РАБОТА ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
В работе описаны мероприятия, формы занятий по экологическому просвещению в МБОУ СОШ пгт Ерофей Павлович.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экологическое просвещение в работе школьной библиотеки | 60.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
рабочего поселка (поселка городского типа)
Ерофей Павлович
РАБОТА ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
МБОУ СОШ пгт. ЕРОФЕЙ ПАВЛОВИЧ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ
ШКОЛЬНИКОВ
Выполнила
Педагог-библиотекарь
МБОУ СОШ пгт. Ерофей Павлович
Тимофеева Светлана Николаевна
пгт. Ерофей Павлович, 2017 г.
Содержание
1. Введение ………………………………………………………………… 3
2. Основная часть …………………………………………………………. 4
3. Заключение ……………………………………………………………… 11
4. Литература ………………………………………………………………. 12
Введение
2017 год, в соответствии с указом Президента Российской Федерации В.В. Путиным, объявлен голом экологии в России. Текущий год должен содействовать решению задач «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года и государственной программы «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы». Главные цели – привлечь внимание к проблемам в экологической сфере и улучшить состояние экологической безопасности страны. Люди должны объединиться в деле защиты и сохранения чистого мира вокруг нас.
Экокультура формируется на основе более глубокого понимания природы человеком, призванным ее сохранять, защищать и приумножать. Равнодушие, отстраненность, безответственность – причина экологической опасности.
Основная часть
Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одного из важнейших истоков современных проблем экологии – в бездумном и жестоком отношении человека к природе.
Эпоха научно-технического прогресса привела к истощению и загрязнению природной среды, прием с каждым десятилетием противоречие во взаимодействии общества и природы обостряются. Решить эти проблемы можно только с переходом общества на гуманистически ориентированный тип связи с природой. А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.
Задачи школьных библиотек, обслуживающих детей:
1. Формировать интерес к окружающему миру. Руководить их чтением.
2. Прививать любовь к книгам – стремление беречь природу.
3. Углублять знания детей о многообразии организмов, их взаимодействии между собой и окружающими миром.
4. Формировать умения и навыки, необходимые для практической работы по охране окружающей среды.
5. Преодолевать потребительское отношение к природе. Формировать у детей экологическое сознание, соответствующие ценностные ориентации.
В нашей библиотеке составляется программа экологического воспитания школьников совместно с методическим объединением классных руководителей и учителей биологии, химии, географии.
Цели:
- Систематизировать знания учащихся во взаимосвязях в природе.
- Расширять знания учащихся об экологии, охране природы.
- Знакомить детей с имеющейся в библиотеке литературой, развивать творчество, самостоятельность, учить их работать с книгами, добывать в них нужную информацию.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
ПРОГРАММА
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ
Цель: воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности, формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся
№ п/п | Основные направления | Формы реализации | Сроки |
Экологическое просвещение | *Общешкольная конференция «Экология и здоровый образ жизни» *Выпуск экологических листовок *Обращение к учащимся своей школы через выпуск экологической газеты о недопустимости загрязнения водоемов, образования несанкционированных свалок в окрестностях поселка и т.д. *Уроки экологии и биологии в 5-11 классах *Выступление юных экологов перед учащимися *Тематические экскурсии по окрестностям поселка | Апрель В течение года по необходимости Апрель (День Земли), в течение года | |
Научно-исследовательская деятельность | *Разработка рефератов, докладов для участия в эколого-биологических конференциях *Участие в областных и всероссийских конкурсах эколого-биологического направления | В течение года В течение года | |
Природоохранная деятельность | *Экологические экспедиции: благоустройство и уход за территорией парка *Акция «Первоцвет»: охрана флоры, занесенной в Красную книгу *Операция «Березка»: озеленение территории школы и поселка, уход за цветами *Акция «Цвети, Земля!»: озеленение кабинетов и рекреаций школы комнатными растениями, изготовление кормушек для птиц | В течение года Апрель-Сентябрь Май Весна-осень Сентябрь Весна | |
Организационная деятельность | *Экологический эрудицион «Свалка по имени Земля» *Общественный праздник «День Земли» *Экологическая предметная неделя *День птиц *Конкурсы рисунков, кроссвордов, творческих работ по охране природы *Дни защиты от экологической опасности (круглые столы, диспуты, экологические ринги) *Праздник Урожая | Апрель Апрель Февраль Март В течение года В течение года Сентябрь |
Библиотека является информационным центром помощи охраны окружающей среды и формированию окружающей культуры.
Учителя состоят на индивидуальном информационном обслуживании.
Библиотекарь готовит материал на конкретные темы на определенные группы педагогов – биологов, химиков, а также учащихся.
Литература по экологии сосредоточена в одном месте фонда, что позволяет быстро найти нужный материал. Оформлены постоянно действующие выставки «На этой плане нам жить», «Береги родную природу», «Лес и его обитатели». Пользователи рассматривают библиотеку как источник информации, необходимой в процессе образования. В течении учебного года проводятся с учащимися информационно-библиографические уроки «В мире книг и информаций». При поступлении новой литературы по экологическому направлению оформляются книжные выставки, обзоры, открытые просмотры, тематические подборки литературы.
Библиографическим обслуживанием в библиотеке по вопросам охраны окружающей среды являются библиографические консультации, библиографические справки. В библиотеке ведется тетрадь учета выписанных справок. Составляются малые библиографические пособия в форме птиц, зверей, растений, где отражается литература по экологическому направлению.
Ведется картотека «Приамурье мое», где отражается материал из газет и журналов о нашем крае. Альбом «Мой край отеческий, моя глубинка, судьба моя – мой край Амурский». Ежегодно в рамках предметной недели «Экология и химия» ученики нашей школы выпускают общешкольные газеты «Экология и мы», «Экология и химия» - 8 класс, «О здоровье всерьез» - 9 класс, «Охрана окружающей среды» - 10 класс, «Охрана Байкала» - 11 класс, «Моя малая Родина», «Кислотный дождь, под который не попадать», «Чем нам грозит озоновая дыра или всегда ли полезно загорать», «Гигиена», «Загрязнение среды и экологическая безопасность человека», «Эколого-географическая обусловленность некоторых заболеваний у человека».
Каждый год пополняется библиотечный фонд справочно- энциклопедическими изданиями, учебниками научно-популярной периодической литературой.
Наша библиотека выписывает много газет и журналов. Журналы «Юный натуралист» и «Свирель» представляют экологические журналы нашей библиотеки. Пропаганда естественнонаучной литературы даст возможность всесторонне раскрывать проблему экологического воспитания. Все мы знаем о глобальных экологических проблемах. Да должны ли школьники по-дилетантски искать пути их решения? На наш взгляд экологическое воспитание следует начинать не в космических масштабах, а прямо возле нашего дома на своей улице, держа на поводке свою собственную собаку! Только осознав свои личные возможности, научившись решать ближайшие экологические проблемы, человек сумеет задуматься о судьбе мировоззрения в целом.
В библиотеку часто приходят читатели, получившие в школе задание подготовит доклад по экологии, библиотекарь подбирает материал и ребята старательно пишут о кислотных дождях, озоновых дырах, о растительности и животных мира, Амурской области.
Детей, как известно, в библиотеку приводит либо интерес к книге, либо необходимость получить ту или иную информацию. Школьники чаще всего ищут по темам уроков географии, биологии, химии, физики. В поисках литературы, как всегда, помогут библиографические пособия «Приамурье мое – ты частица России», «Здесь Родины нашей начало», «На этой планете нам жить» а) прошлое и настоящее, б) Колумбы земли Амурской, в) окно в природу.
Работая с книгой по краеведению, я уделю особое внимание тому, что любовь к родному краю, знание его истории – основа духовной культуры общества. Она помогает пробудить у детей любопытство оценить красоту родного края, людей, которые живут рядом. Экологическое воспитание является составной частью программы «Воспитание любви к родному краю неразрывно связанно с бережным отношением к природе».
Применяются нетрадиционные формы: знакомство с творчеством писателей-природоведов Д. Сладкова, М. Пришвина, Д. Бианки, В. Дурова, Е. Чарушина. Ребята с удовольствием участвуют в викторине «Ты в ответе за тех, кого приручил», «Зеленый друг».
Книги И.Акимушкина, Е. Чарушина, В. Бианки, С. Михалкова, В. Солоухина отличают острую наблюдательность природных явлений, глубоко и чувственно проникновенно изложены и высоким личным патриотизмом они воспитывают любовью к природе, высоконравственные личностные качества, доброту, заботу, отзывчивость, ответственность и любовь к родному и готовность действовать в защиту окружающей среды.
В библиотеке совместно с учителями начальных классов, биологии, химии, географии проводится массовая и индивидуальная работа с детьми по экологическому просвещению. Для 5-6 классов проведена познавательная игра-викторина «Солнце светит всем». Была оформлена книжная выставка «Человек заботливый хозяин природы». Стенд «Детские рисунки о природе».
Подготовка и проведение недели биологии и химии на тему «Зачем нам эти биологии и химии нужны» для 6-7 классов. «Путешествие с комнатными растениями». Оформлена книжная выставка «Эти удивительные растения» и проведен обзор. Для 8 классов проведен урок-игра по теме «Птицы». Оформлена книжная выставка, беседа «Птицы нашей планеты».
В апреле 2017 года проведена эколого-краеведческая конференция «Животные и растения в символике районов Амурской области». Была оформлена выставка рисунков учащихся по экологии. Были подготовлены научно-исследовательские работы по биологии, географии, экологии. Лучшие работы были отправлены на районную научно-практическую конференцию и заняли призовые места.
В библиотеке для младших школьников оформляются книжные выставки, проводится обзор экологических журналов «Я хочу дружить с природой». Проведено анкетирование для учащихся 1-4 классов: «Защити все живое», «Природа бесценный дар», «Она взывает о помощи». Для младших школьников проведен конкурс загадок «Солнце, воздух и вода». Проводится опрос, хорошо ли ребята знают свой лес, знакомы ли они с целебными свойствами лесных растений и с повадками животных, известны ли им редкие исчезающие растения и животные, нуждающиеся в охране.
Работу по экологическому воспитанию детей оживят беседы с читателями об их собственном поведении и восприятии экологической проблемы в целом. Необходимым и нужным материалом для работы в этом направлении станет и художественная литература. В русской литературе можно назвать много людей, обладавших особым даром постижения природы в сложных взаимосвязях с душевным миром людей. Среди них А.А. Фет, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин, М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский, И.А. Бунин.
Привлечь внимание читателей различных категорий и возрастных групп к проблемам охраны окружающей среды и экологической опасности помогут циклы книжных выставок (разных типов и видов, открытые просмотры литературы, стенды, плакаты, викторина «Красная книга Амурской области», литературные игры, обзоры книг, библиотечные уроки).
В школе проводятся различные мероприятия, направленные на использование школьниками художественных произведений, позволяющих лучше познать и полюбить природу. Это создаются памятки по экокультуре, оформляются листовки «Возродим наш лес», «Русская береза-символ России». Школьники принимают участие в акциях «Живи дерево», «Друзья птиц», «Чистый двор».
Уроки проходят интересно, где открыта комфортная зона для чтения и игр – «Территория здоровья и спорта». Здесь оформлены книжные выставки о спорте, имеются шашки и шахматы. Профессиональное самоопределение учащихся еще одно актуальное краеведческое направление. Библиотекарь знакомит старшеклассников с различными профессиями в сфере культуры и искусства, мотивируя ребят гуманитариев к выбору творческих профессий. Был проведён урок «Как выбрать профессию?».
Важной составляющей экологического воспитания является краеведение. Оформлена книжная выставка «Здесь мой край, здесь я живу», которая позволила познакомить ребят с богатством и разнообразие растительного и животного мира Амурской области, с историей нашего посёлка. После чего фотоматериал по данной теме отправлен на конкурс «Школьные годы чудесные», проводимый журналом «Читаем, учимся, играем».
В 2016 году проведен всероссийский урок «Арктика – фасад России», после чего учащиеся 9 классов приняли активное участие в интернет викторине «Знаешь ли ты Арктику?».
Для читателей 5-6 классов проведена викторина «Реки, озера, моря и океаны». Был оформлен стенд красота родного края с фотографиями растений Амурской области.
Изучение читательского спроса осуществляется в основном в процессе работы с читателями при анализе библиотечной статистики, читательских и книжных формуляров. Ведение дневника библиотеки позволяет выявить сведения о составе читателей, об объеме выданной литературы, в том числе на экологическую тему.
Библиотекарь, разумеется, не может решать ту или иную задачу, не связав свою деятельность с учителями химии, биологии, географии и другими педагогами.
В библиотеке используются инновационные формы индивидуальной и массовой работы по экологическому просвещению детей. Это использование видеоматериалов, лекций, деловой театр, активные семинары, выставка-путешествие, выставка-хобби.
Для системной и целенаправленной работы по экологическому просвещению используется фонд книг, брошюр, периодических и аудиовизуальных изданий.
Заключение
Экологическое просвещение, являясь приоритетным направлением работы нашей библиотеки, прививает юным читателям навыки и умения видеть и действовать. Значительно повысился интерес к литературе о природе и экологии. Что формирует правильное отношение к объектам и явлениям природы, то что принято называть экологическим мышлением.
Литература
1. Школьная библиотека. № 5, 2014 г.,стр. 48
2. Читаем, учимся, играем. № 3, 2007 г.
3. Антонова Н.М., «Роль школьной библиотеки в экологическом просвещении учащихся». Школьная библиотека, 39-10, 2011 г., стр. 66.
4. Ереминко Н.З., «Литературное краеведение в работе сельской школьной библиотеки», Школьная библиотека, № 3-4, 2010 г., стр. 78.
5. Баранова С.А., «Неразрывная связь событий и традиций», Школьная библиотека, № 6-7, 2009 г., стр.116.