Родителям о чтении детей

Егорова Алла Владимировна

Посмотрите этот материал.  Вы найдете интересное для себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 заповедей Марии Монтессори для родителей:

1. Детей учит то, что их окружает.

2. Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.

3. Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.

4. Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.

5. Если с ребенком честны — он учится справедливости.

6. Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.

7. Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.

8. Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.

9. Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.

10. Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.

11. Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе.

12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь.

13. Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него.

14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.

15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.

16. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.

17. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.

18. Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

19. В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семейное чтение. Семейное чтение.

Слайд 2

“ Читать – это еще ничего не значит. Что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело. ” К. Д. Ушинский. Несмотря на то, что традиция семейного чтения в России практически утрачена, именно в нашей стране она имеет очень глубокие корни. Традиция чтения вслух в семье идет еще из Древней Руси, связана с чтением “ душеполезной ” литературы и включает в себя чтение вслух для удовольствия взрослыми и детьми а также возможность обсуждения прочитанного.

Слайд 3

Десять причин начать читать в семье. Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка. Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите. Чтение для детей делает из них читателей в будущем. Детские книги сегодня для детей так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых. Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию. Дети будут благодарны вам за это в течении всей жизни. Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь. Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать. До тех пор пока дети учатся читать, они будут считать вас волшебниками, создающих магию из слов. Чтение вслух способствует развитию мышления, воображения и внимания у вашего ребенка. Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом общении с ребенком. Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

Слайд 4

Как зародить традицию в вашей семье. Родители, особенно в молодых семьях, с помощью семейного чтения вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни. Начните с малого: чтение на ночь. Даже если ваш ребенок слишком маленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите, только звук вашего голоса будет для малыша необыкновенно полезен. Если нужно вы можете самостоятельно сочинять вечерние сказки, чтобы учить ребенка тому, что вы считаете хорошим и нужным. Читайте вслух каждый день. Когда идете на прогулку в парк или едете отдохнуть на природу, возьмите интересную книжку и читайте ребенку вслух. Пытайтесь развить в нем интерес к книгам. Подавайте хороший пример. Держите дома больше интересных книг, научно-познавательных журналов. Отведите книгам почетное место в вашей квартире, воспитывайте бережное отношение к ним. Не проводите все время перед телевизором, или компьютером, больше читайте сами и тогда ребенок, возможно захочет последовать вашему примеру.

Слайд 5

Предоставьте свободу выбора. Не навязывайте ребенку книги, которые выбрали для него сами. Приведите его в книжный магазин, и пусть он выберет книжки, которые показались ему интересными. Родители тоже могут прочитать детскую книжку и обсудить ее с ребенком. Слушайте аудиокниги. Для маленьких непосед, которые никак не хотят сидеть дома за чтением, купите аудиокниги. Слушайте их в машине или перед сном. Не тратим время зря. В течение дня, когда родители заняты повседневными делами, а дети крутяться рядом, можно поиграть в словесные игры (например, названия городов и стран). Это расширит словарный запас ребенка, он узнает значение новых слов. Устройте экскурсию в библиотеку. Воображение ребенка поразят длинные ряды книг. Расскажите ему, что в них содержатся множество знаний обо всем на свете. Если ребенок заинтересуется, запишите его в детскую библиотеку. Ежемесячный поход в библиотеку вместе с ребенком может стать интересным и значимым семейным ритуалом. Неоценимую помощь в этом могут оказать бабушки и дедушки!

Слайд 6

Воспитание чтением: несколько советов . Подбирайте книги с учетом возрастных потребностей детей и их жизненного опыта. Замечательная семейная традиция – читать и обсуждать книги. Обсуждая с ребенком поступки героев, вы построите с ним доверительные отношения, научите его высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других. Это научит ребенка тщательно взвешивать свои слова и поступки, он будет задумываться о том, как они повлияют на чувства и настроение близких ему людей. Очень важно научить ребенка сопереживать, любить, жалеть и прощать – это основная задача духовного воспитания в семье. Родители могут проиграть разбираемую в книге ситуацию в виде ролевой игры, чтобы ребенок представил себя на месте персонажей и действовать с их позиции. Обратите внимание на то, что читает ваш ребенок, чтобы книга из доброго друга и наставника, не превратилась во врага. Сформировать у детей иммунитет к низкопробной литературе – задача родителей!

Слайд 7

Дети и книги. Встреча с книгой, что с другом, Для всех словно праздник, А для детской души – Это нить Ариадны, Что ведет их от сказок, Былин и преданий, В мир жизни реальной, В мир науки и знаний. Книги учат детей всем премудростям жизни – Как быть Человеком, и быть нужным Отчизне, И как правду от лжи все должны отличать , Как бороться с врагом и как зло побеждать. Книги им помогут красоту постигать, Как прекрасное видеть, как его передать, И как в малом увидеть большое значенье, И как в жизни найти золотое сеченье. Мудрость книжных страниц – это жизни уроки И о дне предстоящем и о наших истоках. Они их побуждают мечтать о высоком, О будущем думать – о потомках далеких. В книгах знанья, свет, в книгах память веков, В книгах мудрость людей, наших дедов, отцов. Нам без книг как без хлеба, даже дня не прожить. Так давайте же будем их беречь и любить. В. В. Радин.



Предварительный просмотр:

Что читать детям? Список рекомендованных книг с 1 по 11 класс.

Список книг на лето для 1-  2 классов

Ш. Перро. Сказки
Гауф. Маленький мук
А.С. Пушкин. «Сказка о попе и работнике его Балде»
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане» и другие сказки.
А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (6 книг)
К.И. Чуковский. «Стихотворения, загадки, сказки»
К.И. Чуковский. «Мойдодыр»
К.И. Чуковский. «Айболит»
К.И. Чуковский. «Федорино Горе».
Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»
Н. Носов. «Незнайка в Солнечном городе»
Н. Носов. «Незнайка на Луне»
Н. Носов. «Витя Малеев» и другие
А. Гайдар. «Чук и Гек»
А. Гайдар. «Голубая чашка»
С. Я. Маршак. «12 месяцев»
К. Паустовский. «Стальное колечко»
М. Пришвин. Рассказы
Г. Скре6ицкий. Рассказы
Е. Чарушин. Рассказы
Н. Сладков. Рассказы
А. Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино»
А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон»
А. Линдгрен. «Пеппи -Длинный чулок»
Д. Родари. «Приключения Чипполино»
П. Траверс. «Мери Поппинс»
А. Милн. «Винни-Пух»
Р. Киплинг. Сказки.
Р. Киплинг. «Книга джунглей»
Б. Заходер «Книги о весне»
Л. Лагин. «Старик Хоттабыч»
Э. Распэ. «Приключения барона Мюнхаузена»
А. де Сент Экзюпери. «Маленький принц»
Эно Рауд. «Муфта»
Эно Рауд. «Полботинок и Моховая борода»
С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Г.Х. Андерсен. «Свинопас»
Г.Х. Андерсен. «Гадкий утёнок»
Г.Х. Андерсен. «Дюймовочка»
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»
Г.Х. Андерсен. «Оле-Лукойе»
Туве Янсон. «Муми-тролли»
Бианки В. «Плавунчик»
Бианки В. «Кто чем поёт»
Бианки В. «Красная горка»
Бианки В. «Аришка-трусишка»
Бианки В. «Первая охота»
В. Драгунский. «Он живой и светится».
В. Драгунский. «Денискины рассказы»
Рассказы Ксении Драгунской
В. Катаев. «Цветик - семицветик»
Басни И.А.Крылова. «Как осел петь перестал», «Кукушка и петух», «Ворона и лисица».
Е. Велтистов. «Приключения Электроника»
Е. Велтистов. «Рэсси»
Е. Велтистов. «Миллион и один день каникул»
В.Г. Сутеев. «Сказки и картинки»
В.Г. Сутеев. «Сказки и басни о животных»
В.Г. Сутеев. «Палочка-выручалочка»
В.Г. Сутеев. «Яблоко»
Е.И. Пермяк. «Торопливый ножик»
Е.И. Пермяк. «Смородинка»
М.М. Пришвин. «Рассказы о природе»
М.М. Пришвин. «Лисичкин хлеб».
Е.И. Благинина «Чудесные часы».
Е.И. Чарушин. «Кошка Маруська»
Е.И. Чарушин. «Томка»
Е.И. Чарушин. «Тюпа, Томка и сорока».
Б.С. Житков. «Помощь идет»
Б.С. Житков. «Мангуста»
Б.С. Житков. «Про слона»
Б.С. Житков. «Про обезьяну»
Б.С. Житков. «Как слон спас хозяина от тигра»
Э. Шим. «Чем встречают весну?»
Е Чарушин. «Большие и маленькие».
Даль В. И. «Старик-годовик»
Даль В. И. «Девочка-Снегурочка»
Даль В. И. «Лиса-лапотница»
Дурова Наталья.  «Рассказы о дрессированных животных»
Сладков Н.  «Всему своё время»
Сладков Н.  «Суд над декабрём»
Сладков Н.  «Лиса плясунья»
Пермяк Е. «Волшебные краски»
Пермяк Е. «Две пословицы»
Пермяк Е. «Четыре брата»
Твардовский А. «Рассказ танкиста»
Приставкин А. «Портрет отца»
Ян Лари. «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
Д.Р.Толкиен.  «Хоббит или туда и обратно»
Ф. Зальтен. «Бэмби»
Дж. Барри. «Питер Пэн и Венди»

 

Список книг для 3 класса

А. Гайдар. «Тимур и его команда»
А. Гайдар. «Горячий камень»
А. Гайдар. «Чук и Гек»
К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей»
К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»
К. Г. Паустовский. «Кот-ворюга»
Толстой А.Н. «Детство Никиты»
С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»
А.П. Чехов. «Каштанка»
Бажов. «Уральские сказы»
В. Гаршин. «Лягушка-путешественница»
Б. Заходер. «Серая звездочка»
В. Катаев. «Дудочка и кувшинчик»
Маршак С. «Двенадцать месяцев»
Волков А.М. «Волшебник изумрудного города»
Волков А.М. «Желтый туман»
Волков А.М. «Тайна заброшенного замка»
Шварц Е. «Сказка о потерянном времени»
Басни И. «Крылова»
Куприн А. «Слон» (рассказ)
Толстой Л. «Акула»
Толстой Л. «Прыжок»
Толстой Л. «Лев и собачка»
Рассказы о природе (М.Пришвин, И.Соколов-Микитов, Б.Житков,
В.Бианки, В.Дуров, В.Астафьев)
Ершов. «Конек-Горбунек»
Одоевский. «Городок в табакерке»
Толстой. «Прыжок»
Толстой. «Лев и собака»
А. Погорельский. «Черная курица или Подземные жители»
А. Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля»
А. Беляев. «Остров погибших кораблей»
А. Беляев. «Голова профессора Доуэля»
В. Аксенов.  «Мой дедушка-памятник»
В. Аксенов. «Сундучок, в котором что-то стучит»
Д. Дефо. «Робинзон Крузо»
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»
М. Твен. «Приключения Тома Сойера»
Дж. Родари. «Путешествие Голубой стрелы»
Г. Каттнер. «Котел с неприятностями»
Г. Каттнер. «Прохвессор накрылся»
А. Азимов.  «Конец вечности»
А. Азимов. «Стальные пещеры»
А. Азимов. «Обнаженное солнце»
А. Азимов. «Я-робот»
О. Пройслер – Крабат. «Легенды старой мельницы»
О. Пройслер – Крабат. «Маленькая баба-яга»
О. Пройслер – Крабат. «Маленькое  привидение»
О. Пройслер – Крабат. «Маленький водяной»
Дж. Рони-Старший. «Борьба за огонь»
Дж. Рони-Старший. «Пещерный лев»
Э. Сэтон-Томпсон. «Рассказы о животных»
Дж. Крюс.  «Тим Талер или Проданный смех»
Р. Говард. «Конан-варвар»
О. Уальд. «Звездный мальчик»
О. Уальд. «Кентервильское привидение»
К. С. Льюис. «Хроники Нарнии»
Р. Л. Стивенсон. «Черная стрела»
Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ»
А. Конан Дойл. «Затерянный мир»
Джоан Роулинг. «Гарри Поттер».
Линдгрен А. «Приключения Калле Блюмквиста»
Пантелеев Л. «Республика Шкид»
Рид. М. «Всадник без головы»
Верн Ж. «Дети капитана Гранта»
Верн Ж. «Пятнадцатилетний капитан»
Верн Ж. «Таинственный остров»
 

Список книг на лето для 5 класса

Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести.
И.А. Крылов. «Басни»
Н.В.Гоголь. «Майская ночь или утопленница»
Н.В.Гоголь. «Заколдованное место»
Н.В.Гоголь. «Ночь перед рождеством»
Н.В.Гоголь. «Заколдованное место» 
И.С. Тургенев. «Му-Му»
И.С. Тургенев.  «Стучит!»
П.П.Бажов. «Каменный цветок»
К.Г. Паустовский. «Резиновая лодка»
К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб»
В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»
В.П. Астафьев. «Заклятье»
В.П. Астафьев. «Белогрудка»
В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой»
М.М. Зощенко. «Водная феерия»
М.М. Зощенко. «Кочерга»
М.М. Зощенко. «Пчелы и люди»
Ю.К.Олеша.  «Три толстяка»
В.П. Беляев. «Старая крепость
Драгунский. «Человек с голубым лицом» 
В.П. Крапивин. «Та сторона, где ветер»
В.П. Крапивин. «Мальчик и шпага»
В.П. Крапивин. «Синий фламинго»
Э. Сэтон-Томпсон. «Арно»
Э. Сэтон-Томпсон. «Красношейка» и др. рассказы о животных
М. Твен. «Укрощение велосипеда»
М. Твен. «Мои часы»
О. Генри. «Вождь краснокожих»
Р.Д.Киплинг. «Кошка, которая бродила, где вздумается»
Р.Д.Киплинг. «Маугли»
Дж. Лондон. «Сказание о Кише»
Дж. Лондон  «Белый клык»
О.Уайльд. «Мальчик-звезда»
Д.Родари. «Джельсомино в стране лжецов»
А.Конан Дойл. «Белый отряд»
Д.Р.Толкиен. «Хоббит или туда и обратно»
     

Список книг на лето для 6 класса

Подвиги Геракла (все 12), греческие мифы.
И.А.Крылов. Басни. 1 басня- наизусть.
Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
В. Железников «Чучело»
А. Рыбаков «Кортик»
Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
П.П.Бажов. «Уральские сказы»
Н.С.Лесков. «Левша»
Н.С.Лесков. «Тупейный художник»
Л, Н. Толстой. «Детство»
И.С.Тургенев. «Записки охотника»
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна»
Жюль Верн «Таинственный остров»
Жюль Верн «Дети капитана Гранта»
Жюль Верн «Две тысячи лье под водой».
Ф. Купер. «Следопыт»
Сетон-Томпсон. «Маленькие дикари»
Оскар Уайльд. «Кентервильское привидение»
Сент-Экзюпери. «Маленький принц»
Дж. Лондон «Белый клык»
Дж. Лондон «Зов предков».
Свифт. «Путешествие Гулливера»
Д.Дефо. «Робинзон Крузо»
Р. К и п л и н г. «Маугли»
Дж. Родари. «Джельсомино в стране лжецов»
Дж. Родари. «Сказки по телефону»
Островский "Снегурочка"
Тургенев "Записки охотника"
Чехов: рассказы
Марк Твен "Приключения Гекльберри Финна"
Жюль Верн "Таинственный остров"
Оскар Уайльд "Кентервильское привидение"
Сент-Экзюпери "Маленький принц"
А.С.Грин "Гнев отца"
Ф.И. Искандер "Детство Чика"
К.М. Симонов "Мальчишка на лафете", "Сын артиллериста".

 

Список книг для 7 класса

А.С. Пушкин "Дубровский",
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», повести из сборника «Миргород»
И.С.  Тургенев «Бирюк», «Бежин луг», «Певцы» (из «Записок охотника»)
А.К. Толстой «Князь Серебряный»
Л.Н. Толстой «Детство»
Куприн «Изумруд»
М. Горький. «Сказки об Италии»
В.Г, Короленко  "Слепой  музыкант",  "Парадокс
А.Грин  "Алые  паруса"
А.М. Горький  "Детство", 
 

 

Зарубежная литература 

Ч.Диккенс  "Жизнь  и  приключения  Оливера  Твиста
В. Скотт «Айвенго»
Р. Джованьоли «Спартак»
Р. Брэдбери «Все лето в один день», «И тогда грянул гром»
Войнич «Овод»
У. Голдинг - Повелитель мух
С. Лем - Звездные дневники Иона Тихого
А. Толстой - Гиперболоид инженера Гарина, Аэлита
Железников - Чучело
Р. Хайнлайн - Дверь в лето и другие
Д. Лондон. «Смок Белью»

 

Список литературы для  8 класса

Пушкин А. «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Полтава», «Медный всадник».
Гоголь Н. «Ревизор».
Тургенев И. «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды».
Толстой Л. «После бала», «Хаджи-Мурат»

Зарубежная литература
Генри О
. «Вождь краснокожих»
Д
жованьоли Р. «Спартак»
Киплинг Р. «Дьявол и морская бездна», «Ким».
Лондон Д. «Под палубным тентом», рассказы.
Моэм У. «Завтрак»
Твен М. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
Уэллс Г. «Человек-невидимка»
У. Голдинг. «Повелитель мух».
С. Лем. Звездные дневники Иона Тихого».
Э. Войнич. Овод.
Мольер   "Мещанин  во  дворянстве

 

Список книг для 9 класса

А.С. Пушкин. Маленькие трагедии, Повести Белкина, Евгений Онегин.
М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.
Н.В. Гоголь. Мертвые души.
И.С. Тургенев. Первая любовь.
А.С. Грибоедов. Горе  от ума.
Жан Батист Мольер. Мещанин во дворянстве.
М.А. Булгаков. Записки врача.
Д.И. Фонвизин. Бригадир.
М. Горький. В людях.
Ю.Н. Тынянов. Пушкин. Кюхля.
И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев, Золотой теленок.
М.М. Зощенко. рассказы.
А.П. Чехов. рассказы.
Л.Н. Толстой. Отрочество. Юность.
Ф.М. Достоевский. Белые ночи.

 

Список книг для 10 класса

Н.В. Гоголь. «Мертвые души»
Н.В. Гоголь. «Петербургские повести»,
И.А. Гончаров. «Обломов» (фильм «Несколько дней из жизни Обломова»)
И.А. Гончаров. «Обрыв»
И.С. Тургенев. «Отцы и дети»
И.С. Тургенев. «Записки охотника»
А.Н. Островский. «Гроза»
А.Н. Островский. «Бесприданница» (фильм «Жестокий романс»)
А.Н. Островский. «Лес»
А.Н. Островский. «Доходное место»
А.Н. Островский. «Волки и овцы» и др.
Н.С. Лесков. «Очарованный странник»,
Н.С. Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда»
Н.С. Лесков. «Человек на часах»
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»
Ф.М. Достоевский. «Бедные люди»
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»
М.Е. Салтыков-Щедрин. « Господа Головлевы»
Л.Н. Толстой. «Война и мир» фильм С. Бондарчука
Л.Н. Толстой. «Анна Каренина»
Е.Замятин «Мы»
Д. Оруэлл. «1984»
Д. Оруэлл. «Скотный двор»
Бр. Стругацкие. «Град обреченный»
Ф.Искандер. «Кролики и удавы»
Шоу Б. «Дом, где разбиваются сердца»
статья Б. Эйхенбаума. «Как сделана «Шинель» Гоголя».
П. Вайль, А. Генис. «Родная речь».

 

Список литературы для 11 класса

Куприн А. "Олеся", "Гранатовый браслет"/
Горький М.
"На дне", "Старуха Изергиль", Челкаш, Макар Чудра
Булгаков М.
"Собачье сердце", "Мастер и Маргарита",
Толстой А.Н., Хождение по мукам.
Шолохов М.
"Тихий Дон
 

Произведения о ВОВ:


Некрасов В. "В окопах Сталинграда" или Воробьев К. "Убиты под Москвой"
Быков В. Произведение по выбору учащихся, напр., "Сотников"
Солженицын А.
"Один день Ивана Денисовича"
Ч. Айтматов. «И дольше века длится день...».».
В. Шаламов « Колымские рассказы», В.Шукшин (по 2-З рассказа)
Толстая Т. Из сб. "На золотом крыльце сидели...", «Йорик», «Кысь»
Улицкая Л. Любая проза



Предварительный просмотр:

Почему дети не любят читать?

В последнее время очень актуальной проблемой становится нежелание детей читать. Причиной этого, скорее всего, является пассивность в привитии навыков чтения. На фоне информационного пространства телевидением, компьютерными играми. Мы всё меньше внимания уделяем чтению литературы. Отсюда возникают проблемы в школе: низкая техника чтения текстов, сложность понимания условий задач на математике, ошибки при выполнении письменных заданий по русскому языку.
Есть дети, которые бегло и толково читают уже в пятилетнем возрасте, другим в шестом классе параграф по истории читает мама. Один выучивается читать сам, над другим трое умных учителей бьются, а он так и не может толком научиться читать в течение всего школьного обучения и неприятие печатного текста распространяется у него до взрослого возраста.
Умение читать не зависит целиком от интеллекта ребёнка. На обучение чтению может оказывать влияние целый ряд факторов и причин трудностей в чтении может быть много. Например, неуверенность ребёнка, нарушения взаимодействия отдельных функций мозга, нарушение зрения или слуха, невнимание учителей к психологическим особенностям ребёнка, плохое семейное воспитание и т.п. Наша задача – диагностировать причину и устранить её, тогда процесс обучения чтению будет проходить успешно, и книга станет неотъемлемой частью жизни ребёнка.
Также успех и неуспех в обучении чтению может зависеть от типа темперамента ребёнка, то есть от скорости и глубины реакции. В результате медлительного ребёнка (флегматика) часто незаслуженно учителя зачисляют в двоечники. Зато холерик материал усвоит быстрее (что в школе самое главное), но знания быстро улетучатся, память у него короткая, а с флегматиком они останутся на всю жизнь. Поэтому все психологические особенности ребёнка надо обязательно учитывать и подбирать соответствующие методы обучения чтению.
Бывает так, что ребёнок не хочет читать, потому что ему просто скучен сам процесс. Попробуйте превратить чтение в игру. Разыгрывайте образы, ситуации, в которых требуется что – то прочесть.

Как можно помочь ребёнку научиться читать?

1. Нужно подбирать интересные тексты, чтобы их чтение не утомляло ребёнка, побуждало желание прочитать текст до конца.

2. Ежедневно выделите хотя бы полчаса в день для чтения вслух, старайтесь приучить ребёнка к тому, что нужно читать каждый день.

3. Не забывайте, что ведущий вид деятельности ребёнка – это игра, поэтому  и при чтении создавайте игровые ситуации.

Например, вы и ваш ребёнок тренируетесь в чтении текста на время («Кто быстрее прочитает?)». Для младших школьников будут интересны игры с применением карточек с напечатанными на них словами и карточек с изображающими их предметами («Прочитай и найди соответствующую картинку»). Проведите конкурс на лучшего чтеца (особенно хорошо, если в семье двое детей). Это лишь малый перечень игр, которые вы можете провести с детьми.

4. Самое простое и эффективное средство привития у ребёнка любви к чтению – ваш личный пример. Если ребёнок будет часто видеть вас с книгой, тогда и для него чтение не станет проблемой.


5.Выбирать книги надо в соответствии с возрастом ребёнка. До тех пор, пока он не научится читать бегло, приобретать надо только хорошо иллюстрированные книги, причём желательно, чтобы иллюстрация соответствовала тексту, приведённому на той же странице.
Каждый день читайте ребёнку. Но это не значит, что вы должны гоняться за ним с книжкой. Наоборот, всячески провоцируйте его на то, чтобы он просил вас почитать.

6.Настройте своего ребёнка на то, что читать он должен обязательно научиться. И что читать он учится не потому, что этого вы хотите, и не потому, что соседский Петька уже читает. Ваш ребёнок должен усвоить, что это нужно и интересно именно ему. Приобретённый навык нужно постоянно развивать. Главное – быть терпеливыми, хвалить даже самые маленькие успехи. Ваша поддержка и одобрение будут очень стимулировать интерес ребёнка к чтению, желание научиться быстро и грамотно.

Отработка техники чтения

Итак, наступает момент, и ребёнок начинает читать. Можно только строить версии того, как в голове ребёнка буквы объединяются в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения, а предложения – в текст, который нужно ещё понять. Каждый ребёнок идёт к этому моменту своим, непостижимым для нас путём.
Но для того, чтобы читать бегло и быстро, нужно, конечно же, тренировать технику чтения. Очень успешно можно использовать метод «Заплечного чтения». Поиграйте с ребёнком в диктора телевидения. Ситуация такая: ваш ребёнок – диктор телевидения, и через несколько минут ему предстоит прочитать выпуск последних новостей. Он садится за стол (хорошо бы, если на столе стоял импровизированный телевизионный экран) и берёт газету в руки. Звучит сигнал: «Прямой эфир!» – и «диктор» принимается за работу. Читать ему следует не торопясь, чётко проговаривая слова. Он может читать медленно, но вот уж что точно не предусматривает жанр работы диктором, так это запинаться, заикаться и надолго замолкать. И в этом непростом деле нашему диктору будете помогать вы – «заплечник». Вы становитесь за спиной сидящего за столом диктора и из-за его плеча следите за процессом чтения. Вам надо быть начеку. Только диктор замешкался, ещё не успел сделать ошибку – вы тут как тут. Громким голосом штопаете образовавшуюся в новостях брешь – до тех пор, пока диктор, не пришёл в себя и начал без спотыканий читать текст дальше. 
Газетный текст читать трудно. Ваш ребёнок хочет читать про животных? Отлично. Тогда он будет ведущим телевизионной передачи « В мире животных». Предложите вашему ребёнку поменяться ролями. Теперь его роль поработать заплечником. Ну а вы тоже можете представлять опасность для эфира, например, приступами кашля, который вы, конечно, подавляете, но читать в эти моменты не можете. Тут-то вас и выручает своим голосом бдительный заплечник.
Есть ещё очень много методов тренировки чтения детей. Главное, чтобы это занятие не было скучным и навязывалось ребёнку. Придумывайте игровые ситуации, разыгрывайте литературные эпизоды по ролям, проводите театрализованные выступления, привлекайте к читательским тренингам других членов семьи. То, как будет читать ваш ребёнок, зависит только от вас.
Включите своё воображение, сделайте чтение ребёнка интересным, а ребёнка – заинтересованным читателем!

Как привить ребёнку любовь к чтению?

Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.
Самое верное воспитание – это вести себя с ребёнком так, как вы требуете от него. И приобщение ребёнка к чтению начинается с приобщения к чтению родителей. Как часто вы читаете? Что любите читать? Как часто ребёнок видит вас читающим? Как часто дома вы разговариваете о книгах? Как часто вы покупаете книги?
Возьмите в руки любимую старую книгу, с интересом расскажите сюжет и предложите почитать вместе или просто почитайте ребёнку вслух. Если вы начнёте читать с увлечением, то и процесс приобщения к книге станет приятным и интересным для вас обоих. Расскажите ему о своих любимых книгах, о книгах, которые вы читали в детстве.
Наведите порядок в вашей библиотеке и пригласите ребёнка помочь вам протереть книги. Разбирая литературу, объясняйте, о чём и для чего каждая книга (энциклопедия, словари, научно-популярная литература, художественная литература), расскажите о литературных жанрах, основных терминах (поэзия, проза, роман и т.п.).
Во время уборки порекомендуйте своему ребёнку какую-нибудь небольшую книгу, рассказав о её особенностях. У ребёнка обязательно нужно вызвать интерес к книге, чтобы появилось желание взять её и прочитать. Для этого сначала нужно знать, чем он интересуется: музыкой, техникой, космосом, животными. Как родители, вы наверняка знаете , какие сферы интересов у вашего ребёнка, поэтому книгу вам будет подобрать не очень сложно.
Но к выбору книги, которую вы рекомендуете, подход должен быть осторожным. Очень важно, чтобы книга не отпугнула его сложностью. Обратите внимание на размер шрифта, наличие картинок, стиль изложения. Пусть эта книга будет не большая, но с крупным шрифтом и красочно оформлена. Очень хорошо, если книга будет первой в какой-то серии, чтобы можно было дальше подкреплять интерес его продолжением.
И пусть поход в книжный магазин и покупка станут для ребёнка праздником! Заранее оговорите, сколько книг купите, и о чём они будут.
Ребёнок должен чувствовать радость от приобретения новых книг и гордость за себя, ведь он заслужил этот праздник.
Попробуйте сами писать книги. Например, можно составить сборник о змее, о дружбе, о животных и т. п. Иллюстрации можно вырезать из старых журналов или нарисовать самостоятельно. Ещё интересней, если вы делаете самодельные книжечки вместе с ребёнком. Составьте книжку про вашего сына или дочку, детям нравится слушать истории про самих себя.

Игровые моменты по привлечению ребёнка к чтению:

  1. После прочтения ребёнком книги проведите небольшую викторину, за все правильные ответы положен приз – новая книга, которую ребёнок выберет сам.
  2. Некоторые дети очень любят вести читательские дневники, в которых делают пометки, комментарии, и даже иллюстрации к главам книги.
  3. Очень интересно устраивать «громкие читки», разбивая текст по ролям или абзацам.
  4. Можно начать читать книгу вместе с ребёнком, затем остановиться на самом интересном месте и предложить дочитать самому.
  5. Также можно дочитать книжку до середины, до самого кульминационного момента, а затем предложить придумать продолжение.
  6. Если ребёнок любит комиксы, можно выбрать несколько картинок из какой-нибудь книги и предложить составить по ним рассказ. А затем сравнить, как это сделал автор.
  7. Если вы видите, что ребёнок устаёт, начните «играть в книжки». Прочитав стишок про «Идёт бычок качается», попросите ребёнка показать, как он качается. А как Таня заплакала? А как Карабас-Барабас рассердился? Показал – садись рядом, будем читать дальше.

Ребёнку трудно, почти невозможно даже небольшой текст сразу прочесть гладко, соблюдая интонацию. Но и читать несколько раз одно и тоже ему скучно. Придумайте какой-нибудь мотив, чтобы ему захотелось потренироваться: «Прочитаем вечером папе», «Поиграем в школу. Ты будешь учителем и научишь меня читать». И хвалите его,хвалите!



Предварительный просмотр:

КАК НАУЧИТЬСЯ БЫСТРО ЧИТАТЬ

         Задумывался ли ты над тем, зачем нужно читать? Читать, чтобы узнать что-то новое, стать духовно богаче, разобраться в себе, своих поступках, переживаниях, отдохнуть или просто развлечься. Издаётся очень много журналов, газет, книг и среди такого количества печатной продукции надо выбрать необходимое, прочесть и обдумать. Для этого нужно учиться БЫСТРО читать.

И что же делать? Как научиться быстро читать?

Рассмотрим способы чтения:

  • углубленное чтение, при таком чтении мы обращаем внимание на детали, рассматриваем вопрос со всех сторон, обращаясь к словарям и справочникам, к дополнительной литературе, таким способом мы читаем учебники;
  • быстрое чтение или беглое чтение;
  • панорамное быстрое чтение – это чтение с увеличенным полем зрения;
  • выборочное чтение, при таком чтении мы видим всё, ничего не пропуская, но фиксируем внимание на тех разделах, которые интересуют больше остальных. Этот метод используют при повторном чтении книг;
  • чтение-просмотр, используется для предварительного знакомства с книгой. Просматриваем титульный лист, читаем предисловие, аннотацию, оглавление;
  • чтение-сканирование – это быстрый просмотр с целью поиска фамилии, факта, слова. Чаще всего это поиск в энциклопедиях и словарях.

            Владение каждым из этих способов также важно, как и скорость чтения. А как же добиться ускорения чтения практически?



Предварительный просмотр:

Выбирая книги для чтения дошкольнику, следует обратить внимание на следующее моменты.

 

Интереснее всего для любого человека информация, о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях».  Далее — книги о природе, животных, приключениях и т,д.

 Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится - лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка. Поэтому сделаем вывод: постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать ребенку. Вспомните книги, которые читали в детстве вам, спросите у своих родителей, что они читали вам в детстве?

 Каждый ребенок является индивидуальностью. Значит, интересы ребенка могут отличаться от взрослых. Например, ваш ребенок категорически не хочет слушать вашу любимую книгу Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". После нескольких попыток отложите чтение этой книги на следующий раз. Ищите то, что понравится, предлагайте разные варианты, и вы обязательно найдете то, что будет по вкусу ребенку, или же ждите, пока он «дорастет» до предложенной книги. Да, это бывает утомительно, но без этого не обойтись.

 - Что интересно одному ребенку, может совершенно не нравиться другому. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает ваш ребенок.

 - Выберите правильное время для чтения. Не читайте насильно. Если ребенок хочет поиграть, побегать, предоставьте ему такую возможность.

 - А для чтения подойдет и вечернее время. Главное, чтобы ваше чтение не становилось наказанием, насилием, неприятным занятием.

 - Читая книгу, важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше читать каждый день, регулярно,  по 10-15 минут.

 - Для дошкольника очень важно перечитывать книгу . Не отказывайтесь перечитать ее в 5-10-й раз. Даже взрослый человек читая заново художественные  произведения каждый раз замечает новые смысловые особенности. Для дошкольника все это создает ситуацию комфортности. Он знает, что будет, заранее радуется поворотам сюжета и обращает внимание на отдельные слова и фразы. Хочется заметить, что ребенок, требующий неоднократно перечитать книгу, ведет себя как «правильный» читатель.

 - Нет жесткого разграничения в чтении младшим дошкольникам и старшим. Если в опыте ребенка не было книг для младших, вы можете со старшими детьми спокойно начинать знакомство с них. Если в семье несколько детей разного возраста, наверное, замечали, как старшие с удовольствием слушают произведения для младших, активно их воспринимают, обсуждают, проговаривают, создавая тем самым очень благоприятную ситуацию примера и повторения, помогая тем самым младшим лучше понять их содержание,