Проблемы и возможности реализации дополнительного образования на базе Кадетской школы в условиях интеграции общего и профильного образования.

Корнишин Игорь Владимирович

Предлагаю  Вашему  вниманию мою  работу,  включающую  в  себя  подборку  материала, приготовленного  мной в  рамках учёбы и практики  работы  педагогом  дополнительного  образования   для   научно-практических конференций различного  уровня.  В  данной  работе  объеденины и переработаны   некоторые  мои  публикации, которые  осуществлял  в частности  ФГБОУ ВПО «Российский  Государственный Педагогический  Университет им. А.И. ГЕРЦЕНА»  ( Психолого-педагогический факультет,  кафедра  социальной  педагогики) а также  ТГСПА им. Д.И.Менделеева,  обучение,  в  которой  я  окончил в  педагогической Аспирантуре  по  специальности  13.00.01 "История  педагогики и образования", успешно  защитив  экзамены Кандидатского  минимума  и  получив  квалификацию  преподаватель ВУЗа. Статья "Проблемы и возможности реализации  дополнительного образования на базе кадетской  школы  в условиях  интеграции общего и профильного образования " напечатана в сб. "Социальное  взаимодействие в  различных сферах  жизнедеятельности", посвященном 215-летию Герценовского университета в Материалах II Международной научно-практической конференции.  Воспринимаю этот материал не  более  чем,  как    учебную   и   свою ученическую работу.  но материал переработан, и во  многом он не  потерял своей актуальности, поэтому, возможно, он будет  интересным с  точки  зрения научно-исторической некоторыми  наблюдениями и  суждениями.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problems_and_possibilities.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Kornishin I.V. PROBLEMS AND POSSIBILITIES OF REALIZATION OF ADDITIONAL EDUCATION AT A CADET SCHOOL. In the following article the modern problems of the quality of education within realization of federal state standards are considered; the problems connected with integration of the basic and additional education are especially enlightened. Possibility of inclusion of a specialized musical education in the content of education at cadet school is shown.

Keywords: quality of the general education, cadet school, additional education, active approach, integration of the general and specialized education.

Корнишин И.В.,  педагог  дополнительного  образования МБУ ДО «Детская  музыкальная школа  им. В.В.Андреева», педагог  дополнительного  образования  МБОУ СОКШ №4, Нефтеюганск

ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАДЕТСКОЙ ШКОЛЕ

В статье рассмотрены современные проблемы к качеству образования в рамках реализации федеральных государственных стандартов; особо обозначены проблемы, связанные с интеграцией основного и дополнительного образования. Показана возможность включения специализированного, в частности музыкального образования, в содержание образования в кадетской школе.

Ключевые слова: качество общего образования, кадетская школа, дополнительное образование, деятельностный подход, интеграция общего и специализированного образования.

Современное состояние гражданского общества и динамика развития разнонаправленных процессов его преобразования требует сохранения системы основополагающих нравственных координат, как базисного условия здорового существования и гармоничного развития личности при достаточно сложном и многовариантном «поле притяжения» в необозримом для ребёнка пространстве ценностных ориентиров. Современному учителю приходится «балансировать, ступая» по привычному ранее пути: ведь бесспорно то, что его задача - дать не только знания, но и формировать личность во всех ее проявлениях, помочь укрепить ее мировоззренческие, нравственные основы. Вместе с тем, время экономического мониторинга общественных процессов вносит изменения в формы общественного сознания, а обновление сферы образования и его новая стандартизация, привносит в деятельность учителя не свойственные ранее коллизии. Новые экономические условия привнесли собой необходимость коррекции взглядов на цель действий учителя, которая диктуется, в том числе и положением учителя, как человека, осуществляющего предоставление услуг. В данном случае – образовательных услуг. Спектр этих услуг обширен, многообразен. Но содержание этого спектра ещё в недостаточной степени конкретизировано и принято с позиции национальных интересов, экономической самостоятельности геополитического пространства жизни нашего общества и регулирования в нём конструктивных процессов в интересах человека; то же самое можно сказать, упоминая в данном контексте о цельности национального самосознания, категориях нравственности и морали. Неизмеримо возросла роль социального заказа и многообразие требований к образованию у разноликого по своему составу общества, вследствие чего нами может наблюдаться возникшая многовариантность договорных взаимоотношений в области образовательных услуг – примета нашего времени. Ангажированность образования в пользу различных идеологических влияний - характерная черта не только нашего времени. Известная обществу последние 20 лет многовариантность идеологических течений и приветствуемая толерантность отношения к последним, требует от педагогики, как формы общественного сознания и сферы познавательной деятельности, создать вновь некие универсальные условия для участников образовательного процесса, которые бы не противоречили возросшему комплексу противоречивых требований, предъявляемого к образованию. С другой стороны, нам представляется важным, чтобы эти условия обеспечивали такое положение, чтобы социализация индивида отвечала запросам этого индивида, запросам общества и интересам государства в условиях усиления роли экономического диктата, в том числе и - в области целесообразности использования исторически сложившихся образовательных систем в предполагаемом едином экономическом пространстве.

Множественость форм образовательных учреждений – государственных и частных: лицей, гимназия, школа, колледж, учреждения, работающие по ФГОС, православная гимназия, учреждения дополнительного образования детей и т. д. – создают поле возможностей для кристаллизации образовательных инициатив в общее целое. Характерные общие черты желаемого целого, по всей видимости, должно включать в себя, помимо естественнонаучной составляющей, ещё, минимум, две составляющие, на которых стоит остановиться особо, так как первая из них сообразуется с потребностями социума в целом, а вторая с потребностями человека, как члена этого социума. Две эти составляющие описываются понятиями «Гражданственность» и «Культура». Таким образом, процесс деятельного изучения естественных и гуманитарных наук; педагогическая деятельность, направленная на воспитание патриотизма, как ключевого опорного пункта развития личности индивида, базового ядра его мировоззрения; и практический опыт в области реализации творческих способностей и потребностей детей и подростков в процессе ознакомления с достижениями поколений в области культуры и искусств, в том числе - освоении доступных образцов – три главных составляющих предполагаемой модели образования для кадетских школ.

Обучение через деятельность, в процессе деятельности, на протяжении 10 лет осуществляется в области патриотического воспитания школьников Нефтеюганска в МОУ СОКШ №4. В области дополнительного образования Деятельностный подход характерен для обособленного учреждения дополнительного образования, каким оно предстаёт как МОУ ДОД. В учреждении общего образования (СОШ), каким является кадетская школа, дополнительное образование представлено составным звеном. Поэтому объём знаний навыков и умений, получаемый кадетами больше, чем в обычной школе за счёт привнесения специфических черт целостного дополнительного образования в созданное образовательное звено воспитательной системы школы.

Необходимо указать на существенное обстоятельство. Отток квалифицированных кадров из экономически проблемных регионов и трудовая миграция в регионы большей экономической стабильности, обусловили ситуацию прихода специалистов-профессионалов высокого класса в учреждения начального и среднего звена из среднего – специального и высшего в общее и дополнительное. Таким образом, проблема качества образования в образовательных учреждениях, находящихся на территории населённых пунктов Севера Тюменской области, в частности, стала решаться с неожиданной стороны: не путём воспроизводства культурного слоя, о котором речь впереди, а с помощью, возникшей по экономическим причинам, карьерной регрессии специалистов-профессионалов, оказавшихся порой случайно в этих населённых пунктах. Но фактически регрессии, как таковой, не произошло из-за существовавшей ситуации востребованности таких специалистов на стадии формирования и становления учебных заведений в малых городах. Помимо фактической востребованности специалистов, необычным и полезным явлением для Северных школ стало усиление немаловажной «имиджевой» составляющей учреждений, в распоряжении которых оказался кадровый ресурс и связанный с ним потенциал. В малых Северных городах, где оказались специалисты высокого уровня, для них не существовало и не существует, в ряде подавляющего большинства случаев, иного места приложения профессиональных усилий, кроме существующих на местах начальных квази-специализированных учреждений, какими являются МОУ ДОД. Причина такого положения кроется, частично, в возрасте города или посёлка. По причине малого возраста и соответствующей малой численности населения, ментальность которого является сложносоставной, в малых Северных городах нет и не сложилось ещё почвы для возникновения и существования среднего звена музыкального образования, которое соответствовало бы образовательному статусу приехавших специалистов. Но относительная материальная стабильность, компенсировала профессионалам статусный дискомфорт. Привыкшие к собственному стандарту качества работы, характерного для профессиональной деятельности, и начавшие работу в учреждениях дополнительного образования, где планка качества несоизмеримо ниже  профессионального стандарта, эти люди составляют ресурс роста качества звена дополнительного образования в системе отечественного образования на территории Тюменского севера, в частности.

Отражение этого явления мы увидим на примерах, один из которых – это создание звена дополнительного образования в среднем общеобразовательном учреждении, исторически получившим особую профилизацию: кадетская школа. Если мы говорим об актуальности, то нельзя не упомянуть о некоторых важных масштабных процессах, в русле которых происходит существование отечественного образования, потому, что, касаясь даже опосредованно, они создают некое проблемное поле, не учитывать которое мы не в праве: системный процесс оптимизации в управленческой деятельности и явления глобализационного характера, касаемые различных сфер, в том числе и образовательной. Это позволит лучше понять современное положение дополнительного образования в связи с выполняемыми им функциями в контексте времени. С другой стороны, небезинтересен факт родственности этих функций, присущих одновременно дополнительным, допрофессиональным, специализированным профессиональным и профильным образовательным учреждениям.

Мы привыкли к тому, что количество школ, колледжей и ВУЗов находится между собой в кратной зависимости (в данном случае – в сторону уменьшения.) Это обеспечивает гармоничное существование системы. Школа как центр социализации детей и их индивидуализации является самым многочисленным звеном в цепочке, идущей от начального образования к высшему. К тому времени когда человек решает получить или не получать высшее образование или среднее образование школа свою задачу выполнила. Но является открытым вопросом: единственная ли это задача школы или есть возможность, при наличии так называемого спроса, расширить функционал общеобразовательного учреждения и каковы возможности общеобразовательной школы, если она – кадетская. Насколько перспективным является увеличение количества таких школ и, если ответ скорее положительный, то каков, в том числе экономический эффект для всех участников образовательного процесса, общества и государства?

Мы видим, что многообразие видов образовательных учреждений отражает пестроту требований к образованию на уровне общественного заказа образовательной услуги, и эта пестрота показатель не столько широты предъявляемых требований цельного общества, сколько пример отражения социальной разобщённости. В этой связи, патриотическое воспитание учащихся-кадет даёт пример цельности образовательного результата, кадетское движение - перспективу востребованности обществом и государством этого результата. В ряду различных моделей выпускника образовательного учреждения, модель выпускника кадетской школы несёт в себе ассоциацию с некими стабилизирующими силами. Кадетское движение, кадеты в общественном сознании всё более олицетворяют собой «стабильность и мощь земли Юганской и потенциал государства Российского». Дополнительное образование также претерпевает изменения в области новой стандартизации его содержания, средств и качества и направленности. Выше мы обращали внимание на один из источников инициатив снизу - кадровый потенциал, доставшийся дополнительному образованию от звена бывшего профильного образования. Важным ресурсом является так же процесс педагогического поиска, результатом которого являются создание новых форм взаимодействия образовательных учреждений в рамках проектной деятельности.

Дополнительное образование фактом своего существования не подменяет собой обучения по предмету Музыка, но будучи территорией воплощения творческих инициатив и реализации потребностей образовательного учреждения, дополнительное образование в кадетской школе осуществляет педагогическую поддержку учащимся кадетских, казачьих и юридических классов уже за рамками окончания обучения по предмету Музыка.

В то же время дополнительное образование в кадетской школе имеет собственную исторически вновь складывающуюся структуру, отличающуюся от привычной системы. Деятельностный подход предполагает распространение группового метода работы там, где привычно осуществлять обучение в индивидуальных формах. Оправданность и целесообразность группового метода обоснована С.О. Мильтоняном (Тверь) и зарубежными практиками, такими как С. Сузуки (Япония). В основе метода – опора на ведущий вид деятельности ученика, возрасто-сообразующий подход к методам, средствам обучения и мотивации к деятельности ученика.

Таким образом, в созданном поле интеграции общего и специализированного образования мы находим промежуточное звено – связку, специфический вариант организации учебного процесса в общеобразовательной кадетской школе: звено дополнительного образования кадетской школы, успешно функционирующее и развивающееся в течение ряда лет. Это звено имеет структуру, обеспечение, кадровый состав, материально-техническую базу и потенциал, позволяющие достигать высокие результаты в творческом развитии ученика.

Библиография

  1. Корнишин И.В. УДК 374 «Проблемы и возможности реализации дополнительного образования в кадетской школе». (ФГБОУ ВПО «Российский государственный  педагогический  Университет им. А.И. Герцена» (Психолого-педагогический  факультет, кафедра социальной  педагогики). Сб. статей: Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: Материалы II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых. –СПб.: Экспресс, 2012. – 460с., стр.341.

  1. Корнишин И. В. «Опыт образовательного учреждения по построению  интеграционного пространства в  кадетской  школе».  Напечатано  в сб.: «Материалы  IV региональной  научно-практической конференции  студентов, аспирантов  и молодых ученых « Молодежь в  социо-культурном  пространстве» (25 октября 2012 года) Тобольск: ТГСПА им. Д.И.Менделеева, 2012.-200 с., стр.110.

  1. Корнишин И. В. «Подготовка студента педагогического вуза к осуществлению воспитательной деятельности и реализации требований ФГОС в условиях  интеграции  общего,  дополнительного  и допрофессионального образования  на  базе  кадетской  школы»  - Факультет  довузовского и дополнительного  образования (Дополнительная образовательная программа "Преподаватель высшей школы").  Тобольск: ТГСПА  им. Д.И.Менделеева, 2012 г. - 63 с. – на  правах рукописи.