Картотека пальчиковых игр 1

Истомина Оксана Николаевна

Картотека пальчиковых игр 1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palch._gim._2.docx38.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Вышел дождик на прогулку».

Вышел дождик на прогулку.        Указательным и средним

                                               пальцами обеих рук «шагают» по столу.

Он бежит по переулку.      Загибают по одному пальцу на обеих

Барабанит по окошку,                     руках на каждую строку.

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал.                Трясут ладонями, как будто

                                                                           отряхивают с них воду.

Дождик кончился. Устал.                 Кладут ладони на стол.

                                                                                               Н. Нищева.

«Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять,              Загибают пальчики на обеих

                                                                      руках, начиная с больших. Будем листья собирать.                    Ритмично сжимают и

                                                                              разжимают кулачки.

Листья березы,                                 Вновь   загибают   пальчики,

                                                                                 начиная с, больших.

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,        Приседают, «шагают» по ковру

                                                      средним, и указательным пальцами

Маме осенний букет отнесем                                                 обеих рук.

                                                                               Н. Нищева.

«Компот».

Будем мы варить компот,        Левую ладошку держим «ковшиком»,

Фруктов нужно много. Вот:                                  правой «мешаем».

Будем яблоки крошить,               Загибаем пальчики на правой руке, Грушу будем мы рубить,                                   начиная с большого.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.                Опять «варим» и «мешаем».

Угостим честной народ.

                                                                               Н. Нищева

                  «Апельсин».

Мы делили апельсин,              Идут по кругу, взявшись за руки.

Много нас, а он один.

Эта долька —                          Останавливаются лицом в круг.

Для ежа.                                  Загибают по одному пальцу на обеих

Эта долька —                          руках, начиная с больших, на каждое    

Для  стрижа.                                     название животного.

Эта долька —

Для утят.

Эта долька —

Для котят.

Эта долька —

Для бобра.

А для волка —                  Изображают пасть волка двумя руками.

Кожура.

Он сердит на нас —          Приседают. Закрывают голову руками.

Беда!!!

Разбегайтесь,                 Разбегаются.

Кто куда.

«Слива».

Сливу я держу в руке,                 Кладут мячик на правую ладошку.

Зажимаю в кулаке,                      Крепко сжимают его.

Отпускаю, разжимаю                  Раскрывают ладонь.

И ладошками катаю.                   Катают мячик между ладонями.

                                                                             Н. Нищева

«В магазине».

У метро - стеклянный дом.            Дети идут по кругу, взявшись за

                                                                                                       руки.

Покупаем в доме том

Помидоры и капусту,                             Останавливаются лицом в

                                                                     круг, загибают по одному

                                                                         пальцу сначала, на левой

Лук и перец очень вкусный                       руке, потом - на правой на

Сок, бананы, апельсины,                 каждое название овощей и

Киви, свеклу, мандарины                                                        фруктов.

Это место - просто склад               Вновь идут по кругу, взявшись за

                                                                                                   руки.

Витаминов для ребят.

                                                                                     Н. Нищева.

«Корзина с овощами».

С большою корзиной иду в огород.     Дети идут по кругу, держась

На грядках растет разноцветный народ.                                за руки.

Тут красный, пузатый сеньор помидор.            На каждое название

А там кабачок, оседлавший забор.           овоща загибают по одному

Румяный редис принакрылся листком,     пальцу сначала на правой,

                                                                             а потом на левой руке.

Зеленый лучок дружно всходит рядком.  

Как солнышко, желтая репка горит

И с черною редькой, смеясь, говорит.

Лиловый атласный висит баклажан.

Он здесь словно гость из диковинных стран.

Вот рыжей лисицей крадется морковка,

А тут чеснока две седые головки

И сочный, кудрявый, хрустящий салат.

Все дружно в корзине горою лежат.                Вновь идут по кругу,

                                                                                Держась за руки.

                                                                  Н. Нищева.

«Грибы».

Топ-топ - пять шагов,                   «Шагают» пальчиками по столу.

В туесочке пять грибов.                 Переплели пальцы – сделали

                                                      туесочек, большие пальцы — ручка.

Мухомор красный - гриб опасный.           Загибают  по  одному

                                                                         пальцу на обеих руках на

                                                                          каждое название гриба,

                                                                                  начиная с мизинца.

А второй - лисичка,            

Рыжая косичка.

Третий гриб — волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб — белый,

Ешь его смело!

«Гномики-прачки».

Всем водички принесла. Жили-были в домике                  Сжимают и разжимают кулачки.

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Микки.       Загибают пальчики, начиная с

                                                                                                     больших.

Раз, два, три, четыре, пять,              Разгибают пальчики, начиная с

                                                                                                     больших.

Стали гномики стирать:                   Трут кулачки друг о друга.

Токи — рубашки,                             Загибают пальчики, начиная с

                                                                                                     больших.

Пики — платочки,

Лики — штанишки.

Чики       носочки.

Микки умница была,

Всем водичку носил.

«Машина каша».

Маша каши наварила,               Указательным пальцем правой руки Маша кашей всех кормила.                   «мешают» в левой ладошке.

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку,               Загибают по одному пальчику на обеих

Жучке — в плошку,                     руках на каждое название посуды.

А коту — в большую ложку,

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,                                          Разжимают пальцы.

Все до крошки раздала.                             Сдувают воображаемые

                                                                                       крошки с ладони.

                                           Н. Нищева.

«За ягодами».

Раз, два, три, четыре, пять,        Пальчики обеих рук «здороваются»,

                                                                                    начиная с больших.

В лес пойдем мы погулять.                  Обе руки «идут» пальчиками

                                                                                                    по столу.

За черникой,                       Загибают пальчики, начиная с больших.

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

                                                           Н. Нищева.

                     

              «Есть у каждого свой дом».

У лисы в лесу глухом                     Дети загибают пальцы на обеих

                                                                          руках по

Есть нора — надежный дом.                     одному пальцу на каждое

                                                                                                двустишие.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,              Поочередно хлопают в ладоши и

                                                                                                     ударяют

Всем тепло, уютно в нем.              друг о друга кулачками обеих рук.

                                                                             «Снежок».

Раз, два, три, четыре,                        Загибают пальчики, начиная с

                                                                                                   большого.

Мы с тобой снежок слепили.                 «Лепят», меняя положение

                                                                                                      ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий                         Показывают  круг,

                                                                       сжимают ладони вместе,

                                                                гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий.                               Грозят пальчиком.

Раз — подбросим.                           Подбрасывают воображаемый

                                                                          снежок, смотрят вверх.

Два — поймаем.                         Приседают, ловят воображаемый

                                                                                                      снежок.

Три — уроним.                             Встают, роняют воображаемый

                                                                                                      снежок.

И... сломаем.                                                                       Топают.

                                                Н. Нищева.

                 «Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять,                Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять.              «Идут» по столу указательным

                                                                             и средним пальчиками.

Бабу снежную лепили,                «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,                    «Крошат хлебушек» всеми

                                                                                               пальчиками.

С горки мы потом катались,           Ведут   указательным   пальцем

                                                          правой руки по ладони левой руки.

А еще в снегу валялись.                       Кладут ладошки на стол то

                                                                     одной, то другой стороной.

Все в снегу домой пришли.                           Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли.                         Движения воображаемой          

                                                                           ложкой; руки под щеку.

                                                  Н Нищева.

                                                          «Снежинки».

Стою и снежинки                        Ритмичные удары пальцами левой

             в ладошку ловлю.             руки, начиная с указательного, по

                                                                                 ладони правой руки.

Я зиму, и снег,                                      Ритмичные удары пальцами

           и снежинки люблю.                               правой руки, начиная

                                                  с указательного, по ладони левой руки.

Но где же снежинки?                     На первый вопрос сжать кулаки,

             В ладошке вода!..                              на второй — разжать.

Куда же исчезли снежинки? Куда?            На первый вопрос сжать

                                                               кулаки, на второй — разжать.

Растаяли хрупкие льдинки-лучи...                  Мелкие потряхивания

                                                                      расслабленными ладонями.

Как видно, ладошки мои горячи.

                                            Н. Нищева

                                                                   

                                                                «Елочка».

Перед нами елочка:                 Пальцы рук переплетены, из больших

                                                                пальцев «верхушка» елочки.

Шишечки, иголочки,                                 Сжатые кулачки, потом

                                                                        растопыренные пальчики.

Шарики, фонарики,                               «Шарики» из пальцев вверх,

                                                                                 «фонарики» вниз.

Зайчики и свечки,                       «Ушки» из указательных и средних

                                                            пальчиков, потом сложенные

                                                                                          вместе ладони.

Звезды, человечки.               Ладони сложены, пальцы расправлены,

                                                              потом указательные и средние

                                                                           пальцы стоят на столе.

                                       Н. Нищева.

                                                    «Кормушка».

Сколько птиц к кормушке нашей                    Ритмично сжимают и

                                                                                разжимают кулачки.

Прилетело? Мы расскажем.                              Машут перекрестно

                                                                            сложенными ладонями.

Две синицы, воробей,                   На каждое название птицы дети Шесть щеглов и голубей,                   загибают по одному пальчику

Дятел в пестрых перышках.                                начиная с больших.

                                                                                          на обеих руках,

Всем хватило зернышек!                         Трут большие пальчики об

                                                                               указательные, как бы

                                                                   насыпают корм в кормушку.

                                      Н. Нищева.

                                                                   

                                                                  «Птички».

Эта птичка - соловей,            Дети  загибают  по  одному пальцу на

Эта птичка — воробей,       обеих руках на каждое название птицы.

Эта птичка — соловушка,

сонная головушка,

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель,

Эта птичка — злой орлан.                  Машут сложенными накрест

                                                                                                 ладонями.

Птички, птички, по домам!              Машут руками, как крыльями.

                       Русская народная песенка.

                                                   

                                               «Жадина».

Пес шагал по переулку,          Дети идут по кругу, держась за руки.

Он жевал большую булку.

Подошел щеночек,               Останавливаются лицом в круг, загиба

Попросил кусочек.                             ют по одному пальцу на обеих

                                                                        руках, начиная с больших.

Подошла кошка-мяушка,                

Попросила кошка мякушки.

Прискакала лягушка,

Попросила горбушку.

Подошла курочка,

Попросила курочка корочку.

Подошла уточка,

Постояла минуточку.

Попросила уточка чуточку,

Только попробовать!

Сел пес,                                             Приседают. Принимают позу

                                                                                            «мыслителя».

Стал гадать —

Дать или не дать.

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал...

И сказал:                                               Встают. Разводят руками.

— Я бы дал!

У меня у самого

Больше нету ничего!

                                         Э. Мошковской.

                 

                 

                   «Буренушка».

Дай молока, Буренушка,                      Дети показывают, как доят

                                                                                                        корову.

Хоть капельку — на донышке.

Ждут меня котятки,                                      Делают «мордочки» из

                                                                                                  пальчиков.

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,                    Загибают по одному пальчику

Творогу немножечко,             на обеих руках, начиная с мизинцев, на

Масла, простоквашки,          каждое название молочного продукта.

Молока для кашки.                                                    Снова «доят».

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

                      «Сидит белка на тележке».

Сидит белка на тележке,          Кнопки ладонями и удары кулачками Продает она орешки.                                друг о друга попеременно.

Лисичке-сестричке,              Загибают по одному пальчику, начиная

Воробью, синичке,                                 с большого, на обеих руках.

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

                                 Русская народная потешка.

                   «Кто же это?»

Отгадайте, кто же это?             Загибают по одному пальцу на обеих

Уха два, а рожек нету.               руках на каждое выделенное слово.

Есть короткий толстый хвост,

Есть холодный черный нос,

Есть четыре сильных лапы,

Очень сильных, как у папы.

И еще хочу сказать:

Очень умные глаза.

Я бы угадать бы смог!                                                Машут рукой.

Кто же это? Мой щенок!                                     Пожимают плечами.

                                                                      Пожимают руки к сердцу.

                                     Н. Нищева.

                                                            «Кап, кап...»

Кап, кап, кап — звенит капель.             Ритмично стучат по

Приближается апрель.                            ковру подушечками

                                                     пальцев, начиная с большого.

                 Н. Нищева

                                     «Дрозд – дроздок».

Дружок ты мой, дрозд,               Дети машут сложенными накрест

                                                                          ладонями, как крыльями.

В крапинку хвост,                   Загибают  по одному пальцу на обеих

Носик — остренький,                                руках на каждую строку.

Бочок — пестренький,

 Перья — тонкие,

Песни — звонкие.

Весной распеваются,                               Вновь машут сложенными Зимой забываются.                                              накрест ладонями.

                                 Молдавская песенка.

                                           «Зеленый попугай».

Попугай зеленый Жак                  Дети обеими руками показывают

Носит с фалдами пиджак,                     «длинные фалды» за спиной.

Носит желтую манишку                                Похлопывают себя по

                                                                               груди обеими руками.

И пушистые штанишки.                     Похлопывают себя по бедрам

                                                                                          обеими руками.

Он летает, он считает,          Загибают по одному пальчику на обеих

Он болтает и читает.                 руках, начиная с больших, произнося На все руки он мастак.                            глаголы и слово «мастак».

Попка — вовсе не дурак!                         Руки на пояс. Выполняют

                                                           ритмичные прыжки на носочках.

                               Н. Нишева.

                                                       «В саванне».

Тигр, жираф, огромный слон,          На каждое название животного Зебра, пума и бизон,              загибают по одному пальцу, начиная с Два шакала, бегемот,                          мизинца правой руки .К концу Он стоит разинув рот.                             стихотворения, назвав льва,

А над ними — царь зверей.      дети сжимают все пальцы в кулаки.

Назови его скорей!

                                  Н. Нищева.

                              «Где обедал, воробей?»

—  Где обедал, воробей?         Машут перекрещенными ладошками.

—  В зоопарке у зверей.                            Ладошками изображают

                                                                          раскрывающуюся пасть.

Пообедал я сперва          На каждое название животного загибают За решеткою у льва.                   по одному пальцу сначала на левой, Подкрепился у лисицы,                                  потом на правой руке.

У моржа попил водицы,

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил                      Опять изображают ладошками Чуть меня не проглотил.                             раскрывающуюся пасть.

                                     С- Маршак.

                                                         «Ласточка».

Ласточка, ласточка,                     На каждую строку на обеих руках Милая касаточка,                       большие пальцы касаются дважды Ты где была,                    каждого пальца, начиная с указательных.

Ты с чем пришла?

— За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну - красну.

                                     Русская народная песня.

                                                                          «Ежик».

Желтых листьев целый ворох,       Сидят на корточках, выполняют Re-гпя нет а в листьях шорох.               взмахи руками вправо-влево.

Это еж, почуяв осень,            Перелагаются по кругу на корточках.

Хорошо, что он колючий, -                Встают, выполняют прыжки

                                                                                               на носочках.

Сам теперь как листьев куча!                          Руки держат на поясе.

Нужно листьями скорей                   Опять приседают и выполняют

Спальню выстелить в норе.                                           взмахи руками.

                                        Е. Стюарт.

                 «Речные рыбы».

Окунь, щука, сом, суда,                  Загибают пальцы на правой руке,

Ты считай не просто так.                  Начиная с мизинца, на каждое

                                                                                          название рыбы.

Жерех, язь, плотва, уклейка.          Продолжают загибать пальцы,

Ты считай-ка! Не робей-ка!                             переходя на левую руку.

А еще большой карась.

Назови всех еще раз.                   Перечисляют названия рыб, вновь

                                                                                         загибая пальцы.

                                Н. Нищева.

                                                                «Рыбка».

Рыбка плавает в водице,         Сложить ладони вместе и показать,

Рыбке весело играть.                                         как плавает рыбка.

Рыбка, рыбка, озорница,                                Погрозить пальчиком.

Мы хотим тебя поймать.                        Медленно сблизить ладони.

Рыбка спинку изогнула,            Снова показать, как плывет рыбка.

Крошку хлебную взяла,               Сделать хватательное движение

                                                                                            двумя руками.

Рыбка хвостиком махнула,                   Снова показать, как плывет

                                                                                                         рыбка. Рыбка быстро уплыла.

                                     М. Клокова.

                  «Люблю по городу гулять...»

Люблю по городу гулять,                     Дети «шагают» пальчиками Люблю смотреть,                                                обеих рук по столу.

Люблю считать.                                                На каждое название

Невский — раз, Зимний — два,                   достопримечательности

Три — красавица Нева,                        загибают по одному пальчику.

А четыре — мост Дворцовый.

Пять — гуляю по Садовой,

Шесть — к Исаакию схожу

И на купол погляжу.

Семь — конечно, Летний сад.

Как красив его наряд!

Восемь — крепость у Невы.

Были там, наверно, вы.

Девять — повстречался мне

Медный всадник на коне.

Десять — из-за поворота

Вижу Нарвские ворота.

                                                    Н. Нищева.

«НАСЕКОМЫЕ  НАД  ЛУГОМ»

-Жу-жу-жу,-жужжит пчела:   (Дети поднимают руки в стороны и

  Я лечу из далека                        ритмично ими машут,                                                                                    

                                                               как крылышками.)                                                                                 

-Зу-зу-зу,-комар пищит.          (Ритмично «выбрасывают»

                                                    указательные пальцы вперед.)

-Уф-уф-уф,-как паровоз              (Ритмично притопывают ногами.)

Шмель пыхтит, пыльцу повез.

Жук  гудит: «Гу-жу,гу-жу.       (Ритмично хлопают в ладоши.)

Я любого разбужу.»

                                            «Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,      (запястья соединить, ладони  

                                                                  развести в  стороны,

                                                                       пальцы слегка округлить.)

Утром весенним раскрыл лепестки.    (развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питанье      (ритмично двигать пальцами

                                                                                                   вместе врозь).

Дружно дают под землей корешки.     (ладони опустить вниз, тыльной

                                                                  стороной прижать друг к другу,

                                                                                             пальцы развести.)

          «Давай подружим пальчики»

Дружат в нашей группе -    (пальцы рук соединяются в замок)

 девочки и мальчики.                                                                               

Мы с тобой подружим -       (ритмичное касание пальцев обеих рук) 

маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять-  (поочередное касание одноименных  

                                                                пальцев, начиная с мизинцев) 

Начинай считать опять –

Раз, два, три, четыре, пять-  (поочередное касание одноименных        

                                                     пальцев, начиная с больших пальцев) 

Мы закончили считать-        (руки вниз, встряхнуть руками)