Перспективный план развития библиотеки

Лукина Наталья Дмитрьевна

Школьная библиотека – первая общедоступная библиотека для детей, фундамент всей библиотечной системы, призванная выполнять информационную, культурную, досуговую функции. Кроме этого школьная библиотека – это неотъемлемая часть системы образования, оказывающая значительное влияние на социализацию ребенка и приобретению им через любовь к чтению навыков, главным образом позитивным образом оказывающим вляиние на личность ребенка. Одним из важнейших функций школьной библиотеки являются его большая социальная значимость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_razvitiya_biblioteki.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план развития библиотеки

Школьная библиотека – первая общедоступная библиотека для детей, фундамент всей библиотечной системы, призванная выполнять информационную, культурную, досуговую функции. Кроме этого школьная библиотека – это неотъемлемая часть системы образования, оказывающая значительное влияние на социализацию ребенка и приобретению им через любовь к чтению навыков, главным образом позитивным образом оказывающим вляиние на личность ребенка. Одним из важнейших функций школьной библиотеки являются его большая социальная значимость.

Ее социальная роль предполагает:

1. Концентрацию документальных источников образования на традиционных и электронных носителях. Является одной из базовых ролей школьой библиотеки которая предполагает организацию системной работы по накоплению документальных источников и организцаию доступа к ним;

2. Организация предоставления доступа к удаленным ресурсам образования. На сегодняшний день является одним из перспективных направлений деятельности школьных библиотек. Благодаря развитию и широкому вовлечению в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий можно добиться высоких результатов в образовательной деятельности школы посредством организации доступа к удаленным ресурсам образования. На сегодняшний день функционируют разнообразные инструменты по организации доступа к удаленным ресурсам образования, особенно во всемирной сети Интернет (www.prosv.ru, www.km.ru, сайты баз данных);    

3. Приобщение школьников к чтению, как к основному виду познавательной деятельности, форме проведения досуга. С учетом небольшого интереса детей школьного возраста к чтению, особенно наблюдающегося в последнее время одной из основных задач школьной библиотеки является побуждение и активизация у детей интереса к чтению через организацию досуга школьников в форме конкурсов, тематических вечеров, книжных выставок, различных акций. Так, в нашей школе проводятся тематические книжные выставки, интеллектуальные игры, чат-викторины, посвященные различным темам. (тематические недели и мероприятия, посвященные юбилейным датам (А.С. Бродником, А.И. Софронов –Алампа, С.С. Яковлев – Эрилик Эристиин, П.Н. Тобурокову и.т.д.    

1. Содействие в приобретении навыков самообразования учащихся, получение доступа к ресурсам образования всем членам педагогического сообщества;

2. Способствование и содействие учебному процессу в школе, методическая и научно-практическое сопровождение учебного процесса, помощь в участии школы в конкурсах и научно-практических конференциях.

3. Формирование информационной культуры личности, помощь в адаптации школьников  к условиям жизни в  современном информационном обществе.

 1. Цели, задачи и направления модернизации библиотеки МБОУ «Хадарская СОШ имени С.Д.Флегонтова» на период до 2020 года.

Цели:

1. Организация качественного библиотечного обслуживания для всех в школе, независимо возраста, пола, профессионального и общественного положения.

2. Воспитание и развитие у подрастающего поколения привязанности к чтению, умению понимать письменную речь, руководства процессом чтения, базовым навыкам пользования книгами и использованию библиографических указателей, желанию пользоваться библиотеками на протяжении всей жизни.

3. Содействие и помощь  в развитии творческих способностей детей, формировании  духовно богатой, нравственно здоровой личности.

4. Реализация информационного процесса в школе, содействие самообразованию учащихся, педагогов и других категорий широкой общественности с использованием, как собственных ресурсов, так и ресурсов других библиотек и систем.

5. Обеспечение доступа к местным, региональным, национальным и глобальным информационным ресурсам равно как и формирование навыков использования этих систем.

6. Формирование информационной культуры учащихся через организацию информационной подготовки школьников, обучение навыкам поиска, извлечения, критического анализа и самостоятельного применения полученных знаний, которые были получены в библиотеке.

Для того чтобы реализовать эти цели предполагается решить следующие задачи:

  • Формирование качественных книжных фондов. Оказание качественных библиотечных услуг.
  • Поддержка и развитие чтения, путем различных форм  пропаганды книг и чтения среди обучающихся.
  • Помощь и содействие приведению в соответствие материально-технического оснащения и уровня информационного обеспечения школьных библиотек под увеличивающийся уровень требований современного образования.
  • Организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию информационной грамотности  и информационной культуры школьников, как обязательного условия обучения в течение всей жизни.
  • Координация и кооперация деятельности школьной библиотеки с другими школьными и детскими библиотеками на республиканском, районном и наслежном уровнях;
  • Планомерная и системная работа по повышению уровня квалификации и  подготовки школьного библиотекаря.

Изучив сегодняшнее состояние библиотеки можно выделить следующие направления модернизации их деятельности:

1. Привести нормативы площади библиотеки в соответствие к современным требованиям СанПиН 2.4.2.1178- 02 (п.2.3.20)

2. Внести предложение о внесение школьной библиотеки в соответствующие образовательные проекты, разрабатываемые школой.

3. Выделение из бюджета школы отдельных строк на финансирование деятельности библиотеки, прежде всего направленных на формирование фондов.

4. Содействие в переподготовке и повышении квалификации библиотекаря.

1.1 Формирование качественных книжных фондов. Оказание качественных библиотечных услуг

Существенно снижает качество библиотечно - информационного обслуживания недостаток названий и количества экземпляров художественной, методической и научно- педагогической литературы, а так же периодических изданий. Поэтому нужно ежегодно:

работать  перспективными библиографическими изданиями ( каталоги, прайс - листы, тематические перечни учебников и учебных пособий, опросы педагогов.)

Списывать и изымать ветхую, морально устаревшую литературу.

Увеличить число поступлений периодических изданий для детей и подростков.

Закрепить в уставе школы обязанность учредителя гарантированно осуществлять обновление фондов за счет привлеченных средств.

1.2 Совершенствование материально- технического обеспечения библиотеки

Имеющаяся материально-техническая база отстает от темпов информации школьных библиотек, поэтому пока слабо используются достижения и преимущества новых информационно- коммуникационных технологий. Можно предложить:

1.    Увеличить площадь библиотеки.

2. Включить библиотеку в «Программу информатизации школы», обеспечив дополнительное финансирование за счет бюджетов всех уровней, так и за счет привлечения спонсорской помощи.

3.   Осуществить переподготовку и  обучение библиотекаря,  по изучению возможности применения информационно – коммуникационных технологий для производства новых видов информационных образовательных продуктов  услуг на базе библиотеки.

1.3 Поддержка и развитие чтения

Приобщение детей к чтению, как основному виду, познавательной деятельности – основная миссия школьной библиотеки.

Включение библиотеки в территориальные программы по поддержке и развитию чтения. Выявить и широко использовать инновационный опыт других школьных библиотек.

Проведение мероприятий по пропаганде книги, в помощь учебно - воспитательному процессу. Рекомендательные беседы при выдаче книг, беседы о прочитанном. Предоставление информации о новых поступлениях.

1.4 Организация взаимодействия с педагогическим коллективом школы

1.   Участие в работе педагогического совета в школе;

2. Постоянное индивидуальное и коллективное информирование  по текущим и перспективным изменением в системе образования и в области обеспечения учебной литературой.

3. Консультативно – информационная работа с учителями – предметниками, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий по индивидуальным рабочим программам.

4.  Отражение деятельности  школьной библиотеки в планах и отчетах школы, а также публикация деятельности школьной библиотеки на средствах массовой информации различных уровней.

5. Повышение педагогической компетентности библиотекаря, используя потенциал и научно-методические разработки, рекомендованные органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации 

1.5 Координация и кооперация деятельности школьной библиотеки с другими школьными и детскими библиотеками на республиканском, районном и наслежном уровнях.

Школьная библиотека, несмотря на свою приближенность к пользователям (учащимся и учителям), все же очень автономна. Взаимодействие с другими библиотеками носит эпизодический характер. Отсутствуют единые стандарты обслуживания и статистических показателей. Пути решения проблемы:

1. Работа по общему плану, согласованному с администрацией школы.

2. Тесное сотрудничество с администрацией школы, органами местного самоуправления,  принятие совместных решений по вопросам, связанным с информатизацией библиотеки.

1. Планомерная и системная работа по повышению уровня квалификации   школьного библиотекаря

На сегодняшний день предъявляются повышенные квалификационные требования к профессии школьного библиотекаря, возникает необходимость в синтезе педагогических и библиотечных знаний, как отличительной черты школьного библиотекаря. Поэтому с целью системного и планомерного повышения уровня квалификации под нарастающие требования необходимо развивать следующие формы взаимодействия:

1. Использование возможностей муниципальных методических служб для организации непрерывного повышения квалификации;

2.  Повышение квалификации – на курсах ИРО и ПК, ИПК при СВФУ и т.д.

3. Объединение усилий и ресурсов разных ведомственных организаций в целях повышения квалификации в области информационных технологий;

     В социально - педагогической подготовке детей к полноценной взрослой жизни центр тяжести из школы сегодня перемещается в успешно развивающуюся библиотеку. Огромное преимущество ее перед школой в том, что это место где царит уважение к читателю – ребенку, отсутствует какое – либо принуждение. Здесь он равен другим детям, здесь просто рады его приходу.

 И поэтому школьная библиотека  на сегодняшнем этапе должна быть держателем самых передовых ресурсов, интересных, актуальных, познавательных, таких, чтобы круг интересов ребенка был полностью удовлетворен.   

Решение этих проблем требует определения приоритетных направлений развития библиотеки, соответствующих задачам современной системы образования. А самое главное время требует острой необходимости разработки нормативного, регламентирующего рекомендательного пакета документов и оперативных мероприятий модернизации библиотек на государственном уровне.