"Методы и формы работы библиотекаря по формированию культуры чтения"

К данной аттестационной работе представлен 10 летний опыт работы в школьной библиотеке

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА»

(ФГБУ «РГБ»)

Учебный центр послевузовского и дополнительного

профессионального образования специалистов

«Высшие библиотечные курсы – дистант»

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему «Библиотековедение»

Методы и формы работы библиотекаря по формированию

культуры чтения

Обучающийся:

МОИСЕЕВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА

Руководитель:

ХАЙЦЕВА ЛЮБОВЬ БОРИСОВНА

КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  НАУК

Москва, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение…………………………………………………………            3

Основные направления деятельности библиотеки

Цель работы

Главная задача

Основные задачи

Задачи

II. Виды деятельности…………………………………………..             5

Совместная работа с ОМЦ

Воспитательная работа

Библиографическая работа

Информационная работа

III. Роль библиотеки в формировании культуры

чтения………………………………………………………………           8

Культура чтения

Воспитание культуры чтения

Воспитание культуры чтения младших школьников

IV. Основные методы и формы руководства

 чтением……………………………………………………………..        12

1. Метод индивидуального руководства чтением

и его формы…………………………………………………………        12

2. Метод массового руководства чтением

и его формы…………………………………………………………        17

3. Работа с активом читателей……………………………………          25

4. Библиотека и семья………………………………………………        26

Заключение………………………………………………………….       27

Литература…………………………………………………………..       29

I. Введение

К данной аттестационной работе представлен 10-летний опыт работы в школьной библиотеке.

В своей работе библиотека руководствуется следующими правилами:

1. Библиотека - для всех: внимание и уважение каждому.

2. В  библиотеке всё должно быть прекрасно: и книга, и оборудование, и библиотекарь.

3. Библиотека – место психологической разгрузки.

4. Библиотека – информационный центр образовательного учреждения, где запрос читателя превыше всего.

5. Сеять разумное, доброе, вечное.

Основные направления деятельности библиотеки

1. Содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании детей.
2. Обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания.
3. Привитие любви к книге и воспитание культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям.
4. Руководство чтением детей.
5. Привлечение каждого воспитанника к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей.
6. Содействие повышению научно-методического, педагогического мастерства работников школы.
7. Привлечение родителей учащихся к семейным чтениям литературных произведений, массовым мероприятиям в библиотеке.

Цель работы библиотеки – формирование культуры чтения  школьников, развитие и поддержка в детях привычки и радости  чтения и учения, а также потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни. Пропагандировать чтение, а также ресурсы и службы библиотеки.

Главной задачей, стоящей перед библиотекарем в руководстве чтения с детьми, считаю воспитание устойчивого интереса к книге,  стремление общения с ней, умение слушать и понимать художественный текст, то есть всего, что составляет основание, фундамент  для воспитания будущего взрослого читателя, литературно образованного человека.

Основные задачи школьной библиотеки    - помощь педагогическому коллективу в реализации учебных планов, обеспечение учебного и воспитательного процесса в школе всеми формами и методами библиотечного и информационно – библиографического обслуживания читателей. Совместно с педагогическим коллективом осуществлять разработку и подборку рекомендательного списка  книг для чтения учащихся. Прививать интерес у школьников к чтению научно – популярной литературы с целью успешного прохождения школьных программ и изучения учебных предметов, развивать творческое мышление, познавательные интересы и способности учащихся.

Задачи

  • Показать книгу как эстетическую, духовную ценность, как произведение искусства.
  • Знакомить с различными произведениями детской литературы, с разными жанрами.
  • Развивать речь, воображение, фантазию, память.
  • Прививать интерес к книге и художественной литературе, показывать ее как возможность понять себя, людей, окружающий мир.
  • Показывать связь литературы с фольклором, другими видами искусства.
  • Знакомить с ритмом, рифмой, музыкой стиха.
  • Учить детей через книгу сопереживать, сострадать, сочувствовать.

II. Виды деятельности

 Совместная работа с  Московским Городским Методическим центром

*обсуждение проекта плана работы школьной библиотеки на текущий год с учётом главной темы года и знаменательных дат

*использование разработок МГМЦ библиотечных занятий, викторин, конкурсов, литературных вечеров, конференций и т.д. на текущий год

*получение рекомендаций по оформлению выставок, стендов и т.д.

 Воспитательная работа

* формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя:

обучение пользованию книгой и другими носителями информации – поиску, отбору и критической оценке информации

*популяризация литературы библиотечными формами работы, организация выставок и стендов и проведение работы культурно массовой работы

*создание актива школьной библиотеки и совместная работа

*работа с детскими библиотеками (районными)

*способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы:

- беседы;

- диспуты;

- литературные игры;

- викторины;

- литературно – музыкальные композиции;

- библиотечные занятия и др.

Библиографическая работа – это работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний, включает в себя:

1. Ведение справочно – библиографического аппарата с учётом возрастных особенностей читателей:

- каталоги;

- картотеки;

- рекомендательные списки.

2. Ознакомление читателей с минимумом библиотечно – библиографических знаний:

- знакомство с правилами пользования библиотекой;

- знакомство с расстановкой фонда;

- приёмы работы со справочно-библиографическим аппаратом;

- ознакомление со структурой книги;

- овладение навыками работы со справочными изданиями и т. д.

3. Проведение факультативных занятий и кружков по пропаганде библиотечно-библиографических знаний.

Библиографическое информирование заключается в массовой, групповой и индивидуальной информации учащихся.

Давать консультации своим читателям по разным вопросам, библиографическую консультацию. Это может быть ответ на разовый запрос, содержащий советы или рекомендации по самостоятельному библиографическому поиску. Делать выставки, проводить библиографические обзоры, читательские конференции, вести пропаганду на факультативных занятиях, уроках внеклассного чтения или кружках.

Информационная работа – одна из важных составных частей работы библиотеки. Сущность информационной работы заключается в том, что библиотекарь регулярно информирует читателей о новой литературе, поступившей в её фонды, об изданиях, посвящённых  актуальным и интересующим  школьников темам. Информирование ведётся систематически. Его содержание определяется интересами читателей, их возрастными особенностями. Основную роль в информационной работе играет слово библиотекаря – его рассказ о работе библиотеки и её отделов, о правилах пользования книгами. Такая информация доступна даже самым маленьким читателям. В информационной работе библиотеки используются массовые, групповые и индивидуальные формы:

* обзоры новых поступлений

* подбор литературы для проведения предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий

* оформление в кабинетах книжных выставок на изучаемую тему

*сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием учащихся:

- обслуживание читателей на абонементе;

-  обслуживание читателей в читальном зале;

- подбор литературы для написания рефератов, докладов, сообщений и т.д.

 Основные пути изучения информационных потребностей, применяемые

в нашей школьной библиотеке:

- анкетирование;

- беседы;

- изучение читательских формуляров;

- наблюдения.

В нашей школе каждый учебный год проходят  Дни информации. Проводим мы их совместно с учителями начальных классов, с учителями предметниками, с районной детской библиотекой  № 103. Отчёт о проведении Дней информации я сдаю в МГМЦ методисту.

Дни информации – комплексное мероприятие, форма информационной работы.

Цель этого мероприятия – представить читателям литературу определённой темы или литературу, поступившую в библиотеку за определённый период времени. Проинформировать о  знаменательных и памятных датах года: юбилеях писателей, книгах – юбилярах, годовщинах великих сражений.

 Сценарий или план Дня информации может включать в себя чтение рассказов или стихов, викторину, репортаж, литературно – музыкальную композицию и т.д.

Один из планов и отчётов проведения Дней информации школьной библиотекой  совместно с учителями и районной библиотекой

Примерный план проведения Дней информации школьной библиотекой № 1362 по теме «Славные страницы Российской истории»

Дата

Место проведения

Мероприятие (форма, тема)

Категория

участников

7 ноября

Красная площадь

Репортаж из эпохи «1612 год-Минин и Пожарский».

7 класс

8 ноября

По школе

Радиопередача «205 лет Царскосельскому лицею».

1 -11классы

9 ноября

Районная детская

библиотека  № 103

Литературно-информационная композиция «Наша древняя столица».

5 – 6 классы

10 ноября

Класс

Страницы Российской истории «Пётр Великий»

4 класс

11ноября

Школьная библиотека, класс

 По страницам знаменательных дат

«М.В. Ломоносов - 305 лет со дня рождения»

5 - 7 классы

III. Роль библиотеки в формировании культуры чтении

Современная школьная библиотека - центр формирования читательской и информационной культуры. Вся работа библиотеки  по продвижению книги, чтения построена так, чтобы максимально привлечь читателя к фонду, научить поиску и работе с имеющейся информацией, как на традиционных, так и на нетрадиционных носителях.

Культура чтения – это:

* Умение самостоятельно работать с книгой

* Бережное отношение к книге

* Умение сосредоточиться на том, что читаешь

* Знание приёмов рационального чтения

* Способность быстро находить нужные книги в библиотеке и т.д.

Воспитание культуры чтения – это одна из важнейших задач школьного библиотекаря. К этой цели можно прийти многими путями. В своей работе я пытаюсь достичь её, работая с ребенком, учителями, родителями.

Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Книга – это фундамент, на котором строится культура нации.

Мы, дети и взрослые любим книгу! Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы взрослых память о детстве, откуда все они родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым. Ибо детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда! Книга учит, лечит душу, воспитывает вкус, формирует взгляды.  

Читательский талант – это не просто природный дар, а результат упорного труда. В воспитании культуры чтения у детей можно опираться на весь арсенал народной мудрости, вплетая её в работу с читателем. Это пословицы, поговорки, загадки на темы книги, грамотности, чтения.

Воспитание культуры чтения младших школьников

Неслучайно говорится: «Испокон века книга растит человека» В.Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя». Как научить детей любить книги? Научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Мы живём в век информации. Интернет, телевидение, радио стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Кажется, что в этом потоке совсем не осталось места книге. И всё же трудно представить себе человека, который за всю жизнь не прочитал бы ни одной книги.

Читателями нашей школьной библиотеки ребята становятся с 1 класса. Запись в библиотеку проходит в декабре месяце и оформляется в виде праздника «Знакомство с библиотекой. » Я провожу его в виде игровой формы:

- путешествие по библиотеке;

- понятие о библиотеке, абонемент и читальный зал;

- как самому выбрать книгу (книжные выставки, закладки);

- бережное отношение к книге;

- правила обращения с книгой;

- как записаться в библиотеку.

Дальнейшая технология работы с детской книгой подробнее обговаривается с учителем или воспитателем группы. Проводятся тематические беседы о книгах, викторины, игры, выставки детского творчества. Задача школьного библиотекаря -  приобщить ребёнка к книге и чтению, ведь от того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба. Здесь библиотекари сталкиваются с определёнными трудностями, так как учащиеся не всегда осознают или не понимают содержание прочитанной ими книги, в результате чего интерес к книге не формируется, а значит, нет мотива обращения к книге. Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров.  Книга учит “вглядываться” в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность.

Читатель в ребенке начинается раньше, чем он научится читать. Умение составлять слоги и слова – это лишь техника, настоящее чтение – это источник духовного обогащения. И очень много может дать ребенку школьная библиотека. В библиотеке нашего учреждения создана непринужденная дружеская атмосфера общения с маленьким читателем, вызванная обоюдным интересом к книге. Библиотекарь – это посредник между читателем и книгой, читателем и писателем. Своим руководством я соединяю возможности эстетического восприятия ребенка и художественный образ книги. Педагогически целенаправленное воздействие на ребенка-читателя опирается на учет возрастных индивидуально-психологических особенностей его личности. Начальный период школьного детства  характеризуется несоответствием между относительно высокими требованиями восприятия произведения и несовершенной техникой чтения.

Одной из задач, стоящих перед библиотекарем в руководстве чтением детей начальной школы, является воспитание устойчивого интереса к книге и желания преодолеть трудности чтения. Записывая первоклассников в библиотеку, я узнаю у классных руководителей, как они читают. Это во многом определяет, какие книги рекомендовать им для самостоятельного чтения, а с какими они должны познакомиться, слушая чтение взрослого – учителя,  родителей, библиотекаря. Читатели 8-10 лет уже способны смотреть на своих героев и события, изображенные в книге, не изнутри, а как бы со стороны, поэтому возникают условия для более мотивированного, а значит, и более глубокого оценочного отношения к изображаемому. Однако свое отношение к прочитанному  они еще не могут выразить в суждениях. Всю гамму своих переживаний они чаще выражают одним словом – “нравится”. Этот универсальный критерий отношения к прочитанному характерен именно для данного возраста. Я думаю, что влияние библиотекаря на чтение ребенка возможно лишь в том случае, если читатель видит в нем доброго, умного собеседника, знатока книг, к которому можно обратиться за помощью. В духовный мир читателя начальной школы должно войти самое ценное, то, что соответствует уровню его развития – умственного, эмоционального, эстетического – и, в тоже время, способствует его дальнейшему развитию. Школьники, достигшие 13 – 14 лет, стоят на пороге активной творческой и общественной деятельности. Библиотекарь должен способствовать формированию у них не только устойчивого интереса к книгам, но и к молодёжным газетам и журналам, так как периодическая печать очень многое может дать подросткам.

Два раза в год  делаю подписку на периодические издания, учитывая не только все направления работы школы – темы самообразования и исследовательской деятельности, как учащихся, так и учителей, необходимые для выполнения  ФГОС, но и учитывая формы и методы работы школьной библиотеки по формированию навыков культуры чтения.

IV. Основные методы и формы руководства чтением

В практике работы детских библиотек используются методы индивидуального и массового руководства чтением и их формы. Чтобы книга и чтение прочно вошли в духовную жизнь, важны как индивидуальный, так и массовый методы руководства чтением. Наибольший эффект приносит последовательная, систематическая взаимосвязь этих методов с одной и той же конкретной читательской группой. Работа в школе требует от библиотекаря большого и постоянного напряжения душевных и творческих сил.

В практике своей работы в школьной библиотеке, я использую оба метода.

1. Метод индивидуального руководства чтением  и его формы

В основе этого метода учёт индивидуальных особенностей читательского развития ребёнка, его интересов, способностей, увлечений. Наиболее распространённая форма индивидуального руководства чтением – беседа.

В повседневной работе в библиотеке   широко распространены рекомендательные беседы, беседы о прочитанном, индивидуальные консультации у книжных выставок. Во время рекомендательной беседы библиотекарь не только помогает выбрать конкретную книгу, но и вызывает у читателя интерес к ней, создавая соответствующую установку для ее восприятия. Характер рекомендательной беседы зависит от запросов читателя, его возраста, уровня развития. Часто библиотекарю приходиться сначала выяснить, о чем хотел бы подросток прочитать. Затем он показывает книги различной тематики, кратко знакомя читателя с их содержанием. Это помогает читателю сделать выбор, приучает точнее формулировать свой спрос.

Рекомендательная беседа важна и в случаях, когда читатель просит книгу на определенную тему. Выяснив, почему подросток интересуется этой темой, что уже прочитано им, библиотекарь подбирает книгу и кратко характеризует ее. Даже когда читатель спрашивает конкретную книгу, это не означает, что рекомендательная беседа не уместна. Опыт работы с подростками и знанием подсказывают библиотекарю, на какие трудные и важные моменты в книге надо обратить внимание читателя. При удовлетворении конкретного спроса читателя библиотекарь рекомендует ему также литературу по данному автору. Интерес к автору создает эмоциональный контакт с ним в процессе чтения книги, открывает двери в мир творчества писателя. Внимание требует читательский опрос “чего-нибудь новенького”, характерный для старших школьников, читающих очень много. Погоня за новеньким нередко может быть показателем “престижности чтения”, “моды” на определенные книги. Задача библиотекаря - повышать качество чтения. Один из путей ее решения - побудить подростков  к прочитыванию лучших литературных произведений. Прием рекомендации книг читателям во многом зависит от типа литературы. Например, научно художественное произведение нужно рекомендовать так, чтобы возникла связь между содержанием книги и тем, что известно читателю из других источников информации (кино, телевидение, радио). Важны и вопросы к читателю, пробуждающие его любознательность, желание получить в рекомендуемой книге ответы на разнообразные “что”, ”как”, и ”почему”. Во время рекомендательной беседы по научно - художественной книге нужно подготовить читателя к встрече с новыми для него научными сведениями, помочь ему не упустить эти факты. Первоначальное приобщение к литературе по различным областям знания целесообразно начинать с рекомендации книг, содержащих конкретные факты, близкие опыту читателя. Возникает эффект “узнавания”, что усиливает интерес к чтению, обуславливает усвоение содержания. Выяснение мотивов спроса при беседе с читателем показывает, например, что подросток, спрашивая конкретную книгу, подчас не подозревает о существовании других книг, иногда более ценных и доступных его возрасту. Нередко читатель, заинтересовавшись книгой, спрашивает “что-нибудь такое же”. Библиотекарь должен детально конкретизировать читательский спрос. Без выяснения, чем  произведение увлекло читателя, удовлетворение последующего спроса не может быть удачным. Если библиотекарь готовится к выдаче ежедневно, это позволяет ему не только избежать ошибок при рекомендации, но и помогает найти более верные приёмы привлечения читателя чтения тех книг, которые важны на данном этапе его читательского развития. 

Характер рекомендательной беседы зависит от запросов читателя, его возраста, уровня его развития. В практике своей работы в библиотеке, я сначала выясняю, о чем хотел бы прочитать ребенок, затем показываю книги различной тематики, коротко знакомя ребенка с их содержанием. Это помогает ему сделать выбор. При рекомендации произведения художественной литературы  я читаю яркий эпизод из книги, или рассказываю о ее главном герое, показываю одну-две иллюстрации. При возвращении книги читателем я снова провожу с ним беседу. Стремясь закрепить и углубить у него эмоциональные впечатления и знания, которые он получает,  читая книгу, я заранее продумываю вопросы к ребятам. Первый вопрос должен побуждать читателя проявить свое отношение к книге или вспомнить наиболее понравившийся в ней эпизод. На вопросы о книге ребята обычно отвечают однозначно, иногда кроме «понравилось», «интересно» затрудняются что – либо сказать.

Беседа о прочитанном позволяет мне понять уровень и качество восприятия обучающимися книги. Индивидуальное руководство чтением требует от библиотекаря творчества и мастерства, знания литературы и своего читателя. При возвращении книги читателем, я снова провожу с ним беседу. Индивидуальные  беседы о прочитанном, так же как и рекомендательные беседы, проходят на абонементе, у книжных полок.

В беседе с ребятами нужно избегать наводящих вопросов, которые могут оттолкнуть их, вызвать нежелание вести беседу. Вопросы «Может подсказать заглавие книги?», «Нравится ли тебе название книги?». Иногда начать разговор помогает вопрос об отношении автора к своим героям. Беседа о прочитанном позволяет библиотекарю понять уровень и качество восприятия читателем книги. Если она была рекомендована самим библиотекарем, то  во время беседы он определяет педагогическую состоятельность своей рекомендации.

Беседа о прочитанном как бы продлевает воздействие произведения на детей, на их сознание, чувства. Сохраняя яркость восприятия конкретного содержания, читатель во время разговора с библиотекарем может увидеть и понять тот более глубокий «слой» произведения, который не раскрылся ему при чтении, но вот сейчас вопросы библиотекаря позволили ему войти в созданный художником мир образов. Читатель  учится понимать произведение. Это означает, что он не просто глубже усваивает, где, когда и почему происходило действие, какие качества героя при этом выявились, но и осознает отношение писателя к написанному, глубинный смысл произведения.

 Консультация - это совет библиотекаря читателю по вопросу, связанному с выбором литературы. Консультации проводятся у книжных полок, книжных  выставок, у каталогов и картотеках. Эта форма индивидуальной работы особенно важна в общении с учащимися 10-11 классов. Часто подростки идут в библиотеку, чтобы «порыться в книгах», полистать журналы, выбрать «что-нибудь интересное». Эпизодический конкретный спрос у них, как правило, обусловлен заданием учителя или возникает под влиянием интересной

телепередачи, фильма, нередко совета товарища. Библиотекарь должен проявить максимум такта, что бы своим советом помочь читателям выбрать нужные им книги или статьи из периодических изданий.

Библиотекарю знакомы читатели, которые в фонде бесцельно переходят от одного раздела к другому. Их внимание привлекает внешний вид книги, её обложка, заглавие, иллюстрации. Библиотекарь может провести консультацию с такими читателями у книжных полок, чтобы привлечь их внимание к лучшим книгам, помочь осознать запросы, подсказать рациональный путь самостоятельного поиска нужной литературы. Библиотекарь стремится углубить чтение подростка, зародить в нем мысль о возможностях и перспективах самообразования, ввести в круг чтения лучшую художественную и научно - познавательную литературу.

Важная задача консультации - указать читателю на трудности, с которыми он может столкнуться при чтении, предложить справочные издания. Во время консультации библиотекарь объясняет назначение справочного аппарата книги, предисловие.

Создание установки в чтении - психологического состояния, определяемого как готовность к определенной активности, предшествующей восприятию - одна из важнейших целей консультации.

Предпосылку для полноценного восприятия художественного произведения читателем можно создать, подчеркнув особенности произведения, важные для понимания его художественной ценности. Иногда достаточно выделить одну художественную деталь, чтобы предопределить и направить восприятие. Библиотекарь обращает внимание на индивидуальность автора, сопоставляет рекомендуемую книгу с той, что уже знакома читателю. Результаты индивидуального руководства чтением, каким бы систематическим и квалифицированным оно ни было, нельзя определить сразу. Интересы читателя, осознанные мотивы чтения, глубина восприятия книги формируются постепенно, качественные сдвиги в читательском развитии нарастают незаметно. Индивидуальное руководство чтением подростков и старших школьников требует от библиотекаря   творчества и мастерства, знания литературы и своего читателя. В основе индивидуального метода руководства чтением – учет индивидуальных особенностей читательского развития ребенка, его интересов, увлечений, способностей.

2. Метод массового руководства чтением и его формы

В основе этого метода – знание и учёт возрастных особенностей конкретных групп читателей. Библиотекарь, опираясь на общее в чтении, обусловленное социальной ситуацией развития юношей приобщает их к систематическому чтению и пользованию библиотеками. В нашей школьной библиотеке проводятся массовые мероприятия, направленные на развитие познавательных интересов учащихся. Основными формами массового руководства чтением в нашей библиотеке являются книжные выставки, обзор литературы, циклы чтений, групповые беседы о прочитанном, обсуждение книг, читательские конференции, разнообразные литературные игры (конкурсы, викторины, путешествия по книгам), устные журналы, литературные вечера.

Одним из эффективных приемов формирования культуры чтения у учащихся являются библиотечные уроки. Библиотечные уроки по чтению являются частью программы «Информационная культура личности». Чтение качественной художественной литературы занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал. Приобщая ребёнка к чтению, библиотека не только открывает путь к одному из важных источников информации. Она защищает его душу, питает ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует творческой самореализации личности, её жизнестойкости. Библиотечные уроки в начальной школе нацелены на формирование устойчивого интереса к литературе, в средней школе на совершенствование читательского восприятия и развитие художественного вкуса. В старших классах – на развитие личностного подхода к литературному произведению, самостоятельность эстетических оценок.

Цели библиотечных уроков

- прививать интерес к справочной литературе;

- содействовать развитию навыков самостоятельной работы с книгой, поиска и оценки информации;

-вырабатывать привычку указывать источник, откуда взят тот или иной текст.

 Работа эта ведется исходя из принципов системности и последовательности, дифференцированного подхода, учитывающего возрастные особенности школьников. Учащиеся последовательно получают библиотечно-библиографические знания, развивают основные информационные и читательские умения и навыки. Все должны получить необходимый минимум знаний о книге и библиотеке, научиться работать со справочной литературой, поиску, отбору и критической оценке информации различными способами. Форма проведения уроков самая разнообразная: библиографические игры, практические занятия, театрализованный урок, чтобы дети воспринимали их не как уроки, а как интересное занятие в непринужденной форме. В формировании  грамотности школьников принимают участие все учебные предметы. Разграничены участки работ, но определена очередность подачи материала в соответствии с программой изучаемого предмета. Сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями. 

Книжная выставка – это основная форма наглядной пропаганды литературы – комплекс специально отобранных и систематизированных произведений печати, предлагаемых читателям для обозрения и ознакомления с ними.

Книжные выставки классифицируются по различным признакам:

- срокам поступления литературы;

- содержанию (тематические, юбилейные и др.);

- форме организации (выставка – просмотр, внутриполочная выставка);

- способу подачи материалов (выставка – вопрос, выставка – урок и т.п.);

- технологиям работы с выставкой (выставка – диспут, выставка – викторина и пр.)

Книжная выставка экспонируется в течение определенного времени, она  призвана возбудить интерес к литературе, а также к вопросам и темам, которые раньше не привлекали  внимание школьников.

В течение всего учебного года в  библиотеке работают постоянные и переменные выставки. Постоянные книжные выставки: “Наши новинки”, “В гостях у сказки”, “Книги – наши друзья”, “Книги - юбиляры”…

Переменные книжные выставки формируются к важнейшим историческим датам, праздникам, юбилеям писателей, поэтов, деятелей искусства, науки и техники. Очень помогает в моей работе серия «Профессиональная библиотека школьного библиотекаря», «Выставка в школьной библиотеке», на которую я делаю подписку каждый год. Предлагаемые в выпусках «Выставок» сценарии могут стать основой для мероприятия, проводимого в библиотеке или в школе. Этапы организации выставки таковы: в соответствии с ее целевым назначением я отбираю литературу, цитаты, иллюстрации, готовлю вопросы к читателям, пишу яркий выразительный заголовок, определяю основные разделы, продумываю всю композицию и оформляю и размещаю выставку. Я систематически рассказываю о выставке читателям, провожу по ней обзор, иначе она будет малоэффективной. Организовав выставку литературы на определённую тему, веду учёт сколько читателей взяли книги с выставки по своей инициативе, какие книги  пользовались особым спросом, а какие не читались совсем или не вызывали у ребят никакого интереса. Организую учет выданных книг. Выставки книг в нашей школьной библиотеке пользуются большой популярностью среди читателей и способствуют поддержанию интереса к чтению детей и подростков. Особое место в творческом воспитании и развитии детей занимают литературные праздники. Привлекают его широкие педагогические возможности: для активных читателей – участников различных литературных объединений при библиотеке – это форма подведения определенного итога в работе, праздник творчества ребят; для других участников – эмоционально привлекательная форма рекомендации книг, пробуждения и формирования читательского интереса.

Литературный праздник – это сценическое произведение, поэтому для его подготовки нужен коллектив “актеров”, репетиции, определенные знания в области законов театрального действия, творческие способности у читателей. Для усиления воздействия произносимого слова необходимо художественное сопровождение, необычная расстановка исполнителей на сцене и т.д. Отрывки из произведений необязательно учить наизусть, их можно читать и по книге, важно только, чтобы чтение было выразительным и ложилось на музыку, которая усиливает воздействие текста.

Я считаю, что чтение для школьника должно быть занятием добровольным и увлекательным. Поэтому я включаю в свои  занятия произведения разнообразные по жанрам и уровням сложности для восприятия: сказки, стихи, рассказы, загадки, песенки, скороговорки, литературные миниатюры, фрагменты больших произведений. Использую различные литературные и речевые задания и игры. Мне хочется, чтобы каждый ребенок почувствовал себя личностью, знал, что он является членом своего коллектива, что вместе с товарищами может совершать интересные дела. С удовольствием наши ребята сочиняют стихи, придумывают истории о родном городе, рисуют иллюстрации, принимают участие в различных окружных и городских конкурсах.

Наша школьная библиотека активно сотрудничает  с Московским Домом книги на Арбате, ребята принимают участие в конкурсах. В  рамках Х книжной эстафеты «Откройте книгу детям» Московский Дом книги проводил конкурс рисунков по книгам Э. Успенского  «Зима в Простоквашино», «Дядя Фёдор, кот и пёс», «Про Веру и Анфису». Участие  в нём принимали наши ребята из начальных классов, призовые места заняли  два ученика. Активно сотрудничаем и принимаем участие в различных конкурсах с Окружным Методическим Центром.

 Команда наших ребят из 4-ых  классов принимала участие в окружном литературном конкурсе «Поезд стихов», «Я пишу стихи».

В сентябре месяце 2013года, к Форуму школьных прозаиков города Москвы, «Московский рассказчик», организованный фондом «Новое тысячелетие», был издан сборник рассказов участников Форума, посвящённый Л.Толстому. Ребята нашей школы были награждены дипломами. Все желающие могли приобрести этот сборник для себя.

В марте месяце того же года, вместе с учителями – предметниками, родителями принимали участие   в Форуме школьных поэтов «Московский стихотворец», который был посвящён Всемирному дню поэзии. В форуме приняли  участие 34 ученика нашей школы, пишущие стихи. Все также были  награждены дипломами и грамотами и могли  приобрести сборники со своими стихами.

Во втором Международном детском творческом конкурсе «Сказки красивого сердца» в рамках проекта «Я выбираю доброжелательность» принимали участие также наши ребята.

Ежегодно в марте проходит Городская неделя детской книги «Именины книжки детской», это традиционный городской литературный праздник.   Его проводит Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества и наше образовательное учреждение ежегодно принимает в нём участие.

Цель Недели книги - приобщение детей и подростков к активной читательской деятельности и формирование осознанной потребности в чтении. Неделя детской книги в МГДД(Ю)Т включает в себя комплекс мероприятий: встречи с известными писателями, знакомство с новинками книжных издательств, выставки работ художников-иллюстраторов, мастер-классы от редакторов детских журналов, театрализованное «литературное путешествие в зрительском кресле». Основными элементами Городской Недели детской книги «Именины книжки детской» являются конкурсные программы. Конкурс проходит в три этапа: подготовительный, отборочный, финальный. Подготовительный  и отборочный проходит в библиотеке образовательного учреждения, финальный в МГДД(Ю)Т. По итогам соревнования выявляются и поощряются лучшие читательские активы образовательных учреждений города Москвы.

В марте 2015 года наши ребята приняли участие в Городском конкурсе

«70 книг о войне», который был посвящён 70-летию Великой Победы. По результатам конкурса был составлен рекомендательный список литературы, аннотированный цитатами из отзывов участников. Награждение победителей прошло в Московской городской Думе.

В этом году приняли участие в Международном фестивале искусств «Планета Детства» в рамках проекта «Пишем историю Семьи!», награждение финалистов состоится 16 декабря 2016 года в Общественной палате РФ.

Также в этом учебном  году, наше ОУ принимет участие в открытом городском ежегодном конкурсе «С книгой по жизни», надеемся на хорошие результаты.

Все эти массовые мероприятия и формы их проведения связаны с воспитанием культуры чтения, направлены на привитие детям интереса и любви к поэзии, к книге, литературе, искусству, творчеству. «Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создаёт потребности и возможности детского творчества». Участие в различных библиотечных, окружных и городских мероприятиях формирует у ребят обострённое чувство коллектива, своей общности.

Анализ проведённых мероприятий показывает, что интерес у учащихся школы к поэзии и художественной литературе вырос.

В течение года в библиотеке я провожу занятия по теме “Друзья книги” для учащихся 2-4 классов.

Основная цель занятий -  помочь осознать ценность детского чтения, как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы, приобщить ребёнка к чтению и книге.

 Задачи занятий:

* расширить и углубить знания детей о книге, её строении, создании и происхождении, о её роли в культуре разных народов;

*развивать любознательность, познавательный интерес, творческие способности;

*научить  и закрепить умение создавать свои тексты, доклады, отзывы, научить работать с книгой, пользоваться всей имеющейся в ней информацией;

* формировать умение доводить начатое до конца;

*развивать самостоятельность и инициативу.

Проводятся различные формы занятий:

- теоретические и практические

- проведение игровых занятий (литературные викторины, конкурсы)

- экскурсии в районную детскую библиотеку № 103.

В течение всего года мной проводится диагностика усвоения материалов в виде конкурсов, тестов, итоговых занятий.

Ожидаемые результаты:

 каждый должен уметь:

*найти в книге все её элементы;

*пользоваться справочным аппаратом библиотеки;

*пользоваться справочной литературой – словарями, справочниками, энциклопедиями;

*пользоваться каталогами и картотеками;

*найти нужную книгу на книжной полке в библиотеке.

Занятия проходят в помещении читального зала школьной  библиотеки и ребята с удовольствием на них приходят. В библиотеке имеется фонд справочной литературы, занимательная литература, редкие книги.

Также я провожу анализ круга чтения учеников. Для этого провожу анкетирование школьников. Данные анкеты позволяют узнать и проанализировать отношение к книгам и чтению, а также узнать есть ли у ребят в семье домашние библиотеки. Для того чтоб книга и чтение прочно вошли в духовную жизнь детей, важны как индивидуальный, так и массовый методы руководства чтением.

Школьный библиотекарь сегодня должен обладать высоким профессионализмом и одновременно лучшими душевными качествами человека: верить в свою работу, любить детей, понимать их проблемы и внутренний мир, быть в курсе новых учебных программ, иметь представление о новых обучающих системах, уметь координировать работу с учителем в отношении каждого ребенка.

Координация работы и общение помогают и учителю, и библиотекарю решать свои задачи,  во имя одной общей цели – воспитания и образования конкретного ученика. Тогда возможен учет его особенностей, способностей к учебе, общего культурного уровня при подборе литературы и форм работы – как индивидуальной, так и с классом.

Учителя нашей школы всегда в курсе поступления литературы в библиотеку. К их услугам информационные списки новинок учебной, методической, периодической литературы, обзоры на совещаниях, методических объединениях. И учителя со стажем, и молодые учителя идут в библиотеку подобрать литературу к уроку, для самообразования, к выступлению на родительском собрании, с просьбой оказать помощь в проведении вечера с классом или мероприятия по предмету.

3. Работа с активом читателей

Дети, часто посещающие библиотеку, обычно помогают библиотекарю во всех его начинаниях: привлекают своих товарищей, участвуют в подготовке массовых мероприятиях, принимают участие в ремонте книг. Добровольное участие в делах библиотеки – важный принцип организации читательского актива. Участие в работе библиотечного актива наполняет свободное время ребят увлекательными и полезными делами, расширяет кругозор, делает их жизнь богаче, интереснее.

Одна из целей создания читательского актива – воспитание у детей общественной активности, лучших нравственных качеств: чувства коллективизма, дружбы. Ответственности за порученное дело, развитие самодеятельности. Для систематической работы с читателями – активистами организуются различные кружки.

Особенность кружков в библиотеке состоит в том, что они стимулируют и активизируют, прежде всего, чтение детей и подростков, самостоятельность их работы с книгой, с другими печатными источниками.

Формы организации  актива читателей различные. Всё зависит от возраста, интересов, увлечений читателей, а также от творческих способностей самого библиотекаря.

В нашей  библиотеке организован кружок юных книголюбов, « Друзей книги». Я изучаю увлечения, склонности ребят, учу работать с книгой, проявлять активность и самостоятельность развиваю их интересы и стараюсь превратить такие занятия в увлекательные.

Библиотека – это сердце обучающего процесса, в школе она несет еще и воспитательные функции. Вместе – учитель – дети – библиотека - родители – решаем сложные педагогические задачи. Умный, хороший учитель, заинтересованный в образовании и воспитании детей, непременно приведет их в библиотеку, а за ними идут и их родители. Сначала зрители, потом помощники, участники, ведущие праздников, литературных игр, презентаций книг. В том, что в работе с книгой участвуют родители, проявляется связь,  единство поколений.

4. Библиотека и семья

В семье формируется личность ребёнка, его отношение к различным видам деятельности, в том числе к чтению. Важным фактором, влияющим на работу библиотеки по организации и формированию культуры чтения детей – контакты с семьёй читателя. Формы этой работы бывают индивидуальные и массовые.

 Во многих семьях есть домашние библиотеки. Семья, в какой - то степени руководит чтением своего ребёнка. Основой работы библиотеки с родителями является изучение роли семьи в чтении  детей.

В своей работе я провожу анкетирование. В ответах видно,  принимает ли семья участие к привитию интереса к чтению своим детям, есть ли книги дома. Читают ли родители вслух, какие произведения обсуждаются в семье, рассказывает ли ребёнок о прочитанных книгах. Ещё ответы помогают определить пути работы в руководстве чтением детей с родителями в библиотеке. Родители наших учащихся приглашаются на массовые мероприятия, проводимые в школе и библиотеке: утренники, библиотечные уроки, «Знакомство с библиотекой», «Прощание с азбукой», «Неделя детской книги». Совместно с родителями выходим на мероприятия, проводимые в районной библиотеке. Это конкурсы, викторины, юбилейные даты писателей, встречи, награждения за участие в различных мероприятиях, проводимые Городским Методическим Центром или  библиотекой. Важно рассказать родителям о формах работы с книгой, которые могут быть использованы в семье (беседа, чтение вслух и т. д.). Такое сотрудничество полезно не только библиотекарю, так как содействует повышению качества его работы с читателями, но оно помогает также повышению роли семьи в руководстве чтением, поднимает престиж библиотеки в семье.

Заключение

Библиотека в современной школе должна обрести новую роль – как место,  в котором  объединяются обучение, познание, воспитание культуры и толерантности, получение информации, исполнение общественных функций. В последнее время особенно возрастает роль школьной библиотеки и библиотекаря. С развитием информационных технологий школьная библиотека приобретает ряд новых функций. В настоящее время школьный библиотекарь выступает как компетентный специалист по работе с информацией, становится одной из ключевых фигур в учебно - воспитательном процессе.

Школьная библиотека в современном варианте является:

* хранилищем знаний;

* источником информации в различных формах;

* центром, где библиотекарь является специалистом в области информации;

* местом для общения учащихся и учителей;

* местом, где можно получить консультацию и справочную информацию у библиотекаря;

* центром, где осуществляется информационный поиск.

Современный школьный библиотекарь наряду с профессиональными знаниями должен использовать в своей деятельности элементы библиотерапии, психологии,  так как приходится работать не только со школьниками, но и с их родителями и учителями.

Библиотерапия – наука, нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять различным стрессовым ситуациям: болезням, стрессам, депрессиям, и т.д., укреплять силу воли, повышать интеллектуальный и образовательный уровень на основе синтезирования ситуаций чтения.

Под воздействием правильно подобранной книги стимулируется позитивное настроение. Правильно подобранная книга, вызывающая положительные эмоции, не менее важна, чем правильно выбранное лекарство. Библиотерапия есть индивидуальная и групповая. Применяя сеансы библиотерапии в школе можно получить хорошие и эффективные результаты, потому что дети с удовольствием принимают в них участие, особенно если это проходит в виде какой – либо игры. В настоящее время значительно расширяются масштабы библиотечной деятельности, появляются новые функции, усложняются критерии качества.

 Не менее важными остаются традиционные формы и методы библиотечной деятельности в школьной библиотеке – индивидуальные и массовые, обзоры, беседы, игры, экскурсии, конкурсы. Участие в школьных, окружных городских и мероприятиях. Школьные библиотекари были и остаются активными участниками учебно - воспитательного процесса, неотъемлемой частью образовательной миссии школы.

Школьный библиотекарь, работающий в контакте с учителями, воспитателями, родителями развивает у школьников любовь к книге и чтению – одной из важнейших миссий библиотек, способствует  формированию уровня культуры чтения, что, в конечном счёте, влияет на развитие личности ребёнка и повышение уровня культуры, образование и воспитание.

Литература

1. Журнал «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА». Издательство: Русская школьная библиотечная ассоциация № 2 – 2010 (96)

2. Библиотечно-библиографические знания - школьникам: Практическое пособие/Государственная республиканская детская библиотека РСФСР – 3 – е издание. Издательство «Книжная палата», 1989г.-216 с.

3. БИБЛИОТЕКА И ЮНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ. Практическое пособие/  Издательство «Книжная палата» 1987 г.

4. Издательский дом «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ», БИБЛИОТЕКА в школе № 6 2010г.

5. Библиотеки школ нового типа: Методические материалы и опыт работы/

Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского РАО; 1995г.- с.36

6. Литература и библиотека в образовательном пространстве современной школы. Сборник научно – методических материалов - М.: МИОО, 2008.-208 с.

7. Школьная библиотека в образовательном пространстве современной школы. Ежегодный сборник научно – методических материалов – М.: МИОО, 2010. – 176 с.

 8. Журнал «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА». Издательство: Русская школьная библиотечная ассоциация  № 6-7-2012 (120-121)