Анализ работы школьной библиотеки МБОУ «Хадарской СОШ им.С.Д. Флегонтова»

Лукина Наталья Дмитрьевна

Краткая справка о библиотеке. Общая площадь библиотеки –35,2 м 2 . Количество помещений – 2. Оборудование: 6 стеллажей (3 в основном и 3 в книгохранилище) , 2 книжных шкафа, 3столов в читальном зале, 2 ученические парты, кафедра, 10 стульев. Технические средства: 1компьютер, 1 принтер, 1 сканер. Структура библиотечно-библиографического обслуживания: читальный зал, абонемент. Организует работу библиотеки Лукина Наталья Дмитрьевна, стаж библиотечной работы 5лет, в данной школе работает29год. Школьная библиотека работает в следующем режиме: с 11 - 00 до 17 –00. Воскресенье – выходной день. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natal_dmitr.docx50.29 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы школьной библиотеки

МБОУ «Хадарской СОШ им.С.Д. Флегонтова»

       Библиотека школы - особое структурное подразделение, которое осуществляет информационную поддержку и обеспечение учебно- воспитательного процесса. Эта структура многофункциональна: здесь и библиотечный фонд, фонд учебников, периодика, CD-носители информации, медиатека.

       Краткая справка о библиотеке. Общая площадь библиотеки –35,2 м 2 . Количество помещений – 2. Оборудование: 6 стеллажей (3 в основном и 3 в книгохранилище) , 2 книжных шкафа, 3 столов в читальном зале, 2 ученические парты, кафедра, 10 стульев. Технические средства: 1компьютер, 1 принтер, 1 сканер. Структура библиотечно-библиографического обслуживания: читальный зал, абонемент. Организует работу библиотеки Лукина Наталья Дмитрьевна, стаж библиотечной работы 5 лет, в данной школе работает 29 год. Школьная библиотека работает в следующем режиме: с 11 - 00 до 17 – 00. Воскресенье – выходной день.

      Школьная библиотека руководствуется в своей повседневной деятельности регламентирующими документами

Г О С Т а м и:

  • ГОСТ  7.35-81  «Библиотечная документация. Первичные учетные документы. Требования к заполнению бланков».
  • ГОСТ  7.20-80  «Единицы учета фондов библиотек и органов технической информации».
  • ГОСТ  7.41-82  «Единицы учета обслуживания читателей на абонементе библиотек и органов».

      Школьная библиотека является необходимым инструментом образовательно-воспитательного процесса: повседневно взаимодействуя с учащимися, административно-педагогическим коллективом, родителями,  выполняет              

ф у н к ц и и:

1. Образовательные (обеспечивает непрерывное образование через создание соответствующих условий и атмосферы для учебы).

2. Информационные (предоставляет возможность использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя).

3. Культурные (организует мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся).

4. Развлекательные (проводят осмысленный досуг через предоставление развлекательных информаций и материалов).

   

      Содействуя развитию грамотности, информационных навыков  преподавания, самообразования и приобщению к культурному наследию библиотека призвана выполнять следующие

з а д а ч и :

1. Обеспечение информационно-документальной поддержки учебно-

воспитательного процесса и самообразования обучающихся и педагогов путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания.

2. Формирование у школьников информационной культуры, культуры чтения и учения путем библиотечно-библиографического обслуживания.

3. Совершенствование традиционных и освоение новых форм индивидуальной и массовой работы с читателями.

4. Предоставление условий для самостоятельного создания и использования информации с целью приобретения знаний, развития понимания, творческих способностей и ради удовольствия путем организации комфортной библиотечной среды.

5. Оказание помощи учащимся в выработке и применении навыков оценки и использования информации независимо от формы, вида или носителя, в т.ч. восприимчивости к разным способам коммуникации в обществе.

6. Предоставление доступа к местным, региональным, национальным и международным ресурсам и других возможностей, что позволяет познакомиться с различными идеями, опытом, точками зрения.

7. Организация деятельности, способствующей расширению культурного и социального кругозора и эмоциональному развитию.

8. Пропаганда чтения, а также ресурсов и службы школьной библиотеки как внутри школы, так и за ее пределами.

9. Расширение ассортимента библиотечных услуг.

10. Изготовление библиотечной продукции в помощь учебно-воспитательному процессу.

   

      Современное техническое оснащение и наличие информационных ресурсов на различных носителях позволяет расширять ассортимент и предоставлять

библиотечные    у с л у г и:

  1. Обслуживание читателей на абонементе.
  2. Обслуживание читателей в читальной зоне.
  3. Предоставление доступа к информационным ресурсам на различных носителях.
  4. Выполнение библиографических справок.
  5. Демонстрация видеофильмов учебного и воспитательного содержания.
  6. Воспроизведение аудиозаписей учебного и воспитательного содержания.
  7. Проведение устной и наглядной массово-информационной работы.
  8. Информирование о новинках учебно-воспитательной литературы.
  9. Консультирование и помощь в поиске и выборе книг и необходимой информации.
  10. Консультирование по различным вопросам образовательно-воспитательного процесса.

Основные   н а п р а в л е н и я   работы:

  1. Планирование и отчетность. Контрольные показатели.
  2. Библиотечно-информационное обслуживание.
  3. Пропаганда библиотечного фонда и привлечение читателей.
  4. Справочно-библиографическая работа.
  5. Организация, учет и сохранность книжного фонда.
  6. Повышение квалификации. Самообразование.
  7. Методическая работа.
  8. Ведение учетной документации.

Мониторинг основных показателей:

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Фонд

8583

8054

8750

Читатели

134

134

130

Посещение

1894

1594

1480

Выдача

827

527

651

       Библиотечный фонд растет в основном за счет субвенции и выдачи книг МО РС(Я) по ФГОС. В этом году по таблице  видно, что растет общий фонд, а численность читателей падает. По – моему, это связано с уменьшением общего количества учащихся в школе, омоложением педагогического состава и родителей, распространением инновационных технологий.

Наличие документации библиотеки:

Паспорт библиотеки +

Положение о библиотеке в ред. 2004 г. +

Правила пользования библиотекой +

Режим работы +

Учетные документы: суммарная книга, инвентарная(ые) книга(и), тетради (журналы) учета дареных книг, учета книг полученных взамен утерянных, безинвентарного учета учебников и картотека учебников- -, дневник работы библиотеки. +

Программа развития библиотеки. +

План работы. +

Нормативные документы. +

Работа с фондом.

Обеспеченность учебниками составляет  __100_% .

Перспективный план работы с фондом.

За год поступило  всего - _428_ экз. в т.ч.

Учебники – 386 экз., из МКУ УО - _203_(на сумму 84970,85 рб) , субвенция – 183_(на сумму 114000 рб),  внебюджет  – _0_

художественная литература - 216

методическая литература - 20

прочая литература - 22

Подписка за три года по полугодиям:

2014  _10_ наименований газет и журналов на сумму _8000___ рублей

2015  __6_ наименований газет и журналов на сумму _8000___ рублей

2016 _6_ наименований газет и журналов на сумму _8000___ рублей

Перечислить работу с фондом:

1) Комплектование книжного фонда в соответствие образовательно-воспитательной программе, плану УО и школы, учитывая спрос пользователей;

2)  Обеспечение сохранности книжного фонда;

3)  Обновление информационного стенда;

4)  Выписывание периодических изданий для учащихся;

3)  Произведение мелкого ремонта книг;

6) Выявление и списывание ветхих, непрофильных, непригодных, не пользующихся спросом, утерянных со свободного доступа, утерянных читателями экземпляры;

7) Оформление движения фонда: включение, исключение;

8) Соблюдение и проверка расстановки фонда и порядка книг на полках;

9) Ведение учетной документации в соответствии с ГОСТом;

Работа с читателями

Читатели: - всего читателей – 130

  • учащиеся – 84
  • педагоги – 28
  • родители и работники школы – 18

 Фонд: 8750; из них книжный - 3735; учебники – 4017; периодика – 7; АВД –

                        Книговыдача: 651

                        Посещаемость: 1186

 Пропаганда чтения как форма культурного досуга.

      Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в школьной жизни - это обязанность школьного библиотекаря. Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности.

      В библиотеке оформляются разнообразные выставки, как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Подбирая материал к этим выставкам, стараешься рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями.

Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.

Индивидуальная и групповая работа.

Основные формы индивидуального обслуживания:

  • беседа при записи в библиотеку,
  • беседа при выдаче документов,  
  • беседа о прочитанной;
  • анализ читательских формуляров,

      Беседы о прочитанных книгах проходят систематически. Также проводятся рекомендательные беседы при выборе книги, в основном для учащихся начальной школы, чтобы помочь в выборе интересной книги (в зависимости от возраста учащихся, техники чтения, интереса и т.д.). После таких бесед ребята с большим интересом читают и сами обращаются за помощью при выборе книг. Кроме этого все библиотечные мероприятия включают в себя беседы о книгах, обзоры по теме мероприятия. При подготовке библиотечных уроков даются задания по чтению книг по теме урока. Большую помощь в проведении библиотечных уроков оказывает техника. Это и компьютер, через который находится интересная информация, и поиск иллюстраций через Интернет  для создания Презентаций. Ведется групповая подготовка к чат викторинам, при подготовке к НПК и литературным вечерам, во время проведения предметных недель, олимпиад. Что позволяет интересно рассказывать о писателях, книгах. С помощью мультемедийного аппарата показывались мультфильмы по произведениям детских писателей, затем эти произведения читались и проводили обсуждение и сравнительный анализ, с вопросом что интереснее книга или мультфильм. Чаще всего дети приходили к выводу, что  книга интереснее, чем мультфильм.

Выставки, обзоры:

Проведено 19 книжных выставок, посвященные:

- юбилеям писателей (Т.Е.Сметанин, И.М.Гоголев – Кындыл…);

- юбилейным датам («Чурапчинскому педучилище - 80», «Никто не забыт, ничто не забыто»…);

- в рамках недели детской книги;  

- 4 обзора литературы;

- юбилеям писателей (А.С. Бродникова, С.А.Новгородова, С. Сергеева);

- вновь поступившей художественной литературы;

- декаде «Олоҥхо», неделя семейного чтения «Природа – наш дом»;

- в рамках недели детской книги;  

- 5 обзоров литературы.

Библиотечные уроки:

      В этом учебном году библиотечные уроки проведены по плану: “Первое посещение библиотеки”, «Структура книги», «Газеты и журналы для детей», «Систематический каталог», «Книга и ее создатели», «Методы самостоятельной работы с литературой», «Твои первые энциклопедии, словари, справочники», «Книги и ее создатели» и т.д.

Массовая работа:

      В рамках недели детской книги проводилась акция «Подари книгу школе», где собрано 38 книг.

      В улусном фестивале семейного чтения, посвященного году Литературы “Ийэм, аҕам уонна мин – ааҕар дьиэ кэргэн” приняла участие многодетная семья Герасимовых и удостоена номинации «Оҕо куттаах дьиэ кэргэн».

      Кроме того совместно с сельским библиотекарем Ноговицыной Е.Н. составили программы к 70 – летию ВОВ и году Литературы. Провели конкурс сочинений стихов «О войне написано не все - Өлбөөдүйбэт өйдөбүл», конкурс рисунков и исследовательскую работу «Моя семья во время войны», выпуск газет по классам писателям – юбилярам, местным авторам. В вечер открытия года Литературы провели конкурс на стихи местных авторов в связи с юбилеем школы, где читали семьями и индивидуально на призы учителя – ветерана Макаровой Марии Иннокентьевны. По итогам конкурсов вручены дипломы, номинации, призы.

      В неделе школьной библиотеки проведена квест – игра «Береза», «Буккроссинг», кроме того совместно с сельским библиотекарем Ноговицыной Е.Н. проводили литературный вечер, посвященный 125 – летию Алампа. Проведен брейн – ринг среди учащихся 7,8,10 классов, посвященный к 125 – летию С.А.Новгородова.

      Улусный фестиваль семейного чтения «Айымньы уонна айылҕа», посвящен году Экологии в России. Организован конкурс видеороликов «Аар тайҕам суугуна», где 1 кл. получил номинацию «Верность национальной традиции» и конкурс поделок «Сир түннүгэ», где ученик 3 кл. Гоголев Айыы Сээн занял 2 м., в конкурсе сценариев заняла 2 м.

      В заочной олимпиаде школьников участвовало 39 учеников (4, 8, 10 кл.). Ученица 10 класса Неустроева Сахая заняла 3 место, Андрей и Антон Ноевы – 2 – 3 места, ученица 10 класса Елисеева Сахая – 3 место. 29 учащихся участвовали в 4 чат – викторинах, посвященных юбилеям Т.Е. Сметанина, И.М.Гоголева, «Слава героям и вечная память», «Ысыаху Олонхо». Учающиеся 7 класса заняли 3 м. среди средних групп в викторине «Ысыаху Олонхо». В литературной викторине «Мир русской литературы», проводимой газетой «Сана олох» приняла участие Иванова Вероника. 22 учащихся участвовали в  различных  викторинах, посвященным юбилеям А.С. Бродникова, С.А.Новгородова, С.П.Данилова, И.И.Эртюкова. В семейной литературной викторине «Баарбын барытын оҕоҕо аныыбын – ол аата айымньыларбын», посвященной к 100 летнему юбилею А.С.Бродиникова, проводимой улусной детской библиотекой приняли  участие Андрей и Антон Ноевы и заняли 3 место, награждены грамотой и призами.

Справочно-библиографическая работа

Электронный каталог «1С:Школьная библиотека» - 0

Систематический каталог - 0

Алфавитный каталог - 0

Библиографические справки -

- Подбор книг и материала к предметной декаде, воспитательному и внеклассному мероприятию, т.д.

- Подбор материалов для работы над рефератом, докладом, сочинением, сообщением

- Информационные и тематические обзоры книг – 5

- Составление и обновление рекомендательных списков: электронные адреса (сайты) о ОГЭ, ЕГЭ;

- Внеклассное чтение, золотая сотня, самостоятельное чтение, по вопросам воспитания;

- Пополнение тематических папок - накопителей по школьным праздникам, воспитательной работе, предметным декадам;

- Изготовление библиотечной продукции, способствующей формированию информацион-ной грамотности и культуры пользователей библиотеки.

- Обновление стенда «Информация для читателей» о библиотеке, КЗД, книге, чтении;

План работы в основном выполнена:

  • Ведется работа по заполнении документации библиотеки;
  • Учебники обновляются периодически;

Минусам можно отнести:

  • Не куплен и не внедрен  электронный каталог;

Наиболее удавшимся мероприятием считается  литературный вечер, посвященный 125 – летию Алампа. Прилагается отчет – презентация.

       Анализируя работу школьной библиотеки, можно сделать следующий вывод:

       Школьная библиотека оказывает помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов, оформлялись книжные выставки.

       Библиотека пропагандировала чтение. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати, вела работу с читательским активом.

       Основные задачи, поставленные перед собой в целом - выполнены.

       Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать:

  • Снизилась читательская активность  обучающихся, педагогов, родителей,  книгу заменил Интернет.
  • Не проведена материальная оценка фонда;
  • Нет на сайте школы библиотечной странички.

     Задачи, над которыми стоит работать:

  1. Активизировать читательскую активность у школьников, находить новые формы приобщения детей к чтению, возможно через электронные издания и Интернет-проекты.
  2. Пополнять фонд новой художественной и детской литературой, раз в год проводить акцию «Подари книгу школе», привлечь спонсорскую помощь.
  3. Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.
  4. Обучать читателей пользоваться книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию; пополнять фонд медиатеки.
  5. Формировать эстетическую и экологическую культуру и интерес к здоровому образу жизни.
  6. Обновить стенды и вывески, активнее проводить рекламу деятельности библиотеки. 
  7. Создать сайт школьной библиотеки. Создание сайта – не самоцель, а возможность приобщить читателей к удаленным источникам информации. Это своего рода окно в единое информационное пространство, это виртуальное представительство общеобразовательного учреждения в Интернете.