"Книжная страна"

Тупикова Марина Александровна

Рабочая программа дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_knizhnaya_strana.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Парабельская средняя школа им.Н.А.Образцова»

        

Рекомендовано                                                                              Утверждено

методическим советом                                                                 приказом директора

протокол от ______ № __                                                               от ________№  __

Рабочая программа

дополнительного образования

«Книжная страна»

срок реализации 1 год

для обучающихся  от 7 до 10лет.

                                                                                                                                                               

                                                                                                          Составитель:          

Тупикова Марина Александровна                                                                                                                      

                                                                            заведующая

                                                                                                Информационно- библиотечного

                                                                                                центра

                                                                       

с. Парабель

2015г.


                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                             

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из целей Федеральной Государственной образовательной программы является гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни, которое в современном мире невозможно без знаний, умений и навыков работы с информацией.

Эффективная реализация этой цели возможна путем использования школьной библиотеки, которая призвана содействовать непрерывному образованию и обучению умениям ориентироваться в нахождении, выборе и использовании информационных ресурсов.

Книга — величайшее достижение человечества. Она дает знания, помогает познать окружающий мир, приобщает к прекрасному, воспитывает человека.

Ключевой частью программы курса «Книжная страна» должно стать формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя, гак как в одном ряду с умением писать, читать и считать сегодня стоит и владение навыками культуры чтения, куда входят:

  • сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиены чтения;
  • развитие у учащихся творческой активности;
  •  формирование любви к книге, к культурному чтению.

Цель данной программы: вызвать у школьника устойчивый интерес к книге; научить ориентироваться в библиотечном пространство; привить ему первоначальные навыки работы с книгой, газетой, журналом.

Задачи: Воспитать у учащихся бережное отношение к книгам; научить их ремонтировать и восстанавливать поврежденные и изношенные книги; научить элементарным технологиям ремонта и реставрации книг.

Система занятий по программе базируется на использовании совокупности приемов, разнообразных методов и форм деятельности:

  •  беседа и обсуждение;
  •  выразительное чтение и рассказывание;
  •  игры: дидактические, ролевые, словесные;
  •  комплексное использование книг, мультимедийных презентаций, мультипликационных фильмов по произведениям детских писателей ;
  • творческие задания литературного и изобразительного характера.

     

Особое значение в методике проведения занятий придается искусству постановки вопросов. Это связано с тем, что объяснить свои чувства, свое интуитивное понимание того, что открыто внутреннему взору, ребенок не всегда способен самостоятельно. Поэтому программа «Книжная страна» стремится с помощью системы вопросов  «продвинуть» ребенка от подсознательного понимания к осознанному открытию                                                                                                      

 смысла произведения. Система вопросов органично вырастает из библиотечных уроков и помогает последовательно выделять ключевые фрагменты, образы, слова, в которых выражены главные мотивы, проблемы, идеи изложенного на занятиях.

Таким образом, успех программы зависит от умения вести диалог. Очень важно дать возможность на занятиях высказаться всем, важно услышать смысл в отдельных словах учеников, увидеть приближение к интересному ответу. С детьми следует говорить просто и ясно, не опускаясь до примитива, находить точные слова для комментирования ответов учеников.

Библиотекарь выступает в роли ведущего занятие, осуществляет диалог с ребятами, организует и прогнозирует их деятельность.

Школьники первых классов знакомятся с понятиями «библиотека», «библиотекарь», «книжный фонд», «абонемент», «читальный зал». Первое знакомство с библиотекой первоклассников проходит в игровой форме. Целью первого посещения является формирование положительной установки на периодическое посещение библиотеки — как радостного путешествия в «Книжную страну» за новыми, интересными, увлекательными книжками. Библиотекарь знакомится с детьми-«путешественниками», и они вместе отправляются в небольшое путешествие по «Книжной стране». Позже первоклассники знакомятся с правилами поведения в библиотеке, пользования библиотекой, учатся самостоятельно ориентироваться в мире книг. Игровые приемы помогают объяснить необходимость выполнения правил поведения в библиотеке.

В программу курса обязательно включаются занятия, на которых учащиеся знакомятся с историей книги, что помогает подвести детей к мысли о бесценности книги.

Многие занятия состоят не только из теоретической части в виде беседы, игры и т.д., но и практической части. После того как дети познакомятся с правилами обращения с книгой, учебниками, после закрепления этих знаний, учащихся необходимо научить простейшим умениям, например, обернуть книгу.

Для освоения простейшего ремонта книг дети кратко знакомятся с некоторыми названиями элементов книги (обложка, корешок, переплёт, титульный лист), а потом (обычно это уже отдельное занятие) в библиотеке открывается «Книжная больница», где дети вместе с библиотекарем производят несложный ремонт книг. После таких практических занятий у многих первоклассников появляется желание повторного ремонта «заболевших» книжек, а также ремонта библиотечных книг дома.

Программа курса составлена с учетом особенностей интеллектуального и физического развития учащихся 2,3  класса. Занятия проводятся 2 раз в неделю. Время занятия составляет 35 минут. Курс рассчитан на  68 часов в год. Место  проведения

занятий — школьная библиотека.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В программу курса входят: беседы о библиотеке, о создании книги; о строении (структуре) книги; о периодических изданиях для детей; о справочном аппарате книги и библиотеки; о художественном оформлении книги. Часть занятий отведена знакомству с произведениями фольклора и детских писателей. Значительное место отведено практическим занятиям по простейшему ремонту книг.

Вводная беседа. «Чудесная страна библиотека» (2 часа).

  • Беседа, знакомство учащихся с понятиями «библиотека», «библиотекарь», «книжная выставка» и др.

История создания книги: Виртуальная экскурсия (2 часа).

  •  Беседа. Знакомство учащихся с историей письменности и книги.
  • Показ мультимедийной презентации. 

    Устные рассказы учащихся по изображению наскального рисунка(2 часа).

  •  Закрепление понятий «узелковое письмо», «наскальное изображение», «папирус», «пергамент», «береста», «бумага», новые носители.
  •  Устные рассказы учащихся по изображению наскального рисунка.

    Зачем нужны книги: Беседа-диалог (2 часа).

  • Беседа-диалог о пользе книги.

    Как правильно выбирать и читать книги:

    Беседа-совет (2 часа).

  • Советы библиотекаря о правильном выборе и чтении книг.

«Сказки дедушки Корнея»: Беседа-диалог (2 часа).

  •  Знакомство учащихся с творчеством К.И. Чуковского.
  • Показ мультимедийной презентации.
  •  Просмотр мультфильма «Мойдодыр».

Изготовление закладки для книги: Практическое занятие (2 часа).

  •  Изготовление закладки для книги по образцу.

«Словесные» игрушки: Путешествие по малым формам русского   фольклора (2 часа).

  • Знакомство детей с малыми формами русского фольклора.
  • Показ мультимедийной презентации.
  • Просмотр мультфильма по любой русской народной сказке.

  «Гардероб» для книги: Элементы книги. Беседа (2 часа).

  • Усвоение учащимися начальных знаний о структуре книги, основных понятий по теме: «книжный блок», «переплёт», «обложка», «суперобложка», «титульный лист», «иллюстрации».

Закрепление темы «“Гардероб” для книги» в практической творческой работе (2 часа).

Викторина по основным элементам книги.

  • Показ элементов книги в различных изданиях.

Как правильно обернуть книгу: Практическое занятие (2 часа).

  • Обучение умению самостоятельно обернуть книгу.

«Поэзия доброты»: Виртуальное путешествие по творчеству А.Л. Барто

(2 часа).

  • Формирование устойчивого интереса к произведениям А. Барто.
  • Показ мультимедийной презентации.
  • Просмотр мультфильма «Снегирь» по стихотворению А. Барто.

«Кто рисует ваши книги»: Художественное оформление книги. Иллюстрации (2 часа).

  •  Знакомство детей с художниками-иллюстраторами.
  •  Показ мультимедийной презентации.
  •  Просмотр мультфильма по сказке В. Сутеева «Кто сказал “Мяу”».

Создание иллюстраций к любимой книге: Практическое занятие (4 часа).

  • Иллюстрирование детских книг по замыслу детей.

«Давайте знакомиться — Виталий Бианки»: Урок-путешествие по

 произведениям В.Бианки (2 часа).

  • Формирование устойчивого интереса к произведениям В. Бианки.
  • Показ мультимедийной презентации.
  • Просмотр мультфильма «Первая охота».

    «Каждый должен разбираться, как же с

    книгой обращаться»: Беседа-диалог (2 часа).

  • Знакомство обучающихся с правилами обращения с книгой.
  • Показ мультимедийной презентации.
  • Просмотр мультфильма «Гришкины книжки».

Болезни книг и их лечение: Беседа (2 часа).

  • Беседа о болезнях книг и способах их лечения.

Ремонт поврежденных книг; устранение простейших дефектов:

Беседа (2 часа).

  • Рассказ о материалах, применяемых при ремонте книг.
  • Представление о различных клеях и правильном их использовании.

Простейший ремонт поврежденных книг. (2 часа)

  • Практическое занятие

«Кутерьма в стране зверья»: Урок-путешествие по книгам Б. Житкова

(2 часа).

  • Формирование устойчивого интереса к произведениям Б. Житкова.
  • Показ мультимедийной презентации.

           Просмотр мультфильма «Пудя».  

      «Библиотека, книжка, я — вместе верные  друзья»: Книги любят тишину (2 часа).

  • Знакомство с правилами пользования школьной библиотекой, с расстановкой книг в библиотеке.
  • Показ мультимедийной презентации.

       Простейший ремонт поврежденных книг:

       Практическое занятие (2 часа).

  • Соблюдение правил техники безопасности при работе с ножницами и клеем.
  • Научить учащихся простейшему ремонту книг в мягкой обложке с помощью бумаги, картона, ткани.

«Разноцветные книги Маршака»: Игра-путешествие (2 часа).

  • Игра-путешествие по произведениям С.Я. Маршака.
  • Показ мультимедийной презентации.
  • Просмотр мультфильма «Вот какой рассеянный».

Периодические издания для детей: Журнальное путешествие (2 часа).

  •  Беседа. Знакомство учащихся с различными журналами для детей.
  •  Показ мультимедийной презентации.

 

    «Загадочный мир сказки»: Беседа.Викторина (2 часа).

  • Беседа. Понятие «сказка».
  • Показ мультимедийной презентации.
  • Викторина по русским народным сказкам.

  • Просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят».

       Простейший ремонт поврежденных книг(4 часа).

  • Практическое занятие

Твои первые энциклопедии, словари, справочники: Беседа (2 часа),

  •  Знакомство учащихся с понятием «справочная литература».   Беседа о самостоятельном поиске нужного материала.
  •  Показ мультимедийной презентации.

     «Хвостатые секреты»: Урок- угадайка по рассказам Е. Чарушина (2 часа).

  •  Знакомство детей с творчеством писателя-натуралиста; развитие наблюдательности, любви к природе.
  • « Показ мультимедийной презентации.
  •  Просмотр мультфильма «Топтыжка».

 Как написать отзыв на книгу: Советы библиотекаря (2 часа).

  •   Беседа о правильном написании отзыва на книгу.

 Практическое занятие: Отзыв на книгу (2 часа).

  • Отзыв на любимую книгу.

      Книги, которые я выбираю: Урок-вопрос (2 часа).

  • Анкетирование учащихся по итогам занятий за год.

Успешное освоение программы детьми к концу учебного года обеспечивает формирование таких умений и навыков, как:

  • знание правил пользования библиотекой;
  • знание правил обращения с книгой, гигиены чтения;
  • освоение технологии простейшего ремонта книг;
  • выбор произведений для самостоятельного чтения в соответствии со своими интересами и вкусами;
  • восприятие литературного произведения, умение творчески осмыслить свои чувства в устных рассказах, фантазировании, изобразительных работах.

Данная программа составлена с учетом психологических особенностей учащихся

2 –х,3-х  классов.

Материальное обеспечение

  1.  Проектор.
  2.  Экран.
  3.  Ноутбук.
  4.  Ножницы.
  5.  Клей.

  1.  Материал для ремонта книг.
  2.  Альбом для рисования.
  3.  Краски.
  4.  Набор цветной бумаги.

Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности «Книжная страна»

на 2015-2016 учебный год

п/п

урока

Тема урока

Дата

с        по_

(неделя

месяца)

Виды и форма контроля

Изменение

сроков,

причины

изменения

1

1-2

Вводная беседа. Чудесная страна — библиотека

2

3-4

История создания книги: Виртуальная экскурсия

3

5-6

Устные рассказы учащихся по изображению наскального рисунка

4

7-8

Зачем нужны книги. Беседа-диалог

5

9-10

Как правильно выбирать и читать книги: Беседа-совет

6

11-12

«Сказки дедушки Корнея»: Беседа-диалог

7

13-14

Изготовление закладки для книги: Практическое занятие

8

15-16

Словесные «игрушки»: Путешествие по малым формам русского фольклора

9

17-18

Гардероб для книги: Элементы книги. Беседа

10

19-20

Закрепление темы «Гардероб для книги» в практической творческой работе

11

21-22

Как правильно обернуть книгу: Практическое занятие

12

23-24

«Поэзия доброты»: Виртуальное путешествие по творчеству А.Л. Барто

13

25-26

«Кто рисует ваши книги»: Художественное оформление книги. Иллюстрации

14

27,28,29,30

Создание иллюстраций к любимой книге: Практическое занятие

15

31-32

«Давайте знакомиться — Виталий Бианки»: Урок-путешествие по произведениям писателя

16

33-34

«Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться»: Беседа-диалог

17

35-36

Болезни книг и их лечение: Беседа

18

37,38

Ремонт поврежденных книг. Устранение простейших дефектов: Беседа

19

39,40

Простейший ремонт поврежденных книг: Практическое занятие

20

41,42

«Кутерьма в стране зверья» (по книгам Б. Житкова)

21

43,44

«Библиотека, книжка, я — вместе верные друзья»: Книги любят тишину

22

45,46

Простейший ремонт поврежденных книг: Практическое занятие

23

47,48

«Разноцветные книги Маршака»: Игра-путешествие

24

49,50

Периодические издания для детей: журнальное путешествие

25

51,52

Загадочный мир сказки: Беседа. Викторина

26

53,54,55,56

Простейший ремонт поврежденных книг: Практическое занятие

27

57,58

Твои первые энциклопедии, словари, справочники: Беседа

28

59,60

«Хвостатые» секреты: Урок- угадайка по рассказам Е. Чарушина

29

61,62

Простейший ремонт поврежденных книг: Практическое занятие

30

63,64

Как написать отзыв о книге: Беседа

31

65,66

Практическое занятие: Отзыв о книге

32

67,68

Книги, которые я выбираю: Урок-вопрос

ИТОГО  68 часов

ЛИТЕРАТУРА

Горбачевский, Б. С В стране книголюбов. М: Дет. лит., 1979.

Дом мудрости: хрестоматия для школьников сред; него и старшего возраста. — (VI: Либерея, 1996. — Приложение к журналу «Библиотека».

Жукова, Т.Д., Чудинова, В.П. Реализация целей образования через школьные библиотеки. — М.: Pycская школьная библиотечная ассоциация, 2007.

Кашурникова, Т. М. Чудо, имя которому книга. — М.: Школьная библиотека, 2006.

Мазoк Н. И. Кружок переплетного дела. — М. Просвещение, 1987.

Праздник книги и чтения: Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению рабе тать с информацией. М.: Школьная библиотека, 2005.

Тимаев, Р. Живи, книга!: Практические советы о том, как продлить жизнь книг. — М: Молодая гвардия, 1985.