10.10.2013)

3. Школьная библиотека и детское чтение [Электронный ресурс]

http://biblpoipkro.weebly.com  (Дата обращения10.10.2013)