Устный литературный журнал «И ласковых имён младенческая нежность…» (Посвящённый А. С. Пушкину).

Гадиятуллина Дания Муллахметовна

Я предлагаю Вашему вниманию вечер в форме устного литературного  журнала «И ласковых имён младенческая нежность…». Муза А. С. Пушкина загадочна, восторженна, прихотлива, красива, таинственна, застенчива и откровенна одновременно. Все женщины нашли своё воплощение в стихотворных строчках, порой откровенных, порой утончённо – возвышенных. Именно о них, женщинах – музах, женщинах – увлечениях, волшебницах и богинях поэта и рассказывает наш журнал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i_laskovyh_imyon_mladencheskaya_nezhnost.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ СПО «Кукморский аграрный колледж»  

Устный литературный журнал

«И ласковых имён младенческая нежность…»

(Посвящённый А. С. Пушкину).

                                           Работу выполнила:            

                                             Гадиятуллина Д. М.,

                                                               педагог - библиотекарь первой  

                                                                квалификационной категории.  

   

                                                                             

План разработки:

  1. Пояснительная записка.

2. Устный литературный журнал  «И ласковых имён младенческая нежность…».

3. Список использованной литературы.

Пояснительная записка.

Библиотека нашего колледжа на сегодняшний день  работает как информационно-библиотечный центр. Основной задачей работы становится обеспечение участников образовательного процесса доступа к информации, знаниям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях. Современный этап развития образования характеризуется рядом отличительных особенностей, связанных с научно-техническим прогрессом, стремительным ростом учебной информации. Все новинки технологического процесса с особым восторгом встречают именно дети. И конечно, необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность обучающихся  для целенаправленного развития их личности. Формирование познавательного интереса обучающихся  имеет принципиальное значение для   осознанного усвоения материала.

В проводимых мероприятиях использую проектную деятельность, личностно-ориентированное обучение, информационно - коммуникационные технологии.

Применение новых информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал обучающихся на позитивное развитие. Именно  под руководством взрослого обучающиеся  могут научиться использовать компьютерные технологии для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.

Я пытаюсь решать задачу активизации познавательной деятельности обучающихся через использование компьютерных технологий. Использование компьютера в проведении массовых мероприятий способствует совершенствованию методики проведения мероприятий в  большей степени, чем любые другие технические средства, предоставляемые в распоряжение библиотекаря. Введение информационных технологий существенно меняет и в конечном результате повышает эффективность проведения мероприятий.  Прежде всего, компьютер значительно расширяет доступ к источникам информации, которую библиотекарь использует при подготовке к мероприятиям. Компьютер в состоянии заменить основную часть наглядных пособий и моделей, способствующими развитию пространственного мышления. При подготовке слайдов к мероприятию  использую электронные учебники, информацию сети Интернет, а также создаю свои презентации.

Если возникает необходимость обсуждения нового материала с обучающимися, то проводится беседа с использованием компьютерной презентации. Презентация позволяет сделать этот процесс более наглядным, ярким, способствует систематизации знаний, более успешному их усвоению.

Современные ИКТ активно вторгаются  в организацию массовой библиотечной работы с читателями. Делают  ее более яркой, зрелищной, интересной для аудитории и для библиотекаря. Ведь и дети сейчас уже другие, многие мероприятия, проводимые по старинке, как раньше – с карточками, с демонстрацией книг, им просто неинтересны. Они равнодушно проходят мимо книжных  стеллажей.

 Главная и основная цель использования наглядных информационных технологий – сделать мероприятия нагляднее и интереснее, представить новую информацию и закрепить полученную, создавать проблемные ситуации, упростить объект изучения в целях подчеркивания его принципиально важных компонентов.

Я предлагаю Вашему вниманию вечер в форме устного литературного  журнала «И ласковых имён младенческая нежность…». Муза А. С. Пушкина загадочна, восторженна, прихотлива, красива, таинственна, застенчива и откровенна одновременно. Все женщины нашли своё воплощение в стихотворных строчках, порой откровенных, порой утончённо – возвышенных. Именно о них, женщинах – музах, женщинах – увлечениях, волшебницах и богинях поэта и рассказывает наш журнал.

Устный литературный журнал

«И ласковых имён младенческая нежность…».

                                                                       Исполнились мои желания. Творец

                                                                       Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

                                                                       Чистейшей прелести  чистейший образец                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                            А. С. Пушкин.

Оформление. 1. Книжная выставка «Сгорая пламенем любви», на которой представлены произведения А. С. Пушкина, литература о нём.

                           2.  Презентация, в которой представлены страницы устного литературного журнала; портреты любимых женщин А. С. Пушкина; сведения об авторе; книги, которые есть в фонде библиотеки колледжа.

                           3. Фильм о женитьбе Пушкина.

Ведущий: Жизнь А. С. Пушкина коротка и бесконечна… Спустя несколько лет после того, как за ним закрылись двери лицея, он был отправлен в ссылку; затем ещё одна, после которой поэт был приближен ко двору; прошли недолгие десять лет, и жизнь его оборвал дуэльный выстрел. Пытаясь узнать о Пушкине всё, понять его,  мы вызываем из небытия тех людей, с которыми его свела судьба на всю жизнь. Только в отношении с ними проявляется характер А. С. Пушкина. Он первым в русской поэзии с глубокой искренностью рассказал о любви, возвышающей человека. Он трепетал перед «мощной властью красоты», испытывая душевное волнение. В момент зарождения или расцвета любви». Он являлся поэтом, и гораздо более вдохновенным, чем во всех своих сочинениях».

«Женщин он знает как никто. Оттого, не пользуясь никакими наружными преимуществами, всегда имеющими влияние на прекрасный пол, одним  своим умом, он приобретает благосклонность», - писал Алексей  Сульф.

Дружеская шутка Вяземской, блистательная похвала Волконской, девичья влюблённость Вульф, заботливая нежность Осиповой, весёлая фривольность Керн, светская вежливость Смирновой. Они помогут почувствовать то неуловимое, что остаётся обычно за пределами строгой истории.  

Я верю: я любим; для сердца надо верить.

Нет, милая моя не может лицемерить;

Всё непритворно в ней: желаний томный жар,

Стыдливость робкая, харит бесценный дар,

Нарядов и речей приятная небрежность,

И ласковых имён младенческая нежность.    

                                           

I страница.

«И с тихими тоски слезами

Ты вспомни первую любовь…»

Екатерина  Бакунина.

Ведущий: молоденькая, приветливая, милая. «Прелестное лицо её, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг всей лицейской молодёжи» (С. Д. Комовский). Пушкин был впервые влюблён.

Чтец 1: В те дни… В те дни, когда впервые              Томясь обманом пылких снов,

Заметил я черты живые                                                Везде искал её следов,

Прелестной девы, и любовь                                         Об ней задумывался нежно,

Младую взволновала кровь,                                         Весь день минуты встречи ждал

И я, тоскуя безнадежно,                                                И счастье тайных мук узнал.

Ведущий: Пушкин был покорён. Каждую свободную минуту проводил он у окна в ожидании, завидев её фигурку, бежал ей навстречу. Вечерами, оставшись один, доставал дневник и давал волю чувствам.

Он пел любовь, но был печален глас.

Увы, он знал любви одну лишь муку!

Мимолётная встреча, несколько ничего незначащих фраз, улыбка. Но как много этого для влюблённого!

Чтец 2: Младенчество прошло, как лёгкий сон.

Ты отрока беспечного любила,

Средь важных муз тебя лишь помнил он,

И ты его тихонько посетила;

Но тот ли был твой образ, твой убор?

Как мимо ты, как быстро изменилась!

Каким огнём улыбка оживилась!

Каким огнём блеснул приветный взор!

Ведущий: Его юная муза бывала весёлой и беспечной, задумчивой и грустной. Любовь к Бакуниной всё ещё жила в его сердце. Просыпаясь в лицейской келье, молодой Александр думал о том, что кончились мимолётные встречи, доставлявшие ему отраду и мучение.

Взошла заря,                                                            Где милая ходила в вечер ясный;

Блистает бледный день,                                          На берегу, на зелени лугов

А вокруг меня глухое запустенье…                      Я не нашёл чуть видимых следов,

Уж нет её… Я был у берегов,                                Оставленных ногой её прекрасной.

II страница.

«Поймёшь ли ты душою скромной

 стремленья сердца моего».

Мария Раевская.

Ведущий: 1820 год – новый этап в жизни А. С. Пушкина. Ему должен был исполниться 21 год, скоро его день рождения, он ехал на юг, в ссылку, навстречу стихам, любви, надеждам. Но сердце его теснили предчувствия.

В Крыму и на Кавказе он встречался с необыкновенной девушкой Марией Раевской, ставшую позднее женой декабриста Сергея Волконского. Она отправилась  за ним в Сибирь, где ей было суждено прожить 30 лет. Это ей Пушкин сказал: «Завидую Вам, княгиня, вы будете жить среди лучших людей нашего времени!». Она вновь и вновь являлась поэту: и в  «Бахчисарайском  фонтане» и в «Посвящении к «Полтаве».

Чтец 3: Тебя – мой голос музы тёмной                       Иль посвящение поэта,

Коснётся ль уха твоего?                                                Как некогда его любовь,

Поймёшь ли ты душою скромной                                Пред тобою без ответа

Стремленья сердца моего?                                            Пройдёт, непризнанное вновь.

Ведущий: Прошлое со временем затянулось дымкой, но остались стихи, передавшие очарование молодости и любви.

Чтец 4: На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко: печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой…Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

 И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

III страница.

«Храни меня, мой талисман».

Елизавета  Воронцова.

Ведущий: Одесса, 1823 год, здесь Пушкин встретил Елизавету Воронцову, аристократку, живую, умную, образованную женщину. Вспыхнувшее чувство было глубоким, ярким, не осталось безответным. Но счастье не могло быть долгим. По настоянию графа Воронцова Пушкина выслали из Одессы в Михайловское. Пушкин очень страдал.

Чтец 5: Там, под заветными скалами,

Теперь она сидит,  печальна и одна…

Одна…никто пред ней не плачет, не тоскует;

Никто её колен в забвеньи не целует;

Одна… Ничьим устам она не предаёт

Ни плеч, ни влажных уст, ни персей белоснежных.

Никто её любви небесной не достоин.

Не правда ль: ты одна… ты плачешь… я спокоен.

Ведущий: Перед отъездом поэта Воронцова подарила ему на память свой портрет в золотом медальоне, кольцо с восьмигранным камнем из сердолика. Пушкин часами смотрел на портрет. Так появились эти прекрасные и печальные строки.

Чтец 6: Храни меня, мой талисман,                             Когда грозою грянут тучи,

Храни меня во дни гоненья,                                          Храни меня, мой талисман.

Во дни раскаянья, волненья:                                         Пускай же в век сердечных ран

Ты в день печали был мне дан.                                     Не растравит воспоминанье,

Когда подымет океан                                                     Прощай надежда, спи желанье,

Вокруг меня валы ревучи,                                             Храни меня, мой талисман.

Ведущий: Мысли о Воронцовой не покидали поэта. Не надеясь на встречу, Пушкин мечтал о славе только ради неё, и горечь разлуки рождала вдохновенье.

Чтец 7: Желаю славы я, чтоб именем моим

Твой слух был поражён всечасно, чтоб ты мною

Окружена была, чтоб громкою молвою

Всё, всё вокруг тебя звучало обо мне,

Чтоб гласу верному внимая тишине,

Ты помнила мои последние моленья

В саду, во тьме ночной, в минуту развлеченья.

IV страница.

«Гений чистой красоты».

Анна Керн.

Ведущий: Анна Керн. В 17 лет она была выдана замуж за генерала Ермолая Фёдоровича Керна – человека грубого, ограниченного.  После его смерти Анна соединила свою жизнь с любимым, была с ним счастлива, хотя жила в бедности.

Они часто виделись у Прасковьи Александровны Осиповой. Была она не очень высокого роста, но удивительно соразмерная и лёгкая во всех своих движениях. Чёрная бархатка оттеняла белизну её плеч, прямой пробор строго делил каштановые, гладко зачёсанные волосы, а глаза были чёрными и тоже бархатными. И они сияли мягким, ровным светом точно в них никогда не угасала улыбка.

Отношения между ними были искренние и дружеские. И была их последняя встреча в 1879 году. Уже 42 года, как не стало поэта. Из Москвы отправилась повозка с телом А. П. Керн для погребения в селе Премухино Тверской губернии, а навстречу ей  - Пушкин, отлитый в бронзе.

 Звучит романс «Я помню чудное мгновенье».

V страница

«Моя Мадонна».

Наталья Гончарова.

Ведущий: С Н. Н. Гончаровой связаны самые счастливые и трагические годы жизни А. С. Пушкина. По счастливому признанию поэта, Гончарова - его 113 увлечение. Но те порывы страсти, которые волновали его в молодости, не были ещё настоящей любовью.

Первая встреча Пушкина и Гончарова состоялась зимой 1829 года на балу у знаменитого московского танцмейстера Йогеля. Наталья только начала выезжать в свет, но о ней уже заговорили как об одной из первых красавиц, все восхищались её романтической прелестью. Это очень молодая и очень красивая особа,  тонкая, стройная, высокая. Это - лицо Мадонны -  чрезвычайно бледное, с кротким застенчивым выражением. Глаза зеленовато – карие, светлые, взгляд неопределённый,  тонкие черты, красивые чёрные волосы.

Главную ценность составляло отсутствие жеманства и естественность. Натали затмила всех великосветских красавиц.

Очарованный поэт вскоре сделал ей предложение и получил неопределённый ответ – полуотказ, полусогласие. Но Пушкин не отступил. Слишком сильна была его влюблённость; мечта о счастье с этой девочкой, не похожей на него, такой спокойной, нежной, кружила ему голову.

Около двух лет тянулась история сватовства. И вот, в апреле 1830 года согласие было получено, а 18 февраля 1831 года в церкви Большого Вознесения Пушкин и Гончарова были обвенчаны.

Она гордая, что он – знаменитый поэт выбрал её в спутницы жизни. Они обмениваются кольцами. Кольцо Пушкина падает, катится по ковру, он поспешно наклоняется, чтобы поднять его, и свеча в его левой руке гаснет, а с аналоя, который он задел, падают Крест и Евангелие. Смертельной бледностью покрывается лицо супруга.

Пуды бумаги исписаны на тему о том,  любил ли Пушкин жену свою или эта женитьба была ошибкой. Но сколько бы, ни множились сомнительные вымыслы и кропотливые изыскания, у нас есть полстранички старых воспоминаний: «Я женат – и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь».

Показ фильма о женитьбе А. С. Пушкина.

Чтец 8: Натали, Наталья, Ната…                       Чтобы сонм стихотворений

Что такое, господа?                                               Той же надобе служил?

Это, милые, чревато                                            …Есть прямое указанье,

Волей Божьего суда!                                          Чтоб её нетленный свет

Для того ли русский гений                                 Защищал стихом и дланью

В поле голову сложил,                                        Божьей милостью поэт.

Ведущий: Дантес приехал в Россию в октябре 1833года, умел нравиться женщинам, был принят в лучших домах. На глазах у всех демонстрировал, что потерял голову от любви, и свет следил, что будет дальше? Скорее всего, руководило Дантесом желание привлечь к себе внимание света удачным романом с первой красавицей двора. Наталья Николаевна была виновата в том, что обращалась слишком деликатно с этим человеком. Он принял робость за одобрение.

Пушкин почувствовал, что надвигается развязка:

Чтец 9: Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия. А мы с тобой вдвоём

Предполагаем жить…

И глядь -   как раз -  умрём.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля –

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

Ведущий: Большей ценности, чем честь и достоинство, для Пушкина не существовало. И за это он готов был принять смерть.

Дуэль состоялась27 января 1837 года. Пушкин умер через 46 часов после дуэли.

Младой певец  нашёл безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасный

Увял на утренней заре, потух огонь на алтаре!..

Умирая, Пушкин завещал жене: «Отправляйся в деревню. Носи по мне траур два или три года. Постарайся, чтобы забыли про тебя. Потом выходи замуж, но не за пустозвона…». Сколько в этих словах житейской мудрости и благородства.

Несчастную жену с большим трудом удалось спасти от безумия, в которое её, казалось, неудержимо влекло мрачное и глубокое отчаяние.

 

Список использованной литературы.

1. Улла М. 113  прелестниц Пушкина. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2008.

2. Пущин И. И. Записки о Пушкине/ Предисл. А. Слонимского. – М.: Дет. лит., 1984.

3. Черкашина Л. Наталья Николаевна Пушкина – Ланская./ Наш современник, № 3.

4. «Венок Пушкину» - стихи современных поэтов./Наш современник,  № 6.

5. Андрианова Г. Пушкин в сети Интернет./ Народное образование, №  3 – 4.

6. Евдокимова Т. Муза и мамона./ Народное образование, 3 – 4.

7. Груздова Л. Отсель гордость./Домашнее воспитание, № 1.

8. А. С. Пушкин. Избранные произведения. – М.: Просвещение, 1988.