Рабочая программа учебного предмета «Православная культура» для 10-11 классов

Стасьева Альбина Леонидовна

Рабочая программа учебного предмета «Православная культура» для 10-11 классов (базовый уровень) разработана на основе авторской учебной программы:—Л.Л. Шевченко, Православная культура: Концепция и программа учебного предмета 1-11 годы обучения -М.:Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стасьева Альбина Леонидовна

ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат»  г. Белгород

Учитель Православной культуры

ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат»
Центр дистанционного образования детей-инвалидов

Рассмотрено

На заседании МО

Протокол № _1___

Ботвин Т.В.

от «27_» _08_____2015г.

Согласовано

Заместитель директора

Ерёмина И.В

от «____» ____2015г.

Утверждаю

Директор лицея

Н. И. Визирякина

Приказ № ______

от «____» ______2015г.

Рабочая программа  

по учебному предмету Православная культура  

для 10 -11 класса

 

базовый уровень

 

Составитель:

Стасьева А.Л, учитель  православной культуры

г. Белгород

2015 г

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Православная культура» для 10-11 классов (базовый уровень) разработана на основе  авторской учебной программы:Л.Л. Шевченко, Православная культура: Концепция и программа учебного предмета 1-11 годы обучения -М.:Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.  

Согласно вышеуказанной авторской программы в курсе 10 класса изучается материал регионального курса духовное краеведение родного края, в связи с чем рабочая программа для 10 класса разработанна  на основе авторской учебной программы «Духовное краеведение Белгородчины» С.С. Черновой, методиста Центра духовного просвещения Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, утвержденной приказом по ОГАОУ "Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат" от 01.09.2015 № 549.                   
Рабочая программа учебного предмета «Православная культура» составлена на основании требований:

-  Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Письма Министерства образования РФ от 22 октября 2002 года No 14-52-876 ин/16  «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура»;

- Закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» от 3 июля 2006 года No 57;

- Закон Белгородской области от 4 июня 2009 года No 282 «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»;

- Приказа департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 25 февраля 2011 года No 507 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Белгородской области.

- Письма департамента образования Белгородской области от 03 февраля 2014 года No 906/578-МВ «О преподавании предмета «Православная культура»

- рекомендаций инструктивно-методического письма департамента образования «О преподавании  предмета Православная культура  в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2015-2016 учебном году».

Рабочая программа по предмету «Православная культура» разработана с учётом авторской концепции преподавания Православной культуры как учебного предмета и направлена на достижение следующих целей и задач:

Цель:

- духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры.

 - приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;

 - обеспечение самоопределения личности, создания условий ее самореализации;

    - воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;

   - интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

   - формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества

  - воспитание уважения к ценностям отечественной культуры (светской и духовной) на основе местного краеведческого материала.

Задачи:

 - обобщить полученные школьниками за период обучения в основной полной школе знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;

- формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;

- возрождение духовно-нравственных традиций семьи;

- дать знания о нормах христианской этики и их отражении в традициях жизни и культуры России;

- развить умения и навыки практического использования полученных знаний в области духовно-нравственной культуры (этических категорий добра и зла, смысла жизни) с учетом традиций христианского благочестия и примеров их воплощения в жизни святых и героев Отечества;

- способствовать решению задач нравственного воспитания школьников: формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России.

- укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.

- ознакомление учащихся с событиями духовной истории Белгородчины,

фактами, биографиями исторических деятелей, представителями духовной

культуры нашего края, процессом еѐ развития;

- создание представления об исторических источниках духовно-краеведческого характера, их особенностях;

Обучение осуществляется с использованием учебников:  

10 класс  

Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. В.А. Шаповалова. «Белгородоведение» - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.

Учебное пособие Черновой С.С. «Духовное краеведение Белгородчины» Белгород. Издательский центр ООО «Логия», 2005.

Краткий словарь по духовному краеведению Белгородчины: Методическое пособие/ Составитель: С.С. Чернова. Белгород 2005.  

Методические рекомендации к урокам по курсу «Духовное краеведение Белгородчины»: Методическое пособие/ Автор составитель: С.С. Чернова. Белгород. 2005. Белгородоведение:

11 класс Л.Л. Шевченко. «Православная культура»: Учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий: 11 класс. Книга 1 Наследие. Диалог культур и поколений. Книга 2 Словари-минимумы. -М.:Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012.          

 Данные учебники соответствуют федеральному перечню учебников на 2015-2016 учебный год, разрешенного приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Приказ от 8.06.2015 №576  «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников на 2015-2016 учебный год».

Характеристика учебного предмета

Рабочая программа разработана с учётом авторской концепции преподавания Православной культуры как учебного предмета и направлена на достижение следующих целей:

- формирование на основе предмета духовно-нравственного содержания - «Православная культура»- базовой духовной и нравственной культуры личности школьника;

- приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;

- обеспечение самоопределения личности, создания условий ее самореализации;

- воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества;

            В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ «Об образовании» программой определяются следующие общие задачи обучения и воспитания:

- преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей;

- воспитание школьников как благочестивых граждан демократического общества, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении;

- передача современным школьникам знаний в области истории религиозной культуры традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности;

           Основными содержательными компонентами программы предмета являются знания о:

- религиозной культуре как системе духовно-нравственных отношений (человека к Богу, к обществу, к людям, себе и миру вещей, к миру природы);

-  религиозной культуре как о творческом процессе и его результате (создатели и объекты религиозной культуры);

- религиозной культуре как системе средств выражения.

           Православная культура, как область знания связанна с образовательными областями «Обществознание», «Искусство» и «Филология» Выделение отдельной предметной области представляется необходимым, так как этот учебный предмет имеет самостоятельный и специфический объект изучения — процесс развития духовно-нравственной культуры и сложную структуру содержания, которая в полном объеме не может быть усвоена в составе других образовательных областей. Специфической особенностью предметной области «Православная культура» является наличие  в ее структуре компонента «духовная культура», который в вышеуказанных характеристиках не раскрывается в составе других образовательных областей базисного учебного плана средней общеобразовательной школы. Духовная культура входит в число базовых компонентов структуры личности, наряду с нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой и физической культурой. В содержание этого предмета включаются материалы изучение которых будет способствовать формированию нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности на основе положительной системы ценностей. Предметами изучения являются феномены религиозной культуры, отраженные в произведениях искусства (архитектура, живопись, музыка), духовной и светской литературы, источниках краеведения.  

           Содержание программы предмета осмысленно возможностью соотнесения знаний в области духовно-нравственной культуры и ее пониманием современными школьниками. Ранее православная культура пронизывала всю жизнь человека: труд, быт, досуг, семью, язык, творчество, государственность. Часть православной культуры сохранилась в видимых современному человеку эстетических формах: памятниках культуры, истории, литературы.

          Предмет позволяет осуществлять межпредметные связи с такими учебными предметами, как музыка, изобразительное искусство, окружающий мир, история, обществознание, русская литература, русский язык, мировая художественная культура.

          Основная форма организации учебного процесса - on-line урок с использованием дистанционных технологий обучения.

 

Описание места учебного предмета  «Православная культура» в учебном плане

Рабочая программа учебного предмета «Православная культура»  для 10-11 классов (базовый уровень) предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, которым рекомендовано обучение на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. Объем часов учебной нагрузки отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом Центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ "Белгородский инженерный юношеский лицей - интернат" на 2015-2016 учебный год.

Авторская программа по учебному предмету  «Православная культура» (под редакцией    Л.Л. Шевченко. «Православная культура»: Учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий реализуется в полном объеме.  

Предмет «Православная культура» входит в состав инвариантной части  учебного плана  школы как региональный компонент. Согласно  учебному плану школы предмет изучается в 10 классе в объеме 34 часа (1 часу в неделю), в 11 классе в объеме 34 часа (1 часу в неделю).

 

Изменения в авторскую программу могут быть внесены в соответствии с индивидуальным учебным планом ребенка-инвалида, обучающегося на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

10 класс

Знать/ понимать

  • основные источники по истории Белгородчины;  
  • основные даты и события истории Белгородской епархии с древнейших времен до наших дней;  
  • основные даты развития духовной культуры Белгородчины (годы основания
  • главных храмов Белгорода и области, монастырей, памятников скульптуры, годы жизни композиторов С.А. Дегтярева и Г.Я. Ломакина, белгородских художников и скульпторов, авторов произведений на православную тематику, их основные работы).  
  • значение Русской Православной Церкви в истории Белгородчины.

Уметь:

  • использовать исторические источники;  
  • обобщать и анализировать информацию, содержащуюся в различных
  • исторических источниках;  
  • обосновывать собственную позицию по отношению к событиям истории Белгородчины в ее духовно-краеведческом аспекте;  
  • раскрывать причинно-следственные связи духовной истории края;  
  • отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях;
  • выявлять связи между изучением курсов истории России и историей
  • Белгородчины в ее духовно-краеведческом аспекте, духовным краеведением и курсом мировой художественной культуры.  

11 класс

Знать\ понимать

  • православную картину мира;
  • содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения;  
  • знать русские православные традиции устроения семейной жизни;
  • знать духовный и нравственный смысл библейских сюжетов и строить на основе них свою нравственную позицию;

уметь

  • выделять особенности русской православной культуры;
  • уметь охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане;
  • оценивать и анализировать духовно-нравственные явления и категории, как в общем историческом, так и в конкретном социокультурном контексте:
  • организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нормами духовно-нравственной культуры;
  • выявлять взаимосвязь событий Священной истории и традицией жизни христианской семьи;
  • выявлять связи между изучением курсов истории России и историей РПЦ, Белгородчины, МХК в ее духовном аспекте;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую культуру;
  • сопоставлять и объяснять учения других религий;
  • противостоять религиозным деструктивным сектам.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • умения проводить сравнительный анализ лиц, предметов, событий, явлений, используя примеры, обобщать изучаемые явления и делать собственные выводы;
  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, общества, гражданина России;
  • соотнесение своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • формирования своих мировоззренческих взглядов и принципов;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения нравственности.
  • умения организовывать отношения с окружающими людьми в соответствии с традиционными нравственными и культурными нормами российского общества.

 

Содержание учебного предмета «Православная культура»

10 класс

Введение (1 ч.)

 Введение в предмет. Понятие «краеведение». Виды краеведе- ния ( историческое, литературное, художественное и др.).Духовное краеве- дение, его особенности. Хронологические рамки курса «Духовное краеведе- ние Белгородчины» (X-XXI вв.), его пространственная характеристика. Зада- чи, содержание и структура курса. Основные источники.

РазделI.
История Белгородской епархии с древнейших времен до начала ХХI в. (15 ч.)

Крещение Руси. Возникновение Белгородской епархии. Крещение Руси. Святой Равноапостольный князь Владимир. Возникновение Белгородской епархии (Х в.). Особенности новой религии – христианства - по сравнению с язычеством. Значение крещения Руси в исто- рии России и Белгородчины.

Основание г.Белгорода. Белгородская епархия в XVII в. Основание г. Белгорода (1596г.). Белгородская засечная черта. Белгородская епархия в XVII в. Первый митрополит Белгородский и Обоян- ский Феодосий. Строительство новых храмов и монастырей в нашем крае.

Белгородская епархия в эпоху Петра Великого. Государство и Русская Православная Церковь в начале XVIII в. Реформы Петра I. Белгородская епархия в эпоху Петра Великого. Возникно- вение Белгородской губернии (1727г.). Создание системы светского и духов- ного образования на территории Белгородчины.

Святитель Иоасаф Белгородский: жизнь и 1 прославление. Святитель Иоасаф Белгородский: жизнь и прославление, его роль в истории Белгородчины. Духовные подвиги и чудотворения святителя Иоасафа. Первое и второе обретения нетленных мощей святого. Духовное наследие святителя Иоасафа Белгородского.

Взаимоотношения церкви и государства в 1 конце ХVIII – начале ХIX вв. Основание Белгородской духовной семинарии. Государство и Русская Православная Церковь в конце XVIII – начале XIX в. Основание Белгородской духовной семинарии. Белгородские архиереи Епифаний Тихорский и Феоктист Мочульский, их роль в духовном просвещении края.

Белгородская епархия в середине XIХ – начале XX вв. Белгородская епархия в середине XIX – начале ХХ вв. Выдающиеся выпускники Белгородской духовной семинарии: митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) – великий русский бого- слов, историк, церковный писатель, академик медицины И.А. Енохин, протоиерей А. Иванцов-Платонов, заслуженный профессор Московского уни- верситета. Архимандрит Анатолий (Ключарев) – известный церковный историк-богослов, краевед.

Государство и Русская Православная Церковь в первой половине ХХ в. Государство и Русская Православная Церковь в первой половине ХХ в. 20-30-е гг.. ХХ в. – время гонений и тяжелых испытаний в жизни Русской Православной Церкви. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Прохоровское танковое сражение (12 июля 1943 г.), освобождение г. Белгорода от немецко-фашистских захватчиков (5 августа 1943 г.) – важнейшие события истории Белгородчины, в том числе в духовно-нравственном краеведческом аспекте.

Русская Православная Церковь на Белгородчине во 2-й пол. ХХ в.(сер. 40-х – 80-е гг.). Русская Православная Церковь на Белгородчине во второй половине XX в.(середина 40-х – 80-е гг.). Взаимоотношения государства и церкви в послевоенный период, в годы «оттепели» (середина 50-х – начало 60-х гг.), во времена застоя (середина 60-х – начало 80-х гг.). Святые подвижники земли Белгородской (архиепископ Лука (в миру Валентин Войно- Ясенецкий) и архимандрит Серафим Ракитянский (в миру Дмитрий Тяпочкин). Величайшее событие в истории Русской Православной Церкви и российской истории в целом – 1000-летие Крещения Руси. Торжества в г. Бел- городе по случаю этой знаменательной даты (май-июнь 1988 г.).

Святое Белогорье на рубеже веков (конец ХХ – начало ХХI вв.). Духовное возрождение и преображение Белгородчины на рубеже веков (XX-XXI вв.). Второе обретение нетленных мощей св. Иоасафа Белгородского и его значение в истории Русской Православной Церкви (1991г.). Возрождение Белгородско-Старооскольской епархии (1995г.). Строительство новых и реставрация существующих храмов на Белгородчине в 90-е гг. ХХ в и в начале XXI в. Начало издания печатного органа Белгородско-Старооскольской епархии - ежемесячной православной газеты «Белгородские епархиальные ведомости» и приложения к ней «Свет Христов». Торжества в г. Белгороде, посвященные 2000-летию Рождества Христова.

Белгородско-Старооскольская епархия и система образования на Белгородчине. Белгородско-Старооскольская епархия и ее роль в духовно- нравственном воспитании подрастающего поколения. Система православно- го духовного образования на Белгородчине (Белгородская духовная семинария, православные гимназии в Белгороде и Старом Осколе). Открытие социально-теологического факультета БелГУ (2001 г.). Сотрудничество Белго- родско-Старооскольской епархии с медицинским колледжем БелГУ по подготовке сестер милосердия, его значение в возрождении духовно-нравственных ценностей русского народа, основанных на Православии.

Святые новомученики и подвижники земли 1 Белгородской (ХХ в.). Святые новомученики и подвижники земли Белгородской (ХХ в.): архиепископ Онуфрий (Гагалюк), епископ Никодим (Кононов), епископ Антоний (Панкеев), архимандрит Серафим (Тяпочкин), архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).  

РазделII.
Духовная культура Белгородчины (архитектура, изобразительное искусство, музыка) (17 ч.)

Православное зодчество Белгородчины. Храмы Белгорода. Православное зодчество Белгородчины. Храмы Белгорода: история и современность. Спасо-Преображенский кафедральный собор – главный храм Белгородско-Старооскольской епархии. Смоленский собор – один из старейших храмов г. Белгорода. Крестовоздвиженский храм и его святыня – Кошарский Крест. Другие храмы г. Белгорода.

Православное зодчество Белгородчины Храмы Старого Оскола и Губкина.Православное зодчество Белгородчины. Храмы Старого Оскола и Губкина. Кафедральный собор Александра Невского в г. Старый Оскол. Спасо-Преображенский собор г. Губкина и его значение в истории Белгородчины. Другие храмы Старого Оскола.

Православное зодчество Белгородчины. Храмы малых городов и сел. Православное зодчество Белгородчины. Храмы малых городов и сел различных районов Белгородской области. Утраченные святыни православной архитектуры нашего края. Восстановление храмов Белгородчины на рубеже веков (к. XX – нач. XXI вв.). Храмовая православная архитектура Святого Белогорья в начале нового тысячелетия (XXI в.).

Монастыри Белгорода: история и современность. Монастыри города Белгорода: тернистый путь от прошлого к настоящему и будущему. Свято-Троицкий мужской монастырь, Рождество- Богородицкий женский монастырь – утраченные святыни Белгородчины. Марфо-Мариинская обитель города Белгорода.

Монастыри Белгородчины: история и современность. Монастыри Белгородчины: история и современность. Холков-Царев-Николаевский (ныне Свято-Троицкий Холковский) мужской монастырь в селе Холки Новооскольского уезда (ныне Чернянского района) Белгородской области, Воскресенский женский монастырь – ныне действующие монастыри Белгородчины. Борисовская Богородицко-Тихвинская обитель – одна из утраченных святынь Белгородчины.

Светочи духовной жизни нашего края (храмы и монастыри Белгородчины). Светочи духовной жизни нашего края (храмы и монастыри Белгородчины, как ныне существующие, так и утраченные). Город Белгород и его храмы. Белгородские монастыри. Православное зодчество Белгорода в конце XX - начале XXI вв. Православное зодчество Святого Белогорья в прошлом и настоящем (храмы и монастыри). Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь. Воскресенский женский монастырь.

Православие и изобразительное искусство Белгородчины (скульптура). Православие и изобразительное искусство Белгородчины. Первый православный памятник в г. Белгороде. Творчество известного российского скульптор, автора многих работ на православную тему В.М. Клыкова. Памятник Святому Равноапостольному князю Владимиру (скульптор В.М. Клыков) – символ духовного возрождения Белгородчины. Скульптор А.А. Шишков и его работы (памятники Святителю Иоасафу Белгородскому и митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию (Булгакову); Ротонда в честь Рождества Христова, скульптура Св. Архангела Гавриила и др.).

Православие и изобразительное искусство Белгородчины (иконопись). Православие и изобразительное искусство. Иконопись Белгородского края (п. Борисовка). Иконописный и другие промыслы (дощечный, киотный, позолотный, иконообдельческий) на территории нашего края. Со- временные художники – иконописцы на Белгородчине (В.Н. Кутявин, А.С. Работнов и другие).

Православие и музыка Белгородчины. С.А. Дегтярев. Православие и музыка Белгородчины: С.А. Дегтярев. Жизненный и творческий путь композитора, его основные произведения: патриотическая оратория «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» (1810 г.), духовные сочинения («Тебе поем», «Отче наш», «Милость мира» и др.).

Православие и музыка Белгородчины. Г.Я. Ломакин. Православие и музыка Белгородчины. Г.Я. Ломакин. Жизненный и творческий путь композитора Г.Я. Ломакина, его духовные сочинения («Всенощное бдение и литургия», «Духовно-музыкальные сочинения Г.Я. Ломакина»). Русское многоголосное пение (знаменный распев). «Октоих» и его переложение для современного 4-голосного хора композитором Г.Я. Ломакиным.

Православная тематика в творчестве белгородских композиторов С.А. Дегтярева и Г.Я. Ломакина. Православная тематика в изобразительном и музыкальном искусстве Белгородчины (скульптура, иконопись, музыка).  

 11 класс

Раздел 1. Цель жизни

Тема 1. Самоопределение. Выбор пути. О цели христианской жизни и самоопределении. Что такое самоопределение? Значение самоопределения в жизни человека в юношестве. Христианская культура рассказывает о цели христианской жизни. О чем рассказывает евангельская притча о блудном сыне? Для чего человеку дан дар свободы? Как и от Кого он его получил? «Вечные» вопросы, которые человеку приходится решать на пороге юности. Ответ на вопросы о самоопределении с позиции креационной и эволюционной теорий. Кто является авторами указанных теорий?

Тема 2. Христианские ценности. О наследии и наследниках. Почему православная культура называет главными ценностями жизни человека ценности веры, надежды, любви? Определение понятий «наследие», «наследство», «наследник» в словарях религиозной культуры, светской этики, толковом словаре русского языка, этимологическом словаре русского языка. Отличаются ли эти определения? Чем и почему? Как соотносятся понятия «вечные ценности жизни» и «вечная жизнь»; являются ли эти понятия синонимами? О наших предках и их потомках. Кто мы: потомки или предки? О духовном наследстве в жизни наших предков. Что они оставляли в наследство своим потомкам? Владеем ли и мы этим наследством? Примеры полученного от предков наследства: объекты материальной и духовной культуры. Сохраняется ли духовное наследование в жизни современных людей? Что мы можем оставить в наследство своим потомкам? Как можно сохранить духовное наследство в современном мире?

Тема 3. Нравственная культура православия. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». О добре и зле. Что есть нравственность и какого человека называет нравственным православная культура? Гарантирует ли знание нравственных норм от совершения злого? Духовная культура - основа нравственности человека. О христианской цивилизации и культуре России. Какие страны называются странами христианской цивилизации? Какие ценности светская этика называет общечеловеческими? Совпадают ли ценности жизни людей разных стран в разных религиозных и культурных традициях; что в них общего, что отличного? Как сохранить взаимопонимание между людьми при различии традиций их жизни? Библия как источник определения ценностей христианской жизни. Декалог и заповеди Блаженства. Две самые главные заповеди, определенные для жизни человека. Христианская и светская этика, их различие. Понятие «альтернатива». Почему в словаре «Этические альтернативы» разделены понятия? Науки, которые позволяют узнать о духовном мире человека. О духовных потребностях и устроении человека. Христианская антропология - об устроении человека. Нравственный закон жизни христианина. Кто его определяет? О самоуправлении. Как научиться следовать добру и уклоняться от зла? Чему учили своих детей на Руси? К чему следует стремиться человеку в духовной жизни?

Раздел 2. Практикум «Азбука духовная» 

Тема 4. Самопознание. Какой я? О самости, самоцене и саможалении. Какие это понятия ~ положительные или отрицательные? Их ана лиз с позиции светской и религиозной культуры. Христианская этика о самооценке и самопознании. Самопознание как начало духовной работы над собой. Направления самопознания по указанию святых отцов христианской Церкви. Критерии самооценки.

Тема 5. Узнаем о страстях и добродетелях души. О главных страстях: чревоугодии, блуде, сребролюбии, гневе, печали, унынии, тщеславии, гордости. О главных добродетелях: воздержании, целомудрии, нестяжании, кротости, блаженном плаче, трезвении, смирении, любви. Древо страстей и добродетелей. Их взаимосвязанность.

Тема 6. Как развиваются страсти? Этапы развития страсти: прилог, сосложение, сочетание, пленение. Где скрываются страсти? Необходимость очищения своего сердца от страстей. Знание о страстях - необходимый этап борьбы с ними. К кому может попасть в плен душа человека?

Тема 7. Духовная борьба. Сражение со страстями. Можно ли побороть страсти? Как с ними бороться? Тактика и стратегия борьбы. Святитель Иоасаф Белгородский учит сражению со страстями. Построение храма своей души. Какие строительные материалы следует использовать для построения храма своей души. Святые - небесные помощники человека в борьбе со страстями. Как к ним обращаются христиане?

Тема 8. Самопроверка. Самоотчет дня. Как проверить свое духовное здоровье? В чем состоит самоотчет? Самоконтроль за своим «внутренним человеком» в течение дня. Контроль за действиями ума: над чем размышлял в течение дня? Контроль над чувствами: какие чувства я испытывал по поводу происходящих событий? Контроль над своими желаниями: к чему склонялась воля - к доброму или недоброму? Самотестирование. Тест «Самоотчет дел моего дня»; тест«Ценности»: к чему привязан, что желаю иметь, что ценю больше всего, какие это ценности материальные или духовные?

Раздел 3. Проект «Наследие. Диалог культур и поколений»

Тема 9. Проект 1. «Кто я?». Креационная и эволюционная теории происхождения. Чем они отличаются? Двухмерная (душа, тело) и трехмерная (дух, душа, тело) антропологические модели человека. Самоидентификация: в рамках какой из теорий я могу рассказать о себе? Соотношение библейской и научной теорий происхождения мира. Есть ли в них противоречие? Почему, изучая структуру белков, ученые приходят к выводу о том, что у мира есть Творец? Что говорят о происхождении мира великие ученые?

Тема 10. Проект 2. «Какой я? Что мы знаем о себе?» Что изучают науки антропология и аскетика? Понятия «дух», «душа», «тело». Их значение. Можно ли научными методами исследовать душу человека? О болезнях души и ее лечении. Может ли душа умереть? Какими качествами обладает моя душа?

Тема 11. Проект 3. «Откуда я?» (Историческая память). Понятие «историческая память». Святая Русь, Россия, Отечество. Малая родина. О патриотах Отечества и гражданах мира. Христиане размышляют об Отечестве земном и Отечестве Небесном. Когда Россия стала христианской страной? Христианская культура. О чем следует помнить культурному человеку? О потомках, предках, наследстве. Моя родословная. Какие объекты материальной и духовной культуры я получил в наследство? Почему люди называют Родину матерью?

Тема 12. Проект 4. «Сохраняем святыни России». Маршруты духовного краеведение - путешествия по святым местам России. Понятия «святой», «святыня». Что они обозначают. Может ли материальный объект являться святыней? О духовной красоте и святынях России. Рассказы о святых и святынях Земли Русской.

Тема 13. Проект 5. «Цель жизни». Светская и религиозная культура отвечают на вопрос: для чего человеку дана жизнь? О смерти и бессмертии. Отечество Небесное. Святой Серафим Саровский отвечает на вопрос о цели христианской жизни. Что аначит «стяжание Святого Духа»? Совместимы ли христианские ценности и ценности современной жизни? Отличия в понимании смысла жизни в разных религиозных культурах. Размышление великих людей России о смысле жизни человека (святитель Филарет и А.С. Пушкин). Ответ о смысле жизни с позиции научной логики, христианской этики, разума (Р. Декарт «Я мыслю - следовательно, существую»). О цели жизни христианской семьи. О цели монашеской жизни. О смысле пасхальной радости. Чему радуются христиане в праздник Пасхи: куличам, крашенным яйцам, окончанию Великого поста или чему-то более важному? Благодаря какому великому событию в жизни человечества праздник Пасхи получил название «праздник праздников и торжество торжеств»?

Тема 14. Проект 6. «Духовные завещания наших предков». Что такое духовное завещание? Где сохраняются духовные завещания: в юридической конторе, в нотариальных документах, в Конституции России, в духовной культуре, в памяти потомков? Какие главные ценности наши предки оставляли в наследство потомкам? Духовные ценности в завещаниях наших предков: бескорыстие, благодарение, благонравие, благочестие, вера,верность, воздержание, любовь, милосердие, милостыня, наследство, прощение, покаяние, скромность, смирение, страх Божий, терпение, умеренность. Как ими воспользоваться? Какие из них ты бы хотел получить, какие - оставить в наследство своим потомкам? Какие ценности завещал своим детям князь Владимир Мономах, потомкам - святители Тихон Задонский и Митрофан Воронежский, полководец А.В. Суворов, святые Иоанн Кронштадтский и Серафим Вырицкий, царь Николай II, великий князь К.К. Романов и княгиня Урусова. Изменялись духовные ценности жизни христиан на протяжении веков?

Тема 15. Проект 7. «Духовное завещание школьникам 22 века». Для чего я живу? Какие ценности жизни считаю для себя главными? В чем вижу счастье жизни человека: моих родителей, меня лично, моих предков? Отличаются ли они или совпадают? Какие ценности я получил в наследство от своих предков прошлых веков? Можно ли, знакомясь с памятниками христианской культуры, рассматривая произведения религиозной и светской живописи, путешествуя маршрутами духовного краеведения узнать о том, какие ценности жизни избирали люди, которые создали эти объекты? Можно ли догадаться, о чем думали мои сверстники, портреты которых написали художники разных веков? Что бы они хотели сказать мне через века и годы? Что бы я хотел рассказать о себе, своей Родине, ее ценностях, культуре, святынях, пожелать своим сверстникам, которые будут жить через 100 лет?Тема 16-17. Итоговый проект «Наследие. Диалог культур и поколений». Можно ли вести с людьми разговор через века? О бессмертии. Какие ценности жизни человека прекращают со временем свое существование, какие сохраняются?

Рассказ о самом главном: своей Родине, ее святынях, о предках, о цели жизни, о себе, семье, ценностях жизни. О том, что мы получили в наследство, сохранили и передаем в наследство своим потомкам. Диалог культурных традиций жизни людей. Сохранение вечных ценностей: добра, любви, веры, красоты в себе и в мире. Сохранение родного языка. Что для этого нужно сделать лично мне, что - всем нам вместе?

Тематическое планирование предмета «Православная культура»

10 класс

Тема урока, раздела

Кол-во

1

Введение.

1

Раздел 1. История Белгородской епархии с древнейших времен до начала ХХI века.

2

 Крещение Руси. Возникновение Белгородской епархии.

1

3

Основание г.Белгорода. Белгородская епархия в

XVII в.

1

4

Белгородская епархия в эпоху Петра Великого.

1

5

Святитель Иоасаф Белгородский: жизнь и  первое прославление.

1

6

Взаимоотношения церкви и государства в конце ХVIII – начале ХIX вв. Основание Белгородской духовной семинарии.

1

7

Белгородская епархия в середине XIХ начале XX вв.

1

8

Белгородская епархия в середине XIХ начале XX вв.

1

9

Государство и Русская Православная Церковь в первой половине ХХ в.

1

10

Государство и Русская Православная Церковь в первой половине ХХ в.

1

11

Русская Православная Церковь на Белгородчине во

2-й пол. ХХ в.(сер. 40-х – 80-е гг.).

1

12

Святое Белогорье на рубеже веков (конец ХХ – начало ХХI вв.).

1

13

Белгородско-Старооскольская епархия и система образования на Белгородчине.

1

14

Святые новомученики и подвижники земли Белгородской (ХХ в.).

1

15

Урок-зачет по разделу 1 «История Белгородской епархии с древнейших времен до начала XXI в.».

1

Раздел 2. Духовная культура Белгородчины (архитектура, изобразительное искусство, музыка).

16

Православное зодчество Белгородчины. Храмы Белгорода.

1

17

Православное зодчество Белгородчины Храмы Старого Оскола и Губкина.

1

18

Православное зодчество Белгородчины. Храмы малых городов и сел.

1

19

Монастыри Белгорода: история и современность.

1

20

 Монастыри Белгородчины: история и современность.

1

21

Монастыри Белгородчины: история и современность.

1

22

Светочи духовной жизни нашего края (храмы и монастыри Белгородчины).

1

23

Православие и изобразительное искусство Белгородчины (скульптура).

1

24

Православие и изобразительное искусство Белгородчины (иконопись).  

1

25

Православие и музыка Белгородчины. С.А. Дегтярев.

1

26

Православие и музыка Белгородчины. Г.Я. Ломакин.

1

27

Православная тематика в творчестве белгородских композиторов С.А. Дегтярева и Г.Я. Ломакина.

1

28

Православный Белгород (храмы, памятники). Виртуальная учебная экскурсия.

1

29

Спасо-Преображенский кафедральный собор. Виртуальная учебная экскурсия.

1

30

Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь (с. Холки Чернянского района). Виртуальная учебная экскурсия.

1

31

Храмы Белгородчины. Виртуальная учебная экскурсия.

1

32

Храмы Белгородчины.  Подготовка к зачету.

1

33

Урок-зачет по разделу 2  «Духовная культура Белгородчины (архитектура, изобразительное искусство, музыка).

1

34

 Итоговое повторение. Итоговый контроль.   

1

Итого

34

11 класс

Тема урока, раздела

Кол-во

 Раздел 1. ЦЕЛЬ ЖИЗНИ

1

Самоопределение. Выбор пути.

1

2

Самоопределение. Выбор пути.

1

3

Христианские ценности. О наследии и наследниках.

1

4

Христианские ценности. О наследии и наследниках.

1

5

Нравственная культура православия. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».  

1

6

Нравственная культура православия. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».

1

 Раздел 2. ПРАКТИКУМ «АЗБУКА ДУХОВНАЯ»

7

Самопознание. Какой я?

1

8

Самопознание. Какой я?

1

9

О страстях и добродетелях души.

1

10

О страстях и добродетелях души.

1

11

Как развиваются страсти?

1

12

Как развиваются страсти?

1

13

Духовная борьба. Сражение со страстями.

1

14

Духовная борьба. Сражение со страстями.

1

15

Самопроверка. Самоотчет дня.  Рубежный контроль

1

16

Самопроверка. Самоотчет дня.

1

Раздел 3. ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ «НАСЛЕДИЕ. ДИАЛОГ КУЛЬТУР И ПОКОЛЕНИЙ»

17

Проек 1. «Кто я?»  Индивидуально-групповое исследование.

1

18

Проек 1. «Кто я?»  Индивидуально-групповое исследование.

1

19

Проек 2. «Какой я?»  Индивидуально-групповое исследование.

1

20

Проек 2. «Какой я?»  Индивидуально-групповое исследование.

1

21

Проек 3. «Откуда я?»  Индивидуально-групповое исследование.

1

22

Проек 3. «Откуда я?»  Индивидуально-групповое исследование.

1

23

Проек 4. «Сохраняем святыни России»  Индивидуально-групповое исследование.

1

24

Проек 4. «Сохраняем святыни России»  Индивидуально-групповое исследование.

1

25

Проек 5. «Цель жизни»  Индивидуально-групповое исследование.

1

26

Проек 5. «Цель жизни»  Индивидуально-групповое исследование.

1

27

Проек 6. «Духовные завещания наших предков»  Индивидуально-групповое исследование.

1

28

Проек 6. «Духовные завещания наших предков»  Индивидуально-групповое исследование.

1

29

Проек 7. «Духовное завещание школьникам 22 века»  Индивидуально-групповое исследование.

1

30

Проек 7. «Духовное завещание школьникам 22 века»  Индивидуально-групповое исследование.

1

31

Коллективный итоговый проект «Наследие. Диалог культур и поколений».  Подготовка.  Рубежный контроль.

1

32

Коллективный итоговый проект «Наследие. Диалог культур и поколений».  Подготовка.

1

33

 Итоговый контроль 

1

34

Коллективный итоговый проект «Наследие. Диалог культур и поколений». Презентация.  

1

Итого

34

Система оценки образовательных достижений по учебному предмету
«
Православная культура»

10 класс

 Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 10 класса предусматривает  

проведение следующих контрольных работ: текущий контроль (устный опрос), рубежный контроль, итоговый контроль (проверочные тесты).

  Формы и средства контроля ( пишущие учащиеся) —  разработаны на основе авторской учебной программы «Духовное краеведение Белгородчины» С.С. Чернова. Раздел:  Формы контроля знаний, умений и навыков учащихся.  

 Формы и средства контроля ( непишущие учащиеся)— разработаны на основе авторской учебной программы «Духовное краеведение Белгородчины» С.С. Чернова. Раздел:  Формы контроля знаний, умений и навыков учащихся.  

  Для обучающихся, которые по состоянию здоровья не могут выполнять работу в письменном виде, может быть предусмотрено выполнение работы в печатном варианте или в устной форме.  

11 класс

Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 11 класса предусматривает  

проведение следующих контрольных работ: текущий контроль (устный опрос), рубежный контроль, итоговый контроль (проверочные тесты).

 Формы и средства контроля ( пишущие учащиеся) —Л.Л. Шевченко, Православная культура . Концепция и программа  учебного предмета 1-11 годы обучения -М.:Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008, (страница  27-36).

Л.Л. Шевченко, Православная культура. Методическое пособие для учителя 11 класс -М.:Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013, (страница 19-28).

 Формы и средства контроля ( непишущие учащиеся)—Л.Л. Шевченко, Православная культура . Концепция и программа  учебного предмета 1-11 год обучения -М.:Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008,(страница  27-36).

Л.Л. Шевченко, Православная культура. Методическое пособие для учителя 11 класс -М.:Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013, (страница 19-28).

Для обучающихся, которые по состоянию здоровья не могут выполнять работу в письменном виде, может быть предусмотрено выполнение работы в печатном варианте или в устной форме.  

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения по учебному предмету «Православная культура»

10 класс

Для обучающихся:

Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. В.А. Шаповалова. «Белгородоведение»- Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.

Учебное пособие Черновой С.С. «Духовное краеведение Белгородчины» Белгород. Издательский центр ООО «Логия», 2005.

Краткий словарь по духовному краеведению Белгородчины: Методическое пособие/ Составитель: С.С. Чернова. Белгород 2005.  

Для учителя: 

Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. В.А. Шаповалова. «Белгородоведение» - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.

Учебное пособие Черновой С.С. «Духовное краеведение Белгородчины» Белгород. Издательский центр ООО «Логия», 2005.

Краткий словарь по духовному краеведению Белгородчины: Методическое пособие/ Составитель: С.С. Чернова. Белгород 2005.  

Методические рекомендации к урокам по курсу «Духовное краеведение Белгородчины»: Методическое пособие/ Автор составитель: С.С. Чернова. Белгород. 2005. Белгородоведение:

Абрамов, В: Князь Владимир/ В. Абрамов// Наш Белгород. – 2003. – 1 августа – с. 15 

Баранов М. Храмы Белгорода. – Белгород: Везелица, 1993. – 72 с.; ил.

Белгородская губерния 1727-1779 гг.: Сб. документов и материалов/ Архивный отдел администрации Белгородской области, Гос. Архив Белгор. обл. - Изд. 2-е. – Белгород: Везелица, 2002. – 235 с.

Белгородская энциклопедия./ Гл. ред. В.В. Овчинников.- Белгород: Обл. типография, 2000. – 464 с.

Борисовская Богородицко-Тихвинская обитель./ Составитель: П. Суб- ботин. – Белгород: Обл. типография, 2000.- 48 с

Варфоломеева М.И. Страницы истории Белгородского края // Материа- лы научно-практической конференции «Белгородская область: 50 лет на карте России». – Белгород: Изд – во БГУ, 2004. – 114 с.

Горяйнов Ю.С. Гавриил Якимович Ломакин. – Белгород: Везелица, 1993.- 71 с.

Горяйнов Ю С. Степан Аникиевич Дегтярев. – 2-е изд., уточн. – Белгород: Везелица, 1993. – 73 с., ил.

Давыдов В.И. Храмы Белгородчины. – Изд. доп. и перераб.- Белгород: Издательский дом «В. Шаповалов», 2000.
Джавадова, В. Соработники у Бога [Об архиепископе Луке (Войно-Ясенецком)]/ В. Джавадова// Смена. – 2001.- 6-12 июня.- С. 7.

Жизнеописание Высокопреосвященного Макария, митрополита Мос- ковского и Коломенского.// Белгородские епархиальные ведомости. –2004. - No 9 (95). – С. 8-9.

Иерей Димитрий Карпенко. Святое Белогорье и Белгородская область. 1954 – 2004 гг. // Материалы научно-практической конференции «Белгородская область: 50 лет на карте России». – Белгород:. Изд- во БГУ, 2004. – 114 с.

Иеродиакон Софроний ( Макрицкий ). Священномученик архиепископ Курский и Обоянский Онуфрий ( Гагалюк ). 1889 – 1938. – М.: ООО «Техинвест – 3», 2003.- 319 с.

Истоки: Историко-краеведческий сборник статей о Белгородчине// Редкол.: проф. Ф.П. Тройно (гл. ред.) и др. – Белгород: Везелица, 1992.- Вып. 1.-162с.,ил.

Капустин, И. Одухотворенно и подлинно/ И. Капустин // Наш Белго- род.-2002.- 17 мая. – С. 14.

Колесникова Л.И. Православное церковное зодчество Белгородской области: Каталог. Кн.первая.. г. Белгород., г. Старый Оскол. – Белго- род: Издатель «Белгородско-Старооскольская епархия», 1997. – 147 с.

Константинов Л. К 270 – летию учреждения Белгородской губернии// Белгородские епархиальные ведомости. – 1997. – Июнь (No6) – С. 7 –8.

Крупенков А.Н. Старый Белгород. – Белгород: Везелица, 1992. – 176 с. Крупенковы Н.Ф. и А. Н Святитель Иоасаф Белгородский. – Белгород: 2000.
Марченко Е С., Винакова И.Н., Мережко О.В. Возродим Россию мило- сердием// Материалы научно-практической конференции «Белгород- ская область: 50 лет на карте России». – Белгород: Изд –во БГУ, 2004. Методические рекомендации к урокам по курсу «Духовное краеведе- ние Белгородчины»: Методическое пособие/Автор-составитель: С.С. Чернова. – Белгород, 2005.
Очерки краеведения Белгородчины: Учеб. пособие. – Белгород: Изд – во БГУ, 2000. – 472 с.
Пархоменко И.Г Белгородская губерния (Социально-экономический и историко-культурологический очерк 1727 – 1779 гг.): Учеб. пособие для студентов по региональному краеведению.- Изд. 2-е, испр. и доп. – Белгород: Издательство Белгородской ГСХА, 2002. – 309 с.

Пересыпкина А.В. К вопросу о роли интеллигенции в образовательном пространстве России// Материалы научно-практической конференции «Белгородская область: 50 лет на карте России». – Белгород: Изд-во БГУ, 2004. – 114 с.

Пономарева О. Белгород – центр Белгородской губернии// Новое вре- мя. – 1997.- 8 июля. Праведник наших дней. Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин )/ Составитель прот. Н. Германский – п. Ракитное: Белго- родская и Старооскольская епархия, 2003. – 144 с., ил.

Православие и культура в Белгородском крае/ Составитель и автор вст. статей и комментариев к.и.н. О.Б. Пономарева – Белгород, 2000.

Татаринцев, Э. Церковь в Коробково: Из истории города/Э. Татарин- цев// Новое время. – 1993. – 20 июля.

Учитель, религия, закон: Методическое пособие/ Составитель: А.В. Пересыпкина.- Белгород, 2004.- 77 с.

Цокур, В.. Лики святых на фоне воинствующего атеизма/В. Цокур// Наш Белгород.- 2000. – 8 сентября. – С.1011.

Щербаченко, В. Церковный писатель Сильвестр/В. Щербаченко.// Ро- веньская нива. – 1992. – 15 декабря.

Щербаченко, В. Воспитанник Бирюченского духовного/В. Щербачен- ко// Знамя труда. – 1992. – 8 декабря.

Щербаченко, В. Инокиня Валентина./В. Щербаченко// Красный Ок- тябрь. – 1994. – 18 января.

11 класс

Для обучающихся:

Л.Л. Шевченко. «Православная культура»: Учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий: 11 класс. Книга 1 Наследие. Диалог культур и поколений. Книга 2 Словари-минимумы. -М.:Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012.  

Для учителя: 

Л.Л. Шевченко. «Православная культура»: Учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий: 11 класс. Книга 1 Наследие. Диалог культур и поколений. Книга 2 Словари-минимумы. -М.:Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012. 

Шевченко Л. Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 11 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013.

Л.Л. Шевченко, Православная культура . Концепция и программа  учебного предмета 1-11 год обучения -М.:Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Методическое пособие для учителя/ О.Л.    Янушкявичене. - М.: ПРО-ПРЕСС, 2006.

Автор-составитель Шевченко Л. Л. Православная культура: Мультимедийное пособие «Православная культура и религиозные культуры мира»: 11 класс.  2012

 

Электронные образовательные ресурсы:

Компьютерное оборудование: базовое рабочее место ученика, педагогического работника.

Аудио и видеоматериалы фонохрестоматии, фрагменты музыкальных произведений, фотопанорама.

Цифровые образовательные ресурсы:

Официальные информационные ресурсы: mon.gov.ru - сайт Министерства образования РФ, www.patriarchia.ru - официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви, blagovest.bel.ru - официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии, omcbelgorod@mail.ru - сайт Образовательно-методического центра «Преображение», www.beluno.ru – официальный сайт департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, www.ipkps.bsu.edu.ru - сайт Белгородского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, www.bpdsmn.orthodoxy.ru - сайт Белгородской Православной Духовной семинарии с миссионерской направленностью; kuraev.ru – официальный сайт диакона, профессора Московской духовной академии Андрея Кураева, www.pravoslavie.ru - информационно-образовательный православный портал.

Православные библиотеки: kraevs.ru, eleon.orthodox.ru (библиотека православного христианина, книги; аудиотека; видеотека), ni-ka.com.ua, www.manna-lib.com (библиотека духовной поэзии), dimulik2009.narod2.ru (Апологетика; Догматика; Риторика; Священное Писание; Сравнительное богословие; Жития Святых), svn.wen.ru, www.slavoslovie.ru (библиотека христианских текстов), e-c-r.pravoverie.ru (собрание записей радиопередачи по православию), www.obibl.com, skrigal.orthodox.ru (библиотека православного христианина).

Православные мультимедиа-ресурсы: pravmedia.com, www.rushill07.narod.ru/ Электронная библиотека, Православная медиа-библиотека www.altarnik.okis.ru, biblion.narod.ru, www.predanie.ru/ Видео архив; Музыкальный архив; Форум; mp3 архив; www.rushill07.narod.ru/ - Электронная библиотека "Вера и православие"; www.altarnik.okis.ru - Православная медиа-библиотека, biblion.narod.ru - Небольшая электронная библиотека православных текстов "Biblion.Narod.Ru."; www.predanie.ru - Православный музыкальный архив; www.isographoteka.ru - Православная библиотека - Религиозная литература.Обзоры сайтов, собрание цифровых изображений Православных книг www.isographoteka.ru

Сайты издательств: Электронный каталог учебных изданий (http://www.ndce.ru/); издательство Просвещение (http://www.prosv.ru/).; Гуманитарный издательский центр Владос (http://www.vlados.ru/). Книжная лавка Университета РАО (http://www.urao.mags.ru/).

Музеи, галереи и художественные каталоги: Каталог Музеи России (http://www.museum.ru/); Эрмитаж (http://www.hermitage.ru/); Русский музей (http://www.rusmuseum.ru/); Музей им. Пушкина (http://www.museum.ru/gmii/); Государственный исторический музей (http://www.shm.ru/); Третьяковская галерея (http://www.tretyakov.ru/); Галерея визуального искусства (http://www.artni.ru/); Галерея русских художников 20 века (http://www.artline.ru/); Музей Архитектуры им. Щусева А.В. (http://www.muar.ru/); Русская культура (http://www.russianculture.ru/).

Сайты учителей православной культуры: timo-tatjana.narod2.ru; mila-krasnokuts.narod.ru › pravoslawya/setevy; vmsush.narod.ru; www.it-n.ru/ - Сеть творческих  учителей.