Программа по внеурочной деятельности "Мир информации"
Программа курса разработана на основе учебно-методического комплекса Н.И. Гендиной и Е.В Косолаповой «Основы информационной культуры школьника».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Динамичность процесса информатизации общества, новая парадигма образования актуализируют значение специальной информационной подготовки учащихся и обуславливают необходимость совершенствования деятельности информационно-библиотечных и образовательных учреждений.
К сожалению, сейчас наблюдается низкий уровень информационной культуры детей, подростков и юношества, учащиеся не осознают своей некомпетентности в области информационной деятельности. Они не представляют ценности специальных знаний и умений в области информационного самообслуживания, не понимают, какую реальную помощь эти знания и умения могут оказать им в различных сферах практической деятельности: учебной, научно-исследовательской, самообразовательной, досуговой и др. Иными словами, в организации информационной подготовки учащихся отсутствует мировоззренческий компонент, призванный обеспечить глубокое осознание того, что именно знания и умения по работе с информацией составляют основу для решения задач социализации личности: освоения профессии рабочего, получения специальной профессиональной подготовки в условиях высших и средних специальных учебных заведений.
Между тем, важнейшим качеством личности в современном динамично меняющемся обществе является способность профессионально работать с информацией, самостоятельно добывать знания. Современное обучение ставит своей целью побудить интерес к процессу познания как важнейшему в структуре учебных мотивов школьника, делая акцент на личностных результатах, готовности и способности обучающихся к саморазвитию, в том числе поиску и анализу необходимой информации. Успешность обучения в современной общеобразовательной школе существенным образом зависит от умения учащихся добывать знания, от культуры интеллектуального труда.
Одним из условий плодотворной работы с информацией является систематическая информационная подготовка школьников. Значительную роль в такой подготовке призван сыграть курс «Мир информации». Программа курса разработана на основе учебно-методического комплекса Н.И. Гендиной и Е.В Косолаповой «Основы информационной культуры школьника». В состав данного УМК входят учебная программа, методические разработки уроков, терминологический словарь, электронные презентации.
Содержание занятий рассчитано на учащихся 4-го класса общеобразовательной школы. В работе с учащимися планируется использование различных форм и методов работы: обзоры, лекции, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты.
Все используемые материалы адаптированы применительно к психофизиологическим особенностям младших школьников. Программа рассчитана на 10 часов.
Цель курса - подготовка учащихся к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества; формирование информационного мировоззрения личности; приобретение знаний и умений по информационному самообеспечению учебной или иной познавательной деятельности.
Задачи:
- дать представление об информационном пространстве и о современных информационных технологиях;
- привить навыки поиска, анализа и синтеза информации;
- научить учащихся рациональным приёмам работы с любыми типами и видами документов;
- сформировать умение критического отношения к информации.
Планируемые результаты освоения программы курса «Мир информации»
Личностные результаты:
- развитие личной потребности в усвоении основ информационной культуры;
- развитие способности к восприятию и оценке информации, умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника;
- повысить качество знаний за счёт овладения более продуктивными приёмами учебного труда.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану (алгоритму).
Познавательные УУД:
- самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, анализировать и понимать её;
- научиться рациональным приёмам работы с учебной литературой, тем самым сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий.
Коммуникативные УУД:
- устранять информационный дефицит;
- выработать способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;
- выработка стремления к библиографическому общению, пониманию важности общения с целью обмена информацией и умения поддерживать деловые контакты.
Учебно – тематический план курса «Мир информации»
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Документ. Виды документов | 1 |
3 | Источники информационных ресурсов. Информационная безопасность человека | 1 |
4 | Виды поиска и алгоритмы их выполнения | 1 |
5 | Текст. Основные приемы работы с текстами. Критический анализ текста | 1 |
6 | Технология подготовки планов текстов | 1 |
7 | Технология подготовки учебных рефератов и докладов | 1 |
8 | Технология подготовки электронных презентаций | 1 |
9 | Технология подготовки отзывов на литературные произведения | 1 |
10 | Обобщение | 1 |
Итого: | 10 |
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание | Дата |
1 | Введение. Исходные понятия. Виды информации | 1 | Расширение представления об информации. Виды информации по способу восприятия. Роль компьютера и компьютерной информации. Информированность | |
2 | Первичные и вторичные документы. | 1 | Представление о документе как материальном носителе информации. Понятие о первичных и вторичных документах. Основные виды свертывания информации. | |
3. | Библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов. Информационная безопасность человека | 1 | Развитие представлений о библиотеке. Назначение и структура детской и школьной библиотек. Представление о сущности понятий : «Интернет», «веб-сайт», «портал», «поисковая система». Области применения Интернета. Понятие об информационной безопасности личности. | |
4. | Виды поиска и алгоритмы их выполнения. | 1 | Адресный поиск как способ выражения потребности в определенном документе. Библиографическое описание как «паспорт» документа. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения. Тематический поиск и алгоритм его выполнения. Особенности поиска информации в Интернете. | |
5 | Текст. Основные приемы работы с текстами. Критический анализ текста | 1 | Развитие представлений о тексте. Общие представления о порядке анализа содержания текста. Деление текста на смысловые части, озаглавливание частей текста. Подробный, сжатый и выборочный пересказ. | |
6 | Технология подготовки планов текстов | 1 | Представление о плане как средстве конструирования создаваемого текста. Назначение плана. Основные требования к плану. Использование плана при подготовке письменных творческих работ. | |
7 | Технология подготовки учебных рефератов и докладов | 1 | Многозначность понятия «реферат». Учебный реферат как результат самостоятельной научно-исследовательской работы учащихся. Понятие о плагиате. Примерная структура учебного реферата. Требования к учебному реферату. Этапы работы над учебным рефератом. Правила оформления учебного реферата. Технология подготовки доклада. Доклад как типичный вид публичной речи. | |
8 | Технология подготовки электронных презентаций | 1 | Представления о возможностях программы Power Point. Алгоритм подготовки электронной презентации. Требования к электронной презентации, сопровождающей доклад. | |
9 | Технология подготовки отзывов на литературные произведения | 1 | Представление об отзыве как обоснованном мнении об прочитанном, увиденном, услышанном. Структура отзыва на литературное произведение. Цель отзыва. Технология подготовки отзыва. | |
10 | Обобщающий урок. | 1 | Викторина по основным понятиям курса. |
Список литературы:
1.Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. .-М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2012.-352 с.
2. Гендина Н.И.,, Косолапова Е.В. «Основы информационной культуры школьника»: учебно-методический комплекс для учащихся 4-х классов общеобразовательных учебных заведений/ Гендина Н.И.,, Косолапова Е.В.-М.: РШБА,2012.-200 с.
3.Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-методическое пособие. Ч. 1, 2. - Кемерово: Кемеровская академия культуры и искусств, 1999.
4.Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.-368 с.
5.Бардин К.В. Как научить детей учиться: Книга для учителя /К.В. Бардин.- 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Просвещение, 1987.-111 с.
