РАБОТА ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

С.Н.Тимофеева

В работе описаны мероприятия, формы занятий по экологическому просвещению в МБОУ СОШ пгт Ерофей Павлович.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

рабочего поселка (поселка городского типа)

Ерофей Павлович

РАБОТА  ШКОЛЬНОЙ  БИБЛИОТЕКИ

 МБОУ  СОШ  пгт. ЕРОФЕЙ ПАВЛОВИЧ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ

 ШКОЛЬНИКОВ

Картинки по запросу картинка по экологии

                    Выполнила

                                       Педагог-библиотекарь

                                                               МБОУ  СОШ пгт. Ерофей Павлович

                                                           Тимофеева Светлана Николаевна

пгт. Ерофей Павлович, 2017 г.

Содержание

1. Введение  …………………………………………………………………      3

2. Основная часть ………………………………………………………….        4

3. Заключение ………………………………………………………………       11

4. Литература ……………………………………………………………….       12

Введение

        2017 год, в соответствии с указом Президента Российской Федерации В.В. Путиным, объявлен голом экологии в России. Текущий год должен содействовать решению задач «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года и государственной программы  «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы».  Главные цели – привлечь внимание к проблемам в экологической сфере и улучшить состояние экологической безопасности страны. Люди должны объединиться в деле защиты и сохранения чистого мира вокруг нас.

        Экокультура формируется на основе более глубокого понимания природы человеком, призванным ее сохранять, защищать и приумножать. Равнодушие, отстраненность, безответственность – причина экологической опасности.

Основная часть

        Задача экологического  воспитания  подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одного из важнейших истоков современных проблем экологии – в бездумном и жестоком отношении человека к природе.

Эпоха научно-технического прогресса привела к истощению и загрязнению природной среды, прием с каждым десятилетием противоречие во взаимодействии общества и природы обостряются. Решить эти проблемы можно только с переходом общества на гуманистически ориентированный тип связи с природой. А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.

        Задачи школьных библиотек, обслуживающих детей:

1. Формировать интерес к окружающему миру. Руководить их чтением.

2. Прививать любовь к книгам – стремление беречь природу.  

3. Углублять знания детей о многообразии организмов, их взаимодействии между собой и окружающими миром.

4. Формировать умения и навыки, необходимые для практической работы по охране окружающей среды.

5. Преодолевать  потребительское отношение к природе. Формировать у детей экологическое сознание, соответствующие ценностные ориентации.

        В нашей библиотеке составляется программа экологического воспитания школьников совместно с методическим объединением классных руководителей и учителей биологии, химии, географии.

        Цели:

  • Систематизировать знания учащихся во взаимосвязях в природе.
  • Расширять знания учащихся об экологии, охране природы.
  • Знакомить детей с имеющейся в библиотеке литературой, развивать творчество, самостоятельность, учить их работать с книгами, добывать в них нужную информацию.
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

ПРОГРАММА

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ

  ШКОЛЬНИКОВ

        Цель: воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности, формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся

№ п/п

Основные направления

Формы реализации

Сроки

Экологическое просвещение

*Общешкольная конференция «Экология и здоровый образ жизни»

*Выпуск экологических листовок

*Обращение к учащимся своей школы через выпуск экологической газеты о недопустимости загрязнения водоемов, образования несанкционированных свалок в окрестностях поселка и т.д.

*Уроки экологии и биологии в 5-11 классах

*Выступление юных экологов перед учащимися

*Тематические экскурсии по окрестностям поселка

Апрель

В течение года по необходимости

Апрель (День Земли), в течение года

Научно-исследовательская деятельность

*Разработка рефератов, докладов для участия в эколого-биологических конференциях

*Участие в областных и всероссийских конкурсах эколого-биологического направления

В течение года

В течение года

Природоохранная деятельность

*Экологические экспедиции: благоустройство и уход за территорией парка

*Акция «Первоцвет»: охрана флоры, занесенной в Красную книгу

*Операция «Березка»: озеленение территории школы и поселка, уход за цветами

*Акция «Цвети, Земля!»: озеленение кабинетов и рекреаций школы комнатными растениями, изготовление кормушек для птиц

В течение года

Апрель-Сентябрь

Май

Весна-осень

Сентябрь

Весна

Организационная деятельность

*Экологический эрудицион «Свалка по имени Земля»

*Общественный праздник «День Земли»

*Экологическая предметная неделя

*День птиц

*Конкурсы  рисунков, кроссвордов, творческих работ по охране природы

*Дни защиты от экологической опасности (круглые столы, диспуты, экологические ринги)

*Праздник Урожая

Апрель

Апрель

Февраль

Март

В течение года

В течение года

Сентябрь

        Библиотека является информационным центром помощи охраны окружающей среды и формированию окружающей культуры.

Учителя состоят на индивидуальном информационном обслуживании.

        Библиотекарь готовит материал на конкретные темы на определенные группы педагогов – биологов, химиков, а также учащихся.

        Литература по экологии сосредоточена в одном месте фонда, что позволяет быстро найти нужный материал. Оформлены постоянно действующие выставки «На этой плане нам жить», «Береги родную природу», «Лес и его обитатели». Пользователи рассматривают библиотеку как источник информации, необходимой в процессе образования. В течении учебного года проводятся с учащимися информационно-библиографические уроки «В мире книг и информаций». При поступлении новой литературы по экологическому направлению оформляются книжные выставки, обзоры, открытые просмотры, тематические подборки литературы.

        Библиографическим обслуживанием в библиотеке по вопросам охраны окружающей среды являются библиографические консультации, библиографические справки. В библиотеке ведется тетрадь учета выписанных справок. Составляются малые библиографические пособия в форме птиц, зверей, растений, где отражается литература по экологическому направлению.

Ведется картотека «Приамурье мое», где отражается материал из газет и журналов о нашем крае. Альбом «Мой край отеческий, моя глубинка, судьба моя – мой край Амурский».  Ежегодно в рамках предметной недели «Экология и химия» ученики нашей школы выпускают  общешкольные газеты «Экология и мы», «Экология и химия»  - 8 класс, «О здоровье всерьез» - 9 класс, «Охрана окружающей среды» - 10 класс, «Охрана Байкала» - 11 класс, «Моя малая Родина», «Кислотный дождь, под который не попадать», «Чем нам грозит озоновая дыра или всегда ли полезно загорать», «Гигиена», «Загрязнение среды и экологическая безопасность человека», «Эколого-географическая обусловленность некоторых заболеваний у человека».

        Каждый год пополняется библиотечный фонд справочно- энциклопедическими изданиями, учебниками научно-популярной периодической литературой.

        Наша библиотека выписывает много газет и журналов. Журналы «Юный натуралист» и «Свирель»  представляют экологические  журналы нашей библиотеки. Пропаганда естественнонаучной литературы даст возможность всесторонне раскрывать проблему экологического воспитания.       Все мы знаем о глобальных экологических проблемах. Да должны ли школьники по-дилетантски искать пути их решения? На наш взгляд экологическое воспитание следует начинать не в космических масштабах, а прямо возле нашего дома на своей улице, держа на поводке свою собственную собаку! Только осознав свои личные возможности, научившись решать ближайшие экологические проблемы, человек сумеет задуматься о судьбе мировоззрения в целом.

         В библиотеку часто приходят читатели, получившие  в школе задание подготовит доклад по экологии, библиотекарь подбирает материал и ребята старательно пишут о кислотных дождях, озоновых дырах, о растительности и животных мира, Амурской области.

        Детей, как известно, в библиотеку приводит либо интерес к книге, либо необходимость получить ту или иную информацию. Школьники чаще всего ищут  по темам уроков географии, биологии, химии, физики. В поисках литературы,  как всегда, помогут библиографические пособия «Приамурье мое – ты частица России», «Здесь Родины нашей начало», «На этой планете нам жить» а) прошлое и настоящее, б) Колумбы земли Амурской, в) окно в природу.

        Работая с книгой по краеведению, я уделю особое внимание тому, что любовь к родному краю, знание его истории – основа духовной культуры общества. Она помогает пробудить у детей любопытство оценить красоту родного края, людей, которые живут рядом. Экологическое воспитание является составной частью программы «Воспитание любви к родному краю неразрывно связанно с бережным отношением к природе».

        Применяются нетрадиционные формы: знакомство с творчеством писателей-природоведов Д. Сладкова, М. Пришвина, Д. Бианки, В. Дурова, Е. Чарушина. Ребята с удовольствием участвуют в викторине «Ты в ответе за тех, кого приручил», «Зеленый друг».

        Книги И.Акимушкина, Е. Чарушина, В. Бианки, С. Михалкова, В. Солоухина отличают острую наблюдательность природных явлений, глубоко и чувственно проникновенно изложены и высоким личным патриотизмом они воспитывают любовью к природе, высоконравственные личностные качества, доброту, заботу, отзывчивость, ответственность и любовь к родному и готовность действовать в защиту окружающей среды.

        В библиотеке совместно с учителями начальных классов, биологии, химии, географии проводится массовая и индивидуальная работа с детьми по экологическому просвещению. Для 5-6 классов проведена познавательная игра-викторина «Солнце светит всем». Была оформлена книжная выставка «Человек заботливый хозяин природы». Стенд «Детские рисунки о природе».

        Подготовка и проведение недели биологии и химии на тему «Зачем нам эти биологии и химии нужны» для 6-7 классов. «Путешествие с комнатными растениями». Оформлена книжная выставка «Эти удивительные растения» и проведен обзор. Для 8 классов проведен урок-игра по теме «Птицы». Оформлена книжная выставка, беседа «Птицы нашей планеты».

        В апреле 2017 года проведена эколого-краеведческая конференция «Животные и растения в символике районов Амурской области». Была оформлена выставка рисунков учащихся по экологии. Были подготовлены научно-исследовательские работы по биологии, географии, экологии. Лучшие работы были отправлены на районную научно-практическую конференцию и заняли призовые места.

        В библиотеке для младших школьников оформляются книжные выставки, проводится обзор экологических журналов «Я хочу дружить с природой». Проведено анкетирование для учащихся 1-4 классов: «Защити все живое», «Природа бесценный дар», «Она взывает о помощи». Для младших школьников проведен конкурс загадок «Солнце, воздух и вода». Проводится опрос, хорошо ли ребята знают свой лес, знакомы ли они с целебными свойствами лесных растений и с повадками животных, известны ли им редкие исчезающие растения и животные, нуждающиеся в охране.

        Работу по экологическому воспитанию детей оживят беседы с читателями об их собственном поведении и восприятии экологической проблемы в целом. Необходимым и нужным материалом для работы в этом направлении станет и художественная литература. В русской литературе можно назвать много людей, обладавших особым даром постижения природы в сложных взаимосвязях с душевным миром людей. Среди них А.А. Фет, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин, М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский, И.А. Бунин.

        Привлечь внимание читателей различных категорий и возрастных групп к проблемам охраны окружающей среды и экологической опасности помогут циклы книжных выставок (разных типов и видов, открытые просмотры литературы, стенды, плакаты, викторина «Красная книга Амурской области», литературные игры, обзоры книг, библиотечные уроки).

        В школе проводятся различные мероприятия, направленные на использование школьниками художественных произведений, позволяющих лучше познать и полюбить природу. Это создаются памятки по экокультуре, оформляются листовки «Возродим наш лес», «Русская береза-символ России». Школьники принимают участие в акциях «Живи дерево», «Друзья птиц», «Чистый двор».

        Уроки проходят интересно, где открыта комфортная зона для чтения и игр – «Территория здоровья и спорта». Здесь оформлены книжные выставки о спорте, имеются шашки и шахматы. Профессиональное самоопределение учащихся еще одно актуальное краеведческое направление. Библиотекарь знакомит старшеклассников с различными профессиями  в сфере культуры и искусства, мотивируя ребят гуманитариев к выбору творческих профессий. Был проведён урок «Как выбрать профессию?».

        Важной составляющей экологического воспитания является краеведение. Оформлена книжная выставка «Здесь мой край, здесь я живу», которая позволила познакомить ребят с богатством и разнообразие растительного и животного мира Амурской области, с историей нашего посёлка. После чего фотоматериал по данной теме отправлен на конкурс «Школьные годы чудесные», проводимый журналом «Читаем, учимся, играем».

        В 2016 году проведен всероссийский урок «Арктика – фасад России», после чего учащиеся 9 классов приняли активное участие в интернет викторине «Знаешь ли ты Арктику?».  

        Для читателей 5-6 классов проведена викторина «Реки, озера, моря и океаны». Был оформлен стенд красота родного края с фотографиями растений Амурской области.

        Изучение читательского спроса осуществляется в основном в процессе работы с читателями при анализе библиотечной статистики, читательских и книжных формуляров. Ведение дневника библиотеки позволяет выявить сведения о составе читателей, об объеме выданной литературы, в том числе на экологическую тему.

        Библиотекарь, разумеется, не может решать ту или иную задачу, не связав свою деятельность с учителями химии, биологии, географии и другими педагогами.

        В библиотеке используются инновационные формы индивидуальной и массовой работы по экологическому просвещению детей. Это использование видеоматериалов, лекций, деловой театр, активные семинары, выставка-путешествие, выставка-хобби.

        Для системной и целенаправленной работы по экологическому просвещению используется фонд книг, брошюр, периодических и аудиовизуальных изданий.

Заключение

        Экологическое просвещение, являясь приоритетным направлением работы нашей библиотеки, прививает юным читателям навыки и умения видеть и действовать. Значительно повысился интерес к литературе о природе и экологии. Что формирует правильное отношение к объектам и явлениям природы, то что принято называть экологическим мышлением.

Литература

1. Школьная библиотека.  № 5,  2014 г.,стр. 48

2. Читаем, учимся, играем. № 3, 2007 г.

3. Антонова Н.М., «Роль школьной библиотеки в экологическом просвещении учащихся». Школьная библиотека, 39-10, 2011 г., стр. 66.

4. Ереминко Н.З., «Литературное краеведение в работе сельской школьной библиотеки», Школьная библиотека, № 3-4, 2010 г., стр. 78.

5. Баранова С.А., «Неразрывная связь событий и традиций», Школьная библиотека, № 6-7, 2009 г., стр.116.