Программа по внеурочной деятельности "Мир информации"

Григорьева Татьяна Андреевна

Программа курса разработана на основе учебно-методического комплекса Н.И. Гендиной и Е.В Косолаповой «Основы информационной культуры школьника».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mir_informatsii_moya_.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Динамичность процесса информатизации общества, новая парадигма образования актуализируют значение специальной информационной подготовки учащихся и обуславливают необходимость совершенствования деятельности информационно-библиотечных и образовательных учреждений.

К  сожалению, сейчас наблюдается низкий уровень информационной культуры детей, подростков и юношества, учащиеся не осознают своей некомпетентности в области информационной деятельности. Они не представляют ценности специальных знаний и умений в области информационного самообслуживания, не понимают, какую реальную помощь эти знания и умения могут оказать им в различных сферах практической деятельности: учебной, научно-исследовательской, самообразовательной, досуговой и др. Иными словами, в организации информационной подготовки учащихся отсутствует мировоззренческий компонент, призванный обеспечить глубокое осознание того, что именно знания и умения по работе с информацией составляют основу для решения задач социализации личности: освоения профессии рабочего, получения специальной профессиональной подготовки в условиях высших и средних специальных учебных заведений.

       Между тем, важнейшим качеством личности в современном динамично меняющемся обществе является способность  профессионально работать с информацией, самостоятельно добывать знания. Современное обучение ставит своей целью побудить интерес к процессу познания как важнейшему в структуре учебных мотивов школьника, делая акцент на личностных результатах, готовности и способности обучающихся к саморазвитию, в том числе поиску и анализу необходимой информации. Успешность обучения в современной общеобразовательной школе  существенным образом зависит от умения учащихся добывать знания, от культуры интеллектуального труда.

   Одним из условий плодотворной работы с информацией является систематическая информационная подготовка школьников. Значительную  роль в такой подготовке призван сыграть курс «Мир информации». Программа курса разработана на основе учебно-методического комплекса Н.И. Гендиной и Е.В Косолаповой «Основы информационной культуры школьника». В состав данного УМК входят учебная программа, методические разработки уроков, терминологический словарь, электронные презентации.

  Содержание занятий рассчитано на учащихся 4-го класса общеобразовательной школы.  В работе с учащимися планируется использование различных форм и методов работы:  обзоры, лекции, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты.

   Все используемые материалы адаптированы применительно к психофизиологическим особенностям младших школьников. Программа рассчитана на 10 часов.

  Цель курса - подготовка учащихся к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества; формирование информационного мировоззрения личности; приобретение знаний и умений по информационному самообеспечению учебной или иной познавательной деятельности.

  Задачи:

  • дать представление об информационном пространстве и о современных информационных технологиях;
  • привить навыки поиска, анализа и синтеза информации;
  • научить учащихся рациональным приёмам работы с любыми типами и видами документов;
  • сформировать умение критического отношения к информации.

Планируемые результаты освоения программы курса «Мир информации»

Личностные результаты:

  • развитие личной потребности в усвоении основ информационной культуры;
  • развитие способности к восприятию и оценке информации, умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника;
  • повысить качество знаний за счёт овладения более продуктивными приёмами учебного труда.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану (алгоритму).

Познавательные УУД:

  • самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, анализировать и понимать её;
  • научиться рациональным  приёмам работы с учебной литературой, тем самым сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий.

Коммуникативные УУД:

  •  устранять информационный дефицит;
  • выработать способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;
  • выработка стремления к библиографическому общению, пониманию важности общения с целью обмена информацией и умения поддерживать деловые контакты.

       Учебно – тематический план курса «Мир информации»

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение.

1

2

Документ. Виды документов

1

3

Источники информационных ресурсов. Информационная безопасность человека

1

4

Виды поиска и алгоритмы их выполнения

1

5

Текст. Основные приемы работы с текстами. Критический анализ текста

1

6

Технология подготовки планов текстов

1

7

Технология подготовки учебных рефератов и докладов

1

8

Технология подготовки электронных презентаций

1

9

Технология подготовки отзывов на литературные произведения

1

10

Обобщение

1

Итого:

10


Календарно - тематическое планирование

                               

Тема занятия

Кол-во

часов

Содержание

Дата

1

Введение. Исходные понятия. Виды информации

1

Расширение представления об информации. Виды информации по способу восприятия. Роль компьютера и компьютерной информации. Информированность

2

Первичные и вторичные документы.

1

Представление о документе как материальном носителе информации. Понятие о первичных и вторичных документах. Основные виды свертывания информации.

3.

Библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов. Информационная безопасность человека

1

Развитие представлений о библиотеке. Назначение и структура детской и школьной библиотек. Представление о сущности понятий : «Интернет», «веб-сайт», «портал», «поисковая система». Области применения Интернета. Понятие об информационной безопасности личности.

4.

Виды поиска и алгоритмы их выполнения.

1

Адресный поиск как способ выражения потребности в определенном документе. Библиографическое описание как «паспорт» документа. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения. Тематический поиск и алгоритм его выполнения. Особенности поиска информации в Интернете.

5

Текст. Основные приемы работы с текстами. Критический анализ текста

1

Развитие представлений о тексте. Общие представления о порядке анализа содержания текста. Деление текста на смысловые части, озаглавливание частей текста. Подробный, сжатый и выборочный пересказ.

6

Технология подготовки планов текстов

1

Представление о плане как средстве конструирования создаваемого текста. Назначение плана. Основные требования к плану. Использование плана при подготовке письменных творческих работ.

7

Технология подготовки учебных рефератов и докладов

1

Многозначность понятия «реферат». Учебный реферат как результат самостоятельной научно-исследовательской работы учащихся. Понятие о плагиате. Примерная структура учебного реферата. Требования к учебному реферату. Этапы работы над учебным рефератом. Правила оформления учебного реферата. Технология подготовки доклада. Доклад как типичный вид публичной речи.

8

Технология подготовки электронных презентаций

1

Представления о возможностях программы  Power Point. Алгоритм подготовки электронной презентации. Требования к электронной презентации, сопровождающей доклад.

9

Технология подготовки отзывов на литературные произведения

1

Представление об отзыве как обоснованном мнении об прочитанном, увиденном, услышанном. Структура отзыва на литературное произведение. Цель отзыва. Технология подготовки отзыва.

10

Обобщающий урок.

1

Викторина по основным понятиям курса.

Список литературы:

1.Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. .-М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2012.-352 с.

2. Гендина Н.И.,, Косолапова Е.В. «Основы информационной культуры школьника»: учебно-методический комплекс для учащихся 4-х классов общеобразовательных учебных заведений/ Гендина Н.И.,, Косолапова Е.В.-М.: РШБА,2012.-200 с.

3.Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А. Информационная культура личности:  диагностика, технология формирования: учебно-методическое пособие. Ч. 1, 2. - Кемерово: Кемеровская академия культуры и искусств, 1999.

4.Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.-368 с.

5.Бардин К.В. Как научить детей учиться: Книга для учителя /К.В. Бардин.- 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Просвещение, 1987.-111 с.