Мир "особенных детей"

Чапурина Надежда Валентиновна

Из многолетнего педагогического опыта работы с обучающимися ОВЗ педагога дополнительного образования Чапуриной Надежды Валентиновны в объединении «Подарок» МОДО «Дома детского творчества г.Козьмодемьянска»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_osobennyh_detey.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Мир «особенных» детей

Из многолетнего педагогического опыта работы с обучающимися ОВЗ педагога дополнительного образования Чапуриной Надежды Валентиновны в объединении «Подарок» МОДО «Дома детского творчества г.Козьмодемьянска».

Мир особого ребенка - он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребенка - допускает лишь своих

Мир особого ребенка интересен и пуглив

Мир особого ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребенка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребенка - он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребенка - допускает лишь своих!

Когда-то давно мне на глаза попались эти стихи, в них как нельзя лучше описан ребенок с ограниченными возможностями здоровья, замкнутый мир ребенка.

Мой педагогический опыт с «особенными» детьми в объединении «Подарок» составляет шесть лет. В начале пути у меня было только 2 ребенка, сейчас 9 человек, которые занимаются освоением декоративно-прикладного творчества по специально разработанной программе и индивидуальному образовательному маршруту.  В объединении «Подарок» занимаются дети всех возрастов с тяжелыми формами заболеваний, большинство ребят не посещают детские дошкольные учреждения, обучаются в школе на дому.

Физические, умственные и возрастные особенности особенных детей разительно отличаются друг от друга, в объединении занимаются обучающиеся с разными недугами:

С умственной отсталостью, с задержкой психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения и других нарушений.

Обычно у таких детей нет наработок жизненных навыков, им трудно адаптироваться в жизни, поэтому цель моей работы заключается не только в знакомстве с различными видами декоративно-прикладного искусства, но и научить детей работать с различными материалами, научить различным видам и техникам декоративного творчества. С первых дней занятий стараюсь пробудить интерес и радость к жизни, фантазию, разбудить чувства прекрасного, выработать умения и навыки работы с различными материалами, в различных техниках.

Опыт работы складывается из множества фактов:

поиска новых форм, методов обучения,

с положительного эмоционального настроя,

с создания условий и атмосферы внимания, доверия, понимания,

с диалогового и доброжелательного общения с обучающимся,

предоставления самостоятельности и инициативы в работе,

определение индивидуального темпа в соответствии с индивидуальными возможностями обучающегося.

 В каждом занятии заложен практико-ориентированный и воспитательный характер, постепенно расширяются возможности приобретения  практического опыта, формируются новые жизненные умения и навыки.

Часто у детей помимо увлечениями декоративно-прикладным искусством начинали проявляться иные скрытые доселе качества, дети начинали успешно рисовать, писать стихи, сказки, совершенствовались чтецкие способности, «особенные дети» неоднократно занимали призовые места в городе и республике. И еще хочется отметить улучшение памяти, пространственно-логического мышления, настроения, воображения, внимания, сострадания, восприятия окружающего мира, коммуникативности, развивается эстетический вкус, дети приобщаются к социальным нормам.

В процессе занятий так же формируются навыки работы и с инструментами, расширяется кругозор, возникает потребность к самопознанию, развитию интереса, саморазвитию, общению, увеличивается словарный запас, снижается стрессовый фон.

Моя главная задача как педагога - попытаться заинтересовать каждого ребенка, открыть его творческий потенциал, помочь адаптироваться в обществе, раскрыть себя как личность через занятия декоративно- прикладным творчеством.

Вся работа с такими обучающимися опирается на соблюдение определенных психолого-педагогических условий:

необходимо учитывать имеющийся социальный опыт ребенка,

принятие ребенка как безусловную личность,

делать опору на зону актуального развития,

ориентация на паритетные отношения,

учет индивидуальных потребностей, возможностей, интересов обучающегося,

создание условий и обеспечение ситуации успеха у особенного ребенка.

На занятии, в совместном творческом процессе, ребенок обязательно должен чувствовать сильную поддержку со стороны педагога. Для каждого обучающегося нужно подобрать справедливую похвалу за выполненную работу, поощрение словам должно быть всегда на первом месте для «особенных» детей.

По окончанию занятия необходимо зафиксировать внимание обучающегося на достигнутом результате, научить найти недостатки, творческие находки, оценить свой труд. Тем не менее похвала предварять и завершать оценку.

Например: Светлана, ты просто молодчина сегодня! Верочка, как ты сумела меня порадовать и показать свои «задумки». Игорек, какую прекрасную работу ты смог выполнить, мы ее обязательно отправим на городской конкурс.

Я считаю, что доброе слово поддержки применимо и в качестве аванса, ребенок обязательно в следующий раз постарается многократно оправдать доверие педагога.

Еще хотелось бы обратить в работе на такой штрих. Педагог не должен относиться и показывать детям, что они чем-то отличаются от других детей, помочь сформировать отношения «особенных» детей с миром здоровых людей. Позиция ребенка«ты мне должен помогать, потому что я инвалид» не подходит для долговременных отношений между педагогом и обучающимся. Если ребенок не изменит своего иждивенческого отношения к тем, кто ему помогает, не научится быть благодарным, то не педагогический процесс зайдет в конфликтный тупик, а ребенок будет в дальнейшем обречен на социальное одиночество.

Самое главное - помочь «особенным» детям в преодолении трудностей, научить строить планы, ставить задачи и покорять новые высоты, уметь быть решительными, твердыми, аргументированно высказывать свои мысли, проявлять свою индивидуальность и получать удовлетворение от своего увлечения, работы.

На занятиях использую следующие педагогические технологии;

Здоровьесберегающие: физкультминутки, гимнастики дыхательная гимнастика А.Стрельниковой), пальчиковые и кистевые разминки и т.д.

Игры: застольные, словесные, сюжетные, деловые, ролевые и т.д.

Использование ИКТ: развивает творчество, познавательную активность.

Это помогало достичь оптимальных результатов в обучении воспитании и результативности побед «особенных» детей. За шесть лет работы  обучающимися объединения «Подарок» было заработано 178 призовых мест городского, республиканского и Российского уровней, ушли в большую в жизнь взрослые выпускники.

Цель конечного результата -  научить детей поверить в себя, научить уважать себя, свой труд, быть полноценными гражданами своего государства.