Совершенствование системы повышения профессионального мастерства педагога с учетом требований к методикам технологий.

Бирюкова Екатерина Александровна

«Профессиональное мастерство педагога – один из факторов развития и самоопределения личности».

 

Смена парадигмы образования от традиционной к личностно-ориентированной, переход образования на государственные стандарты нового поколения требуют от дополнительного образования качественного изменения, от педагогов – совершенствования их как профессионалов, глубоко знающих свой предмет и легко ориентирующихся в инновациях, психологических процессах, владеющих разными технологиями преподавания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_biryukovoy.odt37.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества № 4»

«Утверждаю»

Директор ЦДТ №4

________ Г. И. Кузнецова

«___»________2015 года

        

Методическая разработка на тему:

«Совершенствование системы повышения профессионального мастерства педагога с учетом требований к методикам технологий.»

Методическая разработка разработана:

педагогом дополнительного образования

                  Бирюковой Екатериной Александровной

                                           

Рассмотрена и одобрена на

заседании методического совета

               

Утверждена на

заседании  педагогического совета

               

        

г. Ульяновск

 2016 г.

Содержание

  1.     1. Введение
  1. - Цель развития дополнительного образования.

-  Задачи развития дополнительного образования.

2. Основная часть

- Формы работы методической работы;

- Критерии эффективности методической работы;

- План работы педагога дополнительного образования

- Педагогические, научно-методические индикаторы;

-  Организационно - управленческие индикаторы;

- Образовательные индикаторы;

- Обновление образовательной среды;

- Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг;

- Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психологического сопровождения учащихся;

  1. 3. Заключение

               4. Список используемой литературы

  1. 5. Приложение

Введение.

«Профессиональное мастерство педагога – один из факторов развития и самоопределения личности».

Смена парадигмы образования от традиционной к личностно-ориентированной, переход образования на государственные стандарты нового поколения требуют от дополнительного образования качественного изменения, от педагогов – совершенствования их как профессионалов, глубоко знающих свой предмет и легко ориентирующихся в инновациях, психологических процессах, владеющих разными технологиями преподавания.

У центра детского творчества имеется целый ряд серьезных конкуретных преимуществ:

  1. Значимый авторитет центров детского творчества в социуме;
  2. Квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию центра детского творчества;
  3. Значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию;
  4. Наличие профильной и предпрофильной подготовки;
  5. Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;
  6. Интеграция основного и дополнительного образования;
  7. Постоянно обновляющаяся материально-техническая база центра детского творчества, включая обширный парк самой современной мультимедийной техники.

Но эти преимущества необходимо сохранять и преумножать, что осложняется многочисленными внешними и внутренними проблемами, противоречиями и факторами объективного развития социума.

 Существуют общие проблемы дополнительного образования:

- ориентация на знания, умения, навыки и слабо выраженная направленность на индивидуальное развитие ребенка;

  • недостаточная практическая и деятельностная направленность образовательного процесса;

При этом очень важно учесть факторы, оказывающие влияние именно на  дополнительное образование с учетом ситуации в микро - и макросоциуме, окружающем ее.

  1. К числу этих факторов относятся:
  2. ускорение темпов развития общества в целом;
  3.  расширение возможностей социального выбора;
  4. переход России к постиндустриальному
  5. информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале, к значительному расширению масштабов межкультурного взаимодействия;
  6. возникновении и рост глобальных проблем, которые могут быть расширены в результате сотрудничества;
  7. -инамичное развитие экономики, рост конкуренции в сфере образования,глубокие структурные изменения в сфере занятости,
  8. определяющие постоянную потребность в повышении профессионального мастерства;
  9. изменения, происшедшие и происходящие в системе образования Российской Федерации;
  10. развитие личностно-ориентированного образования,
  11. обеспечивающего умение учиться;
  12. разработка федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения,
  13. основанных на формировании универсальных учебных действий;
  14. повышение уровня государственной и общественной поддержки образовательных учреждений;
  15. развитие информатизации образования, внедрение в процесс обучения новых интерактивных технологий, электронных учебно-методических комплексов;
  16. востребованность негуманитарного образования в ближайшей перспективе;
  17. отработка моделей предпрофильного и профильного обучения;
  18. создание системы здоровьесберегающих технологий и их внедрение в деятельность образовательного учреждения.

Цель и задачи развития дополнительного образования.

Образовательная среда дополнительного образования должна иметь вариантные компоненты, позволяющие каждому ребенку сделать выбор для построения индивидуального образовательного маршрута, удовлетворяющего потребность в получении качественного образования детям с дифференцированными склонностями, способностями и интересами в условиях современной жизни.

 Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие детей с дифференцированными склонностями, способностями и интересами, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач.

Важнейшая проблема, которую должно решить дополнительное образование в этой области - выработка методики и технологий построения индивидуального образовательного маршрута для одаренных и мотивированных детей. А также выработка методики и технологий построения индивидуального образовательного маршрута для детей, занимающихся в центре детского творчества.

Формирование же индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся, нуждающихся в многосторонней адаптации, в рамках поливариантной образовательной среды позволит сохранить и развить их потенциал, успешно адаптироваться как личностям и одновременно

сделать их социально востребованными.

Стратегической целью развития дополнительного образования является создание условий для становления творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Создать внутреннюю структуру инновационной деятельности центра детского творчества, обеспечивающей разработку и предоставление качественных образовательных услуг населению микрорайона, города.

2. Построить модель деятельности центра детского творчества как образовательной организации в окружающем социуме, предоставляющей качественные образовательные услуги в соответствии с требованиями государственных стандартов образования и образовательными потребностями социума.

 3. Модернизировать государственно-общественное управление центром детского творчества, обеспечивающее инвестиционную привлекательность ее деятельности.

4. Развить систему предпрофильного и профильного обучения.

5. Обеспечить высокую рейтинговую оценку профессиональной деятельности центра детского творчества в системе образования города.

  1. Сформировать личность, способную к успешной самореализации.

        Отдельной задачей центра детского творчества является создание инфраструктуры, обеспечивающей развитие образовательного пространства для непрерывного повышения образовательных достижений, формирования и развития нравственного сознания школьников и их успешной самореализации в условиях глобального рынка.

Основная часть.

Реализация Программы – это живой процесс рождения новых идей и практических дел, результат взаимодействия науки и практики, совершенствование процесса образования в школе в соответствии с тенденциями развития образования в России и мире.

Наименование методической разработки

Совершенствование системы повышения профессионального мастерства педагога с учетом требований к методикам технологий.

Основания для методической разработки

1. Указы Президента России В.В. Путина от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области

образования и науки» и «О мероприятиях по

реализации государственной социальной

политики».

2. Закон РФ «Об образовании»;

3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав

ребенка»;

4. Закон РФ « Об утверждении федеральной

программы развития образования»;

Концепция долгосрочного социально-

экономического развития Российской

Федерации до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р;

5. Национальная образовательная инициатива

«Наша новая школа», утвержденная Указом

Президента РФ от 04.02.2010 № Пр-271;

Федеральный государственный

образовательный стандарт начального общего

образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;

6. Федеральный государственный

образовательный стандарт основного общего

образования, утвержденного приказом

Министерства образования и науки РФ от

17.12.2010 № 1897;

7. Устав ЦДТ №4 города Ульяновска

Разработчик программы

Педагог дополнительного образования Центра детского творчества №4 Бирюкова Екатерина Александровна

Адресаты программы

1.Педагогический коллектив, администрация

образовательного учреждения.

2. Учащиеся.

3. Родители учащихся.

4. Социальные партнеры.

Цель методической разработки

Цель Программы – обеспечение доступности

качественного образования, соответствующего

требованиям перспективных потребностей

личности, общества и инновационного

социально ориентированного развития

Российской Федерации через создание

условий, обеспечивающих реализацию

государственного и социального заказа к

образовательному учреждению,

совершенствование качества образования и

повышение конкурентоспособности центра детского творчества на рынке образовательных услуг.

Задачи методической разработки

1. Комплексное развитие Центра детского творчества №4 для обеспечения доступности дополнительного образования независимо от

территории проживания и состояния здоровья

желающих обучаться в ней детей.

2. Внедрение современных стандартов качества

образования, инструментов его независимой

прозрачной для общества оценки,

обеспечивающих индивидуализацию

образовательных траекторий и достижение

обучающимися образовательных результатов,

необходимых для успешной социализации.

3. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся, оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

4.    Создание механизмов использования

интеллектуальных, социокультурных и

физкультурно-спортивных ресурсов Центра детского творчества.

5. Обеспечение эффективности государственно-

общественной системы управления Центра детского творчества.

Основные направления выполнения методической разработки:

1. Разработать и апробировать

образовательную среду новой модели

(структурно-содержательный компонент

образования), формируемую участниками

образовательного процесса.

 2. Создание условий, обеспечивающих

личностный рост всех субъектов

образовательного процесса, включая разработку   развития Центра детского творчества.

3. Систему поддержки талантливых детей через введение и отработку новых технологий

обучения.

4. Развитие системы оценки качества

образования и востребованности образовательных услуг.

5. Обеспечение перехода на стандарты второго поколения.

6. Повышение качества социального

партнерства и открытости для социума:

государственно-общественное управление в  учреждении дополнительного образования.

7. Создать здоровьесберегающую среду в

центре детского творчества, обеспечивающую укрепление здоровья участников образовательного процесса, через введение новых СанПин.

8. Создание условий для повышения

эффективности управления центром детского творчества через переход на новые механизмы финансирования и хозяйствования (новая система оплаты труда,

нормативно-подушевое финансирование,

субсидирование выполнения государственного задания).

Объемы и источники финансирования

Программа реализуется за счет средств

субсидий из федерального, краевого и муниципального бюджетов, выделенных на развитие учреждения дополнительного образования.

Модель основных предполагаемых результатов

выполнения методической разработки

1. Наличие развитой инновационной

образовательной инфраструктуры;

2. Практическое применение педагогическими

работниками центра детского творчества инновационных образовательных технологий в процессе обучения и воспитания воспитанников центра детского творчества;

 3. Готовность выпускников к осознанному

выбору индивидуальной образовательной

траектории в профессиональном пространстве

социума;

 4. Владение учащимися навыками самоанализа,

самооценки, самостоятельного планирования и

получения желаемых результатов;

 5. Компьютеризация образовательного

процесса;

 6. Расширение системы дополнительного

образования через реализацию образовательных

услуг на договорной основе, ежегодное

расширение перечня образовательных услуг;

 7. Становление системы многоканального

финансирования деятельности центра детского творчества.

Механизм реализации

Механизм реализации предусматривает ежегодное формирование

рабочих документов:

 Перечня первоочередных дел, вытекающих из

системы мероприятий, Программы с

разграничением функций исполнителей.

 Предложений по определению источников и

объемов финансирования мероприятий

Программы.

Цель: Совершенствование системы повышения профессионального мастерства педагога с учетом требований к методикам технологий.

Задачи:

  1. Создание оптимальных условий для повышения образовательного уровня педагогических работников по квалификации с учётом современных требований.
  2. Развитие нормативно-правовой базы по созданию условий повышения квалификации педагогических работников.
  3. Совершенствование учебно-методического и информационно-технического обеспечения педагогов дополнительного образования с учетом современных тенденций развития образования.
  4. Повышение мотивации педагогов в росте профессионального мастерства.
  5. Изучать образовательные потребности педагогов, удовлетворять запрос на педагогические и методические услуги.
  6. Использовать активные формы обучения посредством внедрения программ нового поколения.
  7. Диагностировать и прогнозировать результаты образовательной деятельности и основные параметры личностного роста педагогов дополнительного образования.
  8. Формировать у педагогических работников умение анализировать свою деятельность.
  9. Повышать творческий потенциал педагогов дополнительного образования, их мировоззрение, профессиональные и личностные качества.
  10. Стимулировать инициативу и творчество педагогов дополнительного образования, активизировать их деятельность в научно-исследовательской, поисковой работе через конкурсы и проекты.
  11. Осуществлять в рамках своей компетенции рекламно-издательскую деятельность, рекламировать социально-педагогические инициативы, инновации в учреждении.

Формы работы методической работы:

  1. Целевые и взаимные посещения занятий с последующим обсуждением их результатов.
  2. Открытые мероприятия, занятия
  3. Участие в конкурсах, творческих выставках, семинарах, конференциях
  4. Работа с одаренными детьми.

Критерии эффективности методической работы:

  1. Количество учащихся, охваченных дополнительным образованием;
  2. Количество призеров олимпиад и конкурсов;
  3. Участие в методической работе центра детского творчества;

План работы педагога дополнительного образования

Направление деятельности

Цель

Прогнозируемый результат

Организационно — методическая работа

Заседание 1

1. Согласование плана работы методической работы на учебный год.

2. Согласование творческих работ объединения.

3. Изучение нормативных документов.

Работа с содержанием образования

Обеспечение нормативно – правовой основы развития дополнительной образовательной деятельности.

Учебно — методическая работа

Заседание 2

1.Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей

2. Технология проектного обучения в дополнительном образовании (из опыта работы).

3. Педагогическая мастерская

«Создание условий для реализации духовно-нравственного, художественно- эстетического направления»

Организация теоретической и методической учёбы.

Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Заседание 3

1. Формы, приемы организации занятий дополнительного образования – круглый стол.

2. Формирование навыков здорового образа жизни, толерантной личности через творческие объединения дополнительного образования.

3. Педагогическая мастерская «Формирование навыков здорового образа, толерантного сознания через творческие объединения гражданско- патриотического и спортивно- оздоровительного направлений»

4. Творческий марафон

Изучение передового опыта. Применение передового опыта работы педагогов в своей практике.

Обновление содержания программы дополнительного образования. Анализ, освоение и внедрение новых технологий, новых форм работы

Заседание 4

1.Подведение итогов работы педагога дополнительного образования за учебный год. 2.  Педагогическая мастерская «Итоги работы творческих объединений интеллектуального направления»

3. Составление плана на следующий учебный год.

Анализ деятельности педагога дополнительного образования.

Разработка проблемных вопросов.

Перспективный план деятельности педагога дополнительного образования.

Внеурочная деятельность

Участие в районных, областных и всероссийских фестивалях и конкурсах.

Поддержка и выявление одаренных детей.

Повышение результативности участия в фестивалях и конкурсах

Творческий марафон

Популяризация объединений дополнительного образования.

Увеличение охвата обучающихся в системе дополнительного образования, создание ситуации успеха для воспитанников посещающих объединения дополнительного образования

Работа по повышению педагогического мастерства.

Взаимопосещение занятий педагогов дополнительного образования с последующим обсуждением на собраниях.

Анализ деятельности педагогов дополнительного образования в соответствии с выбранной темой самообразования.

Повышение профессиональных компетентностей педагогов

Участие в семинарах, конференциях и т. п. школьного и внешкольного уровня.

Повышение профессионального мастерства.

Повышение профессиональных компетентностей педагогов.

Педагогические, научно-методические индикаторы:

1. Высокое качество владения современными образовательными технологиями и методиками компетентностного образования;

2. Появление профессиональных инициатив и воплощение их в инновационных программах и проектах в центре детского творчества в условиях реализации Президентского проекта;

3. Методические и дидактические материалы, обеспечивающие реализацию концепции адаптивного центра детского творчества;

  1. Динамика мотивации педагогических кадров к инновационной деятельности в образовании.

 Организационно - управленческие индикаторы:

1. Повышение доли педагогов, имеющих инновационные разработки.

2. Повышение доли педагогов, повысивших квалификацию по актуальным вопросам модернизации образования, перехода на новые стандарты качества образования и направлениям реализации программы развития.

3. Повышение эффективности системы оценки и мониторинга качества образования.

  1. Эффективный переход к новым стандартам качества образования.

Образовательные индикаторы:

1. Устойчивый уровень качества обученности.

2. Устойчивая мотивация к обучению.

3. Повышение самооценки учащихся.

4. Позитивное отношение к центру детского творчества.

5.Развитие базовых компетенций: творческого мышления; информационного – коммуникативных компетенций; проектных, социальных, исследовательских и т.д.

  1. Повышение уровня культуры учащихся.

Обновление образовательной среды

Реализация методической разработки – это живой процесс рождения новых идей и практических дел, результат взаимодействия науки и практики, совершенствование процесса дополнительного образования в соответствии с тенденциями развития образования в России и мире.

Совершенствование образовательного процесса, определяющего личностный рост ученика и возможность его полноценного участия в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества становится приоритетной задачей и базовой ценностью для успешного выполнения миссии дополнительного образования.

Задача

Условия решения поставленных задач

1. Обновление содержания дополнительного образования

1. Апробация и внедрение инноваций в образовании.

2. Конструирование объединений профильного и базового уровней.

3. Разработка системы элективных курсов.

4. Повышение квалификации педагогов, работающих в центре детского творчества.

2. Внедрение инновационных образовательных технологий

1. Апробация современных образовательных технологий.

2. Широкое использование проектной

деятельности на всех ступенях дополнительного образования.

3. Поиск,  апробация и внедрение методов и форм организации образовательного процесса в

условиях профильного обучения.

4. Использование в образовательном процессе различных форм социальных практик как одного из основных средств, способствующих

самоопределению старшеклассника и

приобретение им социальных компетенций

 Достижение положительной динамики развития личностных качеств и ключевых компетенций учащихся и профессиональной компетентность педагогов, способствующих общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества. Так как именно

педагоги и ученики являются основными субъектами образовательного процесса, то понимание, что успешным ученик может быть только у постоянно развивающегося учителя, является главным условием достижения требуемого качества.

Именно поэтому к числу главных приоритетов следует отнести создание таких условий в центре детского творчества, при которых каждый педагог, обладал бы в полной мере всем необходимым набором профессиональных и личностных качеств, таких как:

-наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации, осуществляемой в режиме диалога;

 -способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности;

-способность к критической оценке и интеграции личного и иного (отечественного, зарубежного, исторического, прогнозируемого) опыта педагогической деятельности;

- стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов;

-наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса;

 -наличие методологической культуры, умений и навыков концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности;

-готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоению социального опыта;

-освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;

-принятие высокого педагогического професионализма в качестве одной из основных идей деятельности педагога в условиях становления рыночных отношений в образовании;

-принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога;

-наличие культуры педагогического мастерства в широком смысле, то есть стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции;

-сформированность теоретических представлений о системно-педагогическом мышлении, наличие опыта системного исследования педагогической деятельности в целом и собственной педагогической деятельности;

- осознание метода педагогической деятельности как одной из высших профессиональных ценностей педагога.

Задача

 Условия решения поставленных задач

1.Осуществление курсовой подготовки и переподготовки учителей.

1 Организация стажировок, курсов повышения квалификации педагогов, направленных на разработку проектов социальной и профессиональной направленности.

 2 Проведение в рамках дополнительного образования  методических объединений, заседаний по изучению проблем современного дополнительного образования, повышения качества образования.

2.Совершенствование научно-методической службы дополнительного образования.

1 Совершенствование системы

внутреннего контроля, диагностирование возникающих проблем и точка роста.

2 Организация работы «Наставничества» для молодых педагогов.

3 Организация фестиваля «Педагогического мастерства педагогов».

4. Продолжение функционирования

действующих методических объединений.  Деятельность инновационных образовательных площадок.

3.Профессиональное сопровождение деятельности педагога.

1 Консультирование по вопросам организации диагностики и мониторинга различных аспектов профессиональной деятельности

педагогов.

2 Информирование педагогов о результатах психологических исследований.

3 Оказание помощи педагогам в организации адекватных условий обучения и воспитания для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

4 Содействие педагогическому коллективу в обеспечении психологического комфорта для осуществления профессиональной деятельности.

4 Внедрение современных образовательных технологий.

1 Внедрение технологий дифференциального и развивающего обучения.

2 Внедрение технологий проблемного, проектного и игрового обучения.

3 Создание условий для свободного выбора и самореализации ученика в образовательном процессе посредством внедрения вариативных программ,  технологий.

4 Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом субъективного опыта ученика.

5. Повышение качества индивидуальных запросов потребителей образовательных услуг

1. Выработать и реализовать качественно новое, личностно -ориентированное образование на

основе сохранения и поддержки

индивидуальности ребенка.

2. Интенсивно включать в образовательный процесс школы возможности дополнительного

образования (кружки, секции, студии).

3. Создать условия для развития дистанционного дополнительного образования и успешной социализации детей с

ограниченными возможностями.

4. Усилить профориентационную работу

Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Сохранение позитивных достижений центра детского творчества планируется сочетать с грамотным и систематическим внедрением инноваций. Однако, эта работа невозможна без сложной и точной системы оценки результативности всех участников образовательного процесса и достижений центра детского творчества в целом. Инновационный характер означает исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности центра детского творчества, движение по пути развития, ее ответственность за инновационный, опережающий характер образования, соответствующий потребностям информационного и экономического общества. Результатом  дополнительного образования в этом обществе должны стать не только прочные знания, их фундаментальность, фиксируемая в сформированности у

выпускника ключевых компетенций, но и возможность их максимального применения в современном мире.

Задача

 Условия решения поставленных задач

1.Внедрение новых способов оценивания учебных достижений учащихся дополнительного образования.

1 Определение и описание критериев измерения учебных достижений учащихся.

2 Разработка способов оценивания учебных достижений учащихся.

3 Поиск и адаптация новых подходов к оцениванию учебных достижений учащихся.

4 Включение в содержание обучения методов самоконтроля и самооценивания.

5 Приведение в соответствие требованиям и процедуре единого оценивания форм и методов текущей и итоговой оценки учащихся.

6 Разработка требований к организации объективной системы текущего контроля, адекватной специфике возрастных групп.

7 Разработка системы оценивания учебных достижений учащихся по профильным и элективным курсам.

8. Ежегодные выставки как городские так и внутри объеднения.

2. Обеспечение мониторинга

удовлетворенности образовательных запросов детей и родителей.

Разработать и не менее одного раза в полугодие выявлять уровень удовлетворенности образовательных запросов детей и родителей при помощи анкеты, разработанной для

изучения удовлетворенности детей и родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (кружка, объединения).

3. Диагностическая работа

Планомерно проводить комплексную

диагностику достижений учащихся:

- диагностика уровня развития основных познавательных процессов и его соответствие возрасту и учебным задачам;

– диагностика состояний в учебной

деятельности (работоспособность,

утомляемость);

– диагностика индивидуальных особенностей и личностных свойств;

– диагностика умственных способностей учащихся;

– диагностика творческих способностей

Выбор стратегии развития центра детского творчества основывается на том, что наше образовательное учреждение – это пространство и результат жизнедеятельности всех участников образовательного процесса, взаимодействия с обществом и социальными партнерами.

Миссия центра детского творчества – максимально полное удовлетворение запросов и потребностей социальных заказчиков образовательных учреждений  на развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, достижение ими уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу и обеспечение успешной адаптации в социокультурном  пространстве.

Развитие центра детского творчества как открытой педагогической системы определяет становление институтов государственно-общественного управления, участие в делах центра детского творчества представителей родительской общественности, органов муниципальной власти, формирование системы информирования социальных и педагогических партнеров о результативности деятельности образовательного учреждения.

Задача

 Условия решения поставленных задач

Становление активной позиции родителей как воспитателей, социальных и педагогических партнеров центра детского творчества.

Совершенствование договорных отношений с родителям. Разработка и реализация модели государственно- общественной оценки деятельности центра детского творчества :

1.Изучение опыта государственно-

общественной оценки, их апробация.

2. Разработка и реализация процедуры государственно- общественной оценки деятельности  центра детского творчества.

3. Разработать и апробировать механизмы самостоятельности и открытости центра детского творчества через оптимизацию организационной структуры управления, Интернет-сайт, публичные доклады педагогов, электронный журнал, электронный дневник.

Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психологического сопровождения учащихся.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Состояние здоровья детей и подростков, определяющее основные тенденции здоровья населения, является одним из важнейших показателей достижений общества.

Обеспечение полноценного психофизического развития учащихся и позитивной адаптации, социализации и интеграции в современном быстроменяющемся информационном обществе возможно лишь в условиях оптимизации учебной психологической и физической нагрузки учащихся и создание благоприятной среды в центре детского творчества для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет решения указанных ниже задач.

Задача

 Условия решения поставленных задач

1.Мониторинг динамики психофизического развития учащихся и условий для развития

здоровья обучающихся.

1. Разработка системы критериев и показателей качества медико-социально-педагогический работы по реализации идей здоровьесбережения.

2.Организация мониторинга состояния здоровья обучающихся

2.Внедрение технологий здоровьесберегающей среды

1. Создание комплексных условий для неукоснительного соблюдения новых СанПиН.

2.Разработка и проведение мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, тесно связанных с

социальными аспектами жизни обучающихся (внедрение сбалансированного разнообразного

питания; мероприятия по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения и .д.).

 3. Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, их родителей, педагогов.

3.Создание системы медико-социально-психолого педагогического сопровождения

учащихся (предпрофильная и профильная подготовка)

1. Изучение потребностей учащихся и запросов их семей при организации профилей.

2. Разработка методики отбора в профильные кружки и объединения.

3.Создание психолого-педагогической поддержки обучающихся в период адаптации к новым условиям обучения.

4. Разработка пакета диагностических методик и методических материалов организации психолого-педагогического сопровождения

учащихся в рамках предпрофиля и профиля.

5. Осуществление профориентации и

профессионального самоопределения с учетом состояния здоровья и психофизических особенностей каждого обучающегося.

Создание условий для повышения эффективности управления центром детского творчества через переход на новые механизмы финансирования и хозяйствования.

 

Инвестиционная привлекательность как ценность позволяет по-новому взглянуть на управление качеством образования. В настоящее время качественным является образование, гарантирующее выпускнику возможность успешного трудоустройства, самореализации в условиях рынка.

Поэтому характеристики качества образования в настоящее время во многом будет определять не педагог и образовательное учреждение, а общество со своими требованиями к конкурентоспособности человека.     Положительная обратная связь образовательного процесса центра детского творчества с образовательными запросами общества предполагает открытость образовательной деятельности, прозрачность целей и форм, широкое использование общественной экспертизы.

Развитие социальной составляющей управления образованием в этих условиях является гарантом привлечения дополнительных ресурсов в образование.

Задачи

Содержание деятельности направления

1. Отработка механизмов финансово-хозяйственной самостоятельности.

1 Переход образовательного учреждения на подушевое финансирование;

2 Создание в образовательном учреждении собственной бухгалтерской службы;

3 Создание системы коммерческой

деятельности

4 Повышение уровня оперативности и реализуемости управленческих решений

2.Оптимизация штатного расписания

Ежегодное обновление нового штатного расписания центра детского творчества по всем группам персонала с учетом: соотношения должностей работников, предусмотренных штатным расписанием учреждения, с профессиональными квалификационными группами и

квалификационными уровнями;

штатной численности работников учреждения в разрезе профессиональных квалификационных групп и квалификационных уровней;

штатной численности заместителей

руководителя учреждения;

численности работников, которым в настоящее время установлены выплаты компенсационного

характера и их размеры;

численности работников, получающих выплаты

стимулирующего характера, а также иные выплаты, установленные законодательством

3.Развитие государственно-общественных форм управления    центром детского творчества

1 Совершенствование общественной составляющей управленческой структуры центра детского творчества – Управляющего Совета центра детского творчества;

2.Создание фонда поддержки образования в центре детского творчества – ПопечительскийСовет центра детского творчества;

3 Повышение эффективности взаимодействия с социальными партнерами. Создание новой модели сетевого сотрудничества образовательного учреждения с социальными партнерами.

4.Усиление работы с учениками и их родителями по разъяснению необходимости преобразований в центре детского творчества.

Заключение

В современных условиях учреждение дополнительного образования не может себе позволить пассивное следование за изменениями, происходящими в области образования, иначе оно станет неконкурентоспособным, что может привести к его ликвидации.

Динамика развития центра детского творчества (ассортимент предоставляемых им образовательных услуг, их качество, обеспечение безопасности образовательного процесса) должна опережать изменения среды, в которой она функционирует и своевременно реагировать на вызовы, основными из которых, на мой взгляд, являются:

1. Конкуренция со стороны центров детского творчества и школ искусств;

2. Возможные ошибки администрации центра детского творчества по изучению рынка образовательных услуг;

3. Характерный для настоящего времени рост численности потенциальных учеников,  наличия детей с временной регистрацией.

4. Неодинаковые способности и различные мотивации учеников;

5. Устаревание полученных в центрах детского творчества знаний в быстро меняющейся социальной среде.

6. Недостаточная оптимизация кадровых ресурсов.

 

По моему мнению, в сферу компетенции центра детского творчества входит реакция на вызовы, указанные в пунктах 1, 2, 6. Для получения преимуществ в конкурентной борьбе за потенциальных учеников, центр детского творчества планирует осуществить комплекс взаимосвязанных мероприятий:

1. Размещение информации о центре детского творчества, перспективах его развития, современном состоянии, преимуществах в средствах массовой информации, в первую очередь электронных, поддержание в актуальном состоянии сайта центра детского творчества.

2. Введение в учебную программу знакний, обеспечивающих высокий уровень образования в профильных группах и конкурентные преимущества выпускников нашего центра детского творчества.

3. Внедрение в образовательный процесс инновационных технологий обучения, основанных, в первую очередь, на современных и перспективных информационно-коммуникационных технологиях, а также новых идей и подходов в обучении.

4. Расширение системы дополнительного образования, включающей клубы, кружки, факультативы, секции различной направленности.

5. Совершенствование системы здоровьесбережения и физического развития.

6. Повышение значимости самоуправления и общественно-государственного управления центром детского творчества.

7. Активизация инновационной деятельности в центре детского творчества.

8. Улучшение эргономики кабинетов, развитие территории центра детского творчества.

9. Активное взаимодействие с потребителями образовательных услуг центра детского творчества, своевременная реакция на их запросы.

Ход работы над отдельными проектами курируется должностными лицами - представителями администрации центра детского творчества в соответствии с имеющимися у них функциональными обязанностями и представляется на заседаниях административного совета центра детского творчества, на заседаниях методического совета.

Администрация, педагогический коллектив центра детского творчества, ученический коллектив, родительская общественность, социальные партнеры анализируют ход выполнения плана действий по реализации программ и вносят предложения на педагогический совет по его коррекции, осуществляют информационное и методическое обеспечение реализации программы. Результаты обсуждаются один раз в полгода. Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными направлениями. Внутренний мониторинг проводит администрация.

Администрация центра детского творчества ежегодно подводит итоги выполнения программы и публикует их на сайте центра детского творчества.

Список используемой литературы

1. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2004.

2.  Беляева В.А. Петренко А.А. Деятельность педагога - методиста в системе муниципального образования /В.А. Беляева, А.А. Петренко М.: АРТИ, 2004.
3.
  Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд-во Эксмо, 2002.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / С.И.Ожегов; Под обще. Ред. проф. Л.И.Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007.

5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) "

6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

7. Электронный ресурс http://premia-rf.ru/

  1. 8. Электронный ресурс http://psihotesti.ru/

9. Указы Президента России В.В. Путина от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

10.  Закон РФ «Об образовании»;

11.  Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;

12. Закон РФ « Об утверждении федеральной программы развития образования»;

13. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р;

14. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Указом Президента РФ от 04.02.2010 № Пр-271;

15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;

16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897;

17. Устав ЦДТ №4 города Ульяновска