аналитическая записка

Белкина Светлана Валентиновна Суанка

Аналитическая записка

Белкиной Светланы Валентиновны

Учителя истории и обществознания  МБОУСОШ №1 с.Троицкое Нанайского района

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_zapiska_belkina.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая записка

Белкиной Светланы Валентиновны

Учителя истории и обществознания  МБОУСОШ №1 с.Троицкое Нанайского района

       Зачем я пришла на урок? Передать информацию, конечно нет. Я пришла

научить детей добывать знания, размышлять, сопоставлять, логически

 думать, в споре находить истину, выражать свои мысли и чувства. Я хочу,

чтобы мои ученики не только усваивали исторические знания, но и

приобретали умения и навыки, а также развивались как личности. Мои профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и умений учащихся, но и  на диагностику их деятельности, чтобы выявив проблемы, помочь устранить трудности в познании и применении знаний.   Для этого я   выстраиваю  свою  систему работы.

   Я начинаю формирование  положительной  мотивациии учащихся среднего звена к предмету начинаю с первого дня пребывания их в школе :учащиеся видят результаты старшеклассников в олимпиадах,  конкурсах, что является для них хорошим примером.

      Аристотель говорил: «Познание начинается с удивления».  Но чем можно удивить современного ученика? Для этого использую  технологию  обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, технологию метода проектов, активные методы обучения:  игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку,

    Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и постоянно усложняющихся практических заданий – проектов, т.е. это начало творческого развития личности учащегося.
Работать по данной технологии начинаю с пятого класса. Первоначально использую информационный проект. Учу учащихся анализировать информацию, полученную из различных источников, обрабатывать её и выступать с презентацией.

  (Проекты: «Восточная Африка  два миллиона лет тому назад», « Науки- помощницы в изучении истории») Предлагая учащимся творческие проекты ,  определила схему   :

определение потребности исследования

изготовление

требования к объекту проектирования

оценка.

выработка идей

планирование

определение потребности исследования, требования к объекту проектирования, выработка идей, планирование, изготовление, оценка. (Проекты «Морской путь возвращения Одиссея из-под Трои  домой», «Зрелища, возникшие в древности») Поддерживать интерес к предмету помогает игровой проект. Обязательно выделяем проблему,  цель и результат проекта.

(Проект «Ожившая картина», «Один день из жизни афинского педагога», «Кто быстрей»).Последним в работу ввожу в пятом классе исследовательский проект  (мини-проект). (Проект «Генеалогическое  древо моей семьи», «В честь кого меня назвали») . Усложнятся работа с таким проектом будет  по мере перехода учащихся из одного класса в другой. В завершённом виде он будет иметь  структуру, приближенную к научному исследованию:  аргументация актуальности темы, определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. выдвижение гипотез, обозначение методов исследования и проведение эксперимента, обсуждение и оформление результатов, формулирование выводов и обозначение проблем на перспективу исследования.

     Проектная деятельность развивает самостоятельность учащихся. В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося. Положительно то, что проектная деятельность формирует исследовательские умения учащихся, способствует развитию творческих способностей и логического мышления. На этапе защиты работы школьники активно используют компьютерные технологии, что позволяет сделать презентации яркими и запоминающимися, а это является мотивацией к исследовательским работам  новых учеников.  

Исследовательскую   проектную деятельность использую как на уроках, так и во внеурочное время.  

      В моей  педагогической  практике имеет место  технология  обучения в сотрудничестве .Основная идея  такого обучения – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Для этого  объединяю детей в небольшие группы, даю им одно общее задание, оговариваю  роль каждого ученика в решении этого задания, т.е. возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Сильные ученики заинтересованы, чтобы все члены группы разобрались в материале и сами могут проверить собственное понимание вопроса. Таким образом, ученики совместными усилиями ликвидируют пробелы в знаниях.

Основным содержанием  технологии является: доверие, увлечённость, самостоятельность, требовательность не учителя, а группы.

Технология метода обучения в сотрудничестве предполагает новую трактовку индивидуального подхода: чтобы идти от ребенка к учебному предмету, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать и обогащать. В результате применения этой технологии каждый ученик  не только овладевает  знаниями, умениями и навыками на уровне, соответствующем его социализации, но и формирует коммуникативные умения.

 Например, данную технологию применяю на уроках, когда нужно проверить знание дат или терминов. Класс делится  на несколько групп, в которые попадают дети разного уровня  обученности. В течение 5-10 минут учащиеся совместно повторяют даты или термины, затем более сильные ученики (лидеры групп) ведут тихий опрос у себя в группе, ликвидируя пробелы в знаниях слабых учеников, выставляя в листе контроля отметки. Я провожу выборочный контроль знаний учащихся группы, чьи знания буду контролировать,  определяю по-разному: жеребьёвка, самый слабый ученик. Оценка, полученная отвечающим, ставится всей группе. Тем самым, вся группа заинтересована в прочных знаниях. Также эту технологию применяю в групповых проектах.

             Все перечисленные приемы будут более продуктивны в сочетании  с информационно-коммуникативной  технологией, которую также применяю в своей работе.

Достоинства:

- возможность создания компьютерного материала для конкретного урока;

- возможность сочетания разных программных средств,

- побуждающий аспект активизации деятельности учащихся.

Применение компьютера максимально уплотняет урок. Учащиеся  с удовольствием работают в онлайн режиме  на компьютере, дети  сами задают темп работы, сразу же получает оценку за свою работу.

В своей работе я использую информационные технологии для:

- планирования учебного материала и учебных занятий,

- подготовки печатных материалов к урокам;

- обработки результатов проверочных и контрольных работ;

-использую  мультимедийное проектирование для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций

    Я  стараюсь заметить малейшие успехи и достижения каждого ребенка, с

уважением отношусь к личности ученика, использую эмоционально-

положительный стиль общения. Это позволяет создать в классе комфортную  психологическую обстановку. 

      Творческий  поход,  постоянное совершенствование педагогических технологий и приемов, применение знаний детской психологии, такт в общении с детьми позволяют мне добиваться хороших результатов в обучении и воспитании учащихся.

 

 Мои учащиеся в 2016-2017 учебном году приняли участие в школьном, муниципальном  этапах Всероссийской олимпиаде школьников,  имеются призёры, победители .

Предмет

Класс

Результаты

Школьный  

     этап  

 

Муниципальный  этап

Обществознание

7

 Победитель  1

1.Вахитова Н.

2.Анисимова О.

3.Бадулина В.

Призёры  

Победитель  1

Призёр   1

История

6

 Победители  2

1.Задорожная К.

2.Власовова П.

Я, думаю, что результаты достигаются ещё тем, что я занимаюсь дополнительно с разными категориями учащихся: с одарёнными, со слабоуспевающими  и пропустившими занятия по болезни,

 У меня имеется своя система работы с одарёнными детьми.

1.Выявление одарённых детей (наблюдения, беседы)

2.Вовлечение детей в проектную и учебно-исследовательскую деятельность:

  • Учащиеся первоначально под моим руководством, а затем самостоятельно создают свои проекты, для этого мы учимся брать интервью, записывать воспоминания, работать с материалами домашних архивов, изучать специальные сайты сети Интернет и дополнительную литературу;
  • Затем они со своими работами выступают на уроках
  • 3.Вовлечение детей в олимпиадное движение  Подготовка к предметным олимпиадам:
  • Во внеурочное время повторяем ранее изученный материал, затем его закрепляем с помощью беседы, решения проблемных задач, выполнения тестовых заданий, написания эссе;
  • Работа с дополнительной литературой (словари, справочники, хрестоматии – печатные и электронные) самостоятельно и непосредственно под моим руководством для детального изучения исторических событий по элементам дополнительного содержания образования. Например: герои сражений Великой Отечественной войны…

4.Вовлечение детей в работу консультантами. Во время учебных занятий одарённые дети, заранее сдав тему, помогают мне принимать её у своих товарищей по заранее определённой позиции – даты, термины, основные персоналии. Эта работа даёт возможность детям повысить уровень своих знаний, чтобы правильно оценить знания товарищей.

 Воспитательная работа неразрывно связана с уроками истории. Особое внимание  уделяю патриотическому  воспитанию.  С ноября 2016 года Являюсь старшей вожатой,раюотаю на 5-8 классах, также на данный момент и.о. классного руководителя у 6а класса

  Воспитательную работу в образовательном учреждении с классами выстраиваем   по пяти направлениям: духовно – нравственное, социальное, спортивно – оздоровительное, общеинтеллектуальное и общекультурное.