Библиотечные уроки

Хаджаева Зарема Рзахановна

Библиотечный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bibliotechn_uroki.docx36.55 КБ

Предварительный просмотр:

Библиотечные уроки  

 Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача – научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Библиотека филиала БУ « Лангепасский политехнический колледж» в г. Покачи (далее - библиотека) является его структурным подразделением, обеспечивающим образовательный процесс необходимой  литературой и информацией.

Библиотека  является центром культуры и чтения, информационно-ресурсной базой, представляющей библиотечно-информационные ресурсы читателям, преподавателям, студентам и родителям в целях обеспечения учебного процесса и воспитательной работы, поддержки и расширения учебной деятельности студентов, развития у преподавателей и студентов потребностей в чтении и непрерывном образовании, развития способностей, умений и навыков эффективного поиска, переработки и использования информации различного характера.

Главная задача библиотечных уроков – сделать так, чтобы у студентов были знания, опыт и познание работы информационной деятельности. Следует принять во внимание, что существуют различные возрастные группы, для которых стоит различать основные этапы и задачи библиотечного урока:

  • читатели должны иметь представление о новейших компьютерных технологиях поиска информации;
  • научить студентов пользоваться поисковыми системами для самостоятельного поиска требуемой информации в самых разных видах: книгах, журналах, Интернете, энциклопедиях, справочниках;
  • приучать читателей к справочной и информационно-энциклопедической литературе и развивать способности и навыки самостоятельной работы с ними;
  • закреплять интересы к познаванию окружающего мира, к  студенческим предметам и к чтению.

Когда проводится библиотечный урок, имеет смысл использовать следующие учебно-методические приемы: практические и самостоятельные работы, путешествия, экскурсии, различного вида обзоры. Некоторые темы библиотечных уроков могут повторяться каждый год, но, тем не менее, в измененной форме. Преподавателю и библиотекарю следуют запомнить, что самая маленькая эффективность у библиотечных уроков, которые дают знания в полностью готовом виде. Лучше всего проводить библиотечный

урок в виде самостоятельной работы студентов над поставленной проблемой. Чем больше будет усложняться изучаемый материал, тем больше должно быть самостоятельных изысканий у студентов. Также, рекомендуется не реже одного раза в год проводить обобщающие и итоговые занятия.

Главное задача библиотечного урока - выработать способность студентов самостоятельно работать с книгой, энциклопедией, словарем, научить студентов систематически пользоваться библиотекой, уметь вести поиск нужной информации в библиотечных фондах.

Типичными формами работы библиотеки по распространению библиотечно-библиографических знаний и развитию культуры чтения являются:

индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике  работы с литературой;

групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе и правилах ее использования;

экскурсии по библиотеке;

проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет;

библиотечные уроки по обучению самостоятельной работы с информационными носителями;

игровые мероприятия, такие как «Информина» - это библиотечная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень библиотечно-библиографической грамотности участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями и т.д.

При оценке уровня овладения читателем библиотечно-библиографической грамотностью и культурой чтения в библиотеках принято ориентироваться на следующие знания и умения:

знания возможностей библиотеки;

умение использовать справочно-библиографический аппарат библиотеки, справочно-поисковый аппарат информационных изданий и т.п.;

знания особенностей отбора источников для чтения, осознанный выбор тематики;

знания рациональных приемов чтения (техника продуктивного или динамического чтения и др.);

умение усваивать и воспринимать прочитанное (составление планов, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.п.);

умения бережно обращаться с произведениями печати.

Значительная часть библиотечно-библиографических знаний и умений, а также знаний и умений, характеризующих культуру чтения, в деятельности общеобразовательных учреждений трактуются как общеучебные знания и умения. Недостатки в сформированности общеучебных знаний и умений являются первостепенной причиной низкой успеваемости студентов. В состав общеучебных знаний и умений традиционно принято включать умения студентов самостоятельно подготовить выступление, доклад, конспект и т.п. В свою очередь, это требует знания возможностей библиотеки, умения найти нужную литературу, составить план, сделать выписки, оформить подготовленный текст в виде сообщения заданной формы (сочинение, реферат, рецензию и др.). Основная цель библиотечных уроков – дать студентам знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.

Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.

2. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовка сочинений, рефератов, докладов, обзоров).

ПРАВИЛА БИБЛИОТЕЧНОГО УРОКА.

1. Помнить о цели:

Какой цели я собираюсь достичь?

Почему я собираюсь достичь этой цели?

Какими средствами я собираюсь достичь этой цели? Соблюдение этого правила дает возможность организовать целенаправленное обсуждение темы библиотечного урока.

2. Постоянно диагностировать состояние группы. Диагностике подлежат:

Содержание работы. Оно может меняться в зависимости от ситуации в ходе работы группы;

Состояние группы как целого, – какие процессы происходят в группе, не «выпадают» ли отдельные участники, всем ли комфортно, интересно;

  • Состояние каждого участника – как чувствует себя в группе каждый участник, какие изменения с ним происходят, насколько он включен в работу (если нет, то почему?);
  • Состояние ведущего – как Вы чувствуете себя в группе (комфортно ли Вам, достигаете ли Вы поставленных целей, если нет, то почему), удается ли Вам увлечь работой каждого участника.

3. Библиотекарь должен уметь:

  • Слушать и слышать;
  • Быть открытым;
  • Ровно, доброжелательно относиться ко всем мнениям;
  • Не упускать никого и ничего в процессе работы;
  • Не сталкивать мнения, а выслушивать;
  • Не оценивать;
  • Быть активным, но не подавлять своей активностью инициативу участников;
  • Говорить четко и понятно;
  • Не заниматься агитацией, не выдавать свое мнение за истину.

4. Во время библиотечного урока библиотекарю потребуется умение:

  • устанавливать контакт со студентом при общении;
  • отслеживать «состояние контакта» в процессе общения;

  • удержание контакта в процессе общения;
  • восстанавливать контакт, если он утерян в ходе общения;
  • «настраивать» собеседника (организовать запрос);
  • «настроиться» на собеседника (понимать запрос);
  • собирать и анализировать информацию об интересах студента;
  • изучать и правильно оценивать возможности студента;
  • организовывать стимулы (на основе информации об интересах и возможностях студента);
  • Понимать студента:
  •  1) характер и культурно-личностные особенности студента;
  • 2) Ценностные ориентации и установки студента;
  • 3) Эмоциональное состояние и настроение студента. Развитие навыков работы с информацией – важнейший компонент программы библиотечных уроков со студентами. Навыки и умения, приобретенные участниками на занятиях должны стать прочной базой для успешного освоения приемов работы информации из любых источников (книги, периодика, компьютер).

Основная цель занятий одна – научить приемам и способам работы с информацией любого рода. Приобретенные на занятиях навыки помогут студентам успешно работать с любой информацией, связанной с учебными дисциплинами.

Участники занятий в процессе работы учатся:

1. Воспринимать и анализировать информацию;

2. Вырабатывать собственное мнение и обосновывать его;

 3. Строить доказательство и умозаключение;

 4. Ясно и конкретно выражать свои мысли;

5. Слушать, воспринимать и обдумывать мысли, доказательства, умозаключения студента.

Учитывая возрастные особенности студентов, следует выделять несколько основных задач библиотечного урока в группе:

  • Дать представление учащимся о современных информационных технологиях;
  • Научить студентов самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри библиотеки, так и вне нее;
  • Приобщать студентов к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней;
  • Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к литературе и к чтению.

Во время библиотечного урока можно использовать различные методические приемы: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты. Особое место в проведении библиотечных уроков занимает диагностика уровня информационной культуры студентов. Для этого используется вводное, текущее и итоговое тестирование.

Программа «Основы библиотечно-библиографической грамотности».

Главная задача программы – научить студентов работать с книгой, приобщить их к систематическому пользованию библиотекой, уметь пользоваться всей имеющейся в библиотеке информацией. Знания, полученные в результате обучения, расширяют кругозор студентов по всемирной истории, истории России, литературе, географии, краеведению.

При оценке работы учащихся на библиотечном уроке учитывается:

  • правильность ответа;
  • оперативность ответа;
  • умение выражать свои мысли кратко и четко;
  • владение специальными терминами;
  • логика изложения;
  • умение работать в группе;
  • эмоциональность, заинтересованность.

Тема 1. Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом». Понятия «читатель», «библиотека», «библиотекарь».

Сентябрь

Тема 2. Основные правила пользования библиотекой. Как самостоятельно записаться в библиотеку. Как самостоятельно выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг).

Сентябрь, октябрь

Тема 3. Правила и умения обращаться с книгой. Обучение простейшему ремонту книг.

Март

Тема 4. Знакомство с помещениями библиотеки (экскурсия). Роль и назначение библиотеки. Понятия «абонемент», «читальный зал». Расстановка книг на полках, самостоятельный выбор книг при открытом доступе.

Ноябрь

Тема 5. Структура книги. Кто и как создает книги. Из чего состоит книга. Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрация.

Декабрь

Тема 6. Газеты и журналы для студентов. Понятие о газете и журнале: статья, заметка, журналист, корреспондент, редакция. Выставка детских журналов.

Апрель

Тема 7. Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие.

Ноябрь

Тема 8. Выбор книг в библиотеке. Знакомство с устройством каталога. Титульный лист и каталожная карточка, их взаимосвязь. Шифр книги. Систематический каталог. Отделы каталога. Разделители. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках.

Март

Тема 9. Твои первые энциклопедии, словари, справочники. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели.

Май

Тема 10. Похвала книге. Приобщение к чтению. Роль книги в жизни общества и формировании великих людей. Бережное отношение к книге.

Октябрь

Тема 11. История книги: от истоков до настоящего времени. Древнейшие библиотеки.

Декабрь

Тема 12. Искусство книги. Работа художника. Связь иллюстрации с текстом. Проявление манеры, почерка художника, его творческой индивидуальности.

Март

Тема 13. Построение книги: аннотация, предисловие, послесловие, содержание, словарь. Использование знаний о структуре при   выборе  и чтении книг.

Ноябрь

Тема 14. Выбор книг в библиотеке. Систематический каталог. Обучение самостоятельному поиску информации. Библиотечный каталог, картотека, библиографические указатели, тематические списки литературы. Титульный лист книги и каталожная карточка. Аннотация на каталожной карточке. Шифр. Основные деления. Расположение карточек в каталоге и книг на полке.

Февраль

Тема 15. Запись о прочитанном. Дневники чтения и отзывов. Отзыв, продуманное мнение о книге. Обучение правилам ведения дневника чтения и написания отзыва на книгу.

Май

Тема 16. Выбор книг. Библиографические указатели. Понятие «библиография», ее назначение. Библиографические указатели и их отличие от систематического каталога. Как пользоваться указателем при выборе книг.

Ноябрь

Тема 17. Справочная литература. Роль и значение справочной литературы. Порядок пользования.

Февраль

Тема 18. Периодические издания для студентов. Разнообразие прессы. Справочный отдел последнего номера в году. Использование материалов периодически в учебе.

Март

Тема 19. Справочно-библиографический аппарат школьной библиотеки колледжа: структура и назначение. Алфавитные и систематические каталоги. Алфавитно-предметный указатель. Справочная литература. Энциклопедии: универсальная (БСЭ), отраслевые (историческая, литературная, физическая и др.). Поиск литературы с помощью систематического каталога.

Октябрь

Тема 20. Книга и ее создатели. Структура книги, использование ее аппарата при чтении. Дополнительные сведения о титульном листе: серия, выходные данные, информация о переводчике, переиздании и др., определение содержания книги по ее элементам при беглом просмотре.

Февраль

Тема 21. Техника интеллектуального труда. Методы работы с информацией. Анализ художественной, научно-популярной, учебной, справочной литературы. Составление плана. Конспектирование. Виды конспектов: текстуальный, свободный, смешанный. Тезисы. Библиографическое оформление цитат и выписок. Список использованной литературы. Оформление реферата, конспекта, доклада.

Май

Тема 22. Книги по естественным наукам и технике для студентов: специфика, особенности их чтения, методика использования в обучении. Справочная литература по естественным наукам и технике. Серии книг по естественным наукам и технике, их тематика. Связь со школьной программой.

Ноябрь

Тема 23. Художественная литература для студентов. Основные жанры и виды: библиографические очерки, повести, мемуары, публицистические произведения.

Февраль

Тема 24. Периодические издания для старших подростков. Роль периодических изданий в обучении и воспитании студентов. Современные периодические издания для молодежи, их разнообразие. Профиль, читательское назначение. Краткая характеристика отдельных периодических изданий.

Март

Тема 25. Алфавитный каталог, его составление и описание. Карточка алфавитного каталога. Обучение новым возможностям поиска информации.

Октябрь

Тема 26. Систематический каталог. Обучение использованию новых информационно-поисковых систем. Схема основного авторского описания.

Декабрь

Тема 27. Предметный каталог. Развитие у обучающихся основных поисковых умений и навыков в качестве базиса для формирования информационно-независимой личности.

Май

Тема 28. Поиск литературы для реферата и исследовательской работы, доклада.

Октябрь

Тема 29. Поиск с использованием компьютерных программ. Обучение использованию информационно-поисковых систем.

Апрель


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гнедина Н.И., Колкова И.И., Стародубова Г.А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-методическое пособие. Ч. 1 и 2.- Кемерово: Кемеровская гос. академия Культуры и искусств, 1999.

2. Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Метод. Рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю.- М., 1987.- 145с.

3. Новокшенов Ю., Соломатин А. Воспитывая информационную культуру // Народное образование.- 1988.- №6.- с. 11-47.

4. Чулкина Г.В. Программа «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам» // Школьная библиотека.- 2001.- № 1.- с. 8-14.

Использованы материалы сайта http://www.set-3756.znaet.ru Критическая литература. Библиотечный урок.


Приложение

Библиотечный урок

«СЛОВАРИ – НАШИ ПОМОЩНИКИ»

Цель: познакомить студентов с основными типами словарей, пробудить любознательность и интерес к чтению.

Оформление: выставка словарей, портрет В.И.Даля, оформленные на листах задания.

Эпиграф: «…словарь – это вселенная в алфавитном порядке. Собственно, словарь есть книга в широком значении слова. Все другие книги содержатся в ней: суть лишь в том, чтобы извлекать их из нее…» Вольтер.

Ход мероприятия

Библиотекарь: Мы с вами уже знаем, что есть такой вид литературы как справочная. В нее входят все справочники, энциклопедии, а так же те книги, без которых невозможно обойтись ни студенту, ни врачу, ни рабочему, ни космонавту, - словари.

- Что означает слово «минорный»?

- Открой словарь музыкальных терминов.

- Что означают слова «мнемический» и «сенсорный»?

- Возьми словарь иностранных слов или философский, там есть точный перевод этих слов и указано их значение.

Словари увлекательны, как книги. За словами любого языка скрывается живая история народа, его традиции, многовековая культура. «Древней рассыпной повестью» назвал словари С.Маршак.

Каждое слово в словаре – маленькая частица драгоценного народного опыта, его прошлое и настоящее.

Что же такое словарь? По определению В.Даля, это сборник слов, изречений какого либо языка с толкованием или переводом.

Сколько составлено словарей? На этот вопрос ответить не просто. Их немало. Есть научные и специальные, технические, библиографические, биографические, медицинские, исторические и педагогические.

Особенно много толковых языковых словарей. Словари, поясняющие «толкующие» слова называются толковыми. Все они делятся на два вида. В одних отражено все лексическое богатство данного языка. В других лишь те слова, которых употребляются в литературном языке.

Толковый словарь В.Даля

Всю жизнь посвятил Владимир Иванович Даль собиранию слов. Подвигом и итогом всей жизни и явился знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А сколько всего слов в русском языке? В самом первом словаре, изданном Российской академией наук, их было 60 тысяч. Даль за всю свою жизнь собрал еще столько же слов, ранее ученым неизвестных, - он назвал их «дикими». Вместе с «дикими» словами приходили к Далю русские пословицы и поговорки, загадки, сказки. За 4-томный «толковый словарь живого великорусского языка» - труд всей жизни В.И.Даль был удостоен звания почетного академика Петербургской академии наук. Достаем четвертый том, откроем на слове «СЛОВАРЬ». Читаем: «СЛОВАРЬ» - сборник слов, речений (то есть выражений) какого-либо языка». Значит в четырех толстых книгах собраны русские слова и выражения.

Составитель словаря очень заботился о том, чтобы в его собрание попало больше слов народного – живого – языка, «как ходит он устно из конца в конец по всей нашей родине».

В «Толковом словаре» не просто собраны слова, но и объяснены, в нем раскрыты смысл и значение каждого слова.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» около двухсот тысяч слов. Все слова, которые есть в словаре, собрал и объяснил один человек. Этот словарь был создан более ста лет назад и с тех пор неоднократно переиздавался.

«Словарь современного русского литературного языка» Академии наук России насчитывает 17 томов. Это целое хранилище русского языка, вся его многовековая история. Конечно, этим словарем пользуются реже, чем, например, четырехтомным «Толковым словарем русского языка» под редакцией профессора Д.Н.Ушакова. Но чаще всего прибегают к «Словарю русского языка» С.И.Ожегова, неоднократно переиздававшегося и наиболее полного на сегодняшний день, в котором дано лексическое и грамматическое толкование около 53 тысяч слов. Используя его, дайте объяснение словам: библиотека, библиотекарь, библиофил, библиофоб (несколько ребят выполняют это задание и зачитывают значения этих слов). Как ночь и день, как мрак и свет, отличаются друг от друга слова «библиофил» и «библиофоб». Потому что библиофил – это любитель и собиратель книг, а библиофобия означает ненависть к книге. Это кажется невероятным, невозможным. Разве бывают люди, способные ненавидеть книгу?! Бывают.

В языке существует явление, когда один и тот же предмет, вещь, событие можно назвать различными словами, когда для обозначения одного и того же качества или действия существует не одно, а несколько слов, сходных по смыслу, но различных по звучанию. Например, человека, не испытывающего страха, можно назвать смелым, отважным и храбрым, а человека, состоящего с кем-либо во враждебных отношениях, - врагом, неприятелем, противником. Для слов, сходных по смыслу, существует словарь синонимов. Давайте подберем к глаголу «говорить» синонимы (ребята выполняют задание с помощью словаря: разговаривать, молвить, шептать, кричать, доказывать, спорить, утверждать, произносить, спрашивать…). А теперь давайте подберем к слову «ложь» синонимы. (Обман, небыль, напраслина, неправда, навет, наговор).

Русский язык очень богат фразеологизмами. Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания, которые употребляются и в прямом, и в переносном значении. Например, говорят: цыплят по осени считают, - когда хотят сказать, что о результатах следует судить по окончании дела. Другие пословицы и поговорки употребляются в прямом значении: живи для людей, поживут люди и для тебя.

Источники фразеологических выражений различны. Одни из них (пословицы и поговорки) возникли на основе наблюдений человека над природными и естественными явлениями (Много снега – много хлеба), другие появились в связи с историческими событиями (Пусто, словно Мамай прошел); третьи вышли из песен, сказок, легенд. Фразеологический словарь дает нам возможность узнать, откуда пришло к нам какое-либо выражение.

Давайте вспомним удивительные легенды Древней Греции. Ведь именно мифы Древней Греции и подарили нашему языку много ярких и удивительных словосочетаний. (Если дети испытывают затруднение в выполнении заданий, можно вначале рассказать легенду, а потом найти фразеологизм) Что же означают эти выражения: «Сизифов труд» (Бесполезный, напрасный труд. Сизиф – сын повелителя ветров Эола - за

разглашение тайны богов был обречен после смерти вкатывать на гору тяжелый камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз скатывался вниз.), «Авгиевы конюшни» (Очень загрязненное место. У царя Авгия было три тысячи коней. Однако стойла, в которых содержались лошади, не чистились в течении тридцати лет, и они по самые крыши заросли навозом. И царь поручил Гераклу очистить конюшни. Геракл был не только могуч, но и умен. Он отвел в ворота конюшен реку, и бурный поток вымыл оттуда всю грязь.), «Титанический труд» (Огромный, колоссальный труд. Титаны – греческие божества старшего поколения – дети Урана и Геи (неба и земли) – были очень могучими, олицетворяли собой неукротимую стихию и грубую силу, отождествляются с гигантами.)

При изучении иностранных языков не обойтись без двуязычных словарей. Их по праву называют словарями-переводчиками. На полках библиотек и книжных магазинов вы можете увидеть десятки различных двуязычных словарей. Англо-русский и русско-английский, тибетско-русский, японско-русский. … Чтобы перечислить все эти словари, изданные в нашей стране и за рубежом, понадобилось бы очень много времени. Есть и многоязычные словари, где дается перевод слова на несколько языков.

Назначение словарей иностранных слов – объяснить неизвестные слова иностранного происхождения.

Часто у нас возникают вопросы, встречаются непонятные слова, связанные с определенной отраслью знаний. В таком случае на помощь придут отраслевые словари. Например, «Краткий политический словарь», «Технический словарь», «Географический словарь» и т.д.

Зачем нужен человеку, для которого русский язык является родным, словарь русского языка? Во-первых, есть словари орфографические. В них показано, как правильно писать то, или иное слово. Без них ни одному человеку, стремящемуся писать грамотно, не обойтись. Есть словари орфоэпические, в которых показано, как правильно произносить русские слова, следует ли говорить, например, алфавит или алфавит, звонит, или звонит.

Сомневаешься в том, как правильно надо произнести то, или иное книжное слово, - смотри в словарь и найдешь ответ. У словарей особое назначение – как можно полнее раскрыть значение слов, их богатую и многообразную роль в речи.

Орфографические и орфоэпические словари – книги нужные, но увлекательным чтением их никак не назовешь. А вот словари толковые – это настоящая кладовая языковых богатств, и читать их одно удовольствие. Причем польза от этого чтения очень большая: вы узнаете значение десятков, сотен слов, которые слышали или встречали в книгах, а порой и вообще они являются для вас открытием.

Сегодня мы познакомились лишь с малой частью существующих словарей. Запомните, что, прежде чем употреблять в своей речи то или иное слово или словосочетание, вы должны точно знать его значение, и в этом вам лучшие помощники – словари.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гендина Н.И., Колкова И.И., Стародубова Г.А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-методическое пособие. Ч. 1 и 2. – Кемеровская гос. академия Культуры и искусства, 1999.

2. Гецов Г.Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М.: Книга, 1975. – 109 с.

3. Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Метод. Рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. – М., 1987. – 145с.