Конспект НОД

Цвыченко Ольга Юрьевна

Констпект  НОД по формированию элементарных экологических представлений «Путешествие в   лес»

Цель:

Формирование познавательного интереса к обитателям леса и особенностям их подготовки к зиме.

Задачи:

1.Образовательные: закрепление  представлений о диких животных, их внешнем виде,            

                                   образе  жизни в осенний период, особенностях подготовке к зиме. 

                                  Уточнение, расширение, активизация  словаря по теме (животное,  

                                    зверь, медведь, белка, заяц, барсук; мех, шкура, берлога, нора, дупло;                      

                                  линять, спячка)

2 .Развивающие:  обеспечение развития диалогической речи, умение поддерживать

                                диалог, внимания, тактильной чувствительности, логического

                                мышления, познавательной активности, эмоциональной сферы,   

                                развитие  двигательной активности.

3.Воспитательные: формирование  навыков сотрудничества, взаимопонимания,  

                                   доброжелательности, самостоятельности, ответственности; 

                                   воспитание доброго отношения к окружающему миру

 

1.       Организационный этап.

Педагогическая цель: Вовлечь детей в непосредственную образовательную деятельность, используя игровую мотивацию.

Цель, которую должны достигнуть дети:  войти  в игровую ситуацию для помощи зайчонка.

Методы и приемы. Проблемный вопрос.

Организационный момент.

- Ой, ребята, а кто это плачет? (ответы детей)

 -   Хотите узнать?

Давайте попробуем догадаться, потрогаем ручками, а глазками смотреть не будем…

Что же там такое?  (ответы детей)

-Да это же зайчонок!

Воспитатель достает из корзинки зайчонка .

-Он совсем маленький, недавно родился, таких зайчат называют листопадничками.

 - Так у зайцев заведено: покормит зайчиха маленьких зайчат и оставляет одних, чтобы не привлекать врагов .

-Как, Коля, называют зайчат, которые родились в начале осени?

-Зачем, Никита, зайчиха оставляет зайчат одних?

 

 

Нам надо скорее вернуть зайчонка в лес! Сейчас такое важное время года, все звери к зиме готовятся.

Какое сейчас время года? (ответы детей)

-Ребята, зайчонок не знает что такое осень.

- Давайте назовем приметы осени, пусть зайчонок их запомнит.

-Молодцы! Приметы осени зайчик запомнил, а вот как к зиме готовиться - не знает.

-Придется нам отправится в путешествие, к лесным жителям и зайчонка вернуть в лес, чтобы его мама нашла.

 

 2. Этап с опорой на личный опыт ребенка, подготовка к основному этапу.

Цель для педагога: создать условия для дальнейшего познания через игру.

Цель для детей: Выполнить правильно игровые задания: Назвать правила поведения в лесу

В: Ребята, а я совсем не знаю куда идти. Давайте позвоним в волшебный колокольчик.

(Звонят в колокольчик.)

 Только вы должны знать, что в лесу вас могут ждать разные трудности и преодолеть их вы сможете, только если будете очень дружными, будете поддерживать друг друга и уметь договариваться.

3.Основной этап занятия.

Цель для педагога: дать новую  информацию, вовлечь детей в деятельность, создать условия  поддержки каждому ребенку.

Цель для детей:  добыть новые знания.

 «Повертелись, покружились, и в лесу мы очутились»

Мы пришли в волшебный лес, полон этот лес чудес.

А вы слышали, как шуршат под ногами  опавшие осенние листья?

- Вот мы и в лесу. Посмотрите, ребята, я уже кого-то вижу. Быстрая, проворная, шустрая, пушистая…Кто это? Это же белочка .

У белочек сейчас ни одной свободной минутки нет! Ведь надо к зиме готовиться! Как белочки готовятся к зиме?

(Ответы детей: Меняет шубку, делает запасы, дупло утепляет.)

А зачем белочка меняет шубку?

Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая.

- Какая шерсть вырастает у белки? (Ответы детей.) Шерсть эта теплая и серая.

- Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть?

-Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой.

Как она это делает?

 

 

Экспериментирование.

Воспитатель трет кусочек меха о кору дерева. На коре остается часть меха. Воспитатель объясняет, что животные трутся о кору деревьев, чтобы быстрее сменить шубку.

В: Как еще белка готовится к зиме? Делает запасы? А что запасает белка? Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы.

 

-Давайте поможем белочке!

                        Игра «Шишки  и  грибы»

Команда девочек собирает грибы.

Команда мальчиков собирает шишки.

-Молодцы! Помогли белочке сделать запасы на зиму.

-Белочке понравилось как вы отвечали на вопросы и как помогли ей сделать запасы .

- Вот зайчонок мы увидели как готовится белка к зиме.

- Пойдемте, ребята, дальше. Не будем белочку отвлекать.

«Мы к лесной лужайке  вышли,

Поднимаем ноги выше,

Через кустики и кочки

Через ветки и пенёчки».

- Посмотрите, ребята, какая чудесная норка, а в норке кто – то шуршит….

- Чтобы узнать, нам надо поднять листочки.

- Кто это ребята (Ежик)

- А, что же он там делает?

- Давайте зайчонку расскажем.

- Может запасы на зиму готовит (Нет)

- А как же он к зиме готовится?(Утепляет свою норку)

- А как же он листочки в норку переносит?(Ответы детей)

- Ёжик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. А потом несет такой матрац из листьев и мха к себе.

- Правильно вы сказали, запасы на зиму он не делает, потому что проспит в своей теплой и уютной норе до весны.

- Понял зайчонок как ёжик к зиме готовится?

Физминутка

Жил в лесу колючий ёжик,

Был клубочком и без ножек.

Не умел он хлопать.

Не умел он топать.

Не умел он прыгать,

Только носом шмыгать.

А ребятки в лес пришли,

Ёжика в лесу нашли.

Научили хлопать.

Научили топать.

Научили прыгать.

Научили бегать.

- Ребята,  давайте вспомним белка где живет?(В дупле)

- Ёжик, где живет?(В норе)

 

 

- В это чудесном лесу живет много разных зверей.

- Посмотрите чей этот домик?

Угадайте, чей это голос? (рев медведя)

 - Правильно, это медведь

- А что будет делать медведь зимой? (Спит.)

- Умницы, медведь впадает зимой в спячку.

- Давайте скажем все вместе, что медведь делает зимой.

- Как же он всю зиму спит и ничего не ест?

- Он же может умереть с голоду. (Дети возражают.)

- Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько.

Осенью медведь усиленно ищет корм. И все время ест, чтобы накопить жир на долгую зиму. Любит сочные ягоды, спелые орехи и желуди, собирает грибы, прекрасно ловит рыбу, любит полакомиться диким медом.

Когда закружится в лесу листопад, медведь подыскивает место для берлоги. Готовит

он ее старательно и умело: устилает опавшими листьями, сухим мхом, а как только полетят   первые снежинки, медведь укладывается в свою теплую постель и

проспит всю зиму.

- Как  называется дом медведя,  давайте скажем зайчонку?(Берлога)

-Пойдемте дальше  ребята,  будем искать домик зайчонка.

-Посмотрите на песчаной дорожке чьи-то следы.

-Куда же они нас приведут?

- Мы пришли на полянку, здесь звери всегда оставляют следы.

- Вы видите на полянке песок?

- Этот песок не простой, как и все в нашем лесу.

Упражнение «Здравствуй песок»

Положите ладошки на песок. Давайте, его погладим ладошками.

Какой песок?(Сухой, шершавый, мягкий).

Нас звери приглашают

В песочек поиграть

Они всем напоминают:

Песок не обижать.

Играть тихонько, дружно,

В роток его не брать,

В глазки не втирать.

Всем рукава поднять,

Идем в песок играть.

1.     «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладошками надавливает на песок.

2.     «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка,

                                        двигаясь в разных направлениях.

3.     «Ползут змейки» - ребенок пальцами рук делает поверхность волнистой(в разных       

                                направлениях).

 

 

 

4.     «Бегут жучки - паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения

                                                  насекомых.

 - Понравилось тебе зайчонок с нами играть?

 -Ребята , зайчонку нужно домой.

 - Где же живет зайчонок?(Ответы детей).

 - Правильно,  ребята у зайчонка нет дома, он живет под еловыми веточками.

 - Вот давайте оставим зайчонка под еловыми веточками, а мама его здесь обязательно найдет.

 - До свиданье зайчонок!

 

 -Ребята мы помогли зайчонку?

 -Мы сегодня столько увидели, сделали, узнали. Пора нам тоже  возвращаться 

 в детский сад.

                                         ( Звоним в колокольчик)

- А теперь превратимся в снежинки,

  Покружились, покружились

 И в саду мы очутились.

 

4.     Итоговый этап.

Ребята, вам понравилось путешествие по лесу?

 Кого вы видели в лесу?

 Каких животных встречали?  

Какие животные делают запасы на зиму?  

Что вам удавалось во время нашего путешествия, а что нет?

 Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы внимательные, добрые дети.

 Что бы вы рассказали о нашем путешествии другим ребятам?

 - А я вам хочу отдать ваших ёжиков, как память о нашем путешествии. Дома своим родителям покажете и расскажите, где вы сегодня были и видели.

- Молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:


Констпект  НОД по формированию элементарных экологических представлений «Путешествие в   лес»

Цель:

Формирование познавательного интереса к обитателям леса и особенностям их подготовки к зиме.

Задачи:

1.Образовательные: закрепление  представлений о диких животных, их внешнем виде,            

                                   образе  жизни в осенний период, особенностях подготовке к зиме.  

                                  Уточнение, расширение, активизация  словаря по теме (животное,  

                                    зверь, медведь, белка, заяц, барсук; мех, шкура, берлога, нора, дупло;                      

                                  линять, спячка)

2 .Развивающие:  обеспечение развития диалогической речи, умение поддерживать

                                диалог, внимания, тактильной чувствительности, логического

                                мышления, познавательной активности, эмоциональной сферы,  

                                развитие  двигательной активности.

3.Воспитательные: формирование  навыков сотрудничества, взаимопонимания,  

                                   доброжелательности, самостоятельности, ответственности;  

                                   воспитание доброго отношения к окружающему миру

 

  1.   Организационный этап.

Педагогическая цель: Вовлечь детей в непосредственную образовательную деятельность, используя игровую мотивацию.

Цель, которую должны достигнуть дети:  войти  в игровую ситуацию для помощи зайчонка.

Методы и приемы. Проблемный вопрос.

Организационный момент.

- Ой, ребята, а кто это плачет? (ответы детей)

 -   Хотите узнать?

Давайте попробуем догадаться, потрогаем ручками, а глазками смотреть не будем…

Что же там такое?  (ответы детей)

-Да это же зайчонок!

Воспитатель достает из корзинки зайчонка .

-Он совсем маленький, недавно родился, таких зайчат называют листопадничками.

 - Так у зайцев заведено: покормит зайчиха маленьких зайчат и оставляет одних, чтобы не привлекать врагов .

-Как, Коля, называют зайчат, которые родились в начале осени?

-Зачем, Никита, зайчиха оставляет зайчат одних?

Нам надо скорее вернуть зайчонка в лес! Сейчас такое важное время года, все звери к зиме готовятся.

Какое сейчас время года? (ответы детей)

-Ребята, зайчонок не знает что такое осень.

- Давайте назовем приметы осени, пусть зайчонок их запомнит.

-Молодцы! Приметы осени зайчик запомнил, а вот как к зиме готовиться - не знает.

-Придется нам отправится в путешествие, к лесным жителям и зайчонка вернуть в лес, чтобы его мама нашла.

 2. Этап с опорой на личный опыт ребенка, подготовка к основному этапу.

Цель для педагога: создать условия для дальнейшего познания через игру.

Цель для детей: Выполнить правильно игровые задания: Назвать правила поведения в лесу

В: Ребята, а я совсем не знаю куда идти. Давайте позвоним в волшебный колокольчик.

(Звонят в колокольчик.)

 Только вы должны знать, что в лесу вас могут ждать разные трудности и преодолеть их вы сможете, только если будете очень дружными, будете поддерживать друг друга и уметь договариваться.

3.Основной этап занятия.

Цель для педагога: дать новую  информацию, вовлечь детей в деятельность, создать условия  поддержки каждому ребенку.

Цель для детей:  добыть новые знания.

 «Повертелись, покружились, и в лесу мы очутились»

Мы пришли в волшебный лес, полон этот лес чудес.

А вы слышали, как шуршат под ногами  опавшие осенние листья?

- Вот мы и в лесу. Посмотрите, ребята, я уже кого-то вижу. Быстрая, проворная, шустрая, пушистая…Кто это? Это же белочка .

У белочек сейчас ни одной свободной минутки нет! Ведь надо к зиме готовиться! Как белочки готовятся к зиме?

(Ответы детей: Меняет шубку, делает запасы, дупло утепляет.)

А зачем белочка меняет шубку?

Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая.

- Какая шерсть вырастает у белки? (Ответы детей.) Шерсть эта теплая и серая.

- Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть?

-Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой.

Как она это делает?

Экспериментирование.

Воспитатель трет кусочек меха о кору дерева. На коре остается часть меха. Воспитатель объясняет, что животные трутся о кору деревьев, чтобы быстрее сменить шубку.

В: Как еще белка готовится к зиме? Делает запасы? А что запасает белка? Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы.

-Давайте поможем белочке!

                        Игра «Шишки  и  грибы»

Команда девочек собирает грибы.

Команда мальчиков собирает шишки.

-Молодцы! Помогли белочке сделать запасы на зиму.

-Белочке понравилось как вы отвечали на вопросы и как помогли ей сделать запасы .

- Вот зайчонок мы увидели как готовится белка к зиме.

- Пойдемте, ребята, дальше. Не будем белочку отвлекать. 

«Мы к лесной лужайке  вышли,

Поднимаем ноги выше,

Через кустики и кочки

Через ветки и пенёчки».

- Посмотрите, ребята, какая чудесная норка, а в норке кто – то шуршит….

- Чтобы узнать, нам надо поднять листочки.

- Кто это ребята (Ежик)

- А, что же он там делает?

- Давайте зайчонку расскажем.

- Может запасы на зиму готовит (Нет)

- А как же он к зиме готовится?(Утепляет свою норку)

- А как же он листочки в норку переносит?(Ответы детей)

- Ёжик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. А потом несет такой матрац из листьев и мха к себе.

- Правильно вы сказали, запасы на зиму он не делает, потому что проспит в своей теплой и уютной норе до весны.

- Понял зайчонок как ёжик к зиме готовится?

Физминутка

Жил в лесу колючий ёжик,

Был клубочком и без ножек.

Не умел он хлопать.

Не умел он топать.

Не умел он прыгать,

Только носом шмыгать.

А ребятки в лес пришли,

Ёжика в лесу нашли.

Научили хлопать.

Научили топать.

Научили прыгать.

Научили бегать.

- Ребята,  давайте вспомним белка где живет?(В дупле)

- Ёжик, где живет?(В норе)

 

- В это чудесном лесу живет много разных зверей.

- Посмотрите чей этот домик?

Угадайте, чей это голос? (рев медведя)

 - Правильно, это медведь

- А что будет делать медведь зимой? (Спит.)

- Умницы, медведь впадает зимой в спячку.

- Давайте скажем все вместе, что медведь делает зимой.

- Как же он всю зиму спит и ничего не ест?

- Он же может умереть с голоду. (Дети возражают.)

- Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько.

Осенью медведь усиленно ищет корм. И все время ест, чтобы накопить жир на долгую зиму. Любит сочные ягоды, спелые орехи и желуди, собирает грибы, прекрасно ловит рыбу, любит полакомиться диким медом.

Когда закружится в лесу листопад, медведь подыскивает место для берлоги. Готовит

он ее старательно и умело: устилает опавшими листьями, сухим мхом, а как только полетят   первые снежинки, медведь укладывается в свою теплую постель и

проспит всю зиму.

- Как  называется дом медведя,  давайте скажем зайчонку?(Берлога)

-Пойдемте дальше  ребята,  будем искать домик зайчонка.

-Посмотрите на песчаной дорожке чьи-то следы.

-Куда же они нас приведут?

- Мы пришли на полянку, здесь звери всегда оставляют следы.

- Вы видите на полянке песок?

- Этот песок не простой, как и все в нашем лесу.

Упражнение «Здравствуй песок»

Положите ладошки на песок. Давайте, его погладим ладошками.

Какой песок?(Сухой, шершавый, мягкий).

Нас звери приглашают

В песочек поиграть

Они всем напоминают:

Песок не обижать.

Играть тихонько, дружно,

В роток его не брать,

В глазки не втирать.

Всем рукава поднять,

Идем в песок играть.

  1. «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладошками надавливает на песок.
  2. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка,

                                        двигаясь в разных направлениях.

  1. «Ползут змейки» - ребенок пальцами рук делает поверхность волнистой(в разных        

                                направлениях).

  1. «Бегут жучки - паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения

                                                  насекомых.

 - Понравилось тебе зайчонок с нами играть?

 -Ребята , зайчонку нужно домой.

 - Где же живет зайчонок?(Ответы детей).

 - Правильно,  ребята у зайчонка нет дома, он живет под еловыми веточками.

 - Вот давайте оставим зайчонка под еловыми веточками, а мама его здесь обязательно найдет.

 - До свиданье зайчонок!

 -Ребята мы помогли зайчонку?

 -Мы сегодня столько увидели, сделали, узнали. Пора нам тоже  возвращаться  

 в детский сад.

                                         ( Звоним в колокольчик)

- А теперь превратимся в снежинки,

  Покружились, покружились

 И в саду мы очутились.

  1. Итоговый этап.

Ребята, вам понравилось путешествие по лесу?

 Кого вы видели в лесу?

 Каких животных встречали?  

Какие животные делают запасы на зиму?  

Что вам удавалось во время нашего путешествия, а что нет?

 Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы внимательные, добрые дети.

 Что бы вы рассказали о нашем путешествии другим ребятам?

 - А я вам хочу отдать ваших ёжиков, как память о нашем путешествии. Дома своим родителям покажете и расскажите, где вы сегодня были и видели.

- Молодцы!