Школьная библиотека как пространство для привлечения к чтению и повышения уровня грамотности учащихся // Школьная библиотека.-2013.-№ 4.- С.2-6.

Шкондина Елена Николаевна

Обобщение опыта работы школьной библиотеки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx39.75 КБ

Предварительный просмотр:

Андрияшина Елена Николаевна,

педагог-библиотекарь

МБОУ СОШ № 24

г. Гуково

Ростовской области.

Школьная библиотека как пространство привлечения к чтению и  повышения уровня грамотности учащихся

Привить ребёнку вкус

к чтению - лучший подарок,

который мы можем ему сделать.

Сесиль Лупан

Информационное пространство XXI века, крайне сложное, изменчивое и крайне разнообразное. Жизнь в электронной среде требует перехода от накопления информации к созданию знания. И научить школьников превращать информацию в знания наиболее сложная и востребованная сегодня задача образовательных учреждений, которую, несомненно, решает и школьная библиотека.

В школьных библиотеках на перемене и после уроков  всегда многолюдно. В читальном зале учащиеся  занимаются самообразованием, готовятся к докладам, рефератам, выступлениям по различным предметам, работают со справочной литературой, энциклопедиями, периодическими  изданиями.        

Не стоит забывать о комфортной среде библиотеки. Ведь именно от этого зависит, захочет ли ребенок прийти сюда еще раз. Забота об интерьере библиотеки - не самоцель, а уважение к личности ребенка и взрослого. Комфортная среда библиотеки - это и открытый доступ, цветы и эстетично оформленные выставки, на которых стоят лучшие, самые красочные книги. Современные школьные библиотеки, в частности библиотека МБОУ СОШ № 24, - это не только место, куда ребята приходят за знаниями, информацией, но и любимое место общения.

Главная цель работы школьной библиотеки – создание условий для развития навыков чтения, запоминания, повышения уровня грамотности учащихся. Для этого используются  различные формы библиотечной работы:

массовые мероприятия, книжные выставки, библиотечные уроки, и, конечно же, индивидуальная работа с читателями.

«Взгляните на список десяти лучших учеников любого класса - вы поймёте, что их всех объединяет. Понять это несложно - они все умеют читать лучше всех остальных», - такое правдивое высказывание Глена Домана приведено в статье И.И.Тихомировой «Новые школы, нанотехнологии и одарённые дети». [3]

Прививать любовь и вкус к чтению нужно с детства, поэтому на протяжении многих лет, с целью привлечения детей к чтению, акцент делается на начальные классы. Именно в младшем возрасте формируется эстетический вкус, любовь к чтению, а также это самые благодарные, интересные читатели. Для маленьких читателей проводятся мероприятия, посвященные юбилейным датам детских писателей и поэтов.  

 120-летие А.М. Волкова было отмечено литературной викториной «Четыре заветных желания», посвящённой самой любимой книге советских ребят «Волшебник Изумрудного города». Обязательное условие для проведения викторины - прочтение книги. Для многих современных третьеклассников книга стала ОТКРЫТИЕМ, появились даже фанаты, несколько человек прочли все шесть книг о героях Волшебной страны.

Помимо участия в конкурсах: «Портретная галерея», «Бегущие минутки», отгадывания кроссворда, дети познакомились с необычной историей создания книги.    

Красной нитью в ходе проведения литературного праздника проходят слова автора книги: « В своей сказке я старался показать, что самое лучшее, самое дорогое на свете - это дружба и взаимная выручка». Поэтому выслушивая ответы ребят на вопросы викторины, библиотекарь всегда «подводит» их к главной мысли книги: « Для того чтобы совершить поступок, например, спасти друзей, поддержать в трудную минуту, не надо просить у волшебника мозги, сердце, волшебного эликсира для смелости, а просто нужно помогать окружающим, друзьям».

На примере положительных литературных героев, мы, библиотекари, воспитываем лучшие нравственные качества личности.

Традиционными мероприятиями для учащихся младших классов стали литературные викторины, конкурсы по творчеству детских писателей-классиков. Ученики 2-х классов на уроке внеклассного чтения знакомятся с рассказами и рисунками Евгения Чарушина. На уроке дети узнают, что писатель сам рисовал иллюстрации к своим книгам. Рассматривая, эстампы животных, дети точно подмечают, что они как будто живые, так и хочется их потрогать. Именно об этом мечтал Е. Чарушин, создавая рисунки животных. «Меня интересует его мех. Когда читатель – ребенок хочет пощупать моего зверька – я рад», так писал о своих рисунках Е. Чарушин.

Познавательную игру - КВН «Живут на земле существа неземной красоты», посвящённую кошкам, полюбило не одно поколение учеников нашей школы.

Мероприятие проводится к Всемирному дню защиты животных, который отмечается 4 октября. Из рассказа библиотекаря дети узнают об отношении к кошкам в древнее и современное время: Древний Египет, средневековая Европа,  современный Китай, Япония и т.д. Две команды участников игры соревнуются в разнообразных конкурсах: «Знатоки кошачьей жизни», «Народная мудрость о кошках» (поговорки и пословицы о кошках), домашнее задание «Рассказ. Как у меня появился котёнок», литературное лото (сказки, рассказы, персонажами которых являются кошки). Игра получается интересная, дети с удовольствием готовятся и участвуют в ней.

По мнению, В.А. Сухомлинского «школа - это, прежде всего, книга, а восприятие - это слово, книга и живые человеческие отношения». [2]

Поэтому тема нравственного воспитания одна из важнейших в плане работы школьной библиотеки. В дни Пасхальной Недели учащиеся 7-9 классов посещают  урок мудрости «Россыпи библейских крылатых слов».

Крылатые библейские выражения, заимствованные из Библии или связанные с библейскими сюжетами, существуют всюду, где Библия стала частью культуры.

Используя возможности мультимедийной презентации, при разъяснении смысла крылатых выражений, "вавилонское столпотворение", "запретный плод", "Каинова печать", "манна небесная", "блудный сын", "нести свой крест", и многих других, использовались картины и гравюры художников. Это картины П. Брейгеля «Вавилонская башня», Рембрандта «Блудный сын», В. Васнецова «Искушение Евы. Древо познания добра и зла», И. Айвазовского «Всемирный потоп», В. Поленова «Голгофа», «Христос и грешница» (Кто без греха?), И. Пожалостина «Несение креста» (гравюра),  Герарда вана Хонтхорста «Фома неверующий».

Старшеклассники, участвуя в уроке, рассказывают немало интересной информации о других крылатых библейских выражениях. Например, о значении выражений «Зарывать талант в землю», «Внести свою лепту», «Иудин поцелуй», «Умывать руки».

Жизнь и творчество Д.С. Лихачёва является примером высокой нравственной культуры. Учащихся 8-9 классов на часе знакомства «Интеллигент. Публицист. Учёный. Гражданин» знакомятся с книгой  «Заветное».  

Из книги дети узнают о непростой судьбе будущего академика. Об интересном, ярком детстве: семейные походы в Мариинский театр, «поездки в Павловск «пошуршать листьями, …прогулки на пароходах» по Финскому заливу. «…Играли  в шашки, отец обсуждал прочитанное на ночь - произведения Лескова, исторические романы Мамина-Сибиряка». По мнению детей, именно в семье будущему учёному привили любовь к чтению и искусству.

О годах учёбы в гимназии и университете ребята узнают из рассказов – «Умный ручной труд» и «Внешние впечатления». Учащихся изумляют лингвистические способности студента Лихачёва, окончив университет, он знал пять  иностранных языков.

Сталинские репрессии не обошли стороной и Д. С. Лихачёва, годы, проведённые в Соловецком лагере, он считал главным событием своей жизни. И для себя «вывел аксиому жизни».

«Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен». [1]

Эта фраза предлагается учащимся как творческое задание. «Как бы ты прожил день, если бы знал, что он последний в твоей жизни». Ответы поражали своими масштабами: «съел, увидел, съездил и т.д.». Но были среди них и такие: «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ, ПРОСТИЛ, ПОМОГ, НАВЕРСТАЛ УПУЩЕННОЕ и т.д.». Т.е. дети,  рассуждая, мыслили нравственными категориями.

Чтобы массовое мероприятие прошло интересно, к нему необходимо создать мультимедийную презентацию, она заменит не только выставку, но позволит провести встречу с читателями в новой и современной форме.

Не первый год в нашей стране отмечается всемирный День Матери. Мероприятие, посвящённое Матери, всегда сопровождается мультимедийной презентацией «Материнство в живописи», где отображены иконы, и картины с изображением матери и дитя. Например, иконы - «Взыграние младенца», «Владимирской богоматери», картины – «Свидание» В. Маковского, «Осиротели» Н. Касаткина, «Мать партизана» С. Герасимова и др. Презентацию украшают высказывания известных мыслителей, поэтов, писателей о женщине, матери. Просмотр презентации сопровождается рассказом  библиотекаря о картинах.  

Также интересно проходят и другие мероприятия, например, праздник книгочеев «От благодарных читателей от 4 до 70 лет», в презентации собраны  изображения скульптур, посвященных литературным героям. Это Нахалёнок, Аксинья и Григорий – герои М. Шолохова, а также Белый Бим Чёрное Ухо – персонаж одноимённой книги Г. Троепольского,  бременские музыканты бр. Гримм, Том Сойер и Гекльберри Финн – герои М. Твена и мн. др. Мероприятие проходит на Неделе детской книги, в дни весенних каникул, и многие дети желают прочесть книги, о которых упоминается в презентации. С помощью современных компьютерных технологий, цель праздника всегда  будет достигнута - дети с радостью прочитают книги.

К каждому библиотечному мероприятию создаются презентации, где раскрывается содержание и цель проведения встречи с читателями. Поэтому накопилось достаточное количество уроков-презентаций, посвящённых творчеству детских писателей и поэтов, например, Х.Г. Андерсена, П. Бажова,  А. Волкова, В. Драгунского, Б. Заходера, С.Я. Маршака, Е. Чарушина и мн. др.

Одной из важнейших задач, поставленных перед современными школьными библиотеками, является обучение учащихся информационной грамотности.

Информационные грамотность - это не только компьютеры и не только овладение новыми техническими средствами. Информационная грамотность - это умение оперировать любой информацией.

Вот почему особое значение приобретают библиотечные уроки, на которых нам, библиотекарям, предоставляется уникальная возможность научить детей грамотно использовать полученную информацию.

 Для учащихся 7 классов ежегодно проводится  библиографическая игра «Словари и справочники - наши добрые друзья».

Читатели знакомятся с познавательными книгами, в которых можно найти любую информацию. На выставке представлены разнообразные энциклопедии, словари, справочники. В игровой форме дети учатся находить информацию, используя содержание книги, предметный и алфавитный указатели.

В игровой форме ученики 5-6 классов на библиотечно-библиографическом уроке «Из чего состоит книга» узнают о структуре книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, что такое пагинация. Знакомятся с алфавитным, предметным, персональным указателями и с другими не менее важными элементами книги.

Школьная библиотека - это первая для многих детей общедоступная библиотека. Поэтому от школьного библиотекаря  зависит, каким читателем станет ребёнок. В нашей школе, на протяжении трёх лет, стало хорошей традицией для первоклассников, после прочтения Букваря проводить экскурсии «В волшебный Читай-город».

Вместе с «самым умным, красивым и в меру упитанным мужчиной в самом расцвете сил» дети совершают удивительное путешествие в мир КНИГИ, где с удовольствием участвуют в разнообразных конкурсах по сказкам, сочиняют рифмы к словам, отгадывают загадки, которые для них придумал Карлсон.  

К празднику малыши готовятся заранее, на уроках изобразительного искусства рисуют любимых сказочных героев. Рисунки размещаются на выставке «Мы читатели! Мы художники!». Самые красивые из них дети дарят нашему сказочному  гостю.

А самое главное, на празднике дети узнают о правильном обращении с книгой. Каждому читателю Карлсон вручает памятку, в которой изложены основные правила пользования. На уроке технологии ученики переделывают её в закладку для книг и она всегда будет им напоминать О БЕРЕЖНОМ ОТНОШЕНИИ К КНИГЕ.

После знакомства с библиотекой на протяжении всей начальной школы дети посещают библиотечные уроки:

  •  «Художники-иллюстраторы» /2-3 классы

Читатели знакомятся с удивительной профессией художник-иллюстратор, которые делают книгу красивой, такой привлекательной. А фамилии В. Чижиков, В. Сутеев, Н. Чарушин, прочтённые на титульном листе книги, станут для маленького читателя залогом того, что это действительно интересная и красивая книга.

  • «Умеешь ли ты выбирать книги?» /  3-4 классы

Пользователи библиотеки знакомятся с правилами расстановки фонда, что и где нужно искать, на что обращать внимание при выборе книги - автор, жанр произведения, аннотация.

Н.К. Рерих говорил: «Если мы мыслим о Культуре, это уже значит – мы мыслим и о Красоте, и о книге как о создании прекрасном». Под таким лозунгом проходит библиотечно-библиографический урок «Откуда книга к нам пришла» для 4-6 классов.

Дети знакомятся с историей  создания книг: от изобретения бумаги в Китае до появления первых печатных станков. С помощью презентации, учащиеся видят, как выглядели первые книги: в позолоченных форзацах, украшенные драгоценными камнями, узнают  о первопечатниках Руси – И. Фёдорове и П. Мстиславце. Для закрепления услышанного материала учащимся предлагается игра – разгадывание кроссвордов.

Пробудить у ребенка интерес к книге, открыть её юному читателю - одна из главных задач выставочной работы в школьной библиотеке.

В статье Тихомировой И.И. «От игры к чтению, от чтения – к игре» приводятся данные об исследовании Российской Государственной детской библиотеки в области издательской продукции для детей. «Книг в виде «страшилок», фэнтези, детектива, мистики  и тому подобного чтива выпускается в четыре раза больше, чем литературы, нацеленной на самообразование и развитие детей». [4]

С целью ознакомления детей с классической детской литературой ежегодно оформляется книжная выставка «Книги-юбиляры 20... года», презентация которой проходит в январе.

К каждой книге представленной на выставке прикреплена дата её создания. Многие читатели задают вопрос: «Этой книге 100, 150 лет, а как хорошо сохранилась?» И только из рассказа библиотекаря дети узнают, что книга могла быть издана в 1988 или 2005 годах, но автор придумал героев, сюжет книги именно в этом году, поэтому у неё юбилей. Так наши читатели знакомятся с самой «старшей» книгой этого года, и благодаря презентации выставки, «открывают» новые для себя книги.

Несмотря на столь «солидный» возраст, книги – юбиляры любимы детьми. Юные читатели с удовольствием и с радостью участвуют в викторине по литературным произведениям, рассказывают о понравившихся эпизодах из книг и самое главное, желают прочесть книги, ранее неизвестные им. Выставка постоянно обновляется и пополняется. На ней представлена литература для всех возрастных групп: малышей, учащихся средней и старшей школы.

Книжные выставки – это и интерьер библиотеки. Украшением читального зала в пасхальные дни становится книжная выставка «Светлое Христово Воскресенье», где представлены книге о Великом празднике, рецепты выпечки куличей.  «Изюминка» выставки - это репродукции картин на пасхальную тему - А. Иванов «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения», В. Поленов «Голгофа», В. Поленов «Возвестила радость плачущим» и др.

Необычностью и яркостью привлекает внимание читателей  книжная выставка «Экология в датах». Оказывается в календарях помимо красных дат, профессиональных праздников есть всемирные экологические дни. Например, 19 сентября – День леса, 24 сентября – Всемирный день защиты животных, 4 октября – Всемирный день моря и т. д.  К этим датам подбирается литература – книги, статьи из журналов «Свирель», «Юный эрудит». Присутствуя на презентации выставки, дети не только слушают обзор представленных материалов, но и участвуют в экологических викторинах, конкурсах.

Необходимо сказать о нашей самой главной, пожалуй, самой незаметной, ежедневной работе – это индивидуальная работа с читателем.  Ведь именно она является основополагающей в библиотечном деле. Благодаря различным методам индивидуальной работы:  беседы о прочитанной книге и во время выдачи литературы, рекомендации прочесть ту или иную книгу,  тематические подбор литературы, мы знакомимся с юным читателем, узнаем его вкусы и интересы.

У школьной библиотеки есть одно огромное достоинство:  наши читатели в течения дня – с нами, общаемся с ними мы чаще и дольше, что позволяет их узнать лучше, дать им больше знаний, информации. Дети идут в школьную библиотеку, значит, им здесь уютно и комфортно, листают журналы, решают детские кроссворды, выбирают книгу. Каждый что-то находит для себя.  Они пришли в библиотеку по своей инициативе, а не по требованию учителя, значит, школьная библиотека стала для учеников центром культуры и просвещения.

. 

Список литературы.

  1. Лихачёв,  Д. С. Заветное  [Текст]  / Дмитрий Лихачёв - М.: «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2006.-258 с.
  2. Сухомлинский,  В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский  - Киев.- Издательство «Радяньска школа», 1974.- 199 с. 
  3. Тихомирова, И.И. Новые школы, нанотехнологии и одарённые дети [Текст] / И.И. Тихомирова  //  Школьная библиотека.-2010.-№1-2.- 60 с.
  4. Тихомирова, И.И. От игры к чтению, от чтения – к игре [Текст] / И.И. Тихомирова // Школьная библиотека.- 2010.-№8.- 47 с.