Штурманы книжных морей.

Итоговое занятие по библиотечно-библиографическим знаниям. 5-6 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shturmany_knizhnyh_morey.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

ШТУРМАНЫ КНИЖНЫХ МОРЕЙ

Сценарий итогового занятия

по библиотечно-библиографическим знаниям

для учащихся 5-6 классов

ВЕДУЩИЙ: Кто завоюет звание «Штурмана книжных морей?»

        Тот, кто быстро найдет нужную книгу, умеет пользоваться энциклопедиями и словарями ,интересно рассказать о любимых книгах, будет быстрым, находчивым, неунывающим. А что значит слово «штурман»?

        Ребята отвечают. (Штурман – специалист прокладывающий курс кораблям)

        Мы искренне хотим, чтобы каждый из вас получил это звание.

        Удачной игры и счастливого плавания вам, штурманы!

        Возможные конкурсы.

        КОНКУРС ПЕРВЫЙ.        Каждой команде дается книга. Необходимо определить ее содержание, назвать те элементы книги, которые помогли выполнить задание.

        КОНКУРС ВТОРОЙ.        Каждой команде выдаются сложенные пополам два альбомных листа, рисунки для аппликаций, ручки, клей. Участники должны оформить обложку и титульный лист придуманной ими книги.

        КОНКУРС ТРЕТИЙ.        Предлагается 16 книг. Соревнующиеся должны расставить их так, как они стоят в библиотеке.

        КОНКУРС ЧЕТВЕРТЫЙ.        Ведущий читает стихотворение:

        Говорит она беззвучно,

        Но понятно и нескучно.

        Ты беседуй чаще с ней –

        Будешь лучше и умней.

                Очень просим: заходите

                В ваш просторный книжный дом!

                Очень просим: заходите!

                Мы всегда, всегда вас ждем!

        Таков принцип работы библиотекаря. Но читатели – народ самый разный,         поэтому так непросто бывает найти с ними общий язык.

        Участникам конкурса предлагается продемонстрировать свои знания в психологии и разыграть сценку на тему «Обслуживание читателей на абонементе» и показать, как бы повел себя библиотекарь в работе со спокойным, нервным и вспыльчивым, спешащим или вечно недовольным читателем.

        КОНКУРС ПЯТЫЙ.        Соревнующимся было дано домашнее задание – подготовить отзыв о книге. В этом конкурсе они оглашают свои отзывы.

        КОНКУРС ШЕСТОЙ.        Команды придумывают и показывают пантомимы «Как нельзя обращаться с книгой»

        КОНКУРС СЕДЬМОЙ.        Книги от нерях возвращаются в библиотеку. Как их вылечить? Командам роздано по пять детских книг брошюрного типа. Они должны правильно их прошить и подклеить.

        КОНКУРС ВОСЬМОЙ.        Ребята, на уроках русского языка и библиотечных мы знакомили вас со справочной литературой, т.е. учили работать с энциклопедиями, словарями, справочниками. Египтяне говорили: «Эти книги делают людей умными и обучают невежду, помогая ему узнать все». Энциклопедия в переводе обозначает «круг знаний». Она в сжатой форме дает различные сведения, объясняет понятия, названия, предметы. Энциклопедия отвечает на вопросы «Кто? Где? Почему? Когда?»

Участникам надо найти объяснения слов, используя не менее трех источников. Слова могут быть такими: эрмитаж, тормоз, голубь, вселенная. Ребята пользуются Энциклопедическими словарями юного художника, астронома, техника, Энциклопедическим словарем  «Что такое? Кто такой?»; «Жизнь животных»; словарем иностранных слов, толковым словарем С.И. Ожегова.

        КОНКУРС ДЕВЯТЫЙ.        Чтобы познакомить читателей с книжным богатством, в библиотеке постоянно оформляются выставки. Конкурсанты должны подобрать не менее пяти книг и желательно, используя указатели, придумать заглавие к своей выставке. Общая тема: «За страницами вашего учебника». А между командами распределяются такие дисциплины, как история, математика, природоведение, русский язык.

КОНКУРС ДЕСЯТЫЙ.        В конце учебника или книги есть список дополнительной литературы. Командам выданы листки, где написаны фамилия писателя и название книги. Необходимо составить рекомендательный список книг на заданную тему. Можно использовать укказатели. Мы предлагали своим ребятам таких авторов: В. Катаев «Сын полка», Гомер «Одиссея», К. Булычев «Алиса», А, Гайдар «Судьба барабанщика».

КОНКУРС ОДИННАДЦАТЫЙ.        Ребятам предлагается история, составленная из отрывков разных произведений художественной литературы. Они должны угадать, о ком из героев и о каких произведениях идет речь.

Рассказ называется «Нежданные гости»;

«За лесом зашло солнце. Густые вечерние сумерки сгустились. На большой поляне зажегся прощальный костер. «Кто это зажег?» - удивились ребята. А когда подошли ближе, увидели у костра подтянутую фигуру военного. Он сурово говорил мальчику:

- А ну, хлопчик, отойди от калитки. Здесь посторонним стоять не положено.

- Я не посторонний.

- А кто же ты?

- Я свой.

- Какой свой?

- Советский.

- Мало что советский. Говорю, не положено…

Ребята недоумевали: где-то они слышали этот разговор, а припомнить не могут. Неожиданно залаяла собака.

- Ну-с, Тетушкка, - сказал хозяин собаки, - сначала мы с вами споем, а потом попляшем. Хорошо?

Он вынул из кармана дудочку и заиграл. Тетка не вынося музыки, беспокойно задвигалась и завыла. «Тятька, да ведь это же…»

Но тут группа незнакомых ребят грянула песню, а ребятам так и не удалось узнать, что хотел сказать этот детский голосок. Приплясывая и напевая, от группы отделился мальчик.

Мы не шайка и не банда,

Не ватага удальцов.

Мы веселам команда

Пионеров молодцов. Ух, ты!

В это время к костру подошел человек странного вида. Это был тощий и смуглый старик с бородой по пояс, в роскошнорй чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золтом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых туфлях с высоко загнутыми носками. «Апчхи! – оглушительно чихнул старичок и пол ниц. – Приветствую тебя, о прекрасный отрок!» - сказал он юному пионеру. Слова старика прервал сильный ливень. Он погасил костер и заставил пионеров разбежаться по дачам. Весь вечер они вспоминали имена тех, кого видели у костра».

КОНКУРС ДВЕНАДЦАТЫЙ.

Мой юный друг!

Бери с собой в дорогу

Своих любимых книжкиных друзей,

В заветный час они тебе помогут

Найти мечту и сделать жизнь светлей.

Каждому игроку дается карточка, на которой – имена литературных героев. Он должен из общего числа перечисленных имен выбрать пять из одного произведения. (А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», А. Толстой «Золотой ключик», С. Маршак «Двенадцать месяцев» и другие.)

ВЕДУЩИЙ:

Ребята, вы сегодня проявили смекалку, показали знания и умения помощников библиотекарей и любовь к книгам. Надеемся, что вы останетесь штурманами для своих друзей в огромном море книг. А теперь награждаются  команда-победительница и наиболее активные участники конкурса.