Уроки Холокоста

Презентация для воспроизведения на классном часе на тему "Уроки Холокоста"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час: «Уроки Холокоста»

Слайд 2

Слово «Холокост» стало синонимом термина «геноцид».

Слайд 3

Избиение евреев местными жителями в Каунасе, июль 1941 года

Слайд 4

Львовский погром (июль 1941 г.)

Слайд 5

Людей ведут в Бабий Яр.

Слайд 6

Конец жестокого пути.

Слайд 7

Это увидели советские солдаты.

Слайд 8

Царь – Голод.

Слайд 9

Антисемитский плакат (Германия, 1938 г.)

Слайд 10

Адольф Гитлер о судьбе евреев: «Если дело дойдёт до войны, то её результатом будет уничтожение еврейской расы в Европе».

Слайд 11

Альфред Розенберг – автор термина «окончательное решение еврейского вопроса»: «Эта нация является некоторым подобием невидимой паутины, покрытой липкой плесенью, существующей с незапамятных времен и накрывающей всю землю».

Слайд 12

Последствия «Хрустальной ночи»

Слайд 13

Плакат «Дружба народов». СССР, 1920-е гг.

Слайд 14

Народы разные – цель одна!

Слайд 15

Зальцман Исаак Моисеевич, народный комиссар танковой промышленности СССР (1942 – 1943 гг.)

Слайд 16

Эрнст Тельман (расстрелян 18.08.1944 в концлагере Бухенвальд)

Слайд 17

Наша Победа!

Слайд 18

Немецкие беженцы. Восточная Пруссия, 1945 год.

Слайд 19

Приходит понимание …

Слайд 20

«Был месяц май» ( реж . Марлен Хуциев).



Предварительный просмотр:

УРОКИ ХОЛОКОСТА

В начале урока преподаватель запускает презентацию «Уроки Холокоста», при этом первый слайд презентации сопровождает отрывок из Адажио А. Марчелло, для создания нужной атмосферы (включается и выключается по щелчку, примерно 55 сек.). После окончания фрагмента он говорит студентам):

(Слайд № 1) Здравствуйте! Сегодня мы проведем классный час на тему «Уроки Холокоста». Вначале мы определим значение термина «Холокост», потом рассмотрим его конкретные проявления и попробуем выяснить его причины и затем сделаем выводы – чему же нас учит данное историческое явление. Что вы знаете о Холокосте? (преподаватель слушает ответы студентов, после чего благодарит ответивших и продолжает:)

Слово «Холокост» имеет греческое происхождение и означает «всесожжение», т.е. процедуру сжигания жертв языческим богам. В настоящее время это слово стало синонимом термина «геноцид», т.е. физическое уничтожение людей по признаку принадлежности к тому или иному народу, нации (Слайд № 2).

В случае Холокоста речь идет об уничтожении нацистами (в рамках их «расовой теории») и их пособниками – предателями своих народов – в первую очередь евреев, за то, что они были евреями и не относились к какой-либо другой нации. Это происходило во время Второй Мировой Войны на территории Европы, и во время Великой Отечественной Войны – на территории СССР, оккупированной нацистскими войсками.

3. На оккупированной нацистами территории СССР физическое уничтожение евреев началось уже с июля 1941 г. (Слайд № 3). Во многих случаях на Западной Украине, в Литве, Латвии и Эстонии местные жители, не дожидаясь прихода гитлеровских войск, самостоятельно уничтожали еврейское население, без различия возраста и пола (Слайд № 4). Как наиболее типичный пример содружества оккупантов и их пособников можно привести массовые расстрелы киевских евреев в районе города Киева Бабий Яр, куда их сгоняли оккупанты и их пособники (Слайд № 5).

Считается, что к весне 1943 г. на оккупированной нацистами территории СССР было уничтожено 1, 25 млн. евреев. В целом число евреев, погибших в Холокосте, по мнению ряда историков, достигает 6 млн. человек. В концлагерях в отношении привозимых туда большинства евреев практиковались массовые расстрелы, удушение газом и в конце сожжение в печах крематориев (Слайд № 6), а немногих выживших ждала голодная смерть. Все это продолжалось до 1945 года, когда Красная Армия и союзнические войска вступили на оккупированную нацистами территорию Европы и начали освобождать узников концлагерей (Слайд № 7).

4. (Преподаватель задает вопрос студентам:) Почему нацисты это делали? (Выслушав ответы, преподаватель продолжает:) По их теории, уничтожение «неполноценных», с их точки зрения, рас и народов экономит природные ресурсы для «полноценных». Это прямое следствие из теории мальтузианства, согласно которой число людей увеличивается быстрее, чем число пищи для них (Слайд № 8). С 1798 г. и до нашего времени эта теория очень популярна в Европе.

Естественно, «неполноценным» приписывались все возможные негативные черты – для оправдания деятельности против них (Слайд № 9). Нацистское государство старательно воспитывало в своих гражданах инстинкты уничтожения непохожих, в т.ч. и евреев. Вот что говорили руководители нацистского государства о евреях и их судьбе. (Слайды № 10 и 11). Адольф Гитлер говорил о судьбе евреев: «Если дело дойдёт до войны, то её результатом будет уничтожение еврейской расы в Европе». Альфред Розенберг, один из идеологов нацизма и автор понятия «окончательное решение еврейского вопроса», высказывался о евреях так: «Эта нация является некоторым подобием невидимой паутины, покрытой липкой плесенью, существующей с незапамятных времен и накрывающей всю землю».

Одним из проявлений этих инстинктов стала т.н. «Хрустальная ночь», или «Ночь разбитых витрин», когда 9 – 10 ноября 1938 г. в Германии начались еврейские погромы с уничтожением и разграблением имущества евреев (Слайд № 12).

В противоположность им большевики в Советской России творчески восприняли лучшие традиции Российского государства, утверждая равенство прав и обязанностей всех народов России в борьбе за свою счастливую жизнь (Слайд № 13). Тема интернационализма поддерживалась на государственном уровне на протяжении всего периода существования Советского Союза.

5. В Великой Отечественной Войне столкнулись два направления воспитания гражданина и государственного строительства. Большевики считали, что все народы должны развиваться, поднимаясь в развитии к новым высотам, люди должны накапливать и совершенствовать свои знания, чтобы каждый совместно с другими мог улучшить общую жизнь, и долг одних народов Советского Союза – помогать в этом другим (Слайд № 14). Это стало основой развития советской науки и промышленности, для чего очень много сделали те же евреи, уничтожаемые нацистами в Европе и на оккупированных гитлеровцами территориях СССР (Слайд № 15).

Нацисты же шли по пути завоевания, запугивания, разобщения и постепенного уничтожения всех «народов чуждой крови» с освоением их ресурсов. Жестокость гитлеровских оккупантов являлась прямым следствием воспитания нацистским государством немецкого народа – убей лишних, чтобы они не съели твою еду. Этим, а также определением себя как «высшей нации» с принижением всех остальных, в т.ч. и европейских, они уменьшали число своих сторонников на оккупированных ими территориях. Более того – существовало и чисто немецкое Сопротивление, которое боролось с гитлеровским режимом (Слайд № 16).

6. (Преподаватель спрашивает у студентов:) В чем же состоит главный урок Холокоста? (Выслушав ответы, преподаватель продолжает:) У каждого человека есть право на жизнь – это его естественное право. Непохожий – не значит враг. Непохожего можно сделать другом. Не может одна нация быть выше другой – каждая нация прошла свой путь становления и развития и, удержавшись на этом пути, доказала свое право на жизнь. Евреи – народ, который дал всем людям идею и возможность объединения, вне зависимости от национальности, для осуществления справедливой жизни – путем идеи Единого бога. Для того этапа развития человечества это был действительно революционный шаг.

В Великой Отечественной Войне столкнулись два типа государства: основанное на справедливости и привлечению к своим свершениям всех своих граждан, и основанное на ненависти к тем, кто является «народом чуждой крови» - т.е. всем, кроме самих немцев.

Нацистское государство проиграло эту войну (Слайд № 17). Оно было уничтожено, его руководители покончили жизнь самоубийством или были казнены по приговору Нюрнбергского трибунала, а его граждане на себе узнали, что такое последствия войны (Слайды № 18 и 19).

Сейчас Холокост стал историей (Слайд № 20, видеофрагмент включается по щелчку). От нас – и вас, сидящих здесь – зависит, чтобы это не повторилось. (С этими словами преподаватель включает отрывок из фильма «Был месяц май» (реж. Марлен Хуциев) ).