"Вся семья моя читает"

Григорьева Татьяна Андреевна

Родительское собрание о семейном чтении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Вся семья моя читает».

Аудитория: Родители учащихся первых классов.

Цель: Возродить традиции семейного чтения.

Задачи:

  • Показать важность семейного чтения в приобщении ребенка к книге и чтению, в воспитании детей.
  • Дать практические рекомендации родителям по организации семейного чтения.

Семейное чтение как совместная деятельность семьи

 может стать надежной основой для обучения и воспитания ребенка.

Он полюбит чтение и, ступенька за ступенькой, будет подниматься к вершинам Мудрости, Красоты, Знаний.

Т.А. Милешко.

 Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо вам за то, что вы пришли на нашу встречу. Мы очень рады вас видеть! Сегодня мы поведём разговор о книге, её ценности для каждого человека, о значении совместного общения родителей и ребёнка с книгой.

  К  сожалению, в последние десятилетия наметились серьёзные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. Исследования показывают, что нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия как в соматическом, так в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Практически в каждой второй семье нарушены эмоциональные связи (дети испытывают дефицит родительской любви, внимания, тепла и ласки). Поэтому очень важно любыми путями восстановить, наладить эти связи. Ведь ничто не сможет заменить ребенку общения с любящим его родителем, ласковые слова, обращенные именно к нему.

  А сейчас  я приглашаю всех встать и организовать круг – «Круг доверия и дружбы».

  У меня в руках клубок нитей. Сейчас мы с вами будем передавать клубок по кругу, называя при этом  имя того, кому передаете клубок и говоря такую фразу: « (Называете имя), это Вам клубок доброты. Вы такая ….(далее говорится комплимент)». Вы передаете клубок дальше, не отпуская нить. Прошу не повторять комплименты.  Когда клубок пройдет по всему кругу, он соединит нас своей нитью дружбы и доверия.

  Спасибо всем, прошу вас пройти на свои места. Продолжаем наш разговор.

  Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы видеть своих детей счастливыми, добрыми, успешными и востребованными людьми. Но мало этого просто хотеть, необходимо  научить своего ребёнка тому, как он может добиться успеха. Это сложная и кропотливая работа и первый шаг в этом направлении - научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга — воспитатель, учитель, и друг.

  Мнение психологов сводится к тому, что привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас невозможно. Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи родителей. Семья — основа формирования образа жизни, мировоззрения человека. Если семья читающая и книге уделяется важное место — это прекрасно! Ребенок в семье должен видеть любовь отца, матери и других членов семьи к чтению. Если ребенок видит, что в семье любят книги, много читают, то и для него встреча с книгой будет радостной.

  Современные родители сетуют на недостаток свободного времени. Но исследования показывают, что средний взрослый в России тратит на просмотр телепередач три часа в день, средний работающий - два! Умножим на 7 дней. Минимум 14 часов в неделю. Вот и одна из причин недостатка времени для семейного общения. Да и многочасовое «зависание» в социальных сетях Интернета крадёт драгоценное время у семейного общения. В результате этого - дети все больше отдаляются от родителей, «уходят» в компьютер. А если вдуматься, увлечение виртуальным миром - компенсация недостатка общения. А ведь чтение вместе - это и есть общение. И достаточно на него 20 минут в день, потому что затем  внимание ребенка рассеивается.

  Семейное чтение — это совместное чтение литературы, интересующей всех членов семьи, обсуждение прочитанного всей семьей, это общение, сближающее людей разных возрастов. 

 Важно понимать смысл семейного чтения - это не способ получения информации и не форма накапливания знаний. Это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого, непрямолинейного воспитания, которое и есть самое главное и самое действенное.      

  Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка. Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите. Чтение для детей делает из них читателей в будущем. И если в семье сложится замечательная традиция коллективного чтения книг вслух, обсуждения прочитанных книг, то приобщение ребенка к чтению будет успешным.

  Чтение вслух - очень важный момент воспитания. Оно раскрепощает ребенка, обучает его умению формулировать мысль и говорить, правильно ставить ударение, развивает речевые данные, учит культуре речи.

  Ясно, что чтение вслух требует усилий от взрослых, их желания потратить время на собственных детей и осознания, что эффект воспитания складывается из таких вот «мелочей», которые оставляют неизгладимое впечатление в душе ребенка.

  Важно не превращать чтение в орудие поощрения или наказания. Ритуал семейного чтения не должен зависеть от поведения ребенка или настроения взрослых, иначе пропадет интерес к чтению, так как процесс будет связан с неприятными эмоциями.

  А сейчас давайте снова встанем в круг. На этот раз это будет «Круг радости». Повторяйте, пожалуйста, за мной:

Я такой, какой я есть,       (большие пальцы обеих рук направлены на себя)

И я очень счастлив здесь. (обеими руками показываем пространство вокруг      себя)

Я могу быть маленьким,   (присаживаемся)

Я могу быть большим,      (встаём, тянемся вверх руками)

Я могу быть худым,          (руки сдвигаем)

Я могу быть толстым     (раздвигаем в стороны)

Но это не важно.              (показываем  указательным пальцем)

Я такой, какой я есть,      (большие пальцы обеих рук направлены на себя)

И я очень счастлив здесь   (большие пальцы вверх).

  Спасибо, молодцы. Я, думаю, что будет очень здорово, если такую игру вы будете проводить со своими детьми. Прошу пройти вас на свои места для продолжения нашего разговора.

  Значимость семейного чтения обуславливается рядом факторов:
- Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит. Читательская деятельность и читательская культура формируются на основе слушания и говорения.
- Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении взрослых – следствие несформированности ее с раннего детства.
- Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства – степени овладения речью.
- Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.
- Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку. Звучащее слово удовлетворяет потребность ребенка в ярких, эмоциональных впечатлениях.
- Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.
- Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более старших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передают младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
- Семейное чтение может служить для профилактики старения, так как, по мнению некоторых специалистов, старение – это результат жизни без книг, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.

  Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечёт» в семью ваших повзрослевших детей.

  Уважаемые родители! Мы подготовили для вас ряд памяток, которые помогут вам организовать совместное чтение в вашей семье и сделать его интересным и радостным событием.

(С памятками можно познакомиться на собрании  или использовать их  как раздаточный материал.)

Памятки для родителей

«Рекомендации по организации семейного чтения».

  •  Чаще посещайте библиотеку сами, чтобы вместе с профессионалами подумать о чтении ваших детей, поговорить о лучших детских книгах, получить информацию о новых поступлениях.
  • Познакомьтесь с литературой по вопросам детского чтения.
  • Помогите создать детям небольшую, но хорошо подобранную библиотеку из произведений лучших детских писателей. Это способствует развитию любви к чтению и бережному отношению к книге.
  • При выборе взрослым книги для семейного чтения следует ориентироваться не только на интересы  ребенка  и на собственный интерес, но  и на проблему семьи и своего ребёнка (например: болезнь члена семьи, появление второго ребёнка, проблемы ребенка в общении со сверстниками, семейный разлад).
  • Сначала сами прочитайте книгу, которую хотите предложить ребенку, и определите ее ценность: что дает книга сердцу и уму ребенка, в чем прелесть книги, какие эпизоды книги вам запомнились и почему.
  • Читать детям нужно регулярно, в специально отведённом для этого месте.
  • Кто именно будет читать ребёнку – определите сами, исходя из понимания смысла этого ритуала: к кому из вас должен потом обратиться ребёнок за советом в случае появления житейских затруднений.
  • Дети очень любят повторное чтение. Оно тренирует память и развивает речь. После многократных чтений ребёнок  запомнит книгу и сможет проявить самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки.
  • Когда ребёнок научится читать, читайте вместе с ним. Одну строчку читает он, другую строчку мама или папа, или другой член семьи, подсказывайте слова, где ребёнок запинается и вообще вместе веселее читать.    
  • Если после прочитанного у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, как он сам понимает слово или ситуацию, возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии.
  • Порой в вопросах ребёнка кроется проблема, поэтому не спешите читать дальше или «сворачивать» разговор, если ребёнок «застрял» на чём-то – это для него очень важно, поэтому постарайтесь его выслушать и понять.
  • Разговаривать о прочитанном надо так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как бы вам хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах.
  • Если у ребёнка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться, что на самом деле озадачило ребёнка и каких именно объяснений он ждал от вас, по-видимому, его что-то беспокоит, он нуждается в вашей помощи.
  • Если в ритуале семейного чтения принимают участие старшие члены семьи (дедушка или бабушка), окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребёнком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим, родительским мнением.
  • Закончив чтение, предложите ребенку тихонько самому подумать о том, что будет в книге дальше. На следующий день пред началом чтения попросите напомнить вам о том, что было в книжке вчера, и поделиться тем, как он себе представляет развитие действия. Это помогает ребенку лучше вникнуть в текст и развивает его речь и воображение.
  • Отыщите на антресолях свои любимые детские книжки. Расскажите о них ребенку. Почитайте их вместе. Поведайте о том, какую роль они сыграли в вашей жизни.
  • Заведите «семейный читательский дневник», куда каждый из членов семьи коротко (возможно даже в одно предложение) запишет  свое впечатление о прочитанном.

  Прививайте детям гигиенические навыки и привычки: не позволяйте     им читать лежа, во время еды. Приучайте их по окончании чтения класть книгу на место.

   Воспитывайте бережное отношение к книге. Ребенок должен твердо усвоить правила обращения с книгой: нельзя перегибать книгу, класть в нее карандаши, ручки и другие предметы - от этого портится переплет, отрываются и выпадают листы.

Критерии подбора литературы для семейного чтения.

  • доступность для данного возраста;
  • проверка качества издания временем;
  • признание ценности книги, как со стороны детей, так и взрослых;
  • способность книги быть помощником в обучении;
  • наличие иллюстративного материала;
  • гуманное содержание;
  • образный язык.

Книги для детей младшего школьного возраста.

  Круг литературных пристрастий читателей младшего школьного возраста очень широк — к сказкам и стихам прибавляются басни, повести-сказки, рассказы и повести на самые разные темы, включая истории о жизни современных детей, приключенческая и историческая литература, книги по искусству, научно-художественная и научно-популярная литература.

  Многоцветная палитра литературы для детей 7-9-ти лет представлена книгами, действительно замечательными, любимыми многими поколениями детей, и новыми произведениями современных авторов. Наверняка родители нынешних читателей найдут здесь любимые книги своего детства. Среди рекомендуемых: сборник старейшего детского писателя С.Алексеева «Сто рассказов из русской истории», сборник «Веселые повести» А.Алексина, сказки Г.Х.Андерсена, сборник стихов А.Барто «Вовка-добрая душа», Е.Верейская «Три девочки», сборник юмористических рассказов В.Голявкина «А ты постарайся», Ю.Дмитриев «Лесные загадки», рассказы о животных Н.Дуровой «Звери-путешественники», рассказы Б.Житкова, стихи Б.Заходера, повесть Ф.Зальтена «Бэмби», одна из самых знаменитых дореволюционных книг - «История России в рассказах для детей» А.Ишимовой,   повести Ю.Коваля «Непоседок», В. Коржикова «Коготь динозавра», А.Линдгрен «Приключения Эмиля из Лённеберги», «Басни» И.А.Крылова, книги Е.Левитана по астрономии, поэма Н.Некрасова «Дед Мазай и зайцы», сказки А.Платонова «Волшебное кольцо», юмористические рассказы о детстве А.Раскина «Как папа был маленьким», фольклорный сборник «Русские богатыри», рассказы о животных Г.Скребитского «Длиннохвостые разбойники», сборник стихов и сказок «Заводной мир», сборник рассказов и повестей Ю.Сотника «Вовка Грушин и другие», сборник сказок И.Токмаковой «Аля, Кляксич и другие сказки», рассказы из хрестоматии К. Ушинского «детский мир», сказка о музыке и музыкантах «тайна запечного сверчка» Г.Циферова, рассказы А.П.Чехова, сказочная повесть Е.Шварца «Сказка о потерянном времени», сказки Б.Шергина, повесть-сказка Т.Янссон «Шляпа волшебника», сборники «Детство пора золотая», «Рассказы об армии», «Сказки народов мира», «Сказки русских писателей», «Стихи и рассказы о маме», «С чего начинается Родина».

 

Как обсуждать с ребёнком прочитанную книгу.

1. Объясните перед чтением или во время него трудные слова.

2. Спросите, понравилось ли произведение? Чем?

3. Что нового, интересного узнал?

4. Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии рассказа, сказки, стихотворения.

5. Как описана природа?

6.Какие слова и выражения запомнились?

7. Чему научила книга?

8. Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок и разыграйте его, изображая голосом персонажей произведения.

      9.Важно, чтобы ребенок услышал ваше мнение о прочитанном.

Литература:

1. Классные часы с психологом. 1-4 классы / Авт.-сост.: Ю.В. Груздева, Н.А. Богачкина. – М.: Издательство «Глобус»,2009.        
2. Павлова А. Домашняя библиотека и семейное чтение / А. Павлова // Семейное чтение. — 2008. — № 2. — С. 9 — 12.

3. Родительское собрание по детскому чтению /Сост. Т. Д. Жукова. — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация,2007. — 288 с.
4. Семейное чтение в год семьи / Сост. Т. Д. Жукова. — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. — 320 с.
5. Тимофеева И.Н. Дети. Время. Книга: пособие для руководителей детским чтением/ И.Н. Тимофеева.- М.: Русская  школьная библиотечная ассоциация, 2009.-408 с.

6.  Чтение в системе социокультурного развития личности: Сборник статей Международного научно-практического семинара/ Сост. Варганова Г.В.- М.: Русская  школьная библиотечная ассоциация, 2007,-256 с.
7. Школьному библиотекарю о семейном чтении — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. — 176 с.