Прикладная культурология сфера применения

Половиков Владимир Валерьянович

Современное развитие культурологи во многом связано с осознанием сложности и противоречивости процессов социокультурной жизни общества.

В этом контексте все острее встает вопрос о прикладной культурологи, как специальной области научного знания, в рамках которой возможно продолжать углубленное изучение внутренних механизмов, определяющих функционирование различных сфер современного социокультурного пространства.

Одной из актуальных задач является определение границ прикладной культурологи, типологии культурных процессов, которые могут подлежать включению в проблемное поле ее исследований. Важной методологической проблемой является разграничение фундаментальной и прикладной культурологи как сфер единого научного знания, выявление специфических задач, которые определяют их функционирование в современном обществе.

Эти и другие проблемы еще далеки от своего окончательного разрешения, диапазон существующих в специальной литературе точек зрения весьма широк.

В реферате предпринята попытка проанализировать наиболее актуальные подходы к пониманию прикладной культурологи как нового научного направления с целью определения ее проблемного поля, задач, перспектив развития и сфер применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prikladnaya_kulturologiya.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Прикладная культурология

 сфера применения

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

Раздел 1. Фундаментальная и прикладная культурология…………………4

Раздел 2. Сфера применения………………………………………………....9

Раздел 3. Социокультурная практика в туризме…………………………..12

Раздел 4. Глобализация в свете прикладной культурологии……………..14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…….17

ВВЕДЕНИЕ

Современное развитие культурологи во многом связано с осознанием сложности и противоречивости процессов социокультурной жизни общества.

В этом контексте все острее встает вопрос о прикладной культурологи, как специальной области научного знания, в рамках которой возможно продолжать углубленное изучение внутренних механизмов, определяющих функционирование различных сфер современного социокультурного пространства.

Одной из актуальных задач является определение границ прикладной культурологи, типологии культурных процессов, которые могут подлежать включению в проблемное поле ее исследований. Важной методологической проблемой является разграничение фундаментальной и прикладной культурологи как сфер единого научного знания, выявление специфических задач, которые определяют их функционирование в современном обществе.

Эти и другие проблемы еще далеки от своего окончательного разрешения, диапазон существующих в специальной литературе точек зрения весьма широк.

В реферате предпринята попытка проанализировать наиболее актуальные подходы к пониманию прикладной культурологи как нового научного направления с целью определения ее проблемного поля, задач, перспектив развития и сфер применения.

Раздел 1. Фундаментальная и прикладная культурология

Прикладной уровень культурологии формировался на протяжении XX в. в развитых странах мира в рамках практического применения результатов научных исследований в области культурной и социальной антропологии.

Интерес к такого рода знаниям в России обозначился сравнительно недавно - с последних десятилетий ХХ в. и связан с радикальными социокультурными изменениями, происходящими в нашей стране.

Важную роль в актуализации практических аспектов культурологического знания, безусловно, играют как интенсивные процессы межкультурных коммуникаций, так и трансформация многих социальных институтов, ценностных ориентиров, норм поведения в российском обществе. В этих условиях в нашей стране происходит формирование специфической области научного знания - прикладной культурологии.

 Институционализация нового направления в отечественной науке встречает серьезные трудности. Можно вспомнить, что прикладная культурология, изначально существовавшая в номенклатуре научных специальностей в рамках культурологии, сегодня упразднена. Тем не менее, это не означает отсутствие интереса к разработке актуальных культурологических проблем в их прикладном звучании. Происходит кристаллизация исследовательских подходов, радикально отличающих прикладную культурологию от других областей научного знания, включение в сферу ее интересов новых проблем.

Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества, мышления.

Эти законы и структуры изучаются в «чистом виде» безотносительно к их возможному использованию. Непосредственная цель прикладных наук -применение фундаментального знания для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем (см.: Философский энциклопедический словарь, 1983: 405). В отечественной научной литературе понятия «прикладное»

и «практическое» нередко отождествляются.

Попробуем обратиться к словарям для идентификации понятия «прикладной».

В английском языке «прикладной»  - applied, а «прикладная культурология» - applied cul$tural studies. Инфинитив to apply в переводе означает «применять, прикладывать, приложить, использовать»; именно этот спектр значений определяет наполнение исследуемого понятия. В любом словаре русского языка мы увидим иную расстановку акцентов: в первую очередь «прикладной»  - это имеющий практическое значение, применяемый на практике. Поэтому и в специальных исследованиях нередко отождествляют прикладную культурологию с практическим применением знаний о культуре, понимают ее как практическую деятельность, которая не требует специальных научных изысканий.

Этим тенденциям противостоит иная исследовательская позиция: прикладная культурология - это особая область научного знания, имеющая собственную теоретическую базу и сферу практических исследований в современном социокультурном пространстве.

На сегодняшний день существует несколько основополагающих позиций, определяющих методологические подходы, цели и задачи прикладной культурологии как новой области научных знаний.

Так, А. Я. Флиер предлагает следующую дефиницию: прикладная культурология – это наука, «находящаяся на стыке фундаментальной культурологии с политологией, юриспруденцией, прикладной социологией, психологией, педагогикой и стремящаяся использовать их методики, технологии по практическому воздействию на сознание и поведение людей в интересах регулирования культурно-ценностных установок последних» (Флиер, 1997: 145).

Приведенное определение показывает, что в концепции исследователя прикладная культурология, хотя и опирается на фундаментальное теоретическое знание, не является самостоятельной областью в системе наук о культуре, так как использует методологию смежных областей знания и имеет преимущественно практическую направленность. Главные цели прикладной культурологии связаны, по мнению А. Я. Флиера, с решением задач «изучения и формирования принципов и технологий целенаправленного управления культурными процессами (разумеется, в пределах тех параметров, которыми можно и нужно управлять)» (Флиер, 2000: 75).

Точка зрения А. Я. Флиера является примером широко распространенного у современных исследователей практико-ориентированного подхода к пониманию целей и задач прикладной культурологии.

Следующий подход, важный для понимания проблемного поля прикладной культурологии, наиболее ярко представлен концепцией М. А. Ариарского. Основой его методологической позиции является познание человека в системе многообразных социокультурных процессов. На первое место в культурологическом знании он выносит не изучение культуры в широком смысле слова, не теоретические проблемы, связанные с определением роли и места культуры, для него важно «определить пути и средства вовлечения человека в эту культуру, выработать у него умения и навыки культурной деятельности…» (Ариарский, 2001: 22).

 Он понимает прикладную культурологию как «отрасль культурологии, раскрывающую методологические основы, закономерности, принципы, средства, методы и формы вовлечения человека в мир культуры; определяющую механизм создания благоприятной культурной среды…» (Ариарский, 2000: 27). Иными словами, приоритетными задачами нового научного направления он предлагает считать разработку теоретических и методологических основ изучения тех социокультурных механизмов, которые определяют в широком смысле функционирование человека в обществе. Отсюда предмет прикладной культурологии, по мнению М. А. Ариарского, это «механизм хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности; технология изучения, удовлетворения и дальнейшего развития духовных интересов и потребностей людей; методология и методика вовлечения личности или социальной общности в мир культуры, в социально-культурное творчество» (Ариарский, 2001: 10).

Таким образом, прикладная культурология здесь выступает как отдельная - в рамках современной культурологии - область научных знаний, занимающаяся разработкой собственной методологии и исследованием широкого спектра проблем, связанных с развитием человека в системе современной культуры.

Еще одним подходом к пониманию прикладной культурологии как области современных научных знаний можно считать точку зрения И. М. Быховской, обозначенную в недавно опубликованной коллективной монографии «Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований». И. М. Быховская разработала вопросы статуса, содержания, функций прикладной культурологии. Принципиально важной характеристикой ее исследовательской позиции является мысль о наличии собственной фундаментальной, теоретической базы прикладной культурологии, которая должна ложиться в основу широкого спектра практических исследований. Основной задачей прикладного культурологического знания, с ее точки зрения, является «научно-стратегическое обеспечение практики, разрешение реальных социальных проблем, которое основано на эффективном использовании имеющегося теоретического знания о культурных факторах, механизмах, закономерностях» (Быховская, 2010: 21).

Определению специфики теоретической базы прикладной культурологии, ее отличию от фундаментального пласта культурологических исследований И. М. Быховская придает особое значение. Ключевым основанием для их разделения, по ее мнению, является характер целевой ориентированности.

Фундаментальный уровень, пишет она, это приращение самого знания как такового, «познание ради познания… развитие теории культуры, углубление знаний о ее сущности, морфологических характеристиках, закономерностях и механизмах генезиса и динамики культуры…» (там же: 20). Она разводит понятия фундаментального и теоретического: теоретический уровень входит в структуру прикладных исследований, а не противопоставлен ему.

По мнению Быховской, цель прикладной культурологии - использование теоретического знания о культуре в «научно-стратегическом обеспечении практики» (там же: 21).

Она подчеркивает, что прикладная культурология, несмотря на прагматическую ориентированность, не является разработкой решений практических задач социокультурного процесса, а стремится к их комплексному теоретико-методологическому обоснованию, моделированию, применению в различных областях общественной жизни.

Сегодня культурологические исследования играют важную роль в постижении различных аспектов сложнейших процессов, определяющих социокультурную динамику.

Авторский подход перекликается с позицией И. М. Быховской и схож по основным положениям с концепцией М. А. Ариарского: практико-ориентированные исследования современных социокультурных процессов должны, вбирая в себя фундаментальное знание о культуре, иметь собственную теоретико-методологическую базу. Понимаемая в таком ключе прикладная культурология оказывается тем важнейшим звеном в системе современного гуманитарного знания, в рамках которого возможно эффективно изучать глубинные тенденции и характеристики процессов социокультурного развития.

Мы живем в динамичном, быстроменяющемся мире; в этих условиях необходимость эффективного культурологического анализа всего спектра институтов современного общества не подлежит сомнению, как не подлежит сомнению важность регулирования, моделирования, прогнозирования происходящих процессов и явлений. Решение этих задач в большом объеме укладывается в русло прикладной культурологии как актуальной для современной отечественной гуманитарной науки области знаний, синтезирующей

достижения фундаментальных исследований и теоретико-методологическую разработку механизмов комплексного анализа социокультурной реальности. Авторское понимание места прикладной культурологии в системе современной науки можно суммировать в следующем определении: прикладная культурология - это область научного знания, которая изучает актуальные процессы социокультурной деятельности людей, разрабатывая собственную теоретическую

базу своих исследований, используя фундаментальные знания о культуре для дальнейших практических действий в современном социокультурном пространстве.

Отсюда становится очевидной важность дальнейшего культурологического изучения явлений современной социокультурной динамики. Его задачей должно стать, с одной стороны, утверждение статуса прикладной культурологии в системе гуманитарных наук, с другой - обозначение границ, проблемного поля, методологических оснований нового, но в высшей степени актуального научного направления.

Раздел 2. Сфера применения

Прикладной уровень культурологического познания формировался в 20 веке в развитых странах мира в рамках практического применения результатов культурной и социальной антропологии. Важнейшие причины расширения потребностей специалистов  и  управленческого  персонала  в  знании  результатов культурологического  анализа можно  свести к следующим глобальным факторам: в мире начали интенсивно расширяться межкультурные контакты и развиваться международный туризм; во многих странах стали усиливаться процессы аккультурации и внедрения социокультурных инноваций; для многих традиционных обществ стали актуальными явления модернизации и постмодернизации, что затрагивало не только технологии труда, духовные ценности, нормы поведения, но и социальные институты, образ жизни в целом; изменялось соотношение между городской и сельской культурой; трансформировался  традиционный тип личности, что усложняло процесс личностной, групповой, социальной самоидентификации; во многих странах мира появлялась новая проблема социокультурной реадаптации общества и человека к нездоровой, чреватой катастрофами экологической обстановке, порождаемой техногенно - антропологическим фактором.

Работа с культурой - целенаправленное изменение объекта или предупреждение изменений. Например - сохранение мертвых языков.

Технологизация отношений между людьми. Куртуазность – средство преодоления утилитарного типа взаимодействия.

Вторая существенная характеристика прикладной культурологии - интеграция форм активности, связано с жизнью социокультурной практики.

Структурированная социокультурная практика - основное направление, определенное тематически.

3 сферы применения:

Трансформационная активность.

Различают творческую и конструктивную формы активности. Творческая активность предполагает инновативную деятельность. Для того чтобы удерживать социокультурную систему в равновесии, необходимо приложить усилия к изменению способа существования. Фор: «вы вынуждены прилагать дополнительные силы на сохранение веса, если вы на диете».

В творческой активности существует проблема включения створяемого в жизнь социокультурной системы, то есть, проблема ассимиляции в жизни:

Первый этап: сотворил и рад: с глаз, из сердца - вон, состояние катарсиса,

Второй этап: ощущение, что все сделано не так, муки неудовлетворенности, желание совершенствовать.

Третий этап: из второго вытекает проблема утверждения любого акта творения.

Конструктивная активность направлена на создание конечного продукта.

Животные к этому не способны, пчела выполняет генетически заложенную программу. Человек всегда создает заново. На смысловых оттенках деятельности можно различать данные активности.

Конструирование - агитация на результат, повторяя состав в новом образе существования.

Творчество направлено на созидание, то есть, творчество - процесс самовыражения, конструирование - самовыражение вовне.

Учение о перманентности. Движение - все, конечная цель - ничто.

Социальное творчество - творчество вне конструктивности, чистое творчество. М. Бернштейн.

Просветительская активность, направленная на порождение и распространение знаний. В редуцированном виде характеристики активности преобразуются в подходящую информацию для общества. В информационном подходе существуют два ограничения исторического содержания.

- знания сводятся к информации (информация = форма содержания знания)

- развитие знания рассматривается только в количественном характере, следствием чего является отмена предыдущего знания новейшим. Например - появление печатной книги - отмена рукописной. Здесь: только интенсификация распространения знания. Характеристика просветительской активности - ориентация на качественное усовершенствование социокультурной системы. Фор - сексуальное просвещение в системе среднего образования - болезнь или более качественное распространение знания?

Экспозиционная активность - форма жизни культуры, где происходит закрепление культурных ценностей, хотя это происходит в сфере просветительской активностей, но здесь применяются наглядные методы и она имеет более широкую сферу применения. Существование искусства основано на этой форме активности. Театр, концертная деятельность, музыка, поп-арт. Практические цели определяют социальные функции культурологии в различных сферах общественной и профессиональной деятельности, к их числу также можно отнести государственную, дипломатическую, военную службу. Каждое лицо, – писал К. Леви-Строс, – призванное жить в контакте с совершенно чуждым ему обществом – будь то администратор, военный, миссионер, дипломат и т.п. – должно иметь если не общую, то, по крайней мере, специальную подготовку в области наук о культурен. С этим следует согласиться. Но надо добавить, что в современном обществе каждый политический деятель, чиновник должен понимать, что без поддержки культуры невозможно развитие государства, как и без поддержки науки о культуре невозможно выстроить модель воспитания и образования, т.е. разработать адекватные для нынешнего этапа механизмы культурной идентификации для человека. Следовательно, направления в прикладной культурологии связаны с областями взаимодействия разных культур, а также культуры и человека (в том числе и трансляции культурных ценностей в системе образования) и т.д. На основании исследований, проводимых культурологами в разных странах мира, ученые пришли к выводу о самостоятельности и полноценности каждой культуры и к отрицанию абсолютной роли какой-то одной системы моральных понятий. Методологической основой данных культурологических исследований выступает принцип культурного релятивизма, т.е. признание равноправия культурных ценностей, созданных и создаваемых разными народами. Суть этого принципа в признании самостоятельности и полноценности каждой культуры, в отрицании абсолютного значения какой-то одной системы оценок, в принципиальном отказе от этноцентризма и евроцентризма при сравнении культур различных народов. Так, Клод Леви–Строс полагает, что наука о культуре вновь обретет свое место, если мы предложим африканским или меланезийским этнографам так же свободно изучать нас, как мы будем изучать их. Это обогатило бы науки о культуре, открыв перед ними пути дальнейшего развития. Взаимопонимание позволит отойти от классификации культур на «высшие» и «низшие», избежать стремления втиснуть их в прокрустово ложе какой–либо одной «эталонной» культуры или цивилизации.

Раздел 3. Социокультурная практика в туризме

Туризм является столь же сложным и многогранным понятием, как и «культура». Для одних специалистов туризм - это «путешествие ради развлечения, искусство удовлетворения самых разнообразных потребностей, побуждающих человека покидать время от времени свой обжитой мирок», «путешествие какого-либо лица в продолжение, по крайней мере, 24 часов» из местности, в которой он обычно проживает, в другую. Для других - туризм представляет собой часть политики, средство укрепления и саморекламы отдельных стран и регионов. Ныне в понимании туризма произошли значительные изменения. Туризм как элемент активного досуга перестал в нашей стране рассматриваться в качестве средства идеологического воздействия на личность ради навязывания ей определенных ценностей и т.д. Изменились и представления о социокультурном развитии отдельных регионов. Единый образ жизни, формирование однородного социума перестали быть доминирующей ценностью культурной практики. Общество осознало многообразие собственных языковых групп и культур. Эта своеобразная поликультурность социального пространства соединена с ростом культурно-творческой активности различных этнонациональных групп и слоев населения. Вследствие социальных процессов происходит отделение туризма от государства, продолжается демонополизация обслуживания иностранных туристов, развитие частного предпринимательства в этой сфере. В то же время смысл туристской деятельности в настоящий момент оказался явно обедненным, сохранены лишь поверхностные туристские мотивы: тяга к развлечению, внешней зрелищности, «простому» отдыху. Индустрия туризма постоянно закрепляет подобное понимание, где утрачен изначальный смысл туристского типа жизнедеятельности как мобильной рекреации, основными мотивами которой являются: познание нового, открытие внутренних ресурсов, эстетического познания природы, истории, культуры других народов. Тенденции развития индустрии туризма сформировали «социальный заказ» на знания и навыки общетеоретического и прикладного характера. Культура и ее феномены, механизмы и динамика культурных процессов, взаимодействие народов и культур - это и многое другое является не только объектами исследования культуролога, но и «точками приложения» культурологического знания.

Раздел 4. Глобализация в свете прикладной культурологии

Под культурной глобализацией учеными понимается формирование единых ценностных пространств, проявляющихся в морали, в искусстве, в общении, образе жизни, стереотипах поведения т.д. При этом некоторые из них полагают, что культурная глобализация имеет вторичный характер. Так, современный немецкий исследователь Ульрих Бек анализирует культурную глобализацию лишь как резонансное явление, сопровождающее экономическую активность. Для других исследователей культурная глобализация – самостоятельное направление глобализационных процессов, более того – это культурно–исторический процесс развития и сближения национальных культур на базе общечеловеческих ценностей. Как бы ученые не трактовали само понятие, большинство из них признает, что культурная глобализация приводит к серьезным изменениям культуры. Глобальное распространение идентичных культурных образцов также делает пространство иррелевантным, потому, что оно перестает быть традиционным, то есть утрачивает свое изначальное родство с населяющими его людьми. Реальные земные ландшафты, реки, горы и ущелья были полны мифов, теней предков, в них жило не только настоящее, но и прошлое. Культурные ландшафты составляют специфическую категорию объектов культурного наследия того или иного народа. В формировании культурного ландшафта принимало не одно поколение людей и их активная интеллектуальная и духовная деятельность, сохранены в виде овеществленных объектов, комплексных историко-культурных и природных образований, являющихся носителями исторической памяти. С культурологической точки зрения, глобализация представляет собой сложный, противоречивый, диалектический процесс, в ходе которого происходят взаимно предполагающие тенденции развития и проявляются разнообразные тенденции: интеграции и дифференциации, универсализации и партикуляризации и т.д. Ключевым вопросом культурной глобализации становится соотношение унификации и многообразия культур. Самобытность культуры изначально имеет под собой рациональную основу и служит для формирования национальной идентичности. В Хартии Земли, провозглашенной ООН, особое внимание обращается на то, что культурное разнообразие является ценным наследием, и различные культуры найдут свои собственные пути к реализации своего видения устойчивого образа жизни. Поскольку современный мир приобретает свойства поликультурного пространства, возрастает напряженность в межнациональных и культурных отношениях. Политика мультикультурализма в подобном контексте представляется ответом на вопрос, каким образом могут сосуществовать миллионы коренных жителей и иностранных граждан либо в рамках единого политического, социокультурного пространства. Мультикультурализм представляет собой сосуществование множества культур в одном пространстве, как правило, имеющем государственные границы. Таким образом, культурологические исследования направлены на выработку правил и норм сосуществования различных культур и их носителей в едином обществе, в едином социокультурном пространстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специфика прикладного уровня культурологического знания состоит в его интегративном характере, что предъявляет более сложные требования к тем практическим решениям, которые могут быть выработаны на его основе. Если прикладной уровень какого-либо дисциплинарного знания (например экономические, политологические,  социологические,  психологические науки) углубляет лишь  свой, узкоотраслевой аспект познавательной деятельности,  а  практические  рекомендации касаются только соответствующего сегмента социокультурной практики и предназначены для профессионального отраслевого использования, то для культурологического   подхода  характерны   такие  особенности,   как   интегративно-целостное рассмотрение объекта познания в его исторической динамике, выделение и учет таких его аспектов, как коммуникативный, ценностно-смысловой, традиционалистский, инновативный,  групповой,  индивидуально–личностный и др. Все это, безусловно, способно усложнить восприятие культурологических проектов и предложений в рамках, например таких отраслей практики, как политическое управление, хозяйственная деятельность, социальная или национальная политика и др. Учет совокупности социокультурных качеств и сторон практической  деятельности требует  перехода  специалистов  и  управленческих  работников  на  межотраслевое взаимодействие, что позволяет углубить понимание их профессиональных проблем, разработать адекватное их решение, а также эффективно реализовать это решение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. Ариарский, М. А. (2000) Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики: СПб.
  2. Быховская, И. М. (2010) Прикладная культурология: знания в действии // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований. М. : Смысл. C. 7–33.
  3. Флиер, А. Я. (2000) Культурология для культурологов. М. : Академический Проект.
  4. Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований / Коллекттивная монография // Автор-составитель И.М. Быховская. - М.: Смысл, 2010
  5. Розин В.М. Теоретическая и прикладная культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Гардарики, 2007. –349 с.
  6. Прикладная культурология // Сбор.научных статей. Под общ.ред. Воронковой Л.П. // М.:Профиздат, 2009
  7. Бенедикт Р. Хризантема и меч : модели японской культуры / Пер. с англ. Н.М. Селиверстова ; под ред. А. В. Говорунова. – СПб. : Наука, 2004.