Классный час «Берегите Землю, от экологической катастрофы!»

Быта Венера Фанусовна

Классный час посвящен году экологии. Нам всем небезразлична судьба планеты. Земля, на которой живет человек, которая возделывалась его руками и которая на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили ее как святыню. Они считали землю живым существом, самодействующим (она родит из своей материнской утробы, пьет дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны). Сейчас Земля наша весьма засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы-то пока на ней живем, но смогут ли жить наши дети?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_po_ekologii.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Берегите Землю, от экологической катастрофы!», (Слайд 1)

 РАЗРАБОТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ 

Как воспеть эту землю
Под высокими зорями,
С песней белого севера,
С небом юга лазоревым,

Л.Завальнюк

(Слайд 2)

Ведущий:

Кромсаем лед,

Меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот...

Но мы еще придем просить прощенье

У этих рек,

Барханов

И болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька...

Пока об этом

Думать неохота.

Сейчас нам не до этого

Пока.

Аэродромы,

пирсы

и перроны, Леса без птиц

И реки без воды...

Все меньше - окружающей природы...

Все больше - окружающей среды.

Р. Рождественский

Поэтому наш сегодняшний урок мы посвящаем году ЭКОЛОГИИ. Для определения темы, целей, актуальности и выводов сегодняшнего классного часа послушайте, пожалуйста, своих товарищей.

 

Уч 1: Нам всем небезразлична судьба планеты. Земля, на которой живет человек, которая возделывалась его руками и которая на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили ее как святыню. Они считали землю живым существом, самодействующим (она родит из своей материнской утробы, пьет дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны). Сейчас Земля наша весьма засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы-то пока на ней живем, но смогут ли жить наши дети? Насколько сильно человек зависит от естественной среды, говорят следующие цифры: без воздуха человек может прожить около 30 минут, без воды – 3 дня, без пищи – не многим более 30 дней.

Уч 2: И первое, о чём мы будем говорить, это о воздухе. Обстановка на сегодняшний день такова, что кислорода на Земле становится все меньше и меньше. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра - над Антарктикой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся - над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. А выхлопных газов заводов черной и химической промышленности, котельных, транспорта все больше и больше. В 2001 году 31 город Дальнего Востока вошёл в список городов с очень высоким уровнем загрязнения воздуха. Загрязнение воздуха является одним из основных рисков для здоровья, связанных с окружающей средой и, по оценкам, ежегодно является причиной преждевременной смерти примерно 2 миллионов человек во всем мире.

(Слайд 3 «Озоновые дыры»)

Уч 3: Вода. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов! Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.  В результате деятельности человека в реках Европы - Сене, Дунае, Рейне, Волге - нельзя купаться. А в Амурском заливе можно купаться?  В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных. На дне каждого квадратного километра Мирового океана залегает до 14 тонн  мусора! Мировой океан, загрязнённый стоками химических веществ, нефтепродуктов. Но с добычей и перевозкой нефти, как мы знаем, связаны и многие экологические проблемы, Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в водоемы, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть: в результате - миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказывается в воде. Утечка нефти – экологическая катастрофа.

(Слайд 4) Уч 4: Почва. Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно 1/4 часть всех плодородных почв! Люди осваивали целинные и залежные земли. Первые пять лет они получали хорошие урожаи. А потом ветры-суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже.

Уч 5:  Неужели на всей Земле природа находится под гнетом человека? Нет! Для изучения и сохранения нетронутых уголков природы государство создает охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки ведь использование природных ресурсов должно сопровождаться их восстановлением.

Заповедник –это место на которой полностью запрещена любая хозяйственная деятельность (включая туризм) в целях сохранения природных комплексов, охраны животных и растений. Там ведут научные исследования, их территория – эталоны нетронутой природы. Все формы охраны природы должны сохранить разнообразие жизни на нашей планете. При этом очень велика роль природоохранных и экологических знаний. Ответственное отношение к окружающей нас природе – залог счастливой жизни будущих поколений.

Заказники – временно охраняемые природные комплексы.

Национальные природные парки – используются в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях. Здесь возможно ограниченное сельскохозяйственное использование земель, лов рыбы, отстрел животных…  Они решают задачи оздоровления, отдыха людей.

Ещё есть памятники природы, ботанические сады и другие.

(Слайд 5) Уч 1: Для многих животных лес - родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель. Человек опасен для природы не только пожарами и разливами нефти, но и бездумным уничтожением всего живого. Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте, человек остается наедине со своей совестью. Она для человека - единственный контролер. И может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, - пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.

Библ: Мы речь свою ведём о том,

Что вся Земля – наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом –

Мы все с рожденья в нём живём.

Ещё о том ведём мы речь,

Что мы наш дом должны беречь,

Давай докажем, что не зря на нас надеется Земля!

Библ: Давайте не останемся к ней равнодушными. Это по-настоящему общественная акция, успех которой зависит от вклада каждого отдельного человека. Только объединив наши пусть даже небольшие, но реальные дела, мы сделаем эту большую работу по сохранению нашей Земли. Это отличная возможность опробовать свои силы и показать своим примером всем сомневающимся, что вместе мы можем очень многое.

                             

Цель:

  • образовательная: формирование у учащихся целостного восприятия мира;
  • воспитательная: побуждение их к бережному отношению к природе;
  • развивающая: развитие творческих способностей школьников, умения работать в группах, развитие памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления, расширение словарного запаса и кругозора.

Методы обучения:

 Словесные, наглядные, проблемные, частично-поисковые (работа со словарем).

Оборудование: мультимедиа, презентация.

Вступление.

- В последнее время мы часто слышим слова «природа»,  «экология», «окружающая среда»

- А что эти слова обозначают? Давайте обратимся к толковому словарю (групповое задание обучающимся)

Приро́да - материальный мир Вселенной, естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

Эколо́гия - наука о взаимодействиях живых организмов с окружающей средой.

Окружающая среда - среда обитания и деятельности человечества, весь окружающий человека мир.

Постановка проблемы.

- Вот сегодня мы будем говорить об этих понятиях.

- А как вы думаете, какую важную проблему можно обсудить на нашем классном часе, касающуюся этих понятий. (ответы обучающихся)

(Проблема экологии, загрязнения окружающей среды.) (Слайд 6)

- А как бы вы назвали классный час в связи с этим? (ответы)

- Я предлагаю назвать наш классный час «Берегите Землю, от экологической катастрофы!»

Мотивация к размышлению.

- Я сейчас вам прочитаю письмо, которое пришло на адрес нашей школы.

Я, олененок, сын Северного оленя. Я живу на Ямале. Мои сородичи – красивые и сильные олени, но нас остается очень мало. Мы страдаем от холода и голода, потому что в тундре ведется разработка нефтяных и газовых месторождений. В связи с этим нам приходится уходить все дальше и дальше на север, где очень сложно найти пищу. Вода в реках загрязнена продуктами нефтепеработки. От плохой воды наша шерсть стала выпадать клочьями. Говорят, что нам скоро негде будет жить.
Помогите нам, люди!
- Какие чувства, мысли возникли у вас, когда вы слушали это письмо?

Примерные ответы детей:

  • животным стало негде жить;
  • им нечего есть;
  • загрязнение земли, воды и воздуха несет угрозу жизни;

- Кого в своем письме олененок называет виновным в том, что происходит на планете Земля?

Актуализация знаний учащихся

- А какие еще вы можете назвать экологические проблемы?

Дети называют проблемы (Слайд7):

  • загрязнение рек, озер;
  • вырубка лесов;
  • загрязнение воздуха;
  • накопление мусора;
  • отравление почвы;
  • нехватка питьевой воды;
  • исчезновение некоторых видов растений и животных с лица Земли.

Слайды с фотографиями.

- Вот видите, сколько важных проблем стоит перед человечеством. Их еще называют глобальными, потому, что они касаются всех. Проблемы надо разрешать. Земля – единственная планета, на которой есть жизнь, поэтому она просит защиты.

Ученики:

Уч 2: -Земля наша плачет, тревогу бьет. 
Ее загрязняет и губит народ.
Реки, озера, леса и луга.

Не страдали раньше так никогда.

        

Уч 3: -И воздух стал грязен, и лес оскудел, 
И океана таков же удел.
Лес от пожаров все чаще страдает,
И живность в лесу от того погибает.

- Вот такие экологические проблемы на планете Земля!


- Ребята, а знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать около двух лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – 1000 лет?

- Давайте посмотрим, как может выглядеть наша Земля лет через 20, если все так будет плохо с экологической обстановкой. (слайды)

- Какое чувство вызывает у вас вид нашей планеты в будущем? (Горькое, печальное, тревожное,  страшное…..)

- А вы хотели бы жить на такой планете? Почему?

Социализация обучающихся. Творческое групповое задание.

- А если бы Природа-мать могла говорить, что бы она сказала своим детям?

- Давайте напишем письма-обращения от имени природы.

       (работа в группах)

К доске выходят представители групп и читают обращения. 
- Спасибо, ребята, вы выразили в письмах боль, отчаяние нашей планеты. Надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

Выводы

- Что же нужно делать, чтобы не случилось экологической катастрофы?    

(Больше заботиться о чистоте планеты, запретить использование технологий, нарушающих природное равновесие, больше сажать растений, следить за чистотой в городе и на природе и т.д.)

- Как вы считаете, охрана природы – дело только взрослых людей или дети могут внести свой посильный вклад?

- Что же могут делать и делают школьники?

(в лесу не разорять гнезда, не рвать цветы, не вырывать и не сбивать грибы, вовремя потушить костер; делать скворечники для птиц, подкармливать птиц зимой; оказывать помощь больным деревьям, высаживать деревца и цветы около общественных зданий и школы.)  

- Предлагаю обучающимся принести на выставку фотоматериал о посадке деревьев, о проведении субботников, о чисто оставленном месте отдыха в лесу и т. д.

Вот экология - модное слово,
Раньше природа не знала такого,
Банки, бутылки в кусты не бросали,
В реку отходы и нефть не сливали.

Крысы и мыши теперь процветают,
Ценные виды, увы, исчезают,
Кто сигаретой себя отравляет,
Кто-то наркотики употребляет.

Наша планета пока что жива,
Но без защиты погибнет она!
Если хотите, чтоб мир стал зеленым,
Не вырубайте березы и клены!

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Сегодня задача у мира одна,
Она по всему видно, очень важна,
Чтоб воздух стал чище и лучше рос лес.
Здесь проявить мы должны интерес.

Не надо зверье убивать понапрасну,
пусть птицы поют, станет мир наш прекрасней!


Сама ведь природа не может спастись, 
Так нужно, чтоб люди за это взялись!
Природу беречь – это дело святое. 
Лишь вместе мы светлое завтра построим.


А если как прежде природе вредить, 
То кто же тогда на Земле будет жить?!
Исчезнут растенья, грибы и бактерии, 
Животные, птицы и прочие звери…
Исчезнем и мы, так опомнитесь, люди! 
Цените природу, и живы мы будем!

- Мы должны беречь природу, чтобы она была так прекрасна как на этих снимках (слайды)

VII. Итоговый этап

- Мы сегодня говорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу Землю. Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не розоряйте гнезда!

      Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с любовью за ними. Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли!

      Как сказал известный писатель Михаил Пришвин: “Человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!”

Хочется закончить наш классный час призывом:  

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Звучит припев песни:

Света тебе и радости,
Мира и благоденствия,
Верных друзей хороших,
Солнечных дней в судьбе.
Желаю тебе, земля моя,
Желаю тебе, земля моя,
Высокого неба ясного
И счастья желаю тебе.