Выступление на МО школьных библиотекарей. Школьная библиотека как пространство подготовки и развития семейного чтения.

Музалёва Оксана Александровна

Школьная библиотека как пространство

подготовки и развития семейного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьная библиотека как пространство

подготовки и развития семейного чтения.

Никогда никакими силами Вы

не заставите читателя познать

мир через скуку. Читать

должно быть интересно.

А. Н. Толстой.

В нашей школе учебный год   прошел под девизом: «Время читать!». Эпиграфом ко всей проведённой работе можно считать следующие строки, обращённые ко всем субъектам образовательного процесса (педагогам, родителям, учащимся):

Давайте знакомые книжки откроем

И снова пойдём от страницы к странице,

Всегда  ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, сильней подружиться!

Прежде чем начать работу я постаралась изучить традиции семейного чтения,  существовавшие в России с давних времён. Нужно отметить, что на Руси издавна семья была почитаема и оберегаема, потому что именно здесь происходит рождение, становление и формирование личности человека. Более того, именно семья является колыбелью величайших чувств - любви, взаимопонимания и ответственности.

В России традиция семейных чтений имеет очень глубокие корни. В каждой стране свои национальные традиции человеческих взаимоотношений в семье. У нас же всегда собирались вокруг самовара, под абажуром и непременно с книгой. Издавна русский народ ценил силу Слова; детскую книгу сравнивали с ключом, открывающим двери в сокровищницы мудрости и богатства, с лестницей, ведущей к вершинам образованности, к почету и славе. Родители и педагоги всех времен стремились к тому, чтобы обученные грамоте дети были как можно более начитанными.

Исходя из всего вышеизложенного, приоритетным направлением в  своей работе я определила организацию совместной деятельности семьи и библиотеки при формировании гармонично развитой личности.  Большой потенциал решения этой задачи находится  именно в семье.

От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга  играет большую роль в воспитании и формировании нравственных качеств личности духовного мира школьника, так как непосредственно через нее происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому.

 Ещё С. Я. Маршак писал: “Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель”.

Основной своей задачей  как библиотекаря  — я считаю воспитание у детей любви к книге, воспитание тех самых талантливых читателей, о которых  когда-то писал Маршак.

На протяжение всей своей деятельности я совместно с администрацией школы и педагогическим коллективом  стараюсь способствовать   формированию в семье новых отношений, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе. С этой целью мной была разработана программа  семейного чтения « Этикет для всех». Прежде всего, совместно с администрацией школы я постаралась выявить наиболее читающие семьи. Неоценимую помощь мне оказали педагоги школы при создании банка данных о семьях (молодые семьи, многодетные, неполные, увлечения, хобби). Это позволило мне индивидуализировать свою работу с каждым отдельным учащимся и в конечном итоге повысить её эффективность.

В своей работе я стараюсь  максимально использовать наглядность. Уже у  входа в библиотеку родителей встречает  объявление: «Папы и мамы, бабушки и дедушки наших читателей! Мы приглашаем Вас в библиотеку, чтобы вместе подумать о чтении Ваших детей, поговорить о лучших книгах мировой и отечественной литературы. В программе наших встреч мы постараемся ответить на Ваши вопросы, определить круг чтения для каждой семьи. Расскажем о замечательных традициях детского, семейного чтения, о месте книги в современной семье, о том, как книжка, прочитанная вместе, помогает подружиться с собственными детьми. И мы искренне надеемся, что книга станет членом Вашей семьи. Ждем Вас!»

 При  реализации программы  я использую различные разнообразные формы библиотечной работы:

1.Беседа у выставки « Читать престижно, или о пользе чтения».
2. Литературный праздник « Читаем вместе: взрослые и дети».
4. Конкурс « Книжки своими руками».
5. Беседа « Этикет -  наука для меня».
6   Конкурс сочинений « Самая удивительная книга».

7. Выставка – экспозиция « Маленький семейный музей».

Для детей и родителей в библиотеке оформлены  книжные выставки–советы «Прочитаем всей семьей», «Для вас родители» (книги о воспитании детей), «Эти книги читали ваши родители» (книги на выставку рекомендовали сами родители).

Поскольку работа школьного библиотекаря основывается на живом общении с детьми, неотемлимой частью своей деятельности я считаю подготовку и проведение различных массовых мероприятий с обучающимися. В течение учебного года были проведены мероприятия: «Путешествие в Библиоград», «Читаем вместе: взрослые и  дети», « Дружим с книгой всей семьёй» и др.

Постоянно действуют сменные выставки:

  1. «Читайте вместе! Читайте вслух!».

На ней были представлены хорошо известные, давно полюбившиеся детские книги. Ярким дополнением к выставке стали  иллюстрации, созданные  лучшими художниками детской книги. Украшением выставки стали фигуры любимых литературных героев: Малыша, присевшего на подоконнике, «летающего» Карлсона и пр.

  1. Информационная  выставка «Золотая книжная полка».

Дополнением к этой выставке  служит рекомендательный список по чтению для детей младшего школьного возраста памятка для родителей «Хотите, чтобы ваш ребёнок много и с удовольствием читал?»,  « Дружеские советы родителям, воспитателям, библиотекарям», тест «Знаете ли вы своего ребёнка?», литературные кроссворды для семейного разгадывания.

  1. Выставка - обзор “Это интересно”.
  2. Выставка – путешествие “Книги, которые нам подарили”.
  3. Выставка “Что читают твои одноклассники”.
  4. Выставка – рассуждение «Читать престижно или о пользе чтения».
  5. Выставка – викторина « Это интересно».
  6. Книги трёх поколений « Эти книги читали наши бабушки»

Наибольшее внимание я уделяю молодым родителям, призывая их  не упустить возможность найти себе помощников в лице библиотеки в воспитании собственных детей.

С этой целью я подготовила и распространила следующие памятки: «Научите ребёнка любить книгу», Памятки  для родителей «Советы родителям», «Дружеские советы родителя, воспитателям, библиотекарям».

Мной оформлен  информационный стенде «Человек читающий», где  размещены  советы родителям «Что и как читать детям», рекомендательные списки «Книжная полка школьника», «Золотая книжная полка», «Читаем вместе», высказывания известных людей о воспитании и чтении.

В декаду знаний в  школьной библиотеке была проведена уже ставшая традиционной    акция «В библиотеку с другом». В ходе её я   предлагаю всем школьникам – читателям нашей библиотеки  рассказать  своему другу или подружке о библиотеке и прийти в библиотеку вместе. Ведь если рядом есть друг, любая дорога становится веселее, настроение –  лучше, а трудная жизненная задача – куда проще. Эту работу я осуществляю на специально организованных классных часах.

Традиционным стал в нашей школе литературный праздник: “Читаем вместе: взрослые и дети»”. В нем принимают  участие  обучающиеся 4-х классов и их  родители.

Суть его заключается в том, что семейные команды рассказывают о своих любимых книгах, читают стихи, отвечают на вопросы викторины, соревнуются в своих литературных знаниях, разгадывают кроссворды. При проведении этого праздника особенно яркими моментами всегда бывают представленные на суд зрителей собственные сочинения учащихся школы. На этом празднике интересно и весело бывает всем: и его участникам, и зрителям.

Такие мероприятия показывают, что в тех семьях, где читают родители, любимым занятием детей так же становится чтение, а проблем с интеллектуальным развитием и воспитанием становится меньше. Ведь часть педагогических  обязанностей  берет на себя книга. В конце мероприятия все гости получают памятные буклеты.

Работа школьного библиотекаря не может быть эффективной без осуществления обратной связи с родителями и детьми. По этому регулярно проводится анкетирование, как учащихся, так и их родителей с целью изучения потребности в чтении, читательских интересов. Результаты показывают, что многие родители отмечают положительное влияние совместного чтения на личность ребенка, на взаимоотношение в нутри семьи, на создание благоприятного эмоционального микроклимата. На ряду с этим выявляются и отрицательные показатели: культура семейного чтения еще довольно низка; лишь небольшое количество  родителей помогают детям советом при выборе книг; репертуар чтения во многих случаях ограничен литературой приключенческого жанра; с русской классикой ребята знакомятся в основном в рамках школьной программы. Кроме того, родители не всегда реально представляют себе, каковы методы приобщения детей к книге незнакомы с литературой для семейного чтения. Проведённое анкетирование и его качественный анализ позволяют своевременно учитывать и устранять возникающие недоработки в организации семейного чтения.  Теперь выступая перед родителями на школьных собраниях, классных часах с анализом чтения ребят я рекомендую детскую литературу различной тематики, а также литературу для родителей по проблемам воспитания детей в семье.

 Систематически  я принимаю участие в проведение родительских собраний, где стараюсь раскрыть перед родителями роль и значимость семейного чтения  формировании личности ребёнка, совместно с родителями обсуждаю произведения, которые могли бы их заинтересовать, провожу анкетирование позволяющее наметить пути дальнейшей работы.

 В библиотеке  действует на постоянной основе  «Детский уголок», который   привлекает внимание детей.  На маленьких столиках учащиеся всегда найдут бумагу, краски, карандаши, книжки-раскраски, пластилин. Здесь дети рисуют, лепят, мастерят. Причём детские творения не исчезают бесследно, а появляются на действующей выставке  «Это сделали мы сами».

          Школьная библиотека принимает  участие и  в городских мероприятиях. Так, в этом учебном году мы приняли активное участие в ГОРОДСКОМ ФЕСТИВАЛЕ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ« Книга в кругу семьи». Была проведена большая подготовительная работа, причём и учащиеся и родители проявили большой интерес и заинтересованность. Это позволило семье нашего учащегося Егорова Алексея занять достойное место.

Регулярно мной проводятся библиотечные уроки, конкурс “Самый читающий ученик”,« Самый читающий  класс», что так же позволяет повысить интерес учащихся к чтению.

 Конечно, многие вопросы библиотечной работы, связанные с семейным чтением, мне еще предстоит решить. Однако радует, что в общественное сознание вновь возвращается представление о книге,  как о вечных, непреходящих ценностях.  Каждому библиотекарю важно помнить, что дорога в библиотеку может и должна стать  для всех дорогой к счастливому семейному очагу.

Своё выступление я хочу закончить обращением замечательного детского писателя Валерия Михайловича Воскобойникова:

«У каждого человека есть любимые мгновения жизни. Эти мгновения всегда при нем, и если ему приходится трудно, стоит вспомнить их. Они согреют и осветят душу.

Для меня такие мгновения начались с раннего детства. Иногда вечером в выходной мама усаживала меня рядом с собой на диван, открывала книгу и начинала читать ее вслух. Это были замечательные книги: про Чука и Гека, про Робинзона Крузо. И я ждал таких выходных всю неделю.

Чтение книг вместе с близкими людьми – прекрасное занятие. Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги!