Статья "КАК СФОРМИРОВАТЬ У РЕБЁНКА ЖЕЛАНИЕ ВСЁ ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ДОБИВАТЬСЯ ЦЕЛЕЙ И РЕШАТЬ ПОСТАВЛЕННЫЕ ЗАДАЧИ?"

Василенко Ульяна Владимировна

Статья посвящена выявлению факторов, влияющих на развитие у ребенка желания учиться. В ходе исследования были определены особенности мотивации к учению и ее зависимости у различной возрастной группы. Было установлено, что такими факторами являются интерес, поддержка, личный пример учителя, материальный аспект и конкурентная составляющая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коллектив авторов:

ФИО

Место работы

Должность

Макарова Г.С.

АО «ВНИИЖТ»

Переводчик англ. и франц. яз., репетитор англ.яз.

Фирсов Д.В       

МБОУ Одинцовский лицей № 10                       

Педагог дополнительного образования

Василенко У.В.

МБОУ Школа № 4 г. Балашиха

Учитель ИЗО, МХК

Аннотация

 Статья посвящена выявлению факторов, влияющих на развитие у ребенка желания учиться. В ходе исследования были определены особенности мотивации к учению и ее зависимости у различной возрастной группы. Было установлено, что такими факторами являются интерес, поддержка, личный пример учителя, материальный аспект и конкурентная составляющая.

Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, конструктивный и деструктивный опыт, интересный предмет, личность учителя, методика Гинзбурга.

КАК СФОРМИРОВАТЬ У РЕБЁНКА ЖЕЛАНИЕ ВСЁ ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ДОБИВАТЬСЯ ЦЕЛЕЙ И РЕШАТЬ ПОСТАВЛЕННЫЕ ЗАДАЧИ?

«Вопрос о мотивации учения
есть вопрос о процессе самого учения»

П.Я. Гальперин

Ни для кого не секрет, что в современных условиях формирование и образование личности требует наличия высоких показателей мотивационной сферы учащегося. В то время как государство продолжает реформировать систему, отношение молодого поколения к образованию и труду претерпевает свои изменения. Несмотря на тот факт, что проблема мотивации деятельности и поведения имеет междисциплинарный характер, в большей степени она проявляется в одной из ведущих типов деятельности - учебной. Ввиду ее недостаточной разработанности педагоги и психологи все чаще нуждаются в более тщательном теоретическом анализе и практических подходах, отвечающих современным требованиям системы образования.

В этой связи актуальным и немаловажным фактором представляется проследить связь мотивации с желанием учиться. Термин «мотивация» в профессиональном словаре психологов появился в начале 1880-х, до этого в объяснении направленного поведения (действия) использовался термин «воля» [4]. Стоит отметить, что существующие взгляды в психологии на определение этого понятия в той или иной степени отличаются своим разнообразием. Например, В.Н. Мясищев, Ж. Годфруа и К.Мадсен описывают мотивацию как систему факторов, детерминирующих поведение и деятельность.  К.К. Платонов понимает под мотивацией единую совокупность побудителей (мотивов) любой деятельности, в то время как Дж. Аткинсон и А. Маслоу считают ее особой сферой, включающей в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии [6].

Опираясь на вышеприведенные определения исследователей в сфере психологии, в контексте учебной деятельности и в ходе нашего исследования под мотивацией мы условились понимать желание добиваться целей и решать поставленные задачи.

Выявление факторов, влияющих на развитие данных желаний, на наш взгляд, требует анализа их зависимости от структурированной образовательной среды (типа образовательного учреждения), отношения в семье и личностных мотивов, а также определения основных закономерностей влияния позитивного и негативного опыта.

В данной статье мы рассмотрим особенности формирования мотивации учебной деятельности.  На этапе младшего школьного возраста большое место в мотивации занимают узколичностные мотивы – мотивация благополучия и престижа. Среди этих мотивов первое место занимает мотив получать хорошие отметки.  Однако у школьников 1-2-х классов эта роль своеобразна. По данным советского психолога Л. И. Божович [1], дети воспринимают свою отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Однако, такое отношение к отметке скоро исчезает. Школьники 3-4-х классов начинают тяготиться своими обязанностями и их старательность уменьшается. В более старших классах и у взрослого отношение к оценкам приобретает уже более нейтральный характер. Также, исследователь пришла к выводам, что мотивация учебной деятельности напрямую зависит от типа отношений, которые царят в семье. Снижение учебной мотивация очень часто заключается не в ребенке, а в напряженной семейной ситуации.

Другой анализ, проведенный Гавриловой Е.В. (НГТУ Новосибирск 2010 г.) показал, что такие качества как антагонизм, боязливость, застенчивость, преобладание негативных эмоций, чаще формируются у детей, обучающихся в общеобразовательных школах, нежели в лицеях [2,8]. Ученики последних отличаются ориентацией на достижения, уступчивостью, интеллектом и организованностью. Школьная мотивация в большей степени выражена у учащихся лицея и связана с индивидуально-психологическими особенностями ребенка, на проявление и формирование которых непосредственно влияет структурированная образовательная среда.

Немаловажным фактором формирования мотивации является также тот факт, что в процессе любой деятельности субъект может столкнуться с негативным опытом и претерпеть неудачу в осуществлении той или иной цели.  Как показывает практика, развитие личности, желание учиться на своих ошибках в частности, зависит от готовности анализировать прошлый опыт и сделать определенные выводы на основе собственных неудач.

Для того, чтобы понять каким образом негативный опыт влияет на стремление продолжать учиться, для начала рассмотрим причины возникновения негативного опыта и условия успеха в процессе обучения, выявленные разными исследователями.  Например, автор книги «Психология мотивации. Теория и практика мотивирования» доктор психологических наук Сергей Занюк считает, что такие причины стоит искать в личностных факторах субъекта (необоснованный оптимизм в принятии решений), недостаточной компетенции при оценке условий достижения результата (неумение анализировать, предусмотреть и оценить вероятность), а также в нестабильном уровне мотивации (к примеру, ориентированность на быстрый успех) [3].

Не менее интересно также и мнение западных исследователей. Так профессор Лейденского университета в Нидерландах Моника Бокартц в ходе своей преподавательской и исследовательской деятельности пришла к умозаключению, что негативный опыт в виде неудач в обучении обуславливается отсутствием способностей, недостаточностью прилагаемых усилий, незнанием как выполнять задание и простым невезением [9]. Американский психолог Анджела Ли Дакворт считает, что многие талантливые люди терпят неудачу, так как просто не следуют своим обязательствам, и любой успех зависит от твёрдости характера [10].

Проанализировав вышеперечисленные причины возникновения неудач, перейдем к изучению реакции учащихся на негативный опыт. Среди самых основных подвидов реакции Сергей Занюк выделяет конструктивные и деструктивные [3]. Если конструктивная реакция – это оценка и рассмотрение субъектом причин неудачи и изменение на основе этого стратегии своей деятельности, то деструктивная реакция предусматривает кризисное состояние личности, выраженное в полном отказе от последующих действий. Также Моник Бокартц пишет о наличии деструктивной мотивации: «Как только убеждение в своей неуспешности станет частью представления ребенка о самом себе, оно будет порождать чувство сомнения и тревоги, тем самым отвлекая ребенка от самого образовательного процесса и способствуя концентрации его мыслей на собственных неудачах» [9.13].

К разновидности конструктивной реакции можно отнести такое понятие как «негативная мотивация», которая в свою очередь также является сильным мотивационным фактором, побуждающим к деятельности под влиянием возможных неприятностей, осуждения со стороны окружающих или наказания.  Учебная деятельность ввиду такого мотива приобретает защитный и принудительный характер.

Кроме негативной мотивации, стоит уделить внимание и механизмам психологической защиты личности, которые в свою очередь также могут служить реакцией на неудачу. Среди таких механизмов, Зигмунд Фрейд выделял, к примеру, механизм защиты под названием «вытеснение». В данном случае под вытеснением можно понимать «выталкивание» из сознания всего, что связано с негативным опытом, что избавляет субъекта от лишних волнений и переживаний и актуализирует концентрацию внимания даже на самых незначительных успехах. По мнению многих психологов, вытеснение не является конструктивным решением проблемы, так как в подсознании переживание неудачи продолжает существовать, поэтому роль механизмов защиты часто является отрицательной и не способствует достижению цели [3].

Перейдем к рассмотрению аспектов влияния позитивного опыта. В психологии, положительный опыт или успех можно рассматривать как разновидность позитивного подкрепления, благодаря которому устанавливается мотивационная связь «деятельность-удовольствие». С точки зрения принципа удовольствия З.Фрейда, субъект будет стремиться продолжать деятельность исходя из позитивных эмоций, повышающих мотивацию к соответствующей деятельности [3].

Не только психологи, но и педагоги сталкиваются с необходимостью исследования влияния успешной ситуации на эффективность и желание учиться. По мнению В.А. Сухомлинского, личная заинтересованность учащегося в получении знаний зависит от того, насколько у него получается учиться: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться» [7.57].

В этой связи, в педагогической деятельности выделяют такое явление как «ситуация успеха». Под ситуацией успеха стоит понимать совокупность условий и приемов, которые обеспечивают вовлеченность каждого учащегося в активную учебную деятельность и способствуют развитию его эмоционально-волевых и интеллектуальных возможностей [9]. Создание успешной ситуации является важным фактором формирования учебно-познавательной мотивации учащихся, что позволяет коренным образом изменить психологический настрой учащегося, его направленность деятельности, а также стиль взаимоотношений с окружающими.

Перейдём к одному из главных вопросов данной статьи: а что же такое желание учиться? Прежде чем определить факторы, влияющие на формирование желания учиться, нам необходимо разобраться в самом понятии «желание учиться». На основе вышеприведённого анализа зависимости мотивации и влияния позитивного и негативного опыта, под таким желанием мы будем подразумевать самостоятельную (без внешних факторов, например, таких как «кнут» или «пряник») потребность в изучении себя, своего окружения, достижения целей и решения поставленных целей.

К факторам, влияющим на это желание, относятся [5]:

Эффект любопытства. Заинтересованный человек черпает знания ради самих знаний. Необходима среда, в которой человек будет постоянно открывать для себя мир заново.

Положительный пример. Человеку нужно видеть, что его окружение учится и получает удовольствие от этого. Тогда ему самому захочется подражать им во всем.

Эффект присутствия. Человеку очень важна поддержка и иногда важно просто быть рядом с учеником, когда он готовится, но при этом заниматься своим делом, лишь немного приглядывая за ним.

Материальное вознаграждение – неплохой, хотя и довольно спорный вариант. Но ведь учеба – это тоже труд, а любой труд должен быть вознагражден. Такая точка зрения есть, и она имеет право на жизнь.

Преодоление. Для формирования правильного отношения к обучению, человек должен научиться получать удовольствие от преодоления трудностей. Важно отмечать с ним любую самую малозначительную победу, хвалить его и искренне радоваться. Давать ему почувствовать, каково это – стать победителем. В этом случае очень важно не делать акценты на том, что не получилось, а делать на том, что у человека лучше всего получается.

В ходе написания данной статьи нами было проведено исследование мотивации учащихся российских школ и вузов, а также проанализирована зависимость мотивации обучения от факторов, рассмотренных в теоретической части данной работы. За основу исследования нами была взята методика М.Р. Гинзбурга «Изучение мотивации обучения». Опросный лист был расширен до 11 вопросов, где учащимся в возрасте от 7 лет и старше необходимо было продолжить предложения, выбрав один из предложенных вариантов ответа. Первые два вопроса касались гендерной принадлежности и определения возраста опрашиваемого. Возрастная категория при этом была разбита на следующие пары: 7-11 лет, 12-15 лет и 16 лет и старше. Остальные вопросы были посвящены непосредственно исследованию мотивационной составляющей. В ходе исследования, результаты которого представлены в таблице 1, было опрошено 222 учащихся школ г. Москвы и Московской области. Ученикам младших классов (7-11 лет) предлагалось пройти опрос на раздаточном материале, в то время как ученики средней школы и старше опрашивались дистанционно с помощью современных интернет-ресурсов.

Таблица 1. Результаты исследования

1. Я хожу (ходил) в школу, потому что…

2. Я учусь (учился), потому что...

 Возраст

Процентное соотношение

 Возраст

Процентное соотношение

7-11 лет

  • 58% ходят в школу пообщаться;
  • 19% ходят за знаниями;
  • 17% за то, что в будущем будут много зарабатывать;
  • 6% верят в связь знания-успех.

7-11 лет

  • 36% - хотят быть умными и образованными;
  • 25% - ходят по воле родителей;
  • 22% - интересно и нравится учиться;
  • 16% - любят, когда их хвалят за хорошие отметки.

12-15 лет

  • 35% - ходят за знаниями;
  • 22% - за общением;
  • 17% - за заработком в будущем;
  • 13% - верят в связь знания-успех;
  • 13% - ходят конкретно к учителю.

12-15 лет

  • 51% - хотят быть умными и образованными;
  • 22% - интересно и нравится учиться;
  • 14% - ходят по воле родителей
  • 13% - любят, когда их хвалят за хорошие отметки.

  16 лет    и старше

  • 35% - ходят за знаниями;
  • 33% - за общением;
  • 17% - за заработком в будущем;
  • 10% - верят в связь знания-успех;
  • 5% - ходят конкретно к учителю.

16 лет и старше

  • 39% - хотят быть умными и образованными;
  • 33% - ходят по воле родителей
  • 22% - интересно и нравится учиться
  • 6% - любят, когда их хвалят за хорошие отметки.

3. Мои лучшие друзья в школе это те, ...

4. Мои любимые учителя - это те, которые…

 Возраст

Процентное соотношение

 Возраст

Процентное соотношение

7-11 лет

  • 58% - с кем весело и интересно;
  • 33%- с кем надежные отношения;
  • 6% - кто лучше в чём-то;
  • 3% - кто может быть полезным.

7-11 лет

  • 61% - кто может интересно объяснить трудный материал;
  • 28% - кто поддерживает чувство уверенности;
  • 8% - кто хорошо выглядит, и которого уважают;
  • 3% - кто легко ставит хорошие оценки.

12-15 лет

  • 61% - с кем весело и интересно;
  • 38%- с кем надежные отношения;
  • 2% - кто может быть полезным;
  • 0% - кто лучше в чём-то.

12-15 лет

  • 57% - кто может интересно объяснить трудный материал;
  • 34% - кто поддерживает чувство уверенности;
  • 7% - кто хорошо выглядит, и которого уважают;
  • 2% - кто легко ставит хорошие оценки.

16 лет и старше

  • 53% - с кем весело и интересно;
  • 39%-с кем надежные отношения;
  • 5% - кто может быть полезным;
  • 3% - кто лучше в чём-то.

16 лет и старше

  • 60% - кто может интересно объяснить трудный материал;
  • 34% - кто поддерживает чувство уверенности;
  • 3% - кто легко ставит хорошие оценки;
  • 2% - кто хорошо выглядит, и которого уважают.

5. Мои любимые школьные уроки – это…

6. Я бы ходил на уроки и выполнял задания с большим удовольствием, если бы…

 Возраст

Процентное соотношение

 Возраст

Процентное соотношение

7-11 лет

  • 47% - те, на которых изучают самые интересные темы;
  • 36% - те, на которых учитель дружелюбен и готов помочь; 
  • 11% - те, которые помогут мне разбогатеть;
  • 6% - те, которые нравятся моим кумирам и друзьям 

7-11 лет

  • 36% - мог выбирать интересные мне задания;
  • 31% - за них не ставились оценки;
  • 19% - учитель вместо осуждения помогал разобраться;
  • 14%-выполнение задания приносило пользу или награду.

12-15 лет

  • 64% - те, на которых изучают самые интересные темы; 
  • 36% - те, на которых учитель дружелюбен и готов помочь;
  • 0% - те, которые помогут мне разбогатеть;
  • 0% - те, которые нравятся моим кумирам и друзьям.

12-15 лет

  • 28% - мог выбирать интересные мне задания;
  • 25% - учитель вместо осуждения помогал разобраться;
  • 17%-выполнение задания приносило пользу или награду;
  • 9% - за них не ставились оценки.

16 лет и старше

  • 64% - те, на которых изучают самые интересные темы
  • 33% - те, на которых учитель дружелюбен и готов помочь;
  • 3% - те, которые помогут мне разбогатеть;
  • 1% - те, которые нравятся моим кумирам и друзьям.

16 лет и старше

  • 36% - учитель вместо осуждения помогал разобраться;
  • 29%-выполнение задания приносило пользу или награду;
  • 28% - мог выбирать интересные мне задания;
  • 7% - за них не ставились оценки.

7. Если я получаю хорошую отметку, то…

8.Если я получаю плохую отметку, то…

 Возраст

Процентное соотношение

 Возраст

Процентное соотношение

  1. лет
  • 61% - я буду стараться получить больше хороших оценок, т.к. интересно учиться;
  • 28% - мои родные, друзья, учителя будут довольны и меня похвалят;
  • 6% - я буду лучшим среди других;
  • 6% - я буду вознаграждён;
  1. лет
  • 58% - я плохо знаю материал, я буду стараться исправить плохую отметку;
  • 11% - я буду считаться плохим учеником, я боюсь ошибиться еще раз;
  • 8% - мною будут недовольны, и я буду стараться исправить плохую отметку;
  • 8% - так случилось, у меня были и еще будут хорошие отметки.

12-15 лет

  • 58% - я буду стараться получить больше хороших оценок, т.к. интересно учиться;
  • 34% - мои родные, друзья, учителя будут довольны и меня похвалят;
  • 6% - я буду лучшим среди других;
  • 2% - я буду вознаграждён.

12-15 лет

  • 56% - я плохо знаю материал, я буду стараться исправить плохую отметку;
  • 23% - так случилось, у меня были и еще будут хорошие отметки;
  • 13% - мною будут недовольны, и я буду стараться исправить плохую отметку;
  • 8% - я буду считаться плохим учеником, я боюсь ошибиться еще раз.

16 лет и старше

  • 47% - я буду стараться получить больше хороших оценок, т.к. интересно учиться;
  • 29% - мои родные, друзья, учителя будут довольны и меня похвалят;
  • 20% - я буду лучшим среди других;
  • 4% - я буду вознаграждён.

16 лет и старше

  • 39% - так случилось, у меня были и еще будут хорошие отметки;
  • 28% - я плохо знаю материал, я буду стараться исправить плохую отметку;
  • 25% - мною будут недовольны, и я буду стараться исправить плохую отметку;
  • 8% - я буду считаться плохим учеником, я боюсь ошибиться еще раз.

Результаты ответов на первые два вопроса показали, что среди опрошенных девочки составили 56,8 %, а мальчики – 43,2%. Также 16,6 % учащихся в составе выборки составили школьники 7-11 лет, 29,5%– в возрасте 12-15 лет и 53,9% - в возрасте 16 лет и старше. В ходе дальнейшего анализа была изучена мотивация к обучению по каждому из возрастов и в зависимости от гендерного фактора.

Так, ответ на вопрос №1 («Я хожу (ходил) в школу, потому что…») показал, что важным мотивирующим фактором для учащихся младших классов является среда для общения.  У старшеклассников и старше главным мотивом же является получение знаний, что естественно. Интересным представляется тот факт, что материальный аспект в обеих возрастных категориях составил всего лишь 17%. Данный показатель свидетельствует о том, что человек в первую очередь личность любопытная, во-вторых, социальная, а уже в-третьих, личность корыстная, заинтересованная в собственном достатке.

Кроме того, стоит отметить, что в старших классах появляется такой фактор мотивации как учитель-авторитет. В более взрослом возрасте данный фактор затухает, так как целесообразно предположить, что в процессе обучения учащиеся данной возрастной группы больше вовлечены в самостоятельное освоение материала посредством книг или интернет - источников.

Согласно данным по вопросу №2 Я учусь (учился), потому что...») во всех исследуемых возрастах основным фактором качества успеваемости остаётся желание быть умным на фоне окружения.  Данная потребность особенно проявляется в старших классах, в подростковом возрасте, где личность только формируется. Было отмечено, что в этом возрасте также прослеживается пик «любви» к обучению. Интересным является тот факт, что «оценка» обучения сильнее всего влияет в младшем возрасте и практически не влияет на мотивацию более взрослого учащегося.

Ответы на вопрос №3 («Мои лучшие друзья в школе это те, которые...») свидетельствуют о том, что обучающимся всех вышеприведённых возрастов важнее всего комфортные и надёжные отношения в коллективе, нежели соревновательный или корыстный момент, что говорит о большой значимости для учащегося учиться в дружном коллективе.

Результаты ответов на вопросы №4 и №5 («Мои любимые учителя - это те, которые…» и «Мои любимые школьные уроки – это…») учащихся всех возрастов примерно одинаковы. При этом важнейшим качеством учителя всегда остаётся умение заинтересовать на уроке. Также, немаловажным фактором является поддержка в трудных ситуациях. Согласно полученным данным, учащиеся практически не оценили тех учителей, к которым другие испытывают чувство уважения. Вероятнее всего при выборе ответа на вышеуказанный вопрос учащиеся связывали чувство уважение с понятием страха.  Менее «любимыми» остаются учителя, которые формально относятся к своему предмету, с легкостью ставя хорошие отметки. Следовательно, можно сделать вывод, что ученику очень важно, чтобы его труд оценивался справедливо.

Результаты ответов на вопросы № 3, 4 и 5 выявили, что для 1/3 учащихся наиболее существенным фактором является поддержка и уважение, как со стороны своего учителя, так и стороны школьных друзей. Что интересно, данные исследования показали, что опрашиваемые не разделяют понятия «любимый учитель» и «любимый школьный урок». Согласно результатам исследования любимые школьные уроки проводят любимые учителя. Наше исследование подтвердило распространённое «народное» мнение о том, что «не бывает любимого предмета без любимого учителя».

По вопросу № 6 («Я бы ходил на уроки и выполнял задания с большим удовольствием, если бы…») можно сделать вывод, что с возрастом увеличивается потребность поддержки учителя и уменьшается потребность в интересной подаче материала. Это связано с большим фактором игры у школьников, особенно у младших классов. У более взрослых учеников уже накапливается достаточное количество негативного опыта, и им уже нужна дополнительная поддержка учителя. Также, данная мысль подтверждается тем, что достаточно мотивирующим фактором в младших классах являются оценки. Нельзя не отметить, что материальная составляющая в виде пользы или награды с возрастом только увеличивается.

Ответы на вопрос № 7 («Если я получаю хорошую отметку, то…») позволили прийти к умозаключению, что положительная обратная связь работает во всех возрастах. При этом интересный факт состоит в том, что с возрастом мотивация учиться просто так падает, то есть становится важнее практическая значимость знаний, что естественно и логично.  Также, чем старше учащийся, тем больше желание получать знания для кого-то, ради кого-то и чтобы доказать кому-то. В старшем возрасте результат в виде «отметки» четко не воспринимается как вознаграждение, более важным является процесс ожидания и стремления ее получить.

Исследование фактора влияния негативного опыта в вопросе № 8 («Если я получаю плохую отметку, то…») свидетельствует о том, что в раннем возрасте ученики довольно серьезно воспринимают негативный опыт. С возрастом реакция на плохой опыт всё больше становится конструктивной, а реакция на отметки - менее эмоциональной.

Но самые интересные результаты были получены в ответ на последний вопрос №9 («Я бы хотел, чтобы на уроках…»). Было выявлено, что примерно 56 % опрошенных девочек и 44 % мальчиков младших классов считают занятия недостаточно интересными, что напрямую влияет на их восприятие учебной деятельностью как процесса. В среднем 50 % опрошенных детей младшего возраста не удовлетворены качеством урока, хотя ответы на предыдущее вопросы показали, что основным мотивирующим фактором является именно увлекательность подачи материала. Таким образом, мы задаемся вопросом, не лучше ли уделять современным учителям, особенно в младших классах больше внимания подготовке более интересного материала? Также, 28 % девочек и 6% мальчиков младшей школы указали на отсутствие презентационной подачи материала. Стоит отметить, что 44% мальчиков и 0% девочек от 7 до 11 лет вообще не выявили особых пристрастий к оценке предмета и ничего не предложили в рамках улучшения уроков. Это может свидетельствовать о том, что их все устраивает на данный момент либо у них заниженные требования в отношении качества урока.

Что касается старшеклассников, то 53 % опрошенных в возрасте 12-15 лет не хватает интересных и веселых уроков (среди девочек 56 %, среди мальчиков - 48%).

При исследовании ответов учащихся от 16 лет и старше наблюдается схожая тенденция: 48 % опрошенных, где 52 % девочек и   45 % мальчиков не интересны уроки. Стоит отметить, что среди данной возрастной категории 10% вообще не видят пользы и практической значимости в получаемых знаниях. Это говорит об уровне актуальности тех знаний, которые преподают в наших вузах.

Таким образом, результаты всех возрастов отличаются незначительно, но что объединяет все возрастные группы с погрешностью плюс минус 4 % - это неудовлетворенность качеством урока и, соответственно, отсутствие интереса к нему.

Подведём итоги. В ходе данной работы были рассмотрены факторы, влияющие на желание учиться.  Было выявлено, что для всех возрастных категорий основным мотивирующим фактором, на который указали около 50% опрошенных, является любопытство, то есть интерес к тому или иному предмету. Аналитические данные свидетельствуют об огромном дефиците этого мотивирующего фактора в образовательных учреждениях. Таким образом, мы можем сделать вывод, что в первую очередь учитель должен знать и стараться сделать свои уроки максимально интересными и увлекательными.

На втором месте по значимости (около 30%) мотивирующего фактора является поддержка и личный пример учителя и его роль в формировании сплочённого коллектива.

На третьем месте по значимости (10-15%) для опрошенных учащихся является материальная составляющая.

И менее значимым фактором для опрошенных (5-10%) является наличие конкурентной среды и оценка их деятельности. Причем у младших возрастов прослеживается большая зависимость от данного мотивирующего фактора, чем у старших.

В данном анализе была рассмотрена модель учитель - ученик - коллектив на базе методики М.Р. Гинзбурга без влияния фактора структурированной среды и семейного аспекта. Но очень важно сказать, что для нормального формирования мотивационной среды также необходимо учитывать тип общеобразовательного учреждения и работать с семьей учащегося с привлечением педагога-психолога.

 Выявленные два ведущих фактора, влияющих на мотивацию – интересный предмет и личность учителя, позволяют согласиться с народной мудростью, гласящей о том, что «не бывает любимого предмета без любимого учителя».

Библиографический список

  1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] - М.: «Просвещение», 1968. - С. 421-439. 
  2. Гаврилова, Е.В.  Влияние образовательной среды на формирование

индивидуально-психологических качеств учащихся и школьной мотивации [Электронный ресурс]: Сибирский педагогический журнал, 2013. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-obrazovatelnoy-sredy-na-formirovanie-individualno-psihologicheskih-osobennostey-uchaschihsya-i-shkolnoy-motivatsii. (дата обращения: 04.03.2016).

3.         Занюк, С. Психология мотивации. Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг [Текст] / С. Занюк. - Киев: Ника-Центр, 2001.- C. 352.

4.        Попова, Е.С. Исследование социальных аспектов формирования мотивации к образованию у молодежи: от теоретических подходов к операционализации [Текст]  // Вопросы образования. -  2012. - №4. - C.- 69-82.

5.        Райан, Р. М., Деси, Э. Л. Внутренняя и внешняя мотивация: классические определения и новые направления [Текст] // Современная психология образования.  -  2000. – № 5. – С. 68-78.

6.        Смирнов, А. В., Валиахметова И. В. Cовременные аспекты мотивации учебной деятельности студентов вузов [Электронный ресурс]: Актуальные вопросы современной науки. – 2009. - №6-9.                                                                URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-aspekty-motivatsii-uchebnoy-deyatelnosti-studentov-vuzov. (дата обращения: 04.03.2016).

7. Титова, В. А. Успешность как основание учебной деятельности в рамках компетентностного подхода к обучению химии [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2011. - №2.Т.2. URL: http://www.moluch.ru/archive/25/2684/. (дата обращения: 26.02.2016).

8.      Гаврилова, Е.В. Влияние образовательной среды на формирование индивидуально-психологических особенностей учащихся и школьной мотивации [Электронный ресурс]: Сибирский педагогический журнал. – 2013. - №6.                                                              URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-obrazovatelnoy-sredy-na-formirovanie-individualno-psihologicheskih-osobennostey-uchaschihsya-i-shkolnoy-motivatsii. (дата обращения: 04.03.2016).

9.        Boekaerts, M. Motivation to learn [Электронный ресурс]. – 2000. URL: http://www.ibe.unesco.org/fileadmin/user_upload/archive/publications/EducationalPracticesSeriesPdf/prac10e.pdf. (дата обращения: 13.02.2016).

10.         TED RUS x Анджела Ли Дакворт. Ключ к успеху: Твёрдость характера. [Электронный ресурс]: URL:  https://www.youtube.com/watch?v=gNSeBtvTFzA. (дата обращения: 13.02.2016).