Библиотечный час "Животные Арктики"

Оганесян Мария Аветисовна

Материал рекомендован для учащихся младших классов. Рассказывает о природных условиях Арктики, животных этого края, их повадках, образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bibliotechnyy_chas.docx120.58 КБ

Предварительный просмотр:

Библиотечный час «Животные Арктики»

Экологическое образование младших школьников – это формирование у ребенка экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении учащихся с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Цель: Знакомство с Арктикой; с особенностями природных условий Арктического края; с животными Арктики; их внешнем виде, образе жизни и повадках;

Задачи:

Обучающие:

- формировать у детей представление о животных Арктики;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать   новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

Воспитательные:

- воспитывать эмоциональное отношение к животным Арктики;

- воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Вступительное слово библиотекаря:

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там – зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря –

Все называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

Ты из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

arctic-ocean-map

Библиотекарь:  

- Наша планета – это огромный - преогромный шар. Такой большой, что нужно много – много дней, чтобы объехать его вокруг.

Северный полюс – это центр Северного ледовитого океана, а Северный ледовитый океан и прилегающие к нему земли называются Арктикой - это белоснежное царство снега, холода и льда.

Слово «Арктика» в переводе с греческого языка имеет два значения: означает «северный» «медведь». Как вы думаете, почему так назвали этот край?

- Правильно. Арктика – это владение белого полярного медведя.

Зимой здесь часто бушуют вьюги и метели, свирепствуют морозы, стоит полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается – темнота! В небе светит луна, мерцают звёзды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния – словно разноцветный, переливающийся занавес колышется в тёмном небе.

Лето в Арктике очень короткое. Устанавливается полярный день. Он такой же длинный, как и полярная ночь. Солнце совсем не скрывается за горизонтом. Но оно занимает на небосклоне очень низкое положение. Солнечные лучи падают так косо, что только скользят по поверхности Земли. Поэтому нагревают её очень слабо. Лишь берега и прибрежная часть островов освобождаются летом от снега и льда.  Температура воздуха здесь в это время поднимается немного выше нуля. 

- Очень холодно в Арктике, но, несмотря на огромные льдины и вечную мерзлоту, там есть такие обитатели, которые больше нигде не встречаются.

Арктический заповедник.

Расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году.

На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, или мускусный бык, завезённый в заповедник из Америки.  Этот зверь, в далёком прошлом, обитал на территории нашей страны, но потом исчез. Он сохранился в Северной Америке. И сейчас учёные вновь решили его поселить на острове Врангеля. Слайд 13.                                                              

Самое сильное впечатление производят «птичьи базары».

Птичьи базары - это шумные многотысячные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах. Издалека слышен неумолчный разноголосый гомон его обитателей. А вблизи открывается поразительное зрелище: бесчисленное множество крупных птиц.

В нашей стране птичьи базары можно увидеть на западном побережье Новой Земли и в других районах Баренцева моря, а также на севере тихоокеанского побережья. Они существуют не круглый год, а только короткое северное лето, пока птицы насиживают яйца и выкармливают птенцов. Слайд 14.                                                              

Скалистые берега почти сплошь покрыты гагарками, тупиками, полярными крачками, чайками, кайрами. На большом расстоянии слышны их возбуждённые голоса. Многие птицы не строят гнёзд, а откладывают яйца прямо на голых камнях.

        Отвесные скалы – надёжное убежище от хищных зверей. Питаются птицы в основном рыбой. Слайд 15.                                                              

Один из редких животных Арктики – песец.  По большей части песцы целиком белые, только на кончике хвоста есть чёрные волоски. Но, также, окраска песца бывает чёрной, голубовато-серой и светло-серой. Песцы отлично приспособились к суровым условиям Арктики. Летом они питаются мелкими грызунами, а зимой подбирают остатки от обеда белого медведя. Им достаётся выброшенная волнами морская рыба, морские ежи, погибшие детёныши котиков. Колонии морских птиц – источник яиц и птенцов. Слайд 22.                                                              

Среди льдов Северного ледовитого океана встречаются тюлени и моржи. Большую часть они проводят в воде, поэтому хорошо приспособлены для плавания и ныряния. В воде они добывают корм, а отдыхают и выращивают детёнышей на суше или на льдинах.  Моржам и тюленям не даёт замёрзнуть толстый слой подкожного жира.  Тюлени питаются в основном рыбой. А морж ещё и съедобными моллюсками из раковин, так как у него крепкие губы, позволяющие их всасывать.   Слайд 32.                                                            

Загадки о животных

Белый медведь                                слайд 16 (за птицами)

Белый он и на рыбалку

Не спеша идёт, вразвалку.

Чует старый рыболов,

Что богатый ждёт улов.

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на Севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад.

Заяц                                              слайд 18 (за медведем)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета.

Для зимы – другого цвета.

Песец                                слайд 20 (за волком)

Похож он, внешне, на лисицу,

Охотник, проныра, хитрец,

Не спрятаться зайцу и птице

Поймает их ловкий…

Северный олень                         слайд 23 (за песцом)

Хоть и ест он только мох в тундре каменистой,

Этот зверь собой не плох и рога ветвисты.    

Морж                                         слайд 28 (за совой)

Гордится он усами

И острыми клыками.

Он в Арктике живёт,

Где снег вокруг и лёд.

Он животное морское

Весит будто паровоз

И клыков имеет двое,

И почти, как рыбка хвост.

Он плывет по океану,

Словно темная гора,

 А когда совсем устанет,

Спит на льдинке иногда.

Тюлень                               слайд 30 (за моржом)

Он лежит на льдине,

Как будто на перине.

Вставать он не торопится:

Жирок под шкурой копится.

Библиотекарь:

- Почему эти животные живут в Арктике? (питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять).  У медведя теплый густой мех, который   делает его незаметным на снегу, Он умеет строить берлогу в снегу, питается рыбой, тюленями.

Игра: Сложи животное.

Дидактическая задача: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичным признакам.

Материалы: картинки с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах).

Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на несколько частей. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.