Презентация "Роль библиотекаря в формировании читательской культуры"

Никитина Анна Александровна

Предлагаю вашему вниманию презентацию "Роль библиотекаря в формировании читательской культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_bibliotekarya.pptx864.31 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль библиотекаря в формировании читательской культуры ГОУ ДПО ТО « ИПК и ППРО ТО » Выполнила: заведующая библиотекой МБОУСОШ № 24 Преподаватель: Тула, 2015 г.

Слайд 2

Содержание Слайд 1 – Титульный лист Слайд 2 – Содержание Слайд 3, 4 - Основные направления деятельности библиотеки Слайд 5 – Задачи библиотеки и ФГОС Слайд 6 - Библиотекарь и учитель Слайд 7-11 – Оформление библиотеки Слайд 12 – 16 - Обслуживание читателей Слайд 17 – 25 – Формы работы с читателями Слайд 26 - 29 – Самообразование и саморазвитие библиотекаря Слайд 30 – Заключение Слайд 31 – Список используемых материалов

Слайд 3

Основные направления деятельности библиотеки Содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании детей . Обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания. Привитие любви к книге и воспитание культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям. Руководство чтением детей.

Слайд 4

Основные направления деятельности библиотеки 5. Привлечение каждого воспитанника к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей. 6. Содействие повышению научно-методического, педагогического мастерства работников прогимназии. 7. Привлечение родителей учащихся к семейным чтениям литературных произведений, массовым мероприятиям в библиотеке.

Слайд 5

Задачи библиотеки и Фгос • Задача библиотеки ОУ обеспечения доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям соответствуетновым федеральным государственным образовательным стандартам •Задача библиотеки по формированию навыков независимого библиотечного пользователя соответствует новым федеральным образовательным стандартом . • Задача воспитания культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала через приобщение к литературе и чтению соответствует требованиям стандартов

Слайд 6

Библиотекарь и учитель Совместными усилиями нужно добиваться осознания «значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, понятий о нравственности; формирования потребности в систематическом чтении, понимания роли чтения.

Слайд 7

Оформление библиотеки Функциональность организации фонда и технических средств . Помещение любой библиотеки можно разделить на две зоны: читательскую и внутреннюю (функционально-технологическую ). Расстановка фонда . Свободный доступ стимулирует диалог библиотекаря с читателем, выступает как развивающее и обучающее пространство. Книжные выставки. Наличие определённого количества книжных выставок позволяет сфокусировать внимание читателей на наиболее значимых и полезных изданиях и без всякого давления привлечь к чтению этих изданий.

Слайд 8

При оформлении библиотеки нужно придерживаться следующих принципов: -учёт особенностей читателей; -художественное решение (шрифт, цвет); -разработка тематики, цветности, символики в оформлении полочных разделителей; -учёт специфических особенностей библиотеки (объём фонда, площадь и др.); -поиск своего стиля в оформлении; -возможность смены впечатлений и ощущений. Оформление библиотеки

Слайд 9

Оформление библиотеки

Слайд 10

Оформление библиотеки

Слайд 11

Оформление библиотеки

Слайд 12

Обслуживание читателей Обновление библиотечно-библиографического обслуживания – это внедрение активных, нетрадиционных, новых форм массовой работы, игровых, дискуссионных, клубных, возможны не библиотечные формы, если они отвечают запросам отдельных групп читателей или конкретного читателя.

Слайд 13

обслуживание читателей ОСНОВА ОБНОВЛЕНИЯ – поворот к личности ребенка, потребностям, т.е. значительное улучшение индивидуальной работы на принципе педагогики сотрудничества, сотворчества, личное общение с юными читателями, при котором каждый ребенок выступает как равноправная личность, равноправный партнер, хотя инициатором общения является библиотекарь.

Слайд 14

Обслуживание читателей Сегодня в центр библиотечно-библиографического обслуживания ставится очень важная задача воспитания у читателя творческого чтения, его многогранность, а следовательно по-прежнему важны ведущие читательские характеристики: частота посещения библиотеки, объем чтения, его отраслевая, жанровая разносторонность, умение оценивать прочитанное, культура чтения.

Слайд 15

Обслуживание читателей Большое значение приобретает творческое содружество библиотеки и семьи, ведь рождение ребенка как читателя происходит в семье, и выработать у ребенка потребность в чтении, в библиотеке невозможно без участия семьи. Назрела необходимость включить семью в круг проблем, которые волнуют и заботят библиотекарей: это организация семейного чтения, руководства чтением, культура чтения детей, и т.д.

Слайд 16

Обслуживание читателей Один из назревших вопросов современной работы детских библиотек – изменение и совершенствование методики планирования работы на год. План библиотеки является частью общешкольного плана и вместе с тем он учитывает специфику работы с детьми и составляется на основе учебно-воспитательного плана школы; согласовывается с педколлективом , учитывает потребности, мнения, спрос руководителей детского чтения, учащихся, опирается на процесс обновления и гуманизации учебного процесса.

Слайд 17

Формы работы с читателями Индивидуальная работа с читателями . Индивидуальное обслуживание – это деятельность библиотекаря по удовлетворению их запросов, консультирование при самостоятельном выборе книг и в ходе процессов работы с ними. Задачи индивидуального обслуживания: - удовлетворение информационных потребностей читателей - развитие структуры и глубины интересов читателей - содействие повышению уровня информационной культуры учащихся и их читательского развития - организация сотрудничества библиотекаря и читателя на всем притяжении пользования читателем библиотекой

Слайд 18

Формы работы с читателями Одной из важных форм индивидуальной работы является беседа: о правилах пользования библиотекой, о каталогах, о новых поступлениях и т.д. Библиотекарь должен первым начать беседу или незаметно побудить читателя сделать это, т.е. выступить в роли психолога, постараться понять психологию читателя. Следует оперативно и доброжелательно откликнуться на запросы читателя; выбирать применительно к каждому из них действенный способ влияния.

Слайд 19

Формы работы с читателями Групповое и массовое обслуживание читателей в школьной библиотеке. Групповое обслуживание – это совокупность форм и методов направленных на удовлетворение культурно-информационных потребностей малых групп читателей, объединенных общими интересами. Массовое обслуживание – путь удовлетворения данной библиотекой культурно-информационных потребностей характерных для большинства читателей.

Слайд 20

Групповые ф ормы работы библиотекаря: - вечер вопросов и ответов - презентация книги - вечер диалог - читательская конференция диспуты устный журнал формы обслуживания тематические библиотечные вечера Формы работы с читателями

Слайд 21

Формы работы с читателями Внеклассная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса, одна из форм организации досуга. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей. Можно выделить следующие ее компоненты: внеклассные занятия; работа с учреждениями культуры; работа с родителями.

Слайд 22

Ф ормы внеклассных занятий: дискуссия; коллективное чтение; беседа; беседа -"приманка"; состязание чтецов; реклама книги; литературный праздник; литературная игра; литературная гостиная; театральный фестиваль; библиотечный час; час "тихого чтения". Формы работы с читателями

Слайд 23

Работа библиотеки по пропаганде чтения и книги может идти через: 1. Конкурс читателей «Лидеры чтения», ежегодное подведение итогов «Лучший читатель года». 2. Акция «Книга по кругу». Девиз: «Хочешь быть успешным? Читай!» 3. Рейтинг чтения учащихся начальных классов «Дерево чтения». 4. Реклама книг через организацию книжных выставок, тематических просмотров, рекомендательных списков литературы. 5. Проведение «литературных гостиных». 6. Разработка и проведение мультимедиауроков . Формы работы с читателями Формы работы с читателями

Слайд 24

Формы работы с читателями Центральным звеном в работе библиотекаря по формированию читательской культуры школьников является организация литературных игр и литературных праздников. Взяв за основу это определение, можно разделить литературные игры следующим образом: игры и упражнения по развитию речи; литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т. д.); литературные викторины; "стилизованные" игры (" Брейн-ринг ", "Поле чудес", "Крестики-нолики", "Умники и умницы", "Сильное звено", "Пойми меня", "Счастливый случай", "Литературный покер" и т. д.).

Слайд 25

Эффективному развитию читательского интереса школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм внеклассных занятий, работы с учреждениями культуры, работы с родителями. Формы работы с читателями

Слайд 26

Самообразование и саморазвитие библиотекаря Какими качествами должен обладать библиотекарь, занимающийся обслуживанием читателей? Во-первых, способностью критически анализировать явления, факты; уметь выбирать из общего объема необходимую информацию, схватывать суть проблемы; во-вторых , быть внимательным, уметь быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; в-третьих , обладать деловыми качествами, заставлять себя делать любую необходимую работу; в-четвертых , обладать коммуникативными качествами: уметь вести деловую беседу, доходчиво доносить свои мысли, находить нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от индивидуальных особенностей читателей ; в-пятых , грамотно говорить, связно и логично излагать свои мысли .

Слайд 27

УРОВНИ ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Слайд 28

Происходящая в современном обществе эволюция роли библиотекаря, внедрение новой информационной технологии ставит библиотеки перед необходимостью качественных кадровых изменений, постоянного совершенствования и переподготовки персонала. Главная миссия библиотеки осталась неизменной – предоставление источников информации своим пользователям, но пути ее реализации стали более сложными и разнообразными. Эти перемены вызваны в основном технологическим развитием: информационные продукты теперь производятся в различных формах и на множестве различных носителей. Самообразование и саморазвитие библиотекаря

Слайд 29

М еняться должны не только читатели, фонды, материально-техническая база библиотек, но и библиотекари. Им предстоит трезво и самокритично оценивать свои личные возможности, личное влияние на формирование атмосферы, делающей библиотеку привлекательной для читателя и, следовательно, нужной обществу. Самообразование и саморазвитие библиотекаря

Слайд 30

Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых (будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России . Школьная библиотека, применяя различные методы, педагогические и информационные технологии, является активным участником учебно-воспитательного процесса. Она прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность. Заключение

Слайд 31

Список используемых материалов http://rlst.org.by/izdania/ib110/875.html http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2013/disk/036.pdf http://library.mephi.ru/blog/?p=193 http://chaltlib.ru/articles/Library/natsionalnaya_programma_podderzhki_i_razvitiya_chteniya/novatsii_po_prodvizheniu_knigi_i_cheniya/ http://stroitel-metodist.ru/node/27 Профессиональная компетентность библиотекаря – залог эффективного функционирования библиотеки. Методические советы [Электронный ресурс]. - Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http://cbs.alchevsk.in.ua/page.php?178, свободный. Езова С. А. Библиотекарь и читатель: типы поведения : науч.-метод . пособие / С. А. Езова . — Москва : Либерея-Бибинформ , 2009. http://www.raduga-lik.ru/Mebel_Libraries_Series/06_Next/ http://fb.ru/article/133561/kakim-doljno-byit-oformlenie-shkolnoy-biblioteki http://1.bp.blogspot.com/_vkwl1HbsKmg/TB7XCVLvOSI/AAAAAAAAARo/D8JeEbyx4Ok/s1600/s320x240+(1).jpg http://www.vgorode.ru/#/people/showPost/tId/5099186/postId/7926958/id/5099185