Мониторинг качества образовательного процесса в объединении "Подарок" как средство повышения эффективности педагогической деятельности

Чапурина Надежда Валентиновна

Комплексная программа мониторинга качества образовательно-воспитательного процесса для оценки результативности деятельности объединения "Подарок" (занятия ДПИ с детьми с ОВЗ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_monitoringa_podarok.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Программа мониторинга качества образовательно-воспитательного процесса для оценки результативности деятельности объединения «Подарок»

(занятия различными видами декоративно-прикладного искусства  с детьми с ОВЗ)

Мониторинг результатов обучения ребенка

Показатели (оцениваемые результаты)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностики

I. Теоретическая подготовка ребёнка:

1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы).

Последовательность выполнения работы в изучаемых техниках

  • Низкий уровень (ребёнок овладел ¼ объёма знаний, предусмотренных программой);
  • Уровень ниже среднего (объём усвоенных знаний составляет менее ½);
  • Средний уровень (объём усвоенных знаний составляет более ½);
  • Уровень выше среднего (объём усвоенных знаний составляет более ¾);
  • Высокий уровень (ребёнок освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

1

2

3

4

5

Наблюдение

1.2. Владение специальной терминологией.

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии.

  • Низкий уровень (ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины);
  • Уровень ниже среднего (ребенок фрагментарно использует специальную терминологию);
  • Средний уровень (ребёнок сочетает специальную терминологию с бытовой);
  • Уровень выше среднего (ребенок допускает бытовую терминологию);
  • Высокий уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием).

1

2

3

4

5

Наблюдение.

II. Практическая подготовка ребёнка:

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы).

Основные приемы работы в изучаемых техниках

  • Низкий уровень (владеет простейшими приемами работы с природным материалом, бумагой);
  • Уровень ниже среднего (выполнение основных приемов работы (работа с природным материалом, бумагой, тканью, лентами, нитками, соленое тесто) с практической помощью педагога);
  • Средний уровень (выполнение основных приемов работы (работа с природным материалом, бумагой, тканью, лентами, нитками, соленое тесто)  со словесной помощью педагога);
  • Уровень выше среднего (самостоятельное выполнение основных приемов работы  (средний уровень));
  • Высокий уровень (самостоятельное выполнение основных приемов работы  (средний уровень), мягкая игрушка, гильоширование))

1

2

3

4

5

Наблюдение.

2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением.

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения.

  • Низкий уровень (ребенок с трудом владеет простейшими инструментами);
  • Уровень ниже среднего (ребёнок владеет простейшими инструментами);
  • Средний уровень (владеет не всеми инструментами);
  • Уровень выше среднего (владеет всеми инструментами с помощью педагога);
  • Высокий уровень (владеет всеми инструментами в совершенстве);

1

2

3

4

5

Наблюдение.

2.3. Творческие навыки.

Креативность в выполнении практических заданий.

  • Низкий уровень развития креативности (ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
  • Уровень ниже среднего (репродуктивный) (выполняет в основном задания на основе образца);
  • Средний уровень (вносит в образец небольшие оригинальные изменения);
  • Уровень выше среднего (вносит в образец до 50% оригинальных изменений);
  • Высокий (творческий уровень) (выполняет оригинальные работы).

1

2

3

4

5

Наблюдение.

III. Общеучебные умения и навыки ребёнка:

3.1. Учебно-интеллектуальные умения:

3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу.

Самостоятельность в подборе и анализе литературы.

  • Низкий уровень (обучающийся пользуется литературой, предоставленной педагогом);
  • Уровень ниже среднего (обучающийся испытывает серьёзные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • Уровень выше среднего (обращается за советом к педагогу при  работе с литературой);
  • Высокий уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей).

1

2

3

4

5

Анализ.

3.2. Учебно-коммуникативные умения:

3.2.1. Умение слушать и слышать педагога.

Адекватность восприятия информации идущей от педагога.

  • Низкий уровень (обучающийся постоянно переспрашивает, отвлекается);
  • Уровень ниже среднего (обучающийся слышит информацию, но требуется неоднократное повторение для усвоения услышанного, показ способа действия);
  • Средний уровень (слышит информацию, но требуется повторение для усвоения услышанного);
  • Уровень выше среднего (слышит информацию, иногда обращается за разъяснениями);
  • Высокий уровень (воспринимает информацию, самостоятельно анализирует и применяет в работе).

1

2

3

4

5

Наблюдение.

3.2.1. Социальная адаптированность

Использование навыков, полученных на занятиях в жизни

  • Низкий уровень (выполнение только работ, запланированных педагогом);
  • Уровень ниже среднего (выполнение нескольких аналогичных работ в понравившейся технике);
  • Средний уровень (систематическое применение полученных умений в изготовлении подарков и сувениров близким);
  • Уровень выше среднего (изготовление подарков и призов для мероприятий);
  • Высокий уровень (продажа изделий, выполненных своими руками).

1

2

3

4

5

3.3. Учебно-организационные умения и навыки:

3.3.1. Умение организовать своё рабочее (учебное) место.

Способность самостоятельно готовить своё рабочее место к деятельности и убирать его за собой.

  • Низкий уровень (обучающийся не умеет организовать свое рабочее место);
  • Уровень ниже среднего (обучающийся испытывает серьёзные затруднения при организации рабочего места, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • Средний уровень (организует и убирает свое с помощью педагога);
  • Уровень выше среднего (требуется напоминание педагога);
  • Высокий уровень (организует и убирает свое рабочее место самостоятельно, не испытывает особых трудностей).

1

2

3

4

5

Наблюдение.

3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности.

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям.

  • Низкий уровень (соблюдает правила техники безопасности под контролем педагога)
  • Уровень выше среднего (обучающийся овладел менее чем ½ объёма навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);
  • Средний уровень (объём усвоенных знаний составляет более ½);
  • Уровень выше среднего (обучающийся знает практически весь объём навыков техники безопасности, но для применения на практике требуется иногда напоминание педагога);
  • Высокий уровень (ребёнок освоил практически весь объём навыков, предусмотренных программой за конкретный период, автоматически применяет их в работе).

1

2

2

4

5

Наблюдение.

3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу.

Аккуратность и ответственность в работе.

  • Низкий уровень (работа не доведена до конца);
  • Уровень ниже среднего (работа выполнена неряшливо);
  • Средний уровень (работа выполнена со значительными погрешностями);
  • Уровень выше среднего (работа выполнена с незначительными погрешностями);
  • Высокий уровень (работа выполнена аккуратно).

1

2

3

4

5

Наблюдение.

Мониторинг личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Показатель (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностики

1. Организационно – волевые качества:

1.1.Аккуратность

Способность бережно, последовательно и ответственно выполнить работу.

  • Аккуратности хватает только на начало занятия.
  • Аккуратности хватает меньше чем на ½ занятия.
  • Аккуратности хватает на ½ занятия.
  • Аккуратности хватает больше чем на ½ занятия.
  • Аккуратности хватает на всё занятие.

1

2

3

4

5

Наблюдение.

1.2. Воля.

Способность активно побуждать себя к практическим действиям.

  • Волевые усилия ребёнка побуждаются извне.
  • Чаще – извне, чем самим ребёнком.
  • Чаше - ребенком, чем извне.
  • Часто - самим ребенком.
  • Всегда – самим ребёнком.

1

2

3

4

5

Наблюдение.

1.3. Самоконтроль.

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия)

  • Ребёнок постоянно находится под воздействием контроля извне.
  • Часто  требуется воздействие контроля извне.
  • Периодически контролирует себя сам.
  • Часто контролирует себя сам.
  • Постоянно контролирует себя сам.

1

2

3

4

5

Наблюдение.

2. Ориентационные качества.

2.1. Самооценка.

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям.

  • Завышенная.
  • Заниженная.
  • Нормальная.

1

3

5

Анкетирование.

2.2. Интерес к занятиям в детском объединении.

Осознанное участие ребёнка в освоении образовательной программы.

  • Низкий уровень (интерес к занятиям продиктован ребёнку извне. Посещаемость низкая (более 50% пропусков без уважительных причин));
  • Уровень ниже среднего (интерес к занятиям продиктован ребёнку извне. Посещаемость низкая (до 40% пропусков без уважительных причин));
  • Средний уровень (интерес периодически поддерживается самим ребёнком. Посещаемость средняя (до 20% пропусков без уважительных причин));
  • Уровень выше среднего (интерес периодически поддерживается самим ребёнком. Посещаемость хорошая (до 10% пропусков без уважительных причин));
  • Высокий уровень (интерес постоянно поддерживается ребёнком самостоятельно. Посещаемость отличная, нет пропусков без уважительных причин).

1

3

5

Тестирование, анализ посещаемости