ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ -БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОГРАММА

Программа уроков «Основы информационной культуры школьников»  МБОУ «Усть-Бюрская СОШ» составлена на основе программ: Т. М. Кашурникова «Основы информационно-библиографической грамотности учащихся», «Программа библиотечно – библиографических и информационных знаний школьникам» Школьная библиотека, 2001 г.,  №1,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bibliotechnaya_programma_2.docx51.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Усть-Бюрская средняя общеобразовательная школа»

                      Утверждено                                           Согласовано                                    Рассмотрено на

                      директором                                            зам.директора                                 заседании МО                                    

                      МБОУ «Усть-Бюрская СОШ»             по УВР

                     _________________________               ___________________                    ______________________

                    «____»____________201   г                   «____»____________201   г           «____»____________201   г

        

Рабочая программа библиотекаря - педагога

Куклина Светлана Константиновна


 «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ»

 1-11 класс

С.Усть-Бюр,2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  В современном обществе идеи гуманизации образования и приоритета интересов личности определили новое содержание целей образования, моделирующего такие качества личности, которые влияют на её саморазвитие, обеспечивают использование духовного потенциала, возможность продуктивной деятельности в различных сферах жизни.

  Перед школой стоит очень сложная задача – целенаправленно формировать у учащихся знания и умения в области поиска, обработки и практического использования информации, поступающей из различных источников. Но формирование культуры работы с информацией нельзя сужать до обучения компьютерной грамотности на уроках информатики. Такое понимание проблемы сталкивается с серьёзной преградой – низким уровнем читательской культуры учащихся. Это влечёт за собой возникновение трудностей в усвоении базовых предметов школьной программы и духовной незрелостью учащихся.

  Книга была и остаётся не только основным источником информации для осуществления успешной учебной деятельности, но и мощным средством духовного и интеллектуального развития учащихся. Чтение и книга пронизывают всю систему образования, не научившись работать с текстом, нельзя получить образование. Читательская культура формирует базисные знания и умения в области поиска и обработки информации. Составной частью читательской культуры являются библиотечно – библиографические знания. Такие знания дают возможность учащимся овладеть методами самостоятельного поиска и обработки информации, создают возможность выхода за рамки учебного пособия, расширения их информационного пространства через использование других видов печатной продукции.

   Программа уроков «Основы информационной культуры школьников» даёт возможность обучения не только в теоретическом аспекте, но и практическом, так как предполагает макет совместной деятельности школы и библиотеки в направлении развития информационной культуры детей.

   Программа уроков «Основы информационной культуры школьников»  МБОУ «Усть-Бюрская СОШ» составлена на основе программ: Т. М. Кашурникова «Основы информационно-библиографической грамотности учащихся», «Программа библиотечно – библиографических и информационных знаний школьникам» Школьная библиотека, 2001 г.,  №1, «Программа для 4-го класса» Библиотека в школе, 2004 г., №13, «Программа для учащихся 5-6 классов» Школьная библиотека, 2002, №2.

 Курс «Основы информационной культуры школьников» предназначен для учащихся 1-11 классов.

При составлении программы учитывался тот факт, что часть необходимых знаний, умений и навыков учащиеся приобретают на уроках информатики, литературы и других, а также при посещении массовых мероприятий библиотечно-информационного центра.

 

ЦЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕМОГО КУРСА

 

  Цель предлагаемого курса – сформировать у ребят. потребность обращаться к книге не только как к источнику информации, но и как к источнику духовных ценностей, без которых невозможно становление современного образованного человека

  Темы урока  сопровождают учебный процесс по русскому языку, истории России, Древнего Мира, Средних веков, истории мировой и художественной культуры.

  Каждая тема включает теоретическую часть, задания для учащихся, список литературы.

  Большая часть занятий предусматривает проведение практических работ, которые можно выполнить в классе, в библиотечно-информационном зале или дома, индивидуально, в парах или группах по 3-4 человека.

  Уроки построены интересно, эмоционально, доступно по содержанию и предполагают активное участие самих ребят.

 

ЗАДАЧИ ДАННОГО КУРСА

·        дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентрируя внимание учащихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;

·        раскрыть значение книги в формировании духовной культуры человека;

·        дать представление о книге как художественно – историческом памятнике в контексте мировой культуры, культуры России;

·        сформировать основы культуры работы с информацией через умения самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий;

·        развивать коммуникативную культуру учащихся через умения передавать информацию в письменной и устной форме;

·        привить любовь к книге.

Требования к уровню подготовки учащихся:

      Освоение детьми программы «Основы информационной культуры школьника» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

К КОНЦУ ОСВОЕНИЯ ДАННОГО КУРСА

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:

·        знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и её структуры;  

·        понимать значение специальных книжных и библиотечных терминов, определённых программой;

·        уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги;

·        вести информационный диалог через умение читать;

·        уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска;

·        ориентироваться в книжной и информационной среде детской и школьной библиотеке.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

ПРЕДУСМАТРИВАЕТ РАЗВИТИЕ У УЧАЩЕГОСЯ:

- отношения к информации;

- личной потребности в усвоении основ информационной культуры;

- умения самостоятельно осуществлять поиск информации;

- устранять информационный дефицит;

- способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;

-  способности создавать и использовать персональные поисковые системы;

- способности к восприятию и оценке информации, умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника;

- стремления к библиографическому общению, пониманию важности общения с целью обмена информацией и умения поддерживать деловые контакты.

     В работе с учащимися планируется использование различных методических приёмов: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты.Курс  рассчитан на 34 часа. Отдельные темы в программе повторяются, это оправдано усложнением материала и форм работы с учётом возрастных особенностей

Тематический план

Содержание программы

Раздел, тема

Форма проведения

Всего часов

всего

теор

практ.

                              Начальная школа.

                         1 класс

Экскурсия в библиотеку «Книжкин дом»

Урок-экскурсия

1

1

 Правила и умение обращаться с книгой.

Беседа-рассказ

1

1

Изготовление книжки-малышки, закладок, иллюстрированной обложки.

Творческий урок

1

1

Элементы книги: обложка, титульный лист, иллюстрации.

Библиотечный урок

1

1

Как хорошо уметь читать.

Громкие чтения

1

1

2 класс

Книга – великое чудо. Основные знания об истории книги (камень, папирус, пергамент).

Урок-презентация

1

1

Выбор книг в библиотеке.

Библиотечный урок, урок-практикум

1

1

Как хорошо уметь читать!

Громкие чтения

1

1

Детская периодическая печать

Библиотечный урок

1

1

Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения

Урок-практикум

1

1

                          3 класс

Структура книги.

Библиотечный урок. Тест

1

1

Твои первые энциклопедии, словари и справочники.

Урок-практикум

1

1

Выставка-конкурс рисунков «Писатели и художники в одном лице». Творчество

Е.И. Чарушина, В.И.Сутеева.

Выставка-конкурс

1

1

Будь, здорова книжка!

«Книжкина больница»

1

1

Вместе, весело читать!

Громкие чтения

1

1

                          4 класс

Будь, здорова книжка!

Работа в «Книжкиной больнице»

1

1

Современная книга: структура книги, справочный аппарат книги.

Библиотечный урок

1

1

История письменности.

Библиотечный урок

1

1

-

Поиск информации в справочной литературе

Библиотечный урок

1

1

Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ, Интернет.

Беседа, практикум, Интернет

1

1

Основная школа

5 класс

Какой я читатель. Моя библиотека

Библиотечный урок

1

1

История возникновения книги.

Урок-презентация

1

1

6 класс

Справочная литература. Отраслевые словари и энциклопедии

Библиотечный урок

1

1

Словарь-вселенная в алфавитном порядке

Библиографическая игра

1

1

7класс

Справочная литература. Отраслевые словари и энциклопедии

Библиотечный урок

1

1

Словарь-вселенная в алфавитном порядке

Библиографическая игра

1

1

8 класс

Фонд библиотеки и его структурные подразделения

Библиотечный урок

1

1

Технология подготовки реферата.

Библиотечный урок

1

1

9класс

Критическая литература. Творческий труд читателя. Реферат и правила его оформления

Библиотечный урок

1

1

Использование библиографических пособий при поиске и выборе литературы.

Библиотечный урок

1

1

Средняя школа

10 класс

Библиография и её значение в жизни общества

Библиотечный урок

1

1

Поиск информации в Интернете.

Библиотечный урок

1

1

11 класс

Создание вторичных документов

Библиотечный урок

1

1

Поиск информации в Интернете.

Библиотечный урок

1

1

                                                           Итого:

34

15

19

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 

 

      Содержание темы: Книжкин дом Знакомство со школьной библиотекой, формирование интереса к книге. Экскурсия по школьной библиотеке. Термины «библиотека», «абонемент», «читальный зал», «читатель», «библиотекарь». Знакомство с книжными выставками, тематическими полками, картотеками, периодической печатью. Основные правила пользования библиотекой.  Первое посещение библиотеки. Знакомство с библиотекой. Понятия «читатель», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой.

Правила обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Книжные выставки «Книга благодарит», «Книга жалуется».

Изготовление книжки-малышки, закладок – практические уроки.

Книга в жизни человека. Элементы оформления. Художники-иллюстраторы. Углубить знания о книге, помочь учащимся увидеть связь иллюстрации с текстом. Определить содержание незнакомой книги по иллюстрации.

Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать! Громкие чтения детских произведений.

Будь здорова книжка! Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист. Книжная выставка «Эти книги, лечим сами». Практикум.

Выбор книг в библиотеке. Познакомить с расстановкой книг в библиотеке (слева направо, корешком наружу, по алфавиту, что такое разделитель, справочная, энциклопедическая литература, словари).

Детская периодическая печать. Познакомить с Выбор книг в библиотеке «Колобок», «Миша». Обложка, тематика, иллюстрации. Урок-практикум.

Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения. Рекомендации на прочитанную книгу. Форма ведения дневника, иллюстрации. Урок-практикум.

Структура книги. Строение книги. Элементы книги. Закрепить знания о строении книги (обложка, титульный лист, содержание, оглавление). Тест №2 «Строение книги».

Твои первые энциклопедии, словари и справочники. Понятие об энциклопедии, словарях , справочниках. Энциклопедия «Что такое,кто такой?.Энциклопедические словарики .Их структура:Алфавитное расположение материала.

Содержание темы:  Игра.

Выставка-конкурс рисунков «Писатели и художники в одном лице». Творчество Е.И. Чарушина,  В.И.Сутеева.

Вместе, весело читать! Громкие чтения детских произведений.

Современная книга: структура книги, справочный аппарат книги. Книга в жизни человека. Элементы оформления. Художники-иллюстраторы. Углубить знания о книге, помочь учащимся увидеть связь иллюстрации с текстом. Определить содержание незнакомой книги по иллюстрации.

История письменности. История письменности. Познакомить с историей письменности на Руси. Презентация.

Поиск информации в справочной литературе. Справочные издания: энциклопедия, справочник, словари их назначение.

Роль информации в современном мире. Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ, Интернет. Урок-практикум

Какой я читатель. Моя библиотека. Экскурсия в школьную библиотеку. Анкетирование.

История возникновения книги. Рукописные книги. Книгопечатание на Руси. Расширить знания об истории создания основных источников информации в средние века (ксилография, рукописные и печатные книги).

Дать представления об изобретении книгопечатания. Тест №3.

Справочная литература. Отраслевые словари и энциклопедии. Знакомство с понятием   история создания основных источников, с толковыми и орфографическими словарями русского языка и с универсальной Детской энциклопедией, отраслевыми энциклопедиями серии «Я познаю мир», «Новая энциклопедия», «Узнай мир» и др.

Словарь-вселенная в алфавитном порядке. Знания об истории создания основных источников

Фонд библиотеки и его структурные подразделения Знакомство с понятием справочная литература, с толковыми и орфографическими словарями русского языка и с универсальной Детской энциклопедией, отраслевыми энциклопедиями серии «Я познаю мир», «Новая энциклопедия», «Узнай мир» и др.

Технология подготовки реферата. Творческий труд читателя. Реферат и правила его оформления Содержание темы .Правила оформления. Практикум.

Содержание темы: Библиотека – центр по сбору и хранению информации.

Критическая литература.Творческий труд читателя. Реферат и правила его оформления Содержание темы .Правила оформления. Практикум.

Библиография и её значение в жизни общества. Библиотека как информационно-поисковая система (урок-консультация).

 Содержание темы:  Практикум.

Создание вторичных документов. Основные приёмы свёртывания информации. Подготовка рецензий,отзывов на книгу. Интернет как источник информации.

Технология подготовки доклада, реферата

Содержание темы: Повторение пройденного, обобщение и закрепление.

ФОРМА  РАБОТЫ

-      индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;
-     групповые консультации, беседы;

-     лекции об информационной системе и правилах ее использования;
-      экскурсии по школьной библиотеке;

-     проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет;
-     библиотечные уроки по обучению самостоятельной работы с информационными носителями;
-     игровые мероприятия, такие как  библиотечная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень библиотечно-библиографической грамотности участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями и т.д.

-Творческие уроки, громкие чтения,урок-презентация и др.
 

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

·        тестирование;

·        анкетирование;

·        поисковая работа;

·        самостоятельная работа;

·        письменные работы (реферат, отзыв, ведение дневника, рецензия);

·        составление плана, тезисов, списков литер


Календарно-тематический план

1-11 класс

1 час в неделю

 часов в год

п/п

Тема

урока

Элементы

содержания

(основные понятия урока)

Требования

(компетенции)

Форма проведения

Оборудование

                 Дата

план

факт

Чудо, имя которому книга

1

Книжкин дом

Основные правила пользования библиотекой.

Знать об основных правилах пользования библиотекой. Знать понятия «пользователь», «документ», «источники», «информация». 

Урок-экскурсия

Выставка по теме  «Книга благодарит»,

2

Правила обращения с книгой.

Основные правила обращения с книгой.

Иметь представление об основных правилах обращения с книгой

Беседа-рассказ

Выставка по теме  «Книга жалуется».

3

Изготовление книжки-малышки, закладок,

Основные правила изготовления книжки-малышки, закладок

Иметь представление о

О книжке малютке и книжной закладки

Творческий урок

Раздаточный материал

4

Элементы книги: обложка, титульный лист, иллюстрации

Элементы оформления. Художники-иллюстраторы. Углубить знания о книге, помочь учащимся увидеть связь иллюстрации с текстом. Определить содержание незнакомой книги по иллюстрации.

Иметь представление о Элементах книги: обложка, титульный лист, иллюстрации

Библиотечный урок

Индиви-

дуальный раздаточный

материал

5

Как хорошо уметь читать

Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать! Громкие чтения детских произведений.

Иметь представление о детских произведениях

Громкое чтение

Книжная выставка «Любимые книжки»

2 класс

6

Книга – великое чудо. Основные знания об истории книги (камень, папирус, пергамент).

История появления основных источников информации (клинопись, папирус, пергамент, книги, кассеты, магнитные диски).   История создания основных источников информации в  прошлом. Тест №1.

Иметь представление о клинописи, папирусе, пергаменте, книге, кассете, магнитных дисках

Урок-презентация

Мультмедий-ная презентация

7

Выбор книг в библиотеке.

Познакомить с расстановкой книг в библиотеке (слева направо, корешком наружу, по алфавиту, что такое разделитель, справочная, энциклопедическая литература, словари).

Иметь представление о

выборе книг в библиотеке

Библиотечный урок, урок-практикум

8

Как хорошо уметь читать!

Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать! Громкие чтения детских произведений.

Иметь представление о детских произведениях

Громкие чтения

Выставка по теме

9

Детская периодическая печать

Детская периодическая печать. Познакомить с Выбор книг в библиотеке «Колобок», «Миша». Обложка, тематика, иллюстрации. Урок-практикум.

Иметь представление о  

детской периодической печати

Библиотеч-

ный урок

Индиви-

дуальный раздаточный

материал

10

Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения

Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения. Рекомендации на прочитанную книгу. Форма ведения дневника, иллюстрации. Урок-практикум.

Знать содержание прочитанных книг.

Урок-практикум

Книжная выставка «Золотая полка»

3 класс

11

Структура книги.

Строение книги. Элементы книги. Закрепить знания о строении книги (обложка, титульный лист, содержание, оглавление). Тест №2 «Строение книги».

Иметь представление о элементах книги

Библиотеч-

ный урок. Тест

Индиви-

дуальный раздаточный

материал

12

Твои первые энциклопедии, словари и справочники.

Детская энциклопедия открытий. Что такое? Кто такой? Назначение. Структура энциклопедий. Урок-практикум.

Иметь представление о структуре энциклопедий

Урок-практикум

Индиви-

дуальный раздаточный

материал

13

Выставка-конкурс рисунков «Писатели и художники в одном лице».

Творчество Е.И. Чарушина,  В.И.Сутеева.

Иметь представление о 

писателях и художниках в одном лице

Выставка-конкурс

Книжная выставка

 « Детские писатели Е.И.Чарушин и В.И.Сутеев»

14

Будь, здорова книжка!

Будь здорова книжка! Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист.Практикум.

Иметь представление о простейших операциях по ремонту книг

«Книжкина больница»

. Книжная выставка «Эти книги, лечим сами».

15

Вместе, весело читать!

Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать! Громкие чтения детских произведений.

Иметь представление о детских произведениях

Громкие чтения

Кн.выставка по теме

4 класс

16

Будь, здорова книжка!

Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист. Урок-практикум.

Иметь представление 

представление о простейших операциях по ремонту книг

Работа в «Книжкиной больнице»

Книжная выставка «Эти книги, лечим сами».

17

Современная книга: структура книги, справочный аппарат книги.

Книга в жизни человека. Элементы оформления. Художники-иллюстраторы. Углубить знания о книге, помочь учащимся увидеть связь иллюстрации с текстом. Определить содержание незнакомой книги по иллюстрации.

Иметь представление о

структуре книги, справочном аппарате книги.

Библиотечный урок

Индивидуальный раздаточный материал

18

История письменности.

История письменности. Познакомить с историей письменности на Руси. Презентация.

Иметь представление о истории письменности.

Библиотечный урок

История письменности на Руси

19

Поиск информации в справочной литературе

Справочные издания: энциклопедия, справочник, словари их назначение.

Знать о справочных изданиях.

Библиотечный урок

20

Роль информации в современном мире.

Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ, Интернет. Урок-практикум.

Иметь представление о

информационных ресурсах, культуре, документе, Интернете

Беседа, практикум, Интернет

Информационные ресурсы, культура, документ, Интернет

5 класс

21

Какой я читатель. Моя библиотека

Экскурсия в школьную библиотеку. Анкетирование.

Знать понятия читатель, библиотека

Библиотечный урок

Электронная презентация,

кн.выставка

22

История возникновения книги.

Рукописные книги. Книгопечатание на Руси. Расширить знания об истории создания основных источников информации в средние века (ксилография, рукописные и печатные книги).

Дать представления об изобретении книгопечатания. Тест №3.

Иметь представление о

знания об истории создания основных источников информации.

Урок-презентация

Электронная презентация

6 класс

23

Справочная литература. Отраслевые словари и энциклопедии

Знакомство с понятием   история создания основных источников, с толковыми и орфографическими словарями русского языка и с универсальной Детской энциклопедией, отраслевыми энциклопедиями серии «Я познаю мир», «Новая энциклопедия», «Узнай мир» и др.

Знать  историю создания основных источников

Библиотечный урок

Кн.выставка

«Справочная литература.»

24

Словарь-вселенная в алфавитном порядке

Знания об истории создания основных источников

Знать  историю создания основных источников

Библиографическая игра

Электронная презентация

7 класс

25

Справочная литература. Отраслевые словари и энциклопедии

Знакомство с понятием   история создания основных источников, с толковыми и орфографическими словарями русского языка и с универсальной Детской энциклопедией, отраслевыми энциклопедиями серии «Я познаю мир», «Новая энциклопедия», «Узнай мир» и др.

Знать  понятие Справочная литература

Библиотеч-ный урок

Электронная презентация

26

Словарь-вселенная в алфавитном порядке

Знания об истории создания основных источников

Знать  историю создания основных источников

Библиогра-фическая игра

Книжная выставка «Слово о словарях»

8 класс

27

Фонд библиотеки и его структурные подразделения

Школьная библиотека, как информационный центр школы. Знакомство со школьной библиотекой, как с информационным центром школы. Расширение представлений о библиотеке (абонемент, читальный зал, отдел хранения). Медиатека

Знать понятия абонемент, читальный зал, отдел хранения.  Медиатека

Библиотеч-ный урок

Электронная презентация

28

Технология подготовки реферата.

Творческий труд читателя. Реферат и правила его оформления Содержание темы .Правила оформления. Практикум.

Знать правила оформления реферата.

Библиотеч-ный урок

Электронная презентация

9 класс

29

Критическая литература. Творческий труд читателя. Реферат и правила его оформления

Знать правила оформления реферата.

Библиотеч-

ный урок

Электронная презентация

30

Использование библиографичес-ких пособий при поиске и выборе литературы.

Выбор литературы по

библиографическим пособиям

Знать понятия библиографических пособий

Библиотеч-ный урок

Книжная выставка «Библиогра-фические пособия»

10 класс

31

Библиография и её значение в жизни общества

Знать понятие библиография

Библиотеч-ный урок

Электронная презентация

32

Поиск информации в Интернете.

Знать понятие Интернет

Библиотеч-

ный урок

Электронная презентация

11 класс

33

Создание вторичных документов

Основные приёмы свёртывания информации. Подготовка рецензий, отзывов на книгу. Интернет как источник информации.

Технология подготовки доклада, реферата

Знать понятие вторичные документы, рецензия,

отзыв на книгу, интернет

Библиотеч-ный урок

Электронная презентация

34

Поиск информации в Интернете.

Интернет как источник информации.

Технология подготовки доклада, реферата

Знать понятие Интернет, доклад,реферат.

Библиотеч-

ный урок

Электронная презентация


Литература

1.     Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2009.

2.     Антипова, В.Б. Библиотечные уроки. Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие/ В.Б. Антипова. - М.: Издательство «Глобус», 2009.

3.     Библиотечные уроки. Выпуск 2. Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы / М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.

4.     В гостях у детских писателей: сценарии мероприятий и праздников / авт. - сост. А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011.

5.     Годовой круг в школьной библиотеке: сезонные забавы, беседы, праздничные программы / авт. – сост. А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011.

6.     Илдаркина, Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1: обучение школьников основам библиотечно – библиографических знаний. Методическое пособие. 1-11 класс / Сост. Е.В. Илдаркина. – 3-е изд., стер.- М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.

7.     Илдаркина, Е.В. Мастер – классы для школьных библиотекарей / Е.В. Илдаркина,- 2-е изд., стереотипное. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.

8.     Информационные компетенции младших школьников: библиотечно-библиографические уроки / авт. – сост. М.А. Багаева. – Волгоград: Учитель, 2011.

9.     Кузнецова, Н.И., Мещерякова, М.И., Арзамасцева, И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. – М.: «Баллас», «С – Инфо», 1995.

10.    Лавренова, Л.Е. Детские праздники в школе и дома. – С-П.: «Паритет», 2002.

11.     Мастер – классы для школьных библиотекарей. Вып. 2. Спецкурсы, методики работы, библиотечные мероприятия / Авт.-сост.  Е.В. Илдаркина. – М.: Издательство «Глобус»,  2009.

12.     Мастер – классы для школьных библиотекарей. Вып. 3: методические рекомендации, мероприятия по направлениям воспитания, библиотечно-библиографические олимпиады / Авт.-сост.  Е.В. Илдаркина, В.Б. Антипова. – М.: Издательство «Глобус»,  2010.

13.    Основы информационной грамотности школьника: программа, занятия с учащимися 5-6 классов / авт.-сост. И.Б. Горшкова, Л.Н. Захарова, Г.В. Ежкова.- Волгоград: Учитель, 2011.

14.  Павлов, И.П. Про твою книгу: Научно-популярная литература / рис. и  макет Б. Буракова. – Л.: Дет. лит., 1991.

15.  Подросток в библиотеке: взрослеем вместе с книгой: дискуссионные видеосалоны, тематические дни / авт.-сост. Т.М. Плохотник. – Волгоград: Учитель, 2011.

16. Праздничный весёлый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1-4 классы / авт. – сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007.

17.   Прохоренко, И.Ф. Литературные викторины для младших школьников / И.Ф. Прохоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

18.   Путешествие в Читай – город: сценарии мероприятий, библиотечные уроки. 1-4 классы / авт.-сост. З.А. Чурикова, М.А. Багаева, И.А. Хапилина. – Волгоград: Учитель, 2009.

19.  Соколова, Т.Е. Информационно-поисковые умения. Библиотечные уроки в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.

20. Справочник школьного библиотекаря / О.Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская, Т.Д. Жукова; Под ред. Ю.Н. Столярова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.

21.  Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.

22.  Школьному библиотекарю о семейном чтении. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007