библиотечные уроки

Егорова Алла Владимировна

Предварительный просмотр:

Библиотечный урок в 1 классе.

Тема: Первое посещение библиотеки.

Цель: Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге.

Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.

Содержание темы: Экскурсия по библиотеке, правила пользования библиотекой, знакомство с фондом, тематическими полками, книжными выставками, просмотр имеющихся в библиотеке периодических изданий для начальной школы.

Форма проведения: Рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий книг и журналов, игра «Узнай любимых героев», викторина для закрепления услышанного на уроке.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей школьной библиотеки, в гостях у своих друзей. Друзья – это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. И живут наши друзья-книги в доме, который называется библиотека. Что же такое библиотека? Это книгохранилище (библио – книга, тека – хранить). Видите, как много у нас книг? Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом. Наша библиотека состоит из двух частей: абонемент и читальный зал. На абонементе ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из вас я заведу читательский формуляр (показать), в который будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения (показать стеллажи с книгами).

А вот эти книги и журналы на дом не выдаются, а читаются здесь. С этими книгами (показать полки со справочным фондом и отдельные наиболее красочные издания справочной литературы для учеников начальной школы) ребята работают, когда им дает задание учитель. Эти книги называются – справочный фонд. Справочный фонд – это энциклопедии и справочники. Это книги, которые знают все, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка» (показать). А журналы ребята в основном приходят почитать на переменах (показать журналы). Эта часть библиотеки, где находится справочный фонд и журналы, называется – читальный зал.

Для того чтобы ученики быстрее ознакомились с нашим книжным фондом, мы делаем книжные выставки (показать). В них могут быть представлены книги одного автора или книги на одну тему, а книги, которые чаще всего берут дети, представлены перед вами на выставке «По страницам любимых книг». Есть хорошие книги, которые почему долго не берут читать. Такие книги у нас помещены на выставке «Незаслуженно забытые книги».

Дети видят их, берут читать, и некоторые из них потом переходят на выставку любимых книг.

Вам, наверное, дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

· Не рисовать, не писать ничего в книгах;

· Не вырывать листы, не вырезать картинки;

· Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

· Не читать книги во время еды;

· Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;

· Пользоваться закладкой.

Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, посмотрели наши выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки?

Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы и посмотрим, как вы их знаете. Вы должны отгадать загадки.

Он не птица, не тигренок, не котенок, не щенок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка, что зовется… (Чебурашка).

(Показать книгу о Чебурашке). Молодцы ребята, а теперь отгадайте другую загадку:

Городок их маленький, но в нем народ удаленький.

Знайка шар придумал сам, в нем расселись по местам:

Сел Ворчун и сел Авоська, не забыли про Небоську.

Ребята, в какой книге живут эти герои? (Показать книгу о Незнайке).

Ну, молодцы, ребята! А теперь отгадайте новую загадку.

В этом доме именины, много было там гостей.

И на этих именинах появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил,

Но коварному злодею кто-то голову срубил.

В какой сказке происходит это действие?

(«Муха-цокотуха»)

Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки. А теперь вам ещё одна загадка.

Бабусю знает целый свет,

Ей отроду лишь триста лет.

Там, на неведомых дорожках,

Изба её на курьих ножках. (Кто это?)

Как у Бабы-Яги, старой костяной ноги,

Есть замечательный аппарат летательный.

Что же это за аппарат?

И это вы, конечно, знаете. А, вот, попробуйте отгадать такую загадку.

У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы

Высоко они летят. Далеко они глядят.

Что это за сказка? («Гуси-лебеди»)

Она на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла,

Когда же случилось попасть ей на бал,

То голову принц от любви потерял,

Она башмачок потеряла тогда же,

Кто она такая, кто мне подскажет?

(В какой сказке жила эта героиня? – «Золушка»)

Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом,

Кем же были эти маленькие дети?

(В какой сказке они живут? – «Волк и семеро козлят»)

И последняя загадка:

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли, Ищет их она, зовет

И в дороге слезы льет. («Федорино горе»)

Молодцы, дети, все мои загадки отгадали. А у меня есть для вас ещё потруднее загадки. Смотрите, у меня есть вот такая корзинка, а в ней какие-то вещи. Вы сейчас должны отгадать, что это за вещи, и из какой они сказки.

1. здесь лежит предмет, который заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька. Они успокоились только тогда, когда получили взамен такой же предмет, но золотой. (Яйцо. «Курочка-ряба»)

2. Из-за этого предмета одна прекрасная принцесса проспал 100 лет, уколов им палец. Но её спас принц, Что это за предмет? (Веретено. «Спящая красавица»)

3. А эту вещь проглотил крокодил, когда он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил. Что же он проглотил? (Мочалка. «Мойдодыр»).

4.Этот предмет я вам покажу, но вы должны сказать, как звали девочку, которая спала в маленькой ореховой скорлупке, которая служила девочке кроватью? (Дюймовочка. Г-Х. Андерсен)

Ну вот. Разгаданы все загадки. Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки и умеете разгадывать загадки. А теперь посмотрим, хорошо ли вы запомнили все то, что я вам сегодня рассказала.

Проводится викторина. Дети делятся на две группы, перед каждой на столе листочки с вопросами, обе группы одновременно берут билеты и готовят коллективный ответ, договариваются, кому отвечать. Для подсказки на столе лежат книги, в которых указаны полное имя и отчество писателя, энциклопедии, журналы и т.д.

В заключение урока библиотекарь рассказывает, что и как должны делать ученики при посещении библиотеки. Дети подходят по несколько человек к полкам с книгами, выбирают себе для чтения и подходят к столу библиотекаря для записи. Предварительно библиотекарь с помощью одного из детей в игровой форме показывает, что нужно делать, придя в библиотеку, как правильно выбрать и записать книгу. Проигрываются все действия ребенка, пришедшего в библиотеку. Тем самым закрепляется рассказ о правилах пользования библиотекой.



Предварительный просмотр:

Наиболее древним материалом для книг была, вероятно, глина и ее производные (черепки, керамика). Еще шумеры и эккадяне лепили плоские кирпичики-таблички и писали на них трехгранными палочками, выдавливая клинообразные знаки. Таблички высушивались на солнце или обжигались в огне. Затем готовые таблички одного содержания укладывались в определенном порядке в деревянный ящик - получалась глиняная клинописная книга. Ее достоинствами были дешевизна, простота, доступность. К ящику с табличками прикреплялся глиняный ярлык с названием произведения, именами автора, владельца, богов-покровителей - своеобразный титульный лист. Из глины же делались каталоги - клинописные перечни хранящихся книг.

В XIX веке европейские археологи раскопали на берегах реки Тигр столицу ассирийских царей Ниневию и обнаружили там целую клинописную библиотеку, учрежденную царем Ассурбанипалом (VII век до н.э.). Там хранилось более двадцати тысяч глиняных книг, каждая из которых имела на себе клинописный штамп: "Дворец царя царей". Поскольку ассиро-вавилонский язык был языком международного общения, библиотеки клинописных книг и целые архивы табличек имелись и в Египте (Тель-Амарна), и в Малой Азии и т.д.

"Египет - дар Нила" - приводит историк Геродот древний афоризм. Всецело даром великой реки является и тростник-папирус, давший возможность возникновения и расцвета величайшей цивилизации Древнего мира.

Египтяне очищали стебли срезанного тростника от коры и из пористой сердцевины нарезали тонкие ленты. Их укладывали слоями, один поперек другого; сок папируса обладал свойствами клея. Засыхая, он спрессовывал папирус в сплошную массу, эластичную, достаточно ровную и прочную. Высушенный папирус полировали пемзой и морскими раковинами, подкрашивали и белили. Так описывает изготовление писчего папируса естествоиспытатель Плиний Старший.

Папирус, однако, был хрупок, и нарезать из него листы и переплетать их было нецелесообразно. Поэтому папирусные ленты склеивались или сшивались в свитки, которые скручивались, завязывались, укладывались в специальные футляры - капсы или капсулы, к которым прикрепляли этикетки с названием книги, получался свиток - одна из первых известных форм книги в мировой цивилизации.

Самые ранние дошедшие до нас папирусные свитки датируются III тысячелетием до н. э. Первоначально они были распространены только в Египте, но после македонского завоевания, в эпоху царей Птолемеев, Египет становится поставщиком этого удобного и сравнительно дешевого писчего материала во все страны Средиземноморья. Известны папирусные свитки греческого, римского, персидского, еврейского, арабского, грузинского происхождения. Век папирусной книги окончился только в X-XI веках н. э., после мусульманского завоевания Египта. Последним документом, написанным на папирусе, считается Папская булла (1022 г.).

Из дошедших до нас папирусных свитков самым большим считается так называемый папирус Гарриса (по имени его первооткрывателя), хранящийся ныне в Британском музее. Его длина превышает 40 метров, а ширина составляет 43 сантиметра. Считается, что он был переписан в 1200 г. до н.э. в Фивах. Подавляющая часть папирусов была не столь крупных размеров.

Создавались и роскошные свитки. Так называемый императорский папирус окрашивался соком раковин, добываемых со дна моря. На нем писали золотыми и серебряными красками ("хрисоул", "кодекс аргентеус" и т. д.). Были и обыденные сорта, даже специальный оберточный папирус. Фабрикант папируса Фанний прославился в истории. Были свитки, выкованные из драгоценных металлов, а также склеенные из ткани.

Господство папируса оставалось неизменным, хотя книги создавались из листков слоновой кости или из кипарисовых досочек, покрывавшихся воском. Они скреплялись вместе, текст выцарапывался острым стилом. От этого, кстати, и произошло выражение "хороший стиль". Такие книжечки именовались по числу листков: два (диптих), три (триптих), много (полиптих). Были свитки, выкованные из драгоценных металлов, а также склеенные из тканей.

Почти все государственные и местные управления, коллегии жрецов, собрания граждан и состоятельные люди считали престижным иметь хорошую библиотеку. Библиотеки устраивались при общественных банях, где богатые рабовладельцы проводили время за чтением книг. Специально обученные рабы-чтецы, по-латыни их называли "лекторы", а по-гречески "диаконы", читали вслух всем желающим.

Самым богатым книжным собранием античности была, вероятно, Александрийская библиотека царей Птолемеев, заключающая в себе, как утверждают, более 700000 папирусных свитков. Греческий ученый Каллимах создал каталог книг, и библиотека стала самым крупным культурным и научным центром античного мира.

Наряду с папирусом получил распространение и материал, сделанный из шкур молодых животных - телят, коз, овец, кроликов. Назван он был пергамен, по наименованию места, где был изобретен этот способ. Пергам - малоазиатское эллинистическое государство. Длительное время папирус и пергамен употреблялись одновременно, но с III-IV веков, ввиду упадка производства папируса в Египте, пергамен стал выдвигаться на первое место. Для изготовления пергамена снятую шкуру молодого животного выскабливали ножом, удаляли остатки жира и шерсти, затем высушивали, полировали, окрашивали. Лучшие сорта пергамена делались из кожи, взятой с загривка или брюшка, дешевый пергамен получался из кожи, взятой с закраин.

Расцвет пергаменной книги начинается с наступлением христианской эры. Пергамен был дороже, чем папирус, зато более универсален и долговечен. Вначале из пергамена приготовляли свитки, как из папируса. Однако вскоре подметили, что в отличие от папируса он легко записывается с обеих сторон. Пергамен нарезался на четырехугольные листы, которые сшивались между собой. Так родилась господствующая ныне универсальная форма книги - кодекс, или книжный блок. В буквальном смысле "кодекс" в переводе с латинского языка означает "деревяшка". Возможно, произошло это оттого, что переплетали книгу в деревянные доски. Древнейшие пергаменные книги-кодексы дошли до нас от II века н. э.

Папирус и пергамен способствовали широкому распространению учености и культуры. Книги переписывались многочисленными писцами и продавались. Выгодность переписки книг подметил друг Цицерона - Помпоний Аттик еще в I веке до н. э. Он и сам был владельцем мастерской, где каллиграфы переписывали книги. Мастерскую по переписке книг описал римский поэт Марциал:

Ведь случалось тебе приходить к Аргилету,
Против форума Цезаря книжная есть лавка,
Все столбы исписаны в ней так и этак,
Чтобы скорее тебе прочесть имена поэтов.
Там меня не сыщи, а спроси у Атректа
(Этим именем звать хозяина лавки).
С первой же или со второй он там полки
Пемзой зачищенного и в наряде пурпурном
За пять динариев даст тебе Марциала...

Как явствует из произведений античных писателей, книги уже имели титул, раскрашенные иллюстрации, заставки, заглавные буквы-инициалы, прописывались "красные строки" (рубрики), делались маргиналии - пометы и примечания на полях. Пергаменные листы для большей привлекательности иногда раскрашивали в различные тона (пурпур, черный). И свитки, и кодексы делались разных форматов, вплоть до миниатюрных. Плиний свидетельствует о свитке с текстом "Илиады", который мог уместиться, по его словам, в ореховой скорлупе.

Вместе с книгой-кодексом родилось переплетное искусство. Нарезанные листы пергамена сгибались (фальцевались) в определенном порядке. По-гречески лист в четыре сложения "тетра" именуется тетрадь. Из тетрадей по шестнадцать и по тридцать две страницы формировался том - книжный блок любого формата.

Предприниматель-рабовладелец, занимавшийся размножением и продажей рукописных книг, назывался по-гречески "библиопола" - буквально книгораспространитель, а по-латыни "либрарий" - книжник.

Уже знакомый нам поэт Марциал советовал каждому желающему читать его в пути: "Большую книгу сдай в лари, купи такую, чтобы умещалась в руке...". Эти строки свидетельствуют, что уже были букинисты, торговавшие старыми книгами.

Авторы книг, если они были богаты и знатны, могли и сами купить рабов-каллиграфов, нанять их на время или даже послать своего невольника обучаться в книгописную мастерскую. Потребность в книгах в странах античности (Греция, Рим, эллинистические государства) быстро возрастала, что привело к расширению книжного рынка.

Античные писатели оставили нам множество свидетельств о том, как в эпоху императорского Рима можно было размножить путем многократной переписки 50-100 экземпляров произведения одновременно. Продавцы книг стремились привлечь в свои лавки писателей, библиофилов, специально нанимали чтецов, чтобы они вслух читали отрывки из продаваемых книг. Начиная с Юлия Цезаря в Риме создавались рукописные "Acta diurna", так называемые дневные новости - предки современных газет. Они также размножались в книжных лавках.

Цена книги определялась главным образом размером свитка или кодекса, однако зависела и от оформления, и от спроса, и от известности, популярности автора книги. Потрепанные книги продавались гораздо дешевле, однако, если это были раритеты, то есть редкие книги, цена их значительно возрастала. В книжной лавке Древнего Рима можно было взять книгу напрокат, для временного пользования.

Впрочем, значительная часть потребностей древнего читателя в книге удовлетворялась при помощи общественных библиотек. Их называли публичными. Только в Риме их насчитывалось двадцать восемь. Были и небольшие частные читальни в крупных городах. Расцвет книжного дела в античные времена был уделом крупных центров культуры. На периферии и в отдаленных регионах оно развивалось слабо.

В Древнем Китае было налажено изготовление бамбуковых книг. Тонко выструганные пластинки бамбука скреплялись вместе металлическими скобами в виде современной раздвижной оконной шторы. На такой книге-шторке, так же как и на изобретенном позднее шелке, китайцы рисовали свои иероглифы кисточками, используя для этого тушь.

Бумагу китайцы первоначально делали также из бамбуковой массы. Очевидно, поэтому она приобрела название от исторических слов "бомбакка" и "бомбицинна".

В странах Европы предки германцев и славян, если им случалось получить греко-римское образование, удовлетворяли свою потребность в книгах рукописями греков и римлян. Их же многочисленные соотечественники, как показывает этимология слов, обозначающих книгу ("библио", "либер", "либро"), удовлетворялись записями или засечками на деревянных пластинах. Доступнейшим материалом для письма была береста. До нас дошли способы ее переработки: тонкий слой коры молодых деревьев выдерживался в кипятке, из нее нарезался лист, по эластичности не уступавший современной бумаге. Из него изготавливались книги-свитки и книги-кодексы.

Берестяные книги наибольшее распространение получили у древних славян, а также у народов Северной Индии. Для изготовления писчего материала кожица дерева сдиралась и пропитывалась специальным составом. Склеенные листы заворачивались в ткань для лучшей сохранности. Первые берестяные книги Индии датируются IX веком н. э.

Итак, Древний мир дал человечеству письменность, а вместе с ней все богатство духовной культуры. В ходе развития древнейших цивилизаций Египта, Китая, Греции, Рима родилась и развивалась наиболее распространенная до сих пор форма книги - кодекс. Книга была подчинена сугубо утилитарной задаче закрепления и передачи информации. С появлением жанрового разнообразия в древней литературе книга получает элементы украшения - рисунки, орнаменты, добротные красивые переплеты. В итоге древний человек создал книгу, которая воспринимается как единый целостный организм и которая служила и продолжает служить источником вдохновения не одному поколению создателей книги.



Предварительный просмотр:

Разработка библиотечного урока+презентация по теме "Детство, опалённое войной" для 4 класса

Скачать презентацию по теме "Детство, опалённое войной" для 4 класса


Класс: 4 класс.

Тема: «Детство, опалённое войной».

Цели:

- познакомить с художественными произведениями о жизни детей и подростков во время войны;

- способствовать развитию связной речи, эмоционально-чувственной сферы;

- воспитывать чувство гордости за детей, принимавших участие в защите Родины.

Оборудование: выставка книг, презентация, компьютер.

Подготовительная работа. За месяц до проведения данного библиотечного урока для учащихся организуется презентация книг «Детство, опалённое войной». После чего дети читают представленные произведения. Также к библиотечному уроку отдельным учащимся даётся задание – подготовить рассказ о военном детстве родственника или знакомого.

Ход

I. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть в школьной библиотеке.

II. Вводная беседа.

- Ребята, какое событие будет отмечаться в нашей стране в мае?

- Сколько лет продолжалась война?

- Когда началась и закончилась?

- С кем воевала наша страна?

Библиотекарь. 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом. Нелегко досталась нам эта победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч сёл и деревень. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе, – кто потерял сына, кто – отца или мать, кто – сестру или брата, кто - друга. Долгой и трудной была дорога к Победе.

  • Видеоролик о войне.

- Как советские люди приближали Победу?

Библиотекарь. Помогали приближать Победу дети и подростки, ваши сверстники или чуть постарше. Подростки, не окончив школы, шли на завод, вставали к станкам. Дети участвовали в воскресниках по уборке урожая, в которых только осенью 1941 года приняли участие 75 тысяч школьников, Они также собирали металлолом, лекарства, заготавливали топливо, шили одежду, собирали подарки фронтовикам, писали им письма, выступали перед ранеными с концертами.

Посмотрите видеоролик о том, как дети защищали Родину и помогали взрослым во время войны.

  • Видеоролик «Детство, опалённое войной»

- Какой вклад внесли дети в дело Победы?

III. Постановка темы, целей.

Библиотекарь. О тяжёлом военном детстве, о детях, ставших героями написано много рассказов, повестей и стихов. На выставке «Никто не забыт, ничто не забыто» имеется раздел «Детство, опалённое войной».

Сегодня мы познакомимся с произведениями, рассказывающими о жизни детей, подростков во время войны. Перечитаем отрывки из этих произведений.

IV. Основная часть (представление произведений, беседа по прочитанным книгам, чтение отрывков).

Библиотекарь. Во время войны юные граждане наравне со взрослыми мужественно встали на защиту своей страны. Кто-то был разведчиком, кто-то партизаном, кто-то радистом.

1. «Девочка из Марьиной рощи», Бринский А. П.

Библиотекарь. Я держу в руках книгу Бринского А.П. «Девочка из Марьиной рощи».

- О ком говорится в этом произведении?

- Кем была Наташа во время войны?

- Как она погибла?

  • Чтение отрывка.

- Какие черты характера проявила девочка во время войны?

- Какие чувства вызвало у вас это произведение?

2. «Рассказ танкиста», Твардовский А. Т.

Библиотекарь. В стихотворении Твардовского «Рассказ танкиста» рассказывается о смелости мальчишки, который помог нашим солдатам в бою.

- Расскажите, как мальчишка помог танкистам.

- О чём сожалел танкист?

  • Чтение учащимися отрывка по ролям.

5. «Сын полка», Катаев В. П.

Библиотекарь. В известной повести «Сын полка» писатель Катаев В.П. рассказывает о мальчике, который осиротел в годы войны и стал сыном полка.

- Назовите главного героя произведения.

- Как жил Ваня до встречи с разведчиками?

- Какие чувства испытывали к нему разведчики?

- В каких эпизодах Ваня Солнцев проявил мужество, смелость?

  • Чтение учащимися отрывка по ролям.

6. «Девочка из города», Воронкова Л. Ф.

Библиотекарь. Трудно жилось детям во время войны в городах и сёлах, занятых немцами. Тысячи детишек погибли в блокадном Ленинграде. А кто уцелел – были истощены голодом, измучены болезнями. Про жизнь девочки из блокадного Ленинграда рассказывается в произведении Любови Воронковой «Девочка из города».

  • Чтение отрывка библиотекарем.

7. «Посылка», Михалков С.В.

Библиотекарь. Известный детский писатель Михалков Сергей Владимирович в годы войны был на фронте, защищал свою Родину от врага. Тема войны находит отражение и в его творчестве.

- Какое произведение Михалкова Сергея Владимировича вы читали на часе чтения?

- Ребята, о чём говорится в произведении «Посылка»?

- Какую помощь оказывали дети фронту?

  • Выразительное чтение стихотворения.

V. Обобщающая беседа.

- Какие произведения были представлены?

- О ком говорится в этих произведениях?

- Какие произведения вас взволновали? Почему?

VI. Разгадывание кроссворда.

1

п

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

о

 

 

 

 

 

3

б

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

е

 

5

 

 

 

 

д

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

а

 

 

 

 

  1. Название стихотворения Михалкова С.В.:

Все завязано, зашито,
Крышка к ящику прибита -
Дело близится к концу.
Отправляется посылка,
Очень важная посылка,
Пионерская посылка
Неизвестному бойцу!

(«Посылка»).

  1. Автор произведения «Девочка из города», в котором говорится о судьбе ленинградской девочки (Воронкова).
  2. Автор произведения «Девочка из Марьиной рощи» (Бринский).
  3. Фамилия главного героя повести «Сын полка» (Солнцев).
  4. Поэт, автор стихотворения «Рассказ танкиста» (Твардовский).
  5. Поэт-фронтовик, детский писатель, автор гимна России (Михалков).

VII. Рассказы о родных, знакомых, живших во время войны.

Библиотекарь. О жизни детей в военные годы мы узнаём не только из произведений художественной литературы, но и от свидетелей тех ужасных событий – ваших родных, знакомых, которым в далёкие 40-е гг. было столько же лет, сколько вам сейчас. К сегодняшнему библиотечному уроку некоторые ребята приготовили рассказы о своих родных, знакомых, о их самоотверженном труде в годы войны.

  • Рассказ о Шабалиной Р.В.

«Когда началась война, Раисе было всего 8 лет. С первых военных дней работала в колхозе и выполняла непосильную работу: жала овёс, пшеницу, ячмень, рожь. На лошадях возила навоз, боронила землю перед посевной. Ей приходилось после школы в ночное время молотить зерно, а, утром, не выспавшись, идти на учёбу в школу за 4 километра от её деревни».

  • Рассказ о Вотинцевой А.И.

«С 1941 года по 1943 год помогала отцу делать для фронта лыжи: чистила, красила олифой. План был большой, иногда приходилось и ночами работать. У нас в семье было 4 детей: старшую сестру отправили работать в Киров на военный завод, я тогда начала работать в колхозе: возила сено, дрова. Запомнилось, как работали в лесу: делились на группы в 3 человека – 1 парень рубил деревья топором, а 2 девчонки распиливали ручной пилой.

  • Рассказ о Аксёненко Н.И.

«Надежда Ивановна – бывший учитель нашей школы. Когда началась война, ей было два года. Папу забрали на фронт, а мама с тремя детьми осталась одна. Как только наступала весна, собирали и ели траву, севериху (ёлочные почки), летом таскали клевер с охраняемого клеверища. Не может забыть Надежда Ивановна первую булочку, которую мама испекла после войны из хорошей муки, и которую так жаль было есть».

Беседа

- Как дети помогали взрослым приближать Победу?

- Какие качества характера проявили дети войны?

- Какие чувства вызвали у вас поступки детей военного времени?

VI. Итог. Рефлексия.

Библиотекарь. Ребята, наш библиотечный урок по теме «Детство, опалённое войной» заканчивается.

- Дополните предложения:

  • Мы познакомились с произведениями о…
  • Сегодня я узнал(а)…
  • Мне было интересно…
  • Я хочу прочитать…
  • Я призываю ребят…

Библиотекарь. Ребята, попрошу вас оценить библиотечный урок с помощью цветных звёзд. Если урок вызвал интерес, был полезным для вас, то возьмите бумажную звезду красного цвета. Ели сегодняшний библиотечный урок вас не заинтересовал, то возьмите звезду синего цвета. (Бумажные звёзды прикрепляются на информационный стенд).

Список литературы

1. Бринский, А.П. Девочка из Марьиной рощи / А.П. Бринский. - М.: Детская литература, 1973. – 42 с.

2. Воронкова Л.Ф. Девочка из города. М..: Детская литература, 1972. – 77 с.

3. Катаев В.П. Сын полка. М..: Детская литература, 1973. – 256 с.

4. Твардовский А.Т. Рассказ танкиста. М.: Детская литература, 1985. – 25 с.

Приложение

Краткое содержание произведений

Бринский А. «Девочка из Марьиной рощи».

В произведении автор рассказывает о радистке Наташе, девчонке из Марьиной роще, погибшей смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины.

Воронкова Л. «Девочка из города».

В произведении рассказывается о судьбе девочки из блокадного Ленинграда. Главная героиня Валя потеряла во время войны родителей, а затем обрела новую семью.

Катаев В.П. «Сын полка».

Действие повести разворачивается в годы Великой Отечественной войны. Советские разведчики обнаруживают осиротевшего мальчика Ваню Солнцева и приводят его в полк. Мальчик отказывается от отправки на фронт и остаётся на передовой. Мальчик становится сыном полка, разведчиком и артиллеристом. В бою против немецких танков гибнет весь батарейный расчёт, и Ваню Солнцева направляют в Суворовские училище. Юные суворовцы участвуют в военном параде на Красной площади.

Михалков С.В. «Посылка».

В стихотворении говорится о том, как пионеры собирали посылки для солдат, воевавших на фронте.

Твардовский А.Т. «Рассказ танкиста».

В стихотворении Твардовского «Рассказ танкиста» рассказывается о смелости мальчишки, который помог нашим солдатам в бою.



Предварительный просмотр:

Библиотечный урок

«Знакомство с библиотекой»

Тема: «Знакомство с библиотекой»

Цели:

  1. Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности (ББГ) – «библиотека», «книжный фонд», «читальный зал».
  2. Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.
  3. Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг – попросить подобрать себе книгу.
  4. В воспитательных целях ознакомить детей с «Правилами поведения в библиотеке».

Здравствуйте, дети!

         Вот вы уже школьники! И на многие вопросы знаете ответ – откуда берется молоко, как растет хлеб, как называется дерево, что растет под твоим окном.

 Есть такой дом на свете, в котором собраны для тебя путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он «библиотекой».

 «Библио» по-гречески – книга, а «тека» - хранилище. А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте – написанные на папирусе, в Междуречье – выцарапанные на глиняных табличках. В Индии – составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае – свитки из шелка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.         Итак, библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется книжным фондом, А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в этом мире книг вам поможет, конечно, библиотекарь.                                                                                 В нашей библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал. У слова «абонемент» много значений. Если хочешь знать все значения, загляни в словарь. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом, Несколько дней книга твоя, Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку – ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги.                                                 У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература – энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале.

«В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры, -

В вестибюли, в коридоры!

Не мешайте нам читать: -

Фантазировать, мечтать,

В тишине библиотечной

Каждый слышит голоса,

Речи птичьи, человечьи.

В каждой книге – чудеса!

И, конечно, тишина

Здесь особенно нужна».

Так что такое читальный зал? (ответы учащихся).

Книги – как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники: что? – БЕРЕЧЬ!                         Правильно! Давайте и мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:

- Нельзя книги перегибать.

- Нельзя загибать книжные страницы.

- Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? ЗАКЛАДКА.

- Нельзя писать и рисовать в книгах.

- Нельзя читать книги во время еды.

Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.

Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?

Правило № 1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает         другим читателям.

Правило № 2. Книги надо возвращать вовремя. Ведь их ждут другие читателя. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.

Правило № 3. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.

Правило № 4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книги.

Правило № 5. Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика.

А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает), куда записываются все книги, которые вы прочтете за всю вашу школьную жизнь.

А сейчас я хочу проверить, внимательные ли вы читатели.                                 К нам пришили телеграммы, но не знаем от кого. Помогите мне узнать их авторов.

        «Спасите! Нас съел серый волк!»

        «Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко!»

        «Все окончилось благополучно, только хвост остался в проруби».

«Дорогие гости, помогите! Паука злодея зарубите!»

«Пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись!»

« от дедушки ушел, от бабушки ушел, скоро будут у вас!»

«Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!»

А теперь отгадайте загадки о сказках и сказочных героях!

Ваша мать пришла,

Молоко принесла.

Полны бока молоко,

Полны рога творога, Полны копытца водицы.

        «Волк и семеро козлят»

Приезжайте, доктор,

В Африку скорей,

И спасите, доктор,

Наших малышей!

                                                                 «Доктор Айболит»

        А дорога – далека

        А корзина – нелегка,

        Сесть бы на пенек,

        Съесть бы пирожок.

                                                                «Машенька и медведь»

 

 

 



Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА       КНИГИ

СТРУКТУРА       КНИГИ

           Как узнать, какая из книг интересная? Что может сказать о себе книга при первом, коротком знакомстве с ней? И с чего начать это
знакомство.

        У каждой книги, кроме её основного текста, есть еще и другие части -элементы, как принято говорить. Это обложка, форзац, титульный лист, предисловие, послесловие, оглавление, иллюстрация, аннотация.

Они-то и помогают   познакомиться   с   книгой, понять, нужна ли она, стоит ли её читать.

Малыши, обычно, выбирают книги по обложке: красивая картинка нарисована - интересная книга. Обложка - это как бы дверь в книгу. По этой двери трудно угадать, каков сам дом.

У книги есть еще одна дверь, полупрозрачная, через которую удается заглянуть в "дом" - существо книги. Это титульный лист,   или заглавный лист книги. На титульном листе сведений о книге много. Не только, кто её написал и название, но и каков жанр. Если книга переводная, то кто её перевел и с какого языка, какое издательство выпустило книгу и в каком году. "Титул" - рим., "название".

 Это лист бумаги, соединяющий основную часть книги с крышкой переплета. Часто это просто белая бумага, и тогда у форзаца только техническое назначение. Но иногда оформитель использует форзац для того, чтобы сразу, с первой минуты, еще до текста, даже до титульного листа, создать у читателя определенное настроение, соответствующее именно этой книге. Тогда на форзаце печатают важнейшие справочные сведения, таблицу, карту, декоративный рисунок.

Само слово "форзац" пришло к нам из немецкого языка, с родины первопечатника Гуттенберга, и означает - "перед текстом".

Предисловие. Во многих книгах перед основным текстом помещается предисловие.

Помогает ли оно выбрать книгу?

Тебе, наверное, не раз помогали... Незнакомый автор. Заглянешь в предисловие, там о нем, возможно, есть сведения. Не очень понятное название книги. Посмотришь в предисловие и больше узнаешь о ней. Увидел на титульном листе, что книга вновь переиздана, дополнена, а ты читал её в другом издании. Из предисловия узнаешь, что же изменилось в ней.


        В предисловии иногда рассказано и об истории  книги, о том, как она  была написана, когда впервые была издана, какая у неё   судьба.

   Все это ты успеешь «схватить», когда просматриваешь книги у полки в библиотеке; и, конечно, такой просмотр поможет тебе решить, будешь ли ты читать эту книгу.

  Но предисловие нужно не только для этого. Оно дает гораздо больше.

Один мальчик, пятиклассник, прочитал "Путешествие Гулливера" и под горячую руку написал письмо автору книги Джонатану Свифту. Он хвалил книгу и очень просил написать продолжение.

В предисловии к этой книге сказано, что английский писатель Свифт умер двести с лишним лет тому назад (1667-1745 г.г.). Но мальчик предисловия не читал.

А вот рассказы В.Арсеньева "Встречи в тайге". Автор их - путешественник, исследователь и знаток Дальнего Востока. Все то, о чем рассказал он в книге, пережито им самим. Это самое интересное и важное в книге.

И предисловие рассказывает об Арсеньеве, авторе этой книги.

Предисловие тесно связано с книгой, оно не только объясняет её, но и подготавливает читателя, настраивая его на чтение именно этой книги.

(Примеры)

Аннотация. Это краткая характеристика, в ней сообщается о содержании книги, а в некоторых случаях дается ей оценка.

Иллюстрация.

Оглавление. Что бы завершить знакомство с книгой, заглянем еще в оглавление. В некоторых книгах оно называется; "содержание"

Просматривать оглавление особенно важно в тех случаях, когда вы знакомитесь со сборником.


УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА

КНИГИ

  1. Пожалуйста не трогайте меня грязными руками, мне будет стыдно, если меня возьмут потом другие читатели.
  2. Не исчеркивайте меня перш и карандашом, - это так  некрасиво.
  3. Не ставьте на меня локти, когда читаете, и не кладите раскрытой на стол вниз лицом, ибо вам самим не понравилось бы, если бы c вами так обращались.
  4. Не кладите также в меня ни карандаша, ничего толстого, иначе разрывается корешок.
  5. Если вы кончили читать и боитесь потерять место, где вы остановились, то не делайте знака ногтем, а вложите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть.
  6. В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому что такая погода мне вредна.
  7. Помогите мне остаться свежей и чистой, а я помогу вам быть счастливыми.



Предварительный просмотр:

КАК ПРИВИТЬ РЕБЕНКУ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ?

  Все родители хотят, чтобы их дети выросли всесторонне развитыми и эрудированными людьми. Однако желаний, равно как и надежд только на школьное образование, недостаточно.

 Необходимо, чтобы ребёнок сам стремился к знаниям. А что является источником знаний? Конечно, книга!
 Дети, которые любят читать, быстрее развиваются, у них лучше поставлена речь, шире кругозор, им легче общаться и поддерживатьбеседу.
 Сейчас многие родители жалуются, что современные дети и подростки не хотят читать. Конечно, телевидение, интернет, компьютерные игры сыграли в этом далеко не положительную роль, но всё же часть вины лежит на самих родителях, не прививших любовь к книге пока ребенок был еще мал.
 Привить любовь к чтению подростку будет сложнее, чем ребенку 5-7 лет, а поэтому, чем раньше вы познакомите своё чадо с книгой и научите ценить её, тем лучше. Но в любом случае, какого бы возраста не был ваш ребёнок, первое, что вам нужно – научиться любитькнигусамому.
 Любые слова окажутся бессильными, если вы сами не будете подавать положительного примера. Что толку, если вы будете постоянно внушать сыну или дочери о пользе чтения и даже покупать книжки, а сами, придя домой с работы, усаживаться в креслопередтелевизором.
 Не думайте, что можно отделаться популярной отговоркой «не бери дурное у родителей…», ведь основные стереотипы поведения ребёнка формируется на основе живых примеров, а не отвлечённых слов.
 Как уже сказано, прививать ребёнку любовь к чтению лучше, когда он еще мал. Дети очень любят слушать сказки перед сном. Воспользуйтесь этим моментом. В книжных магазинах есть много замечательной литературы для детей самого разного возраста. Бесплатные детские библиотеки тоже пока ещё никто не отменил.
 Чтение на ночь очень важный элемент в системе воспитания, а поэтому оно должно стать таким же привычным делом, как умывание и чистка зубов. Самые лучшие книги для этой цели – добрые детские сказки известных отечественных и зарубежных писателей или короткие рассказы про детей и животных.
 И напротив, комиксов, популярных журнальчиков, изобилующих яркими картинками с сомнительным смыслом, а при этом ещё и бедных текстом, следует избегать. Помните о главном: книга должна излучать добро и иметь пусть самый простой, но положительный пример для подражания.
 Будьте последовательны, не позволяйте детям перелистывать страницы, не дочитав книгу до конца. Что же делать, если вы видите, что книжка не интересна ребёнку? Возможно, он просто ещё до неё не дорос. В этом случае попробуйте подобрать что-нибудь попроще.
 Обучение чтению необходимо проводить в ненавязчивой, а лучше всего игровой форме. Разучивать буквы следует постепенно, и только когда ребёнок хорошо выучит одну букву, только тогда можнопереходитьк другой.
 Выучив алфавит, можно идти дальше и учиться складывать из отдельных букв слоги. При этом не следует забывать о чтении на ночь, только теперь уже вы можете меняться ролями, предложив ребёнку почитать самому, сославшись на усталость голоса. Дети любят рассказывать что-либо сами, а поэтому, как правило, легко соглашаются.
И не забывайте пополнять свою домашнюю детскую библиотеку новыми книжками. А еще лучше поинтересуйтесь, какие темы у вашего сына или дочери вызывают больший интерес. Будет замечательно, если вы совершите совместный поход в книжный магазин и поможете выбрать ребёнку новую книгу.
 С детьми постарше всё немного сложнее. Если подросток в 11-13 лет уже привык к телевизору, не стоит пытаться навязывать ему классику, а особенно что-либо из школьной программы.
 Оторвать подросшее чадо от голубого экрана и обратиться к печатному тексту можно таким способом: дайте ему почитать толковую рецензию на его любимый фильм или телепередачу. По крайней мере, это даст ему стимул поспорить и, при необходимости, поискать нужную информацию в интернете.
 Склонить чашу весов в пользу чтения можно также предложив прочитать книгу, по которой поставлен его любимый фильм. Большинство сценариев известных фильмов имели своим источником как раз именно литературные произведения. Очень часто такой альтернативный подход привлекает юного телезрителя своими возможностями узнать новые грани поведения своих любимых героев и незаметно прививает интерес к книге.
 Подростки обычно предпочитают динамичные и яркие сюжеты, фантастическую литературу. К сожалению, современный российский рынок завален дешевой фантастикой, детективной литературой с преобладанием сцен насилия и жестокости, отсутствием нравственной составляющей. А поэтому, выбирая такую литературу, нужно проявлять должное внимание.
 Прежде чем предлагать своему ребёнку ту или иную книгу, поинтересуйтесь её содержанием в Интернете, почитайте рецензии. Хорошим выбором в этом случае могут стать книги писателей прошлого века. Например, не многим известно, что ставшие уже классикой кинематографа такие фильмы, как «Чужие» или «Звёздные Войны», имеют и свой книжный аналог – произведения замечательного американского фантаста Алана Дин Фостера.
 Если вы заметите такой интерес, можно попробовать предложить подростку и более серьёзные книги, например сочинения Д.Р.Толкиена, К.Льюиса, Д.Сэлинджера и т.п.
 Сейчас, слава Богу, недостатка в качественной литературе самых разных жанров мы не испытываем. К вашим услугам электронные и бумажные издания, а также аудиокниги.
 Выбирайте, думайте, читайте, учите и учитесь сами. Только было бы желание.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Чтение в годы детства – это, прежде всего, 
воспитание сердца, прикосновение
человеческого благородства
к сокровенным уголкам детской души
В. Сухомлинский


 Чтение должно занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Знакомство ребенка с лучшими образцами мировой литературы должно начинаться с первых лет жизни.
 Открывая ребенку книгу - Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Но, прежде всего, Вы наслаждаетесь временем, проведенным вместе с ним.
 Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет).
 Семейное чтение это лучший вид коллективного общения. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного.
 Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.
 Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения. Извините, но если всё свободное время мама смотрит слезливые сериалы, а папа – спорт, и единственные книги в доме – кулинарная, журнал мод и несколько детективов, то не ждите, что ребёнок окажется книголюбом.