ПРИВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЁЖИ К ЧТЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ НОВЫХ ФОРМАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ

С.Н.Тимофеева

Расскрывается проблема привлечения детей к чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Привлечение молодежи к чтению30.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка

(посёлка городского типа) Ерофей Павлович

ДОКЛАД

ТЕМА: «ПРИВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЁЖИ К ЧТЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ НОВЫХ ФОРМАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ»

Выполнила

Педагог-библиотекарь

МБОУ СОШ п.г.т.Ерофей Павлович

Тимофеева Светлана Николаевна

п.г.т. Ерофей Павлович, 2016

   

СОДЕРЖАНИЕ:

1 Введение…………………………………………………………… 3

2 Основная часть……………………………………………………...4

3 Заключение………………………………………………………….11

4 Библиография……………………………………………………….12

 ВВЕДЕНИЕ    

     Есть на свете место, где, кажется, замирает само время и всё дышит покоем и умиротворением – это библиотека. Библиотека – это хранилище книг, а книга – это фундамент, на котором строится культура нации. Испокон веков книга растит человека, помогает найти ответы на волнующие его вопросы или просто даёт ему удовольствие. Любовь к книге – это верный, проверенный опыт любви ко всему человечеству.

Так что библиотека – это и место работы, и храм мысли, и научно-исследовательский центр, и лаборатория, и музей, и место высоких радостей ума и глаз, и, конечно же, территория толерантности. Я считаю, что хорошая книга всегда воспитывает человека, прививает ему лучшие качества, учит добру, сочувствию, терпению, пониманию, одним словом – толерантности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

        Проблема привлечения детей к чтению, возвращения им радости общения с книгой, высокой литературной стоит на повестке дня любой библиотеки. В настоящее время инновации затронули абсолютно все виды человеческой деятельности. Россия всегда была читающей страной. Сегодня наши дети живут в другом информационном пространстве. Это проявлялось не только в ожидании публикой полтора века назад новых художественных романов И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, но и в появлении в жизни персонажей, похожих на их героев. Несмотря на смену исторических эпох, подробное происходит и в наше время.

       Без чтения немыслима интеграция личности в многонациональную российскую культуру, включающую весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных черт, систем мировоззрения традиций, характеризующих общество.

        В настоящее время большинство людей читает в основном в рамках своей профессиональной деятельности, и лишь меньшинство регулярно читает другие книги. Чтение книг традиционно связывалось с системой образования, с возможностью и необходимостью получения многоступенчатого образования в целях профессионального роста и всестороннего развития личности. Эстетическая потребность в чтении являлось характерной чертой городской социальной элиты и сельской интеллигенции. Мы живём в странное время, когда всё самое интересное в культуре переместилось в интернет. Эта самая живая часть культуры, где у огромного количества людей есть возможность самовыражения. Сегодня в России проблемы чтения стали серьёзны, что в их решении должны принимать участие и государство и всё общество.

        Человек ещё не придумал ничего значительнее и совершеннее книги. И вот уже тысячу лет каждый занимается своим делом: кто-то пишет, кто-то пишет книги, кто-то выпускает их в жизнь, а у нас, библиотекарей, особая светлая миссия – ввести маленького читателя в таинственный, уникальный мир книги, в мир, где такой простор фантазии, где можно найти ответы на все вопросы. Как важно не только зажечь огонёк интереса в сердце ребёнка, но и попытаться поддержать влечение к чтению, чтобы книга для ученика стала лучшим другом. Как гласит турецкая пословица о книге: «Когда она тебе надоела, она не сердится, и, когда ты ей веришь, она тебя не обманывает». А читатель наш юный по-прежнему идёт в библиотеку за программным произведением. Должное чтение называют сегодня интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Надо чтобы при подготовке к урокам им было не избежать библиотеки – это совместная работа библиотекарей с педагогами. Мировой опыт показывает: надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению . эта работа должна начинаться с раннего возраста, с детского сада. Существуют разные способы приобщения детей к чтению. Как сделать так, чтобы ребёнок полюбил книгу, предпочёл её другим увлечением. Необходимо создать комфортную среду, библиотека должна быть уютной, красивой, чтобы возникало постоянное желание возвращаться сюда снова и снова.

       Грамотно оформленные книжные выставки обязательно привлекут внимание читателей. Книжные фонды должны комплектоваться преимущественно высокохудожественной литературой различных форматов: книгами, периодикой, электронными изданиями с обязательным привлечением лучших и проверенных ресурсов интернета. Необходимо создавать в библиотеках рекреационные зоны для читателей с удобной для отдыха и чтения мебелью: столиками, креслами, банкетками, и диванчиками. В школьной библиотеке должна быть любая зона, где малыши могут пошуметь, где дети могут что-то обсудить, поиграть в шахматы, разгадать кроссворд, познакомиться со светскими номерами газет и журналов.                 Доступность фондов считается выражением доверия, уважения к читателям, поэтому даже неизбежные потери не должны служить основанием для ограничения доступности в библиотеке. Пусть сами выбирают интересующие их книги. И забота об интерьере библиотеки не самоцель, а уважение к личности ребёнка и взрослого. Библиотека – это не только место, куда ребята приходят за знаниями, информацией, но и любимое место обсуждения.

       Образовательная и воспитательная функция школьной библиотеки ориентирована на формирование информационно-библиографической культуры школьников, что отражено в основных целях и задачах. Мы всегда стремимся, чтобы время, проведённое в библиотеке, было интересным, умным и занимательным.

        Да, мы проводим большую работу по привлечению своих читателей через массовую работу. Это утренники, викторины, праздники. Традиционным у нас становятся «открытые уроки чтения». Среди прочих мероприятий в рамках «недели детской книги» читателям предоставлена викторина «Книги-юбиляры». И электронная викторина «Литературные забавы». Она изначально была рассчитана на читателей среднего школьного возраста и проводилась в рамках школьной программы. Основная задача викторины в игровой форме привлечь детей к более внимательному чтению изучаемой литературы. Викторина приурочена к юбилею писателя Носова Е.И., Успенского Л.В., Ершова П.П. Прежде всего, разрабатывались и оформлялись задания как в традиционном формате, так и в электронном виде в форме презентации. Традиционными становятся у нас конкурсы чтецов. Когда провели конкурс в первый раз, убедились, какой большой интерес вызывает у ребят поэзия.

        Хорошо воспринимаются детьми библиографические обзоры, рассказы о книгах: все мероприятия, которые проводятся в библиотеке, содержат дополнительную или внешкольную информацию. Как правило, беседы дополняются просмотром видеофильмов (художественных и образовательных) прослушиванием дисков, просмотром презентаций. Это позволяет дать максимальную информацию, которая лучше усваивается в условиях информационной комфортности: «В гостях у А.Л. Барто», «Город, который построил С.Я. Маршак». Книга и чтение используются как один из способов выхода из духовного кризиса. Дети с интересом слушают о книгах, в которых рассказывается об их сверстниках, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Например, о книге Ю. Козлова «Волк и филин».

        Конечно, привлечь к чтению в ходе какой-то компании волевым путём невозможно: заставить читать невозможно, заразить чтением можно через интерес, увлечённость и взаимопонимание. Эта работа должна вестись систематически. В настоящее время проводятся занятия по формированию информационной культуры школьников, которые проводятся в библиотеке. Информационное пространство XXI века крайне сложное, изменчивое и крайне разнообразное. Жизнь в электронной среде требует перехода от накопления информации к созданию знания. И научить школьников превращать информацию в знания – наиболее сложная и востребованная сегодня задача образовательных учреждений, которую, несомненно, решает и школьная библиотека. Руководство чтением, как приоритетное направление библиотечной работы, сегодня трансформируется в целенаправленное воздействие на содержание и характер потребления всех видов аудиовизуальной информации, включая традиционные книги и электронный текст, периодические издания, а также аудио, видео и мультимедийные источники информации.

        Зрелищная информация хорошо воспринимается аудиторией, увеличивает приток пользователей, побуждает многих людей обращаться к литературным первоисточникам, способна улучшить имидж библиотеки. Приоритет следует отдавать презентационным интерактивным формам информационно-просветительского и культурно-досугового направления, что позволить позиционировать чтение как неотъемлемую часть жизни современного человека, необходимое для успешной, образовательной, профессиональной и творческой деятельности.

        Разнообразны темы уроков, формы и методы передачи знаний, формирования умений и навыков. Школьные библиотекари располагают разнообразным арсеналом форм организации информационной подготовки библиотечные уроки и игры (деловые, библиографические информационные, беседы, консультации, рассказы и лекции, обзоры, практические занятия). Широко используются викторины, конкурсы, игры-путешествия, турниры. В рамках школы проведены мероприятия:

Игра-тренинг «Толерантность, что это»

     Урок мужества «Молодость, опалённая войной».

        В сегодняшнем мире становится всё более очевидным, что быть умным, эрудированным выгодно, чтение обязательное слагаемое жизненного успеха. Поскольку ситуация с чтением в молодёжной среде воспринимается как критическая, усилились призывы создать моду на чтение. Продвижение книги, чтения основное направление в деятельности каждой библиотеки. Программы по популяризации книги и чтения реализуется с привлечением в библиотеки всех категорий населения, но особое внимание уделяется содействию чтению детей, подростков и молодёжи. 2015 год, объявленный в России годом литературы, был встречен новым циклом мультимедийных уроков «Факт и образ Российской истории в произведениях русских писателей». Учащиеся знакомятся с причинами обращения писателей к образам российской истории на примере творчества А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.В. Маяковского, М.А. Шолохова, А.А. Ахматовой. Сегодня трудно представить себе жизнь без компьютера. Компьютеризация библиотек позволила применять новые формы для работы.

         Видеочасы, медиапутешествия, электронные презентации, которые подняли библиотечные мероприятия на иной качественный уровень.

Сегодня библиотеками страны активно используются новые нетрадиционные формы просветительской деятельности. Среди них:

Фестивали «Весь мир – библиотека»

Различные конкурсы «С книгой по жизни», «Твой выбор читатель».

В процессе продвижения книг пользователю мы используем в своей работе акции:

«Запиши друга в библиотеку»

«Подарите книгу детям»

«Дни открытых дверей»

«Знакомство с библиотекой»

«Литературные брейн-ринги»

«В кругу любимых книг»

 Популярными формами в последние годы стали «Флешмобы».

      Программа летнего чтения «Каникулы без книги – лето без солнца»

Мероприятия, направленные на возрождение семейных традиций чтения: конкурс «Папа, мама, книга и я – вместе книжная семья»

Час размышления для родителей «Что читают наши дети».

Продвигая книгу и чтение, библиотекари постоянно изучают мнения читателей о литературе, выявляют их пристрастия и оценки, проводят опросы:

«Какую роль играет чтение в Вашей жизни»

«Ваш любимый писатель»

«Чтение вслух»

          Простой метод можно проводить в библиотеке. Причём для читателей разного возраста: для однородных читательских групп, для детей и родителей. «Читаем по школьной  программе», «Программа внеклассного чтения», «Читаем классику».

         Книги всегда будут востребованы, ведь большинство сведений в интернете берутся всё-таки из книг. Хочется вспомнить слова Д.С. Лихачёва: «Книгу заменить ничем нельзя. Несмотря на новейшие открытия, новые виды сохранения информации, не будем спешить расставаться с книгой». Если мы хотим духовно возродить Россию, то должны обязательно читать книги!

       Авторский информационно-рекламный проект «Юбилей писателей в библиотеке». Комплексный характер проекта позволяет использовать многообразие инновационных форм для глубокого, разностороннего представления литературного наследия писателей-классиков, также изданий, посвящённых их жизни и творчеству. Весь комплекс мероприятий адресован прежде всего тем слушателям, кто проявляет устойчивый интерес к отечественной классике, кто видит в чтении не столько забаву, сколько серьёзную и глубокую обдуманную беседу человека с человечеством.

«День новой книги», «Новой книге открываются сердца».

        В библиотеке развёрнута выставка-просмотр литературы. Дети познакомились с новыми познавательными книгами, отгадывали кроссворды, участвовали в викторинах.

       Литературно-музыкальные вечера, медиа-лекции, презентации книг, творческие вечера сопровождаются мультимедийным показом, видео-просмотром, электронной демонстрацией фрагментов книг, иллюстраций. Применяются такие формы как слайд-журналы, слайд-репортаж, спор-часы, конкурсы, презентации-обсуждения, пресс-встречи. Новые современные формы воспринимаются с большим интересом и вниманием. Яркие инновационные формы работы по продвижению книги привлекают молодёжь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Во всех библиотеках проводятся поэтические ринги, литературные дилижансы, дни новой книги, дни литературных игр, дни книг-именинников. Поэтому работники библиотек в своей работе ищут новое, творчески подходят к проведению мероприятий для подрастающего поколения.

 Какие бы технологии ни появлялись, как бы политические системы не менялись, как бы не касались нас проблемы кризиса, а чтение на любых носителях необходимый элемент развития мыслящего человека. Поэтому приоритетным направлением деятельности любой библиотеки сегодня должно стать продвижение и популяризация чтения.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.   Аванесова Г.А. Культурно – досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов/Г.А.Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006.-236с.

2.Бородина В.А. Чтение как стратегия жизни в трудах Н. А. Рубакина /Школьная библиотека/ 2011, №9-10, С.134

3.  Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория.-М., “Голос”, 2001, 237с.

4.Козлова В.Н. Создание и развитие моделей информатизации библиотек образовательных учреждений (из опыта работы библиотеки ГОУ «Лицей №1502» при МЭИ) /Школьная библиотека/ 2010,№2,с. 55

5.Короткова М.П. «Выставка в школьной библиотеке»: варианты использования в работе библиотеки и школы /Школьная библиотека/ 2010,№2,с.85

 6. Маркевич О.А. Проектирование читательской деятельности детей и подростков как компонент развития профессиональной компетентности педагога-библиотекаря / Школьная библиотека/ 2011, №9-10, С. 44

7.Москвичёва Н.П. Должность «педагог- библиотекарь» в действии: из опыта работы /Школьная библиотека/ 2011, №9-10, С. 37

8.Шкарина Е.П. Школьный библиотекарь – активный участник учебно-воспитательного процесса /Школьная библиотека/ 2010,№2,с.73