Воспитательный потенциал дополнительного образования в МКУДО «ЦРТДиЮ»

Сторожева Наталья Викторовна

Центр развития творчества детей и юношества располагает значительными возможностями для развития познавательной мотивации обучающихся. Дети приходят на занятие в объединения на два, на четыре, на шесть часов в неделю. Но за это время они получают такой импульс, что дома продолжают начатую деятельность и, что важно, не по принуждению педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon potentsial_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательный потенциал дополнительного образования

в МКУДО «ЦРТДиЮ»

Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности,  ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: оно все больше нуждается в неформальном дополнительном образовании, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.

Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранное развитие личности, раскрытие ее способностей, ранняя профориентация происходит именно в дополнительном образовании. И если школьное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом – смысл дополнительного образования: оно дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

Центр развития творчества детей и юношества располагает значительными возможностями для развития познавательной мотивации обучающихся. Дети приходят на занятие в объединения на два, на четыре, на шесть часов в неделю. Но за это время они получают такой импульс, что дома продолжают начатую деятельность и, что важно, не по принуждению педагогов и родителей.

Известно, что содержание дополнительного образования включает в себя большое многообразие видов деятельности. При этом, каждая из образовательных программ нашего Центра по-своему уникальна, почти в каждой – свое, авторское видение предмета, можно сказать, своя идеология и технология. Это обеспечивает ребенку и его семье необходимое разнообразие индивидуального выбора тематики занятий. Участие в различных видах деятельности ЦРТДиЮ способствует самореализации личности, стимулирует ее к творчеству.

Компетентные педагоги нашего Центра поддерживают творческую активность ребенка с момента обсуждения с ним замысла задачи, а затем проектирует образовательную среду таким образом, чтобы доказать ребенку в совместной образовательной деятельности, что новая творческая задача для него реализуема, дарит радость познания мира, открытия в себе новых возможностей, наполняет новыми силами от осознания того, что твои достижения нужны другим людям. Педагогика дополнительного образования – это педагогика поддержки творческого развития ребенка, в котором обучение и воспитание связаны между собой неразрывно. Оно выступает как мощное средство развития личности. В его процессе неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно складывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства.

Наконец, занятия в творческих объединениях ЦРТДиЮ формируют у детей и подростков вполне реальные навыки содержательного проведения собственного досуга, оберегая их от сомнительных компаний и бесцельной траты свободного времени.

Сказанное позволяет заключить, что в плане удовлетворения разнообразных потребностей детей (витальных – в физическом движении и отдыхе; экзистенциальных – в защите и комфорте; социальных – в общении, привязанности, принадлежности к группе; потребностей престижа – в признании, успехе, компетентности; потребностей самовыражения – в самореализации через творчество) дополнительное образование действительно имеет целый ряд уникальных возможностей.

Дополнительное образование различными формами и методами эстетического воспитания призвана воздействовать на ум и чувства ребёнка, пробуждать в нём эстетические эмоции, приобщать к постижению гармонии и красоты во всех их проявлениях, а также развивать его творческие возможности, творческую активность, которая может быть проявлена в самых различных областях будущей деятельности.

С древних времен люди стремились строить свою жизнь по законам красоты. Ярким подтверждением тому является древняя притча Плутарха:
"Три раба везут тачками камни. Каждому из них философ задаёт один и тот же вопрос: "Зачем ты везёшь эти камни?" Первый отвечает: "Приказали везти эту проклятую тачку". Второй говорит: "Везу тачку, чтобы заработать на хлеб". Третий же с восхищением произнёс: "Строю прекрасный храм!"

Умение видеть созидательное начало в любом труде — значит творить прекрасное. Чувствовать и понимать красоту необходимо каждому человеку не только для духовного обогащения, но и для успешной работы. Независимо от того, в какой области будет трудиться человек, он должен уметь видеть и понимать изящество и красоту.

Литература

  1. http://dopedu.ru/index.php/statyi/147-vosp-potencial
  2. http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=10
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Развитие человеческого потенциала средствами воспитания и социализации в условиях модернизации России//Педагогика. 2011. № 1. С.3-13 –
  4. http://www.vestnik.edu.ru/obrpol0311.html
  5. Каргина З.А. Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей // Внешкольник. — 2006. №9. — с. 14 — 16.
  6. Новичков В.Б. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича./Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. - М.: МИРОС, 1997
  7. Психологический словарь. – М., 1990
  8. С.Е. Шишов, В.А.Кальней «Школа: мониторинг качества образования», М.: Педагогическое общество России, 2000, - 320 с.
  9. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектирова
    нию. М.: Педагогическое общество России, 1998.